Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР 8
1.2. Зрительное восприятие как психический процесс 18
1.3. Особенности зрительного восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1. Диагностический инструментарий 29
2.2. Характеристика экспериментальной выборки, задействованной в
исследовании 33
2.3. Анализ результатов экспериментальной выборки 35
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 41
3.1. Экспериментальная база коррекционной работы 41
3.2. Программа развития зрительного восприятия у старших
дошкольников с ЗПР 42
3.3. Результаты коррекционно-развивающего обучения 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЛЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЛЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЛЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЛЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЛЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЛЖЕНИЕ 6 71
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР 8
1.2. Зрительное восприятие как психический процесс 18
1.3. Особенности зрительного восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1. Диагностический инструментарий 29
2.2. Характеристика экспериментальной выборки, задействованной в
исследовании 33
2.3. Анализ результатов экспериментальной выборки 35
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 41
3.1. Экспериментальная база коррекционной работы 41
3.2. Программа развития зрительного восприятия у старших
дошкольников с ЗПР 42
3.3. Результаты коррекционно-развивающего обучения 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЛЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЛЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЛЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЛЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЛЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЛЖЕНИЕ 6 71
Специальные ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая честь ФГОС общего образования.
Данный подход, в свою очередь, согласуется с декларацией ООН о правах ребёнка, а так же Конституцией РФ, которая гарантирует право на обязательное и бесплатное среднее образование абсолютно каждому ребенку.
В связи с совершенствованием системы образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» становится необходимым внедрение в практику деятельности общеобразовательных организаций комплекса мер, которые должны своевременно обеспечивать адекватные условия для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, получения качественного образования и всестороннего развития личности в целом. Одним из условий формирования этой личности является успешное сенсорное развитие детей. Именно дошкольное детство является периодом, в котором происходит интенсивное сенсорное развития ребёнка - совершенствование его ориентировки в окружающем пространстве. Особо важную роль здесь играет зрительное восприятие, так как это достаточно сложный, системный, многоуровневый психический процесс, сложная работа, в процессе которой происходит анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз.
Зрительное восприятие является одним из базовых психических процессов, уровень и качество развития которого во многом определяет качество развития познавательной сферы ребенка в целом. Именно поэтому проблема развития и совершенствования зрительных форм восприятия в дошкольном возрасте, особенно у детей с задержкой 5 психического развития, является одной из наиболее значимых психолого-педагогических проблем.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что роль зрительного анализатора в отражении человеком окружающего мира достаточно велика, потому как помощи зрения человек следит за правильностью действий, которые он осуществляет, а так же в совокупности с ощущением зрительное восприятие является источником эстетических переживаний. Поэтому нарушения в его формировании значительно обедняют чувственный опыт человека. Недостаточный уровень сформированности зрительных форм восприятия резко уменьшает возможность успешного обучения ребенка.
Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.
Всё вышеперечисленное позволяет судить нам о том, что коррекция зрительных форм восприятия является одним из основных составляющих элементов дошкольного воспитания детей с задержкой психического развития, так как его недоразвитие может повлечь за собой достаточно тяжёлые последствия, среди которых: недоразвитие всех высших
психических функций, и, следовательно, снижение интеллектуальной и социальной деятельности в целом.
Объект исследования: коррекция зрительного восприятия старших дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования: содержание деятельности по педагогической коррекции зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель исследования: теоретическое изучение и практическое формирование педагогической коррекции зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели возможно с помощью решения следующих задач:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
2) проанализировать зрительное восприятие как психический процесс;
3) рассмотреть особенности зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
4) обосновать диагностический инструментарий;
5) провести анализ зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в дошкольном образовательном учреждении;
6) разработать программу развития зрительного восприятия у
старших дошкольников с ЗПР;
7) оценить результаты коррекционно-развивающего обучения.
Гипотеза исследования: предполагается, что в результате коррекционной работы уровень сформированности зрительного восприятия повысится.
