ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 7
1.1. Словарная работа в развитии речи обучающихся начальных классах на уроке чтения 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
интеллектуальными нарушениями 11
1.3. Особенности словаря младших школьников с интеллектуальными
нарушениями 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 22
2.1. Анализ программы по чтению младших школьников с
интеллектуальными нарушениями 22
2.2. Констатирующий эксперимент 31
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ 39
3.1. Анализ методов и приемов развития словаря обучающихся с
интеллектуальными нарушениями 39
3.2. Обучающий эксперимент 46
3.3 Контрольный эксперимент 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Развитие речи - важнейшая задача обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в начальной школе. Речь исполняет функции общения, эмоционального самовыражения человека и влияния на других людей. Речь выступает способом познания действительности. От того, как обучающийся овладевает связной речью, зависит особенность его обучения, знания, умения и навыки. Речь выступает в своей функциональной роли как средство общения [7].
Особенности психического развития обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями проявляются в нарушениях видов речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой мотивации в общении, что обусловливает своеобразие процесса развития речи, темп которого у таких учащихся замедлен, а речевая активность неполноценная из-за бедности и ограниченности словаря [8]. В итоге замедляется и в какой-то степени становится недоступным процесс социализации, который играет большое значение в жизни обучающихся. По словам Л. С. Выгодского, развитие мышления и речи служит непременным условием развития человеческих способностей, побуждающим к последующему их улучшению [15].
Речь - главное средство коммуникации между людьми. Владея речью, человек может передать свои мысли, чувства и желания другим. Речь — немаловажная основа человеческого мышления. Мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие — развиваются и улучшаются по мере того, как ребенок овладевает речью.
Развитие речи является актуальной задачей обучения в начальной школе, поскольку, речь выполняет функции общения, эмоционального самовыражения человека и влияния на других людей. Речь это и средство познания действительности. От того, как учащийся овладел связной речью, зависит успешность его обучения, сформированность знаний, умений и навыков по всем школьным дисциплинам, а не только по русскому языку и литературе. Через развитую речь обучающиеся лучше выражают свои чувства и мысли, бедность лексики не позволяет полноценно общаться и с окружающими [20].
М. И. Львов писал: «Речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и в полной мере будут усваиваться знания». Значит, речевое развитие помогает развивать мышление. К сожалению, между детским садом и школой до сегодняшнего дня не существует настоящей преемственности. Обучающиеся, которые поступают в школу, неграмотно владеют речью, у них не развиты мыслительные операции. Не понятно, почему их учат читать, а не рассказывать, объяснять, запоминать, пересказывать. На первоклассников накладывается нагрузка вдвойне [36, с. 13].
Проблемой развития речи и обогащения словаря занимались такие ученые, как Н. В. Крушевский, М. П. Каноныкин, В. Г. Толстов, Т. А. Ладыженская и другие. Овладеть словом — значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие обучающихся, способствует глубокому усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания обучающихся. Слово в программе начальных классов рассматривается в лексическом и грамматическом аспектах [27].
В течение всех лет обучения словарной работе уделяется большое внимания. Лексические упражнения имеют практическое назначение и выполняются с опорой на усвоение грамматики, состава слова и правописания. На уроках чтения, грамматики, правописания и развития речи ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся осознают, что слова обозначают предметы, явления действительности, бывают близкими и противоположными по значению, а также могут быть использованы в предложении, тексте в одном или нескольких значениях. Обучающиеся учатся выбирать подходящие по смыслу для точного выражения мысли. Постепенно расширяется, обогащается и активизируется весь необходимый словарный запас [30; 38].
Актуальность исследования. В настоящее время большая роль в педагогике и психологии отводится речевому и социально-коммутативному развитию детей. Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и орудия познания, и включает не только развитие словаря, но и развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Сегодня проблема развития словаря является приоритетной в работе с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями, и выбранная тема актуальна и требует дальнейшего изучения.
Объект исследования - словарь обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования - процесс развития словаря у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения.
Гипотеза исследования: комплексное использование на уроках чтения наглядных, игровых и практических методов, мультимедийной презентации и метода проектной деятельности будет способствовать развитию словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Цель исследования - развитие словаря у младших школьников интеллектуальными нарушениями на уроках чтения
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы словарной работы в аспекте развитии речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах на уроках чтения.
2. Дать анализ психолого-педагогической характеристики обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями.
3. Определить особенности словаря у детей с интеллектуальными нарушениями по данным современных исследований.
4. Проанализировать программу по развитию речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
5. Определить методы и приемы диагностики и развития словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах.
6. Организовать и провести коррекционную работу по развитию словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестовая методика диагностики устной речи, педагогический эксперимент.
Развитие словаря для обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеет огромное коррекционное значение. Оно предполагает овладение ими рядом слов, имеющих конкретное значение, и значительным количеством абстрактных и обобщающих слов. Хотя абстракция и уровень обобщения являются простейшими и не выходят за рамки предметности, использование их в речи обучающимися с интеллектуальными нарушениями будет служить развитию их мышления.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) необходима планомерная, постоянная, эффективная, требующая особой подготовки помощь педагогов, узких специалистов и родителей. Оказание помощи детей с интеллектуальными нарушениями помогает им адаптироваться в жизни.
