Коррекционная работа по развитию словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 7
1.1. Словарная работа в развитии речи обучающихся начальных классах на уроке чтения 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
интеллектуальными нарушениями 11
1.3. Особенности словаря младших школьников с интеллектуальными
нарушениями 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 22
2.1. Анализ программы по чтению младших школьников с
интеллектуальными нарушениями 22
2.2. Констатирующий эксперимент 31
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ 39
3.1. Анализ методов и приемов развития словаря обучающихся с
интеллектуальными нарушениями 39
3.2. Обучающий эксперимент 46
3.3 Контрольный эксперимент 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 7
1.1. Словарная работа в развитии речи обучающихся начальных классах на уроке чтения 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
интеллектуальными нарушениями 11
1.3. Особенности словаря младших школьников с интеллектуальными
нарушениями 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 22
2.1. Анализ программы по чтению младших школьников с
интеллектуальными нарушениями 22
2.2. Констатирующий эксперимент 31
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ 39
3.1. Анализ методов и приемов развития словаря обучающихся с
интеллектуальными нарушениями 39
3.2. Обучающий эксперимент 46
3.3 Контрольный эксперимент 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Развитие речи - важнейшая задача обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в начальной школе. Речь исполняет функции общения, эмоционального самовыражения человека и влияния на других людей. Речь выступает способом познания действительности. От того, как обучающийся овладевает связной речью, зависит особенность его обучения, знания, умения и навыки. Речь выступает в своей функциональной роли как средство общения [7].
Особенности психического развития обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями проявляются в нарушениях видов речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой мотивации в общении, что обусловливает своеобразие процесса развития речи, темп которого у таких учащихся замедлен, а речевая активность неполноценная из-за бедности и ограниченности словаря [8]. В итоге замедляется и в какой-то степени становится недоступным процесс социализации, который играет большое значение в жизни обучающихся. По словам Л. С. Выгодского, развитие мышления и речи служит непременным условием развития человеческих способностей, побуждающим к последующему их улучшению [15].
Речь - главное средство коммуникации между людьми. Владея речью, человек может передать свои мысли, чувства и желания другим. Речь — немаловажная основа человеческого мышления. Мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие — развиваются и улучшаются по мере того, как ребенок овладевает речью.
Развитие речи является актуальной задачей обучения в начальной школе, поскольку, речь выполняет функции общения, эмоционального самовыражения человека и влияния на других людей. Речь это и средство познания действительности. От того, как учащийся овладел связной речью, зависит успешность его обучения, сформированность знаний, умений и навыков по всем школьным дисциплинам, а не только по русскому языку и литературе. Через развитую речь обучающиеся лучше выражают свои чувства и мысли, бедность лексики не позволяет полноценно общаться и с окружающими [20].
М. И. Львов писал: «Речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и в полной мере будут усваиваться знания». Значит, речевое развитие помогает развивать мышление. К сожалению, между детским садом и школой до сегодняшнего дня не существует настоящей преемственности. Обучающиеся, которые поступают в школу, неграмотно владеют речью, у них не развиты мыслительные операции. Не понятно, почему их учат читать, а не рассказывать, объяснять, запоминать, пересказывать. На первоклассников накладывается нагрузка вдвойне [36, с. 13].
Проблемой развития речи и обогащения словаря занимались такие ученые, как Н. В. Крушевский, М. П. Каноныкин, В. Г. Толстов, Т. А. Ладыженская и другие. Овладеть словом — значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие обучающихся, способствует глубокому усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания обучающихся. Слово в программе начальных классов рассматривается в лексическом и грамматическом аспектах [27].
В течение всех лет обучения словарной работе уделяется большое внимания. Лексические упражнения имеют практическое назначение и выполняются с опорой на усвоение грамматики, состава слова и правописания. На уроках чтения, грамматики, правописания и развития речи ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся осознают, что слова обозначают предметы, явления действительности, бывают близкими и противоположными по значению, а также могут быть использованы в предложении, тексте в одном или нескольких значениях. Обучающиеся учатся выбирать подходящие по смыслу для точного выражения мысли. Постепенно расширяется, обогащается и активизируется весь необходимый словарный запас [30; 38].
Актуальность исследования. В настоящее время большая роль в педагогике и психологии отводится речевому и социально-коммутативному развитию детей. Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и орудия познания, и включает не только развитие словаря, но и развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Сегодня проблема развития словаря является приоритетной в работе с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями, и выбранная тема актуальна и требует дальнейшего изучения.
Объект исследования - словарь обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования - процесс развития словаря у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения.
Гипотеза исследования: комплексное использование на уроках чтения наглядных, игровых и практических методов, мультимедийной презентации и метода проектной деятельности будет способствовать развитию словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Цель исследования - развитие словаря у младших школьников интеллектуальными нарушениями на уроках чтения
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы словарной работы в аспекте развитии речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах на уроках чтения.
2. Дать анализ психолого-педагогической характеристики обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями.
3. Определить особенности словаря у детей с интеллектуальными нарушениями по данным современных исследований.