Методологическая основа исследования. Проблема развития и совершенствования зрительного восприятия в дошкольном возрасте была предметом исследований таких известных учёных, как П.Б. Шошин, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др. Однако в условиях перехода отечественной системы специального образования на ФГОС, эти классические подходы требуют нового осмысления. Именно поэтому тема данного исследования очень актуальна.
База исследования: БМАДОУ «Детский сад № 35» комбинированного вида.
Методы исследования: изучение теоретических источников (психолого-педагогической литературы) по изучаемой проблеме, наблюдение, сравнение, анализ полученных данных, обобщение.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа содержит 4 таблицы, 10 рисунков, список литературы из 46 источников, 6 приложений.
Данный подход, в свою очередь, согласуется с декларацией ООН о правах ребёнка, а так же Конституцией РФ, которая гарантирует право на обязательное и бесплатное среднее образование абсолютно каждому ребенку.
В связи с совершенствованием системы образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» становится необходимым внедрение в практику деятельности общеобразовательных организаций комплекса мер, которые должны своевременно обеспечивать адекватные условия для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, получения качественного образования и всестороннего развития личности в целом. Одним из условий формирования этой личности является успешное сенсорное развитие детей. Именно дошкольное детство является периодом, в котором происходит интенсивное сенсорное развития ребёнка - совершенствование его ориентировки в окружающем пространстве. Особо важную роль здесь играет зрительное восприятие, так как это достаточно сложный, системный, многоуровневый психический процесс, сложная работа, в процессе которой происходит анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз.
Зрительное восприятие является одним из базовых психических процессов, уровень и качество развития которого во многом определяет качество развития познавательной сферы ребенка в целом. Именно поэтому проблема развития и совершенствования зрительных форм восприятия в дошкольном возрасте, особенно у детей с задержкой 5 психического развития, является одной из наиболее значимых психолого-педагогических проблем.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что роль зрительного анализатора в отражении человеком окружающего мира достаточно велика, потому как помощи зрения человек следит за правильностью действий, которые он осуществляет, а так же в совокупности с ощущением зрительное восприятие является источником эстетических переживаний. Поэтому нарушения в его формировании значительно обедняют чувственный опыт человека. Недостаточный уровень сформированности зрительных форм восприятия резко уменьшает возможность успешного обучения ребенка.
Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.
Всё вышеперечисленное позволяет судить нам о том, что коррекция зрительных форм восприятия является одним из основных составляющих элементов дошкольного воспитания детей с задержкой психического развития, так как его недоразвитие может повлечь за собой достаточно тяжёлые последствия, среди которых: недоразвитие всех высших
психических функций, и, следовательно, снижение интеллектуальной и социальной деятельности в целом.
Объект исследования: коррекция зрительного восприятия старших дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования: содержание деятельности по педагогической коррекции зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель исследования: теоретическое изучение и практическое формирование педагогической коррекции зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели возможно с помощью решения следующих задач:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
2) проанализировать зрительное восприятие как психический процесс;
3) рассмотреть особенности зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
4) обосновать диагностический инструментарий;
5) провести анализ зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в дошкольном образовательном учреждении;
6) разработать программу развития зрительного восприятия у
старших дошкольников с ЗПР;
7) оценить результаты коррекционно-развивающего обучения.
Гипотеза исследования: предполагается, что в результате коррекционной работы уровень сформированности зрительного восприятия повысится.
Методологическая основа исследования. Проблема развития и совершенствования зрительного восприятия в дошкольном возрасте была предметом исследований таких известных учёных, как П.Б. Шошин, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др. Однако в условиях перехода отечественной системы специального образования на ФГОС, эти классические подходы требуют нового осмысления. Именно поэтому тема данного исследования очень актуальна.
База исследования: БМАДОУ «Детский сад № 35» комбинированного вида.
Методы исследования: изучение теоретических источников (психолого-педагогической литературы) по изучаемой проблеме, наблюдение, сравнение, анализ полученных данных, обобщение.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа содержит 4 таблицы, 10 рисунков, список литературы из 46 источников, 6 приложений.