При диагностики словаря существительных, слов -признаков и слов- действий было установлено, что степень владения словарным составом родного языка у обучающихся даже одной возрастной группы существенно различается. Часть обучающихся младшего школьного возраста не могли назвать ни один из предложенных предметов, изображенных на рисунках. Большинство знали, как называются предметы, входящие в одну из тематических групп, и лишь отдельные обучающиеся показали достаточно хорошие результаты. Обучающиеся младших классов хоть и владеют словарным запасом, но не знают названий многих обиходных предметов [19].
Как показывает практика работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, их возможности в овладении речью ограничены. В ходе специального коррекционного обучения обучающиеся с нарушенным интеллектом продвигаются в своем речевом развитии, в том числе лексическом. У многих развивается память, они запоминают значительное количество слов, начинают пользоваться речью как средством общения. Однако не все достаточно успешно овладевают речью. У части обучающихся медленно накапливается и активизируется словарь. Немаловажное значение при этом имеют условия обучения, специальные методы и приемы [58].
Наибольшая эффективность обучения обнаруживается в условиях организации игровой и других видов деятельности. Овладение обучающимися с нарушенным интеллектом словарным составом рассматривался как «процесс, в результате которого происходит развитие значений» (А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев, 1956г.) [32,36].
Овладение обучающимися с интеллектуальными нарушениями словом, обобщением, заключенным в значении слова, является шагом в формировании у них понятийного мышления. Трудность овладения обучающимися с нарушенным интеллектом словарным запасом заставляет обратить особое внимание на проведение коррекционной работы по обогащению и активизации у них словаря, служащего средством общения и обобщения [36; 43].
Результаты констатирующего эксперимента показали, что обучающимся с нарушением интеллекта свойственен не только незначительный объем словаря, но и его качественное своеобразие. Количество и качество речевой продукции зависит от степени нарушения интеллекта и в существенной мере от условий, в которых происходит их обучение и воспитание, от характера и целенаправленности коррекционного воздействия. Можно предположить, что при создании оптимальных условий обучения умственно отсталые обучающиеся могут овладеть словарным запасом, необходимым для понимания литературных произведений, осваиваемых на уроках чтения.
В ходе обучающего эксперимента была доказана выдвинутая гипотеза: комплексное использование на уроках чтения наглядных, игровых и практических методов, мультимедийной презентации и метода проектной деятельности способствуют развитию словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями, о чем свидетельствуют результаты контрольного эксперимента.
1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов /
А.К. Аксенова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М. : Академия, 2013. — 400 с.
3. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2009. — 160 с.
4. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А. Г. Арушанова ; отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Вече, 2003. - 239 с.
5. Бедельбаева, Х. Т. Общение с взрослыми - основной источник психического развития ребенка (о формировании внеситуативных форм общения) [Текст] / Х. Т. Бедельбаева. - М. : Дошкольное воспитание, 1999. - 138 с.
6. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас и грамматический строй [Текст] / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибоедова. - М. : АРКТИ, 1998.- 64 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /
А. М. Бородич. — М. : Просвещение, 2004. - 150 с.
8. Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст] /
Б. С. Волков. — М. : Академический Проект, 2006 — 208 с.
9. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — М. : Просвещение, 2010. — 176 с.
10. Воронкова, В.В. Чтение [Текст] : учеб. для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В.В.Воронкова, З. Д. Будаева, С.А. Казакова, Т. В. Лусс, И .Е. Пушкова, В. В. Строгонова. - М. : Гуманит.изд.центр ВЛАСДОС, 2003. - 128 с.
11. Воронкова, В. В. Чтение [Текст] : учеб. для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В. В.Воронкова, З. Д. Будаева, С. А. Казакова, Т. В. Лусс, И. Е. Пушкова, В. В. Строгонова. - М. : Гуманит.изд.центр ВЛАСДОС, 2003. - 128 с.
12. Воронкова, В.В. Чтение [Текст] : Учеб. для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В. В. Воронкова, З. Д. Будаева, С. А. Казакова, Т. В. Лусс, И. Е. Пушкова, В. В. Строгонова. - М. : Гуманит.изд.центр ВЛАСДОС, 2003. - 128 с.
13. Воронкова, В.В. Чтение [Текст] : Учеб. для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В. В. Воронкова, З. Д. Будаева, С. А. Казакова, Т. В. Лусс, И. Е. Пушкова, В. В. Строгонова. - М. : Гуманит.изд.центр ВЛАСДОС, 2003. - 128 с.
14. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выгодский. - М. : Педагогика, 1983. - 300 с.
15. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский - М. : Просвещение, 1990. - 204с.
16. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 250 с.
17. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст] / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. — М. : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
18. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, 2 -е изд, испр. и доп. [Текст] / В. П. Глухов. — М. : АРКТИ, 2004. - 150 с.
19. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] : уч. пособие для ВУЗов / Л. А. Григорович. — М. : Просвещение, 2006. - 480 с.
20. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе [Текст] / М. Ф. Гнездилов. — М. : Просвещение, 1965. - 115 с.
21. Жуков. Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] : учеб. мет. Пособие / Н. С. Жуков. — М., соц.полит.журнал, 1994. - 180 с.
22. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст]: учебное пособие для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение: Владос, 1995. - 112 с.
23. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст] : учебное пособие / А. Г. Зикеев. - М. : Академия, 2000. - 310 с.
24. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании ребенка [Текст] / Н. С. Карпинская. — М. : Просвещение, 1992. - 250 с.
25. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. — Ярославль : Академия развития, 2012. — 240 с.
26. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / И. Д. Коненкова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.
27. Коноваленко, В. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия для детей с ОНР [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М. : ГНОМ и Д, 2000. - 250 с.
28. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М. : ТЦ «Сфера», 2011. - 464 с.
29. Лаврик, М. С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи младших школьников [Текст]: дис.канд. пед. наук / М. С. Лаврик. — М., 1977. - 96 с.
30. Лалаева, Р. И., Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — М., 1990. — 35 с.
31. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и пути коррекции у младших школьников [Текст] : учеб. пособие / Р. И. Лалаева. - СПб. : Идательство "Союз", 2002. - 224 с.
32. Леонтьев, А. А. Словарь ассоциативных норм русского языка [Текст] / А. А. Леонтьева - М. : МГУ,1977. - 100 с.
33. Леонтьева, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьева - М. : Смысл, 2000. - 512с.
34. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер - М. : Просвещение, 2011. - 312 с.
35. Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Логинов, Ф. А.Сохина. - М. : Просвещение, 1984. - 125 с.
36. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия ; под ред. Е. Д. Хомской. — М. : Издательство Московского университета, 1979. - 320 с.
37. Ляховская, Ю. С. К вопросу изучения словаря ребенка старшего дошкольного возраста [Текст] : ученые записки / Ю. С. Ляховская. - МГЗПИ, 1970 - 100 с.
38. Наумов, А. А. История и философия специальной педагогики и психологии [Текст] / А. А. Наумова. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014.— 100 с.
39. Никишина, И. В. Диагностическая и методическая работа в ДОО [Текст] / И. В. Никишина. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.
40. Ожегов, С. И. Толковый словарь [Текст] / С. И. Ожегов ; под ред. Л.М. Скворцова . - М : Русский язык., 2018 г. - 1376 с.
41. Певзнер, М. С. Динамика развития детей-олигофренов [Текст] / М. С. Певзнер, В. И. Лубовский. - М. : Академия педагогических наук РСФСР, 1963. - 223 с.
42. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] : учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. — М. : Академия, 2002. - 160 с.
43. Петрова, В. Г. Речь умственно отсталых школьников. Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ. [Текст] /
B. Г. Петрова. — М. : Академия, 2002. - 160 с.
44. Петрова, В. Г. Л. В. Занков и дефектология (к девяностолетию со дня рождения) [Текст] / В. Г. Петрова. - Дефектология, 1991.- 71 с.
45. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Б. И. Пинский - М. : Педагогика, 1985. - 128 с.
46. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов - М. : Просвещение, 1979. — 431 с.
47. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Рогов. - М. : Гуманитарное издание центра ВЛАДОС, 1999. - 384 с.
48. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учебное пособие для студентов пед. инстит. по спец. «дефектология» / С. Я. Рубинштейн. — М. : Просвещение, 1986. - 192 с.
49. Румянцева, И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология [Текст] / И. М. Румянцева. - М. : ПЕР СЭ, 2004. - 320 с.
50. Серебренникова, С. Ю. Взаимодействие логопеда и психолога в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения [Текст] /
C. Ю. Серебренникова, - Иркутск, 2009 г. - 72 с.
51. Соловьёв, И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: сравнение и познание отношений предметов [Текст] / И. М. Соловьев.- М. : Просвещение, 1966. - 224 с.
52. Сухарева, Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста [Текст] / Г. Е. Сухарева. - М : Медицина, 1974. - 320 с.
53. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохиной - М. : Просвещение, 1981. - 159 с.
54. Ушакова, О. В. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. В. Ушакова. - М. : Издательство Института Психотерапии, 2011 г. - 240 с.
55. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / О. С.Ушакова, Е. М. Струнина. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
56. Ушинский, К. Д. Родное слово [Текст] : кн. для учащих. / К. Д. Ушинский. - М., 1948. - 268 с.
57. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст] / Т. А. Фотекова. - М. : АРКТИ, 2000. - 56 с.
58. Чаркина, Н. В. Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста [Текст] / Н. В. Чаркина. - М. : ПАРАДИГМА, 2012. — 88 с.
59. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / под ред. Ж. И. Шиф. - М. : Просвещение, 1965 г. - 343 с.
60. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2007. - 384с.