Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация личностно ориентированного подхода к детям дошкольного возраста с задержкой психического развития при формировании у них любознательности

Работа №97321

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы105
Год сдачи2019
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Определение понятий: личностно ориентированный подход;
познавательная активность; любознательность; задержка психического развития 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста 13
1.3. Особенности формирования любознательности у детей
дошкольного возраста с точки зрения личностно ориентированного подхода 19
1.4. Значение формирования любознательности у детей дошкольного
возраста при личностно ориентированном подходе 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. База исследования и анализ контингента детей дошкольного
возраста, участвующих в экспериментальной работе 28
2.2. Обзор методик, направленных на изучение любознательности у
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 31
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по изучению
любознательности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 33
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ДЕТЕМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У НИХ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ 40
3.1. Игры, виды продуктивной деятельности, направленные на реализацию личностно ориентированного подхода к детям с задержкой психического развития при формировании у них любознательности 40
3.2. Методические рекомендации, по реализации личностно ориентированного подхода к детям с задержкой психического развития
при формировании у них любознательности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 105


Динамичное развитие ребенка в российском обществе требует формирования у него яркой индивидуальности. Психологи и социологи считают, что детям свойственна прагматичность мыслей и действий, независимость. Современное построение учебного процесса в последние годы завоевывает личностно ориентированный подход. Педагоги овладевают теоретическими основами и используют данный подход в учебно-воспитательном процессе, так как считают его наиболее продуктивным в современной педагогической деятельности. На основе этого возникает необходимость в построении личностно ориентированных систем воспитания и обучения. Для осуществления личностно ориентированного подхода важно систематизировать знания и исследования о подходе, попытаться расширить его использование в деятельности педагогов. В данной работе я попытаюсь ответить на такие вопросы:
- Что такое личностно ориентированный подход?
- Из каких компонентов состоит?
Тема моей предыдущей работы звучала так: «Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития точки зрения их любознательности». В ней я отмечала, что проблема формирования любознательности у детей с ограниченными возможностями здоровья требует детального рассмотрения, изучения и эффективного решения. Особенно эта ситуация обостряется в связи с широким распространением интеграционных и инклюзивных процессов в образовании, так как построение образовательной деятельности строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок должен становиться активным в выборе содержания своего образования, быть субъектом образования.
Анализ изученной мною литературы и источников свидетельствует, что изучению любознательности посвящены исследования многих ученых, однако особенности формирования любознательности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития при реализации личностно ориентированного подхода исследованы недостаточно.
Гипотеза моего исследования, основанная на анализе работ современных авторов, может быть сформулирована следующим образом: процесс формирования любознательности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития будет проходить эффективно при создании и реализации следующих условий:
- создании благоприятной эмоциональной, позитивной атмосферы в процессе личностно ориентированного подхода;
- стимулировании формирования любознательности с помощью ситуации успеха, поддержки личной инициативы;
- опоры на зону ближайшего окружения.
Цель исследования: изучение личностно ориентированного подхода к детям дошкольного возраста с задержкой психического развития с точки зрения их любознательности и развитие ее с помощи системы игр.
Объект исследования: личностно ориентированный подход к детям дошкольного возраста с задержкой психического развития при формировании у них любознательности.
Предмет исследования: коррекционная работа по реализации личностно ориентированного подхода к детям дошкольного возраста с задержкой психического развития при формировании у них любознательности.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования в изучении личностно ориентированного подхода к детям дошкольного возраста с задержкой психического развития при формировании у них любознательности:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проведению исследования.
2. Изучить с помощью личностно ориентированного подхода уровень развития любознательности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать направления коррекционной работы по реализации личностно ориентированного подхода к детям дошкольного возраста с задержкой психического развития при формировании у них любознательности.
Методы исследования: в соответствии с целью исследования и поставленными задачами используются следующие методы:
- наблюдение за детьми в процессе общения с сверстниками;
- подгрупповой и групповой эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности любознательности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Подгруппу составили 5 детей с задержкой психического развития коррекционной группы развития. Все дети имеют диагноз, поставленный медико-педагогической комиссией, задержка психического развития.
Эмпирическая база исследования. «Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка»» Свердловская обл., г. Заречный.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.); положения специальной психологии и педагогики, раскрывающие различные аспекты познавательного развития у детей (В. А. Лонина, В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко и др.).
Практическая значимость работы состоит в возможности применения диагностики и коррекционных занятий для выявления и коррекции уровня сформированности любознательности. Также результаты исследования могут быть применены в работе дефектологов, психологов, изучающих и занимающихся проблемой задержки психического развития у детей и родителями воспитывающих детей с задержкой психического развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный эксперимент показал, что личностно ориентированный подход к детям дошкольного возраста с задержкой психического развития позволил значительно увеличить уровень сформированности любознательности. Основными принципами этого подхода являются: принцип развития; принцип системно-динамичного изучения; принцип качественного анализа данных.