Зрительное восприятие является одним из базовых психических процессов, уровень и качество развития которого во многом определяет качество развития познавательной сферы ребенка в целом. Именно поэтому проблема развития и совершенствования зрительных форм восприятия в дошкольном возрасте, особенно у детей с задержкой психического развития, является одной из наиболее значимых психолого-педагогических проблем.
Были рассмотрены понятия «восприятие» и «зрительное восприятия» с позиции разных авторов и изучены следующие свойства восприятия: константность, предметность, целостность, избирательность, осмысленность, апперцепция. Было установлено, что восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Это базовый психический процесс, от уровня развития которого зависит развитие всех психических процессов и психики в целом. Ведущим видом восприятия является зрительное восприятие, под которым понимается совокупность процессов зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой при помощи зрительной системы. Оно включает в себя обработку, оценку, интерпретацию и категоризацию зрительной информации, которую человек получает из внешнего мира.
Так же было выяснено, что зрительное восприятие в момент дошкольного детства становится ведущим при ознакомлении ребенка с окружающим пространством, потому как в большей степени именно с помощью него происходит усвоение системы сенсорных эталонов. На его основе формируются представления об окружающем мире, оно объединяет определенные свойства и качества предмета в единое целое, формируя его образ, становление таких психических функций, как внимание, память, речь, интеллект во многом зависят от успешности развития зрительного восприятия. Все это, в свою очередь, способствует формированию целостной картины мира и, как следствие, успешной социальной адаптации ребенка.
Был проведен анализ психолого-педагогической литературы по изучению характерных особенностей рассматриваемой категории детей, а так же выявлены особенности зрительного восприятия детей с ЗПР. Установлено, что понятие «задержка психического развития» применительно к детям, которые имеют минимальные органические повреждения или функциональную недостаточность центральной нервной системы, а так же к детям, длительно находящимся в условиях социальной депривации. Она выражается в бедности запаса общих знаний и представлений об окружающем, несформированности мыслительных процессов, преобладании игровых интересов, а так же быстрой утомляемости в процессе интеллектуальной деятельности. Для таких детей характерны следующие особенности: живые и непосредственные, наивные эмоциональные реакции, преобладание игровой деятельности над учебной, несмотря на недостаточную её сформированность, отсутствие глубины переживаний, импульсивность.
Изучив особенности зрительного восприятия старших дошкольников с ЗПР на базе БМАДОУ «Детский сад № 35» комбинированного вида, мы выяснили, что для них характерен неоднозначный уровень сформированности данного процесса психики. Это обусловлено нарушением аналитико-синтетической деятельности в зрительной системе и проявляется в снижении скорости восприятия, замедлении процесса переработки сенсорной информации, поступающей из внешнего мира, а так же в значительном отставании пространственного восприятия. Нами так же был проведен анализ специальных литературных источников по вопросам коррекции зрительного восприятия у данной категории детей. Исследования рада авторов показывают, что одним из наиболее эффективных средств коррекционной помощи для детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Для того, чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, необходимо в ходе мероприятий по коррекции зрительного восприятия не только научить ребенка правильно воспринимать окружающий мир, но и закрепить полученные образы и сформировать на их основе представления. С этой целью можно использовать игры и упражнения, которые подразумевают правильное соотнесение слова-названия с предметом, которое оно обозначает, что будет способствовать не только закреплению в сознании ребенка образа предмета, но и даст возможность вызвать данный предмет, свойство или отношение в памяти ребенка.
Была разработана программа развития зрительного восприятия у старших дошкольников с ЗПР. Для организации коррекционной помощи был выделен комплекс типовых игр для развития каждого параметра зрительного восприятия. Данные игры можно легко адаптировать под все темы занятия, а так же количество игр по каждому параметру зрительного восприятия на занятии должно подбираться индивидуально в соответствии с особенностями зрительного восприятия конкретного ребенка. Полученные результаты при проведении повторного исследования уровня сформированности процесса зрительного восприятия у старших дошкольников с ЗПР, доказали эффективность предложенной программы.