4. Проанализировать программу по развитию речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
5. Определить методы и приемы диагностики и развития словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах.
6. Организовать и провести коррекционную работу по развитию словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестовая методика диагностики устной речи, педагогический эксперимент.
Особенности психического развития обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями проявляются в нарушениях видов речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой мотивации в общении, что обусловливает своеобразие процесса развития речи, темп которого у таких учащихся замедлен, а речевая активность неполноценная из-за бедности и ограниченности словаря [8]. В итоге замедляется и в какой-то степени становится недоступным процесс социализации, который играет большое значение в жизни обучающихся. По словам Л. С. Выгодского, развитие мышления и речи служит непременным условием развития человеческих способностей, побуждающим к последующему их улучшению [15].
Речь - главное средство коммуникации между людьми. Владея речью, человек может передать свои мысли, чувства и желания другим. Речь — немаловажная основа человеческого мышления. Мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие — развиваются и улучшаются по мере того, как ребенок овладевает речью.
Развитие речи является актуальной задачей обучения в начальной школе, поскольку, речь выполняет функции общения, эмоционального самовыражения человека и влияния на других людей. Речь это и средство познания действительности. От того, как учащийся овладел связной речью, зависит успешность его обучения, сформированность знаний, умений и навыков по всем школьным дисциплинам, а не только по русскому языку и литературе. Через развитую речь обучающиеся лучше выражают свои чувства и мысли, бедность лексики не позволяет полноценно общаться и с окружающими [20].
М. И. Львов писал: «Речь — это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и в полной мере будут усваиваться знания». Значит, речевое развитие помогает развивать мышление. К сожалению, между детским садом и школой до сегодняшнего дня не существует настоящей преемственности. Обучающиеся, которые поступают в школу, неграмотно владеют речью, у них не развиты мыслительные операции. Не понятно, почему их учат читать, а не рассказывать, объяснять, запоминать, пересказывать. На первоклассников накладывается нагрузка вдвойне [36, с. 13].
Проблемой развития речи и обогащения словаря занимались такие ученые, как Н. В. Крушевский, М. П. Каноныкин, В. Г. Толстов, Т. А. Ладыженская и другие. Овладеть словом — значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие обучающихся, способствует глубокому усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания обучающихся. Слово в программе начальных классов рассматривается в лексическом и грамматическом аспектах [27].
В течение всех лет обучения словарной работе уделяется большое внимания. Лексические упражнения имеют практическое назначение и выполняются с опорой на усвоение грамматики, состава слова и правописания. На уроках чтения, грамматики, правописания и развития речи ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся осознают, что слова обозначают предметы, явления действительности, бывают близкими и противоположными по значению, а также могут быть использованы в предложении, тексте в одном или нескольких значениях. Обучающиеся учатся выбирать подходящие по смыслу для точного выражения мысли. Постепенно расширяется, обогащается и активизируется весь необходимый словарный запас [30; 38].
Актуальность исследования. В настоящее время большая роль в педагогике и психологии отводится речевому и социально-коммутативному развитию детей. Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и орудия познания, и включает не только развитие словаря, но и развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Сегодня проблема развития словаря является приоритетной в работе с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями, и выбранная тема актуальна и требует дальнейшего изучения.
Объект исследования - словарь обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования - процесс развития словаря у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения.
Гипотеза исследования: комплексное использование на уроках чтения наглядных, игровых и практических методов, мультимедийной презентации и метода проектной деятельности будет способствовать развитию словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Цель исследования - развитие словаря у младших школьников интеллектуальными нарушениями на уроках чтения
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы словарной работы в аспекте развитии речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах на уроках чтения.
2. Дать анализ психолого-педагогической характеристики обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями.
3. Определить особенности словаря у детей с интеллектуальными нарушениями по данным современных исследований.
4. Проанализировать программу по развитию речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
5. Определить методы и приемы диагностики и развития словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах.
6. Организовать и провести коррекционную работу по развитию словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестовая методика диагностики устной речи, педагогический эксперимент.
Развитие словаря для обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеет огромное коррекционное значение. Оно предполагает овладение ими рядом слов, имеющих конкретное значение, и значительным количеством абстрактных и обобщающих слов. Хотя абстракция и уровень обобщения являются простейшими и не выходят за рамки предметности, использование их в речи обучающимися с интеллектуальными нарушениями будет служить развитию их мышления.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) необходима планомерная, постоянная, эффективная, требующая особой подготовки помощь педагогов, узких специалистов и родителей. Оказание помощи детей с интеллектуальными нарушениями помогает им адаптироваться в жизни.
При диагностики словаря существительных, слов -признаков и слов- действий было установлено, что степень владения словарным составом родного языка у обучающихся даже одной возрастной группы существенно различается. Часть обучающихся младшего школьного возраста не могли назвать ни один из предложенных предметов, изображенных на рисунках. Большинство знали, как называются предметы, входящие в одну из тематических групп, и лишь отдельные обучающиеся показали достаточно хорошие результаты. Обучающиеся младших классов хоть и владеют словарным запасом, но не знают названий многих обиходных предметов [19].