Основными методами изучения детей с задержкой психического развития являются: наблюдение, беседы, эксперимент.
Констатирующий эксперимент показал, что параметры детей, посещающих группу коррекционного развития второй год значительно отличаются от вновь пришедших детей.
Гипотеза, выдвинутая нами подтвердилась.
Полученные в результате коррекционной работы данные помогают начать новое направление в работе с детьми с задержкой психического развития. Включение личностно ориентированного подхода в работу с детьми, с учетом их индивидуальных особенностей, их взаимоотношений с окружающим миром, можно рассматривать в качестве важного условия оптимизации процесса развития любознательности.
Любознательность носит творческий характер. Самостоятельный поиск и систематизация знаний стимулируют к развитию творческой изобретательности, оригинальности, воображения и развивает творческие способности. При этом решается множество неординарных, пусть даже не очень нужных задач. Опыт их решения позволит в будущем решать другие, более сложные проблемы - и в жизни, и в науке.
Организация познавательного процесса в любознательности выстраивается субъектом так, чтобы движение в образовательном пространстве всегда происходило в сфере «творчески достижимого».
Одно из главных достоинств любознательности - это выработка умения получать новые знания. И, что еще более важно, чем знания, развитие собственной творческой способности - способности самостоятельно открывать истины. Любознательный ребенок много времени отдает самостоятельному приобретению знаний. Для него отсутствует проблема мотивации учения в интересующей его сфере знаний.
Дети с задержкой психического развития представляют собой неоднородную группу. Данная группа детей первоначально определялась как «дети с минимальными повреждениями мозга» (или «с минимальными мозговыми дисфункциями»). Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
Особенностями формирования любознательности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития являются низкая познавательная активность, дети менее любопытны, они не задают познавательных вопросов, а если и испытывают в этом потребность, то вопросы имеют характер, относительно знакомых предметов и явлений, не углубляясь в суть причинно - следственных закономерностей явлений или событий.
Изучение уровня сформированности любознательности у детей дошкольного возраста показало, что у большинства детей наблюдается сочетание недостатков выраженности, силы и устойчивости познавательной потребности, степени выраженности любознательности при выполнении всех (или большинства) заданий. Дети нуждаются в систематических побуждениях, испытывают потребность в непрерывном одобрении, похвале, им требуется периодический контроль со стороны взрослого; постижение сущности информации происходит только при помощи педагога (ожидание помощи, обращения за помощью).
При планировании совместной деятельности педагогов и дошкольников по формированию любознательности значительное место отводится играм. При этом для успешного формирования любознательности у детей с ЗПР необходимо создавать следующие психолого-педагогические условия: личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора формирования предпосылок познавательной активности у дошкольников; сбалансированность репродуктивной, исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности; ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, стимулирование самооценки ребенка; повышение компетентности родителей в вопросах развития детей с ЗПР.



1. Амасьянц, Р. А. Интеллектуальные нарушения [Текст] / Р. А. Амасьянц. - М. : Академия, 2013. - 238 с.
2. Баранова, Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5 - 8 лет [Текст] / Э. А. Баранова // Вопросы психологии. - 2013. - № 4. - С. 45-55.
3. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М. : НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
4. Богуславская, З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры [Текст] / З. М. Богускавская. - М. : 1996. - 364 с.
5. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М. : АСТ, 2012. - 226 с.
6. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / С. С. Бычкова. - М. : АРКТИ, 2002. - 277 с.
7. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Академия, 2013. - 236 с.
8. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н. Е. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 194 с.
9. Власова Т. А. Дети с временными задержками развития [Текст] / Т. А. Власова. - М. : 1971. - 387 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 672 с.
11. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Академия, 2013. -177 с.
12. Дмитриева, Е. Е. Коррекция коммуникативного развития у детей с задержкой психического развития [Текст] / Е. Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2004. - № 6. - С. 11-17.
13. Дмитриева Е. Е. Проблемные дети. Развитие через общение [Текст] учеб. пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей / Е. Е. Дмитриева.. - М. : АРКТИ, 2005. - 237 с.
14. Егорова, Т. В. Исследование методики «Простые аналогии при диагностике задержки психического развития» [Текст] / Т. В. Егорова. // Психологическая диагностика: ее проблемы и методы. - 2015. - № 7. - С. 11 -16
15. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Екжанова. - М. : КАРО,2013.- 336 с.
16. Екжанова, Е. А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) [Текст] / Е. А. Екжанова. - М. : Логос, 2015. - 96 с
17. Ершова, Н. В. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст [Текст] / Н. В. Ершова, И. В. Аскерова, О. А.Чистова. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 176 с.
18. Жихарева, Е. В. Психологические особенности
любознательности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Жихарева // МНКО. - 2013. - № 6. - С. 43.
19. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л. В. Занков. - М. : Академия, 2013. - 424 с.
20. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. / А. В. Запорожец. - М. : Логос, 2013. - 329 с.
21. Зимняя, И. А. Осваиваем социальные компетентности [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : МПСИ, 2011 - 592 с.
22. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д Как помочь «особому» ребенку [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева, Л. А. Нисневич. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2008. - 263 с.
23. Калитина, Е. С. Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность [Текст] / Е. С. Калитина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 36 - С. 34-37
24. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб. : Питер, 2004. - 480 с.
25. Кларина, Л. М. Познавательное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии [Текст] / Л. М. Кларина. - М. : Мозаичный ПАРК, 2015. - 128 с.
26. Кондратьева, С. Ю. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития [Текст] / С. Ю. Кондратьева, О. Е. Агапутова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 354 с.
27. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] : учебное пособие / В. И. Селиверстов [и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Академия, 2014. - 426 с.
28. Кригер, Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф.. дис.... канд. пед. наук / Е. Э. Кригер. - Барнаул, 2010. - 17 с.
29. Куликова, Т. А. О воспитании у детей познавательных интересов [Текст] / Т. А. Куликова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 9. - С. 38 - 42.
30. Купарадзе, Н. Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Ц. Купарадзе. - М. : Academia, 2012. - 121 с.
31. Лобова, Т. Н. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя [Текст] / Т. Н. Лобова. - М. : 2012, - 192 с.
32. Лубовский, В. И. Специальная психология [Текст] / В. И. Лубовский. - М. : Academia, 2012. - 464 с.
33. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2005. - 583 с.
34. Мамайчук, И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии [Текст] : учебное пособие / И. И. Мамайчук. - СПб. : Изд-во СПб университета , 2012. - 52 с.
35. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / Т. Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2001. - 253 с.
36. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2002. - 453 с.
37. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка [Текст] / Н. Ньюкомб. - СПб. : Питер, 2003. - 639 с.
38. Особенности мотивационных предпочтений различных форм познавательной деятельности у дошкольников [Текст] // Психология и культура. Материалы Съезда РПО. - СПб. : Питер, 2013. - № 2. - С. 17.
39. Пахальян, В. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст [Текст] / В. Пахальян. - СПб. : Питер, 2006. - 240 с.
40. Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / М. С. Певзнер, Т. А. Власова. - М. : Издательство: СГУ, 2009. - 176 с.
41. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: учеб. пособие для студентов средних педагог. учеб. зав. / Под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 2012. - 160 с.
42. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция [Текст] / под ред. У. В. Ульенковой. - СПб. : 2013 - 248 с.
43. Пузанова, Б. П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Б. П. Пузанова. - М. : Владос, 2015. - 254 с.
44. Рамонова, К. М. О психологических
особенностях любознательности детей дошкольного возраста [Текст] / К. М. Рамонова // Вопросы психологии. - 2013. - № 10. - С. 4 - 8.
45. Рамонова, К. М. Особенности и пути развития
любознательности у детей дошкольного возраста [Текст] / К. М. Рамонова. - СПб. : Речь, 2013. - 187 с.
46. Рубинштейн, С. Л. Основы психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М. : Академия, 2011. - 356 с.
47. Сигида, Н. В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр-экспериментирований [Текст] / Н. В. Сигида, Н. Д. Середкина // Студенческая наука XXI века: материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (9). - С. 150-153
48. Слепович, Е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии [Текст] / Е. С. Слепович. - СПб. : Речь, 2012 . - 256 с.
49. Смирнова, Е. О. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми [Текст] / Е. О. Смирнова. М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 64 с.
50. Современный словарь по общественным наукам [Текст] / Под общ. ред. О. Г. Данильяна. - М. : НИЦ Инфра-М, 2013. - 314 с.
51. Сорокин, В. М. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие / В. М. Сорокин. - СПб. : Речь, 2013. - 216 с.
52. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. И. Сорокина. - М. : Академия, 2013. - 98 с.
53. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский [и др] ; под ред. В. И. Лубовского. - М. : Академия, 2011. - 464 с.
54. Танхаева, Е. Р. Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Р. Танхаева // Молодой ученый. - 2017. - № 3. - С. 596-599.
55. Ульенкова, У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / У. В. Ульянкова. - М. : 2005 - 359 с.
56. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с ЗПР [Текст] /
У. В. Ульянкова . - М. : Педагогика, 1990. - 372 с.
57. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. - М. : Аделант, 2014. - 800 с.
58. Цыпина, Н. А. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Н. А. Цыпина. - М. : Академия, 2013 . - 256 с.
59. Шведова, Л. М. Развитие логического мышления и интеллекта [Текст] / Л. М. Шведова. - М. : ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2006 - 200 с.
60. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст] / С. Г. Шевченко. - М. : Школьная Пресса, 2012. - 96 с.
61. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Академия, 2013. - 351 с.
62. Шумакова, Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей. Развитие творческой активности дошкольников [Текст] / Н. Б. Шумакова // под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 2011. - С. 10-35
63. Юханссон, И. Особое детство [Текст] / И. Юханссон. - М.
Теревинф, 2012. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