Таким образом, считаем, что гипотеза исследования подтверждена.
Были рассмотрены понятия «восприятие» и «зрительное восприятия» с позиции разных авторов и изучены следующие свойства восприятия: константность, предметность, целостность, избирательность, осмысленность, апперцепция. Было установлено, что восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Это базовый психический процесс, от уровня развития которого зависит развитие всех психических процессов и психики в целом. Ведущим видом восприятия является зрительное восприятие, под которым понимается совокупность процессов зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой при помощи зрительной системы. Оно включает в себя обработку, оценку, интерпретацию и категоризацию зрительной информации, которую человек получает из внешнего мира.
Так же было выяснено, что зрительное восприятие в момент дошкольного детства становится ведущим при ознакомлении ребенка с окружающим пространством, потому как в большей степени именно с помощью него происходит усвоение системы сенсорных эталонов. На его основе формируются представления об окружающем мире, оно объединяет определенные свойства и качества предмета в единое целое, формируя его образ, становление таких психических функций, как внимание, память, речь, интеллект во многом зависят от успешности развития зрительного восприятия. Все это, в свою очередь, способствует формированию целостной картины мира и, как следствие, успешной социальной адаптации ребенка.
Был проведен анализ психолого-педагогической литературы по изучению характерных особенностей рассматриваемой категории детей, а так же выявлены особенности зрительного восприятия детей с ЗПР. Установлено, что понятие «задержка психического развития» применительно к детям, которые имеют минимальные органические повреждения или функциональную недостаточность центральной нервной системы, а так же к детям, длительно находящимся в условиях социальной депривации. Она выражается в бедности запаса общих знаний и представлений об окружающем, несформированности мыслительных процессов, преобладании игровых интересов, а так же быстрой утомляемости в процессе интеллектуальной деятельности. Для таких детей характерны следующие особенности: живые и непосредственные, наивные эмоциональные реакции, преобладание игровой деятельности над учебной, несмотря на недостаточную её сформированность, отсутствие глубины переживаний, импульсивность.
Изучив особенности зрительного восприятия старших дошкольников с ЗПР на базе БМАДОУ «Детский сад № 35» комбинированного вида, мы выяснили, что для них характерен неоднозначный уровень сформированности данного процесса психики. Это обусловлено нарушением аналитико-синтетической деятельности в зрительной системе и проявляется в снижении скорости восприятия, замедлении процесса переработки сенсорной информации, поступающей из внешнего мира, а так же в значительном отставании пространственного восприятия. Нами так же был проведен анализ специальных литературных источников по вопросам коррекции зрительного восприятия у данной категории детей. Исследования рада авторов показывают, что одним из наиболее эффективных средств коррекционной помощи для детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Для того, чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, необходимо в ходе мероприятий по коррекции зрительного восприятия не только научить ребенка правильно воспринимать окружающий мир, но и закрепить полученные образы и сформировать на их основе представления. С этой целью можно использовать игры и упражнения, которые подразумевают правильное соотнесение слова-названия с предметом, которое оно обозначает, что будет способствовать не только закреплению в сознании ребенка образа предмета, но и даст возможность вызвать данный предмет, свойство или отношение в памяти ребенка.
Была разработана программа развития зрительного восприятия у старших дошкольников с ЗПР. Для организации коррекционной помощи был выделен комплекс типовых игр для развития каждого параметра зрительного восприятия. Данные игры можно легко адаптировать под все темы занятия, а так же количество игр по каждому параметру зрительного восприятия на занятии должно подбираться индивидуально в соответствии с особенностями зрительного восприятия конкретного ребенка. Полученные результаты при проведении повторного исследования уровня сформированности процесса зрительного восприятия у старших дошкольников с ЗПР, доказали эффективность предложенной программы.
Таким образом, считаем, что гипотеза исследования подтверждена.
Подобные работы
- Система работы по сенсорному развитию детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Система работы по сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование сенсорных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством метода проектов в рамках психолого-педагогического сопровождения
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 7100 р. Год сдачи: 2020 - Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021