Как показывает практика работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, их возможности в овладении речью ограничены. В ходе специального коррекционного обучения обучающиеся с нарушенным интеллектом продвигаются в своем речевом развитии, в том числе лексическом. У многих развивается память, они запоминают значительное количество слов, начинают пользоваться речью как средством общения. Однако не все достаточно успешно овладевают речью. У части обучающихся медленно накапливается и активизируется словарь. Немаловажное значение при этом имеют условия обучения, специальные методы и приемы [58].
Наибольшая эффективность обучения обнаруживается в условиях организации игровой и других видов деятельности. Овладение обучающимися с нарушенным интеллектом словарным составом рассматривался как «процесс, в результате которого происходит развитие значений» (А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев, 1956г.) [32,36].
Овладение обучающимися с интеллектуальными нарушениями словом, обобщением, заключенным в значении слова, является шагом в формировании у них понятийного мышления. Трудность овладения обучающимися с нарушенным интеллектом словарным запасом заставляет обратить особое внимание на проведение коррекционной работы по обогащению и активизации у них словаря, служащего средством общения и обобщения [36; 43].
Результаты констатирующего эксперимента показали, что обучающимся с нарушением интеллекта свойственен не только незначительный объем словаря, но и его качественное своеобразие. Количество и качество речевой продукции зависит от степени нарушения интеллекта и в существенной мере от условий, в которых происходит их обучение и воспитание, от характера и целенаправленности коррекционного воздействия. Можно предположить, что при создании оптимальных условий обучения умственно отсталые обучающиеся могут овладеть словарным запасом, необходимым для понимания литературных произведений, осваиваемых на уроках чтения.
В ходе обучающего эксперимента была доказана выдвинутая гипотеза: комплексное использование на уроках чтения наглядных, игровых и практических методов, мультимедийной презентации и метода проектной деятельности способствуют развитию словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями, о чем свидетельствуют результаты контрольного эксперимента.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) необходима планомерная, постоянная, эффективная, требующая особой подготовки помощь педагогов, узких специалистов и родителей. Оказание помощи детей с интеллектуальными нарушениями помогает им адаптироваться в жизни.
При диагностики словаря существительных, слов -признаков и слов- действий было установлено, что степень владения словарным составом родного языка у обучающихся даже одной возрастной группы существенно различается. Часть обучающихся младшего школьного возраста не могли назвать ни один из предложенных предметов, изображенных на рисунках. Большинство знали, как называются предметы, входящие в одну из тематических групп, и лишь отдельные обучающиеся показали достаточно хорошие результаты. Обучающиеся младших классов хоть и владеют словарным запасом, но не знают названий многих обиходных предметов [19].
Как показывает практика работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, их возможности в овладении речью ограничены. В ходе специального коррекционного обучения обучающиеся с нарушенным интеллектом продвигаются в своем речевом развитии, в том числе лексическом. У многих развивается память, они запоминают значительное количество слов, начинают пользоваться речью как средством общения. Однако не все достаточно успешно овладевают речью. У части обучающихся медленно накапливается и активизируется словарь. Немаловажное значение при этом имеют условия обучения, специальные методы и приемы [58].
Наибольшая эффективность обучения обнаруживается в условиях организации игровой и других видов деятельности. Овладение обучающимися с нарушенным интеллектом словарным составом рассматривался как «процесс, в результате которого происходит развитие значений» (А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев, 1956г.) [32,36].
Овладение обучающимися с интеллектуальными нарушениями словом, обобщением, заключенным в значении слова, является шагом в формировании у них понятийного мышления. Трудность овладения обучающимися с нарушенным интеллектом словарным запасом заставляет обратить особое внимание на проведение коррекционной работы по обогащению и активизации у них словаря, служащего средством общения и обобщения [36; 43].
Результаты констатирующего эксперимента показали, что обучающимся с нарушением интеллекта свойственен не только незначительный объем словаря, но и его качественное своеобразие. Количество и качество речевой продукции зависит от степени нарушения интеллекта и в существенной мере от условий, в которых происходит их обучение и воспитание, от характера и целенаправленности коррекционного воздействия. Можно предположить, что при создании оптимальных условий обучения умственно отсталые обучающиеся могут овладеть словарным запасом, необходимым для понимания литературных произведений, осваиваемых на уроках чтения.
В ходе обучающего эксперимента была доказана выдвинутая гипотеза: комплексное использование на уроках чтения наглядных, игровых и практических методов, мультимедийной презентации и метода проектной деятельности способствуют развитию словаря обучающихся с интеллектуальными нарушениями, о чем свидетельствуют результаты контрольного эксперимента.
Подобные работы
- Коррекционная работа по развитию связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках ручного труда
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - Формирование навыков выразительности устной речи у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на уроках чтения
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Работа по развитию эмоциональной сферы младших школьников с
нарушениями зрения на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков у умственно отсталых обучающихся младших классов на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Использование игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Система коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Методическое обеспечение логопедической работы по развитию связной
монологической речи у третьеклассников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Развитие номинативного словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями посредством реализации проекта «Остров знаний»
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2023



