ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ 7
1.1 Депривация и ее виды 7
1.2 Депривация воспитанников детского дома 13
1.3 Особенности депривации воспитанников детского дома ЗПР 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 26
2.1 Цели и задачи констатирующего изучения 26
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУ11ИКАТИВ11ЫХ НАВЫКОВ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ 47
3.1 Цели и задачи формирующего эксперимента 47
3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Термин «депривация», вошедший в психологический словарь в середине восьмидесятых годов, в буквальном смысле означает «лишение».
По своей сути депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека. В определении депривации говорится о процессе блокирования потребностей, к числу которых, прежде всего, относятся потребность в двигательной активности, в новых впечатлениях перцептивная потребность.
Особое значение в жизни человека также имеют потребности в общении, эмоциональной поддержке, самореализации, уважении, безопасности, творчестве, идентичности, интимности и пр. Невозможность реализовывать их длительное время, как правило, приводит к серьезным дисфункциям сознания. Проблема социальной депривации детей, находящихся в специализированном доме ребенка, впоследствии - проблема дезадаптивного поведения, является весьма актуальной, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту,
Большое число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, имеет сенсорное недоразвитие, задержку в развитии и интеллектуальную недостаточность, что выражается в целом ряде специфических факторов, наиболее выраженных в особенностях эмоционально-личностной сферы.
В силу ряда специфических факторов (индивидуальных и межличностных) дети, воспитывающиеся в специализированных учреждениях, заслуживают специального изучения. Они составляют в целом группу риска по нарушенному поведению в доме ребенка. Так, если 20 лет назад среди детей и подростков школьного возраста дети с отставанием в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии составляли 0,3-0,5%, то сейчас их 3-5%. При этом в силу личностных качеств и отсутствия должной социальной помощи эти дети и подростки дают около 15-20% всех правонарушений и преступлений среди молодежи.
Проблемы психологического характера детей-сирот определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения с взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника дома ребенка.
На сегодняшний день тема психологической депривации недостаточно изучена в психолого-педагогической литературе. Распространенное ранее мнение о необратимости последствий депривации в раннем возрасте в настоящее время подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием социальной депривации практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта, нарушении поведения. Для ликвидации последствий социальной депривации и дезадаптивного поведения, прежде всего, необходимы устранение и компенсация вызвавших ее условий.
Указанные изменения являются последствиями социальной и материнской депривации, вызваны трудностями адаптационного периода при переходе от проживания в семье к проживанию в доме ребенка, сложностью усвоения социальных норм, искаженными, нереальными представлениями о формах общения в связи с неблагоприятными условиями в семье, клиническими проявлениями задержки в развитии и сопутствующими соматическими заболеваниями.
В межличностном общении детей-сирот, находящихся в условиях социальной депривации, играют большую роль эмоциональные контакты со сверстниками и взрослыми, условия семейного воспитания. Для развития межличностного общения детей-сирот наиболее эффективны модели многодетных семей с совместным проживанием в одной квартире детей- сирот и воспитателя вне детского дома, либо с совместным проживанием детей-сирот и воспитателей, кровных родственников, в условиях созданной для них квартиры в самом детском доме.
Объект исследования - состояние психологической депривации детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования - компенсация депривационных состояний у детей с ЗПР дошкольного возраста.
Цель исследования - коррекция последствий депривации у детей специализированного дома ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития воспитанников специализированного дома ребенка.
2. Изучить влияние социальной депривации на психическое состояние ребенка в условиях специализированного дома ребенка.
3. Выявить особенности поведения детей раннего возраста воспитанников специализированного дома ребенка.
4. Разработать программу психопрофилактической и коррекционной работы с детьми раннего возраста в условиях специализированного дома ребенка.
База исследования - Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Сыресертского района г. Екатеринбурга.
Проблемы социальной депривации рассматривают ученые, изучающие различные аспекты отклоняющегося развития детей (М. Буянов, И.В. Дубровина, Г. Крайг, И. Лангмейер, 3. Матейчек, B.C. Мухина, М. Раттер, Н.В. Репина, А.Г. Рузская).
Однако с нашей точки зрения, в сложившихся социальных условиях проблема социальной депривации приобретает более широкий характер и выходит на уровень сложной социально-психологической проблемы. В нашем понимании социальная депривация представляет собой одно из проявлений деформации социального становления ребенка, связанной с качественным изменением ситуации развития, с формированием низкой личностной эффективности.
Новизна нашей работы состоит в ее направленности на углубление теоретических и методических представлений о целостности, индивидуально-личностной ориентированности коррекционных педагогических воздействий посредством психологических коррекционно-развивающих занятий на общее психическое и физическое развитие ребенка, имеющего проблемы в поведении.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.
Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.
Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:
- причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;
- общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;
- отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;
- социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.
Все отклонения у таких детей со стороны нервной системы отличаются изменчивостью и диффузностью и носят временной характер. В отличие от умственной отсталости, при ЗПР имеет место обратимость интеллектуального дефекта.
В данном определении отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие организма, задерживается становление личностно развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности.
Особенностью детей с задержкой психического развития является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов.
Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Отмечается отставание в речевом развитии. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности.
Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых. Недостаточность представлений, естественно, ограничивает и задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры. Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в определении симпатий и антипатий к сверстникам.
Дети с задержкой психического развития чувствуют себя в коллективе
незащищенными, неуверенными в любви к себе. Такое переживание может быть источником очень многих межличностных и внутриличностных конфликтов.
У детей старшего дошкольного возраста проявляются сложности в проявлении и использовании средств общения:
— Нарушение интереса к сверстнику;
— Нарушена инициативность (стремление ребенка привлечь
внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия);
— Нарушены проявления экспрессивно-мимических средств;
— Дети испытывают сложности в применении активной речи;
— Дошкольники с задержкой психического развития сложно определяют эмоциональные состояния других детей.
В связи с тем, что для формирования коммуникативных навыков необходима целенаправленная, систематическая работа, и в большинстве программ уделяется недостаточно внимания развитию коммуникативных навыков, нами была использовано методическое пособие Кротковой А. В. «Социальное развитие и воспитание дошкольников», направленная на развитие данных навыков у детей.
Реализация системы работы предполагала проведение занятий в течение месяца, воспитателем в разные режимные моменты.
После проведения формирующего этапа исследования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни с ЗПР, нами был проведен контрольный этап по методикам, использованным в констатирующем этапе исследования.
На заключительном этапе нашей работы снова были проведены наблюдения за детьми с ЗПР для выявления уровня межличностных взаимоотношений. Они по-прежнему пользовались в основном речевыми и экспрессивно-мимическими средствами, но дети стали более активны в общении со сверстниками и взрослыми.
В результате наших исследований мы установили возможность целенаправленного влияния на формирование внеситуативных форм общения у детей дошкольного возраста с ЗПР. По нашему мнению, в специальных дошкольных учреждениях необходимо уделять этой работе особое внимание и начинать ее как можно раньше. Формирование внеситуативных форм общения может осуществляться как на специальных занятиях, так и вне их: во время игр, в уголке книги, в свободном общении детей с педагогами.
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2014.
3. Божович Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.
4. Вайзман Н.П. Медицинские аспекты коррекционно¬развивающего обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Новгород, 1994.-М., 1995.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. - М.: 1984.
6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2014. - 272 с.
7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Аркти, 2011. - 224 с.
8. Дианова В.И. Роль социализации в системе помощи детям- сиротам с ограниченными возможностями здоровья//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. - № 5, с.53-56.
9. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 2005.
10. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систиматики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 2012.
11. Манова-Томова B.C., Анасова-Букова А. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. - М., 1970.
12. Мухина В.С. Возрастная психология.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.
13. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб., 2005.
14. Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. О.В. Баженовой, Г.Г. Гаузе; Общ. ред. А.С. Спиваковской; Предисл. О.В. Баженовой, А.Я. Варга. - М.: Прогресс, 2007.
15. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, и др.; Под ред В.И. Лубовского - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
16. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2013.
17. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: Пособие для психологов и педагогов./ И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - М., 2009.
18. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника. // Избр. психол. труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М.: Педагогика. 2011.
19. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей/ под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. 224 с.
20. Дети с временной задержкой развития. Под ред. Т.А. Власовой, М.С.Певзнер. - М.,1971, 207 с.
21. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи/ В.П. Дудьев // Логопедия. 2016. № 2. С. 22-26
22. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. СПб.: КАРО, 2008. 336 с.
23. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях ДОУ. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.- №1.- стр.8.
24. Корепанова И.А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии. Психологическая наука и образование, 2002 -№2, стр.42.
25. Кроткова А. В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным парачом: Учебно-методическое пособиею - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 144с
26. Леонтьев, А.А. Психология общения /А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. - 365 с.
27. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. М.: ,1996. - 144 с.
28. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка/ под ред.А.Г. Рузской. М.: Институт практической психологии, 1997. 384 с.
29. Лисина, М.И., Сарториус, Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / под ред. Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2000. 169 с.
30. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 1985.
31. Лубовский, В.И., Переслени, Л.И. Дети с задержкой
психического развития / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, - М.:
Просвещение, 2003.- 164 с.
32. .Маврина И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. — М.: Гном-Пресс, 1999.
33. Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 2005г
34. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР /В.Б. Никишина. М. Сфера, 2013. 253 с.
35. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР/ О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Педагогика, 2017. 304 с.
36. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология.2000. №3. С12- 16.
37. Развитие общения дошкольников сосверстникам / под ред.А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 2009. 216 с.
38. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР /Е.С.Слепович. Минск:Академия Холдинг, 1989, 64с.
39. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция» "— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 158 с.: ил. — (Психология для всех).
40. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития. /У.В. Ульенкова. М.: Просвещение, 2000. 294 с
41. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно - методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88с.