Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты гражданско-патриотического
воспитания средних подростков во внеурочной деятельности
6
1.1. Нормативно-правовые аспекты гражданско-патриотического воспитания
6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика средних подростков...
13
1.3. Гражданско-патриотическое воспитание средних подростков во внеурочной деятельности: понятие, цель, задачи, методы, формы
22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по гражданско-патриотическому воспитанию средних подростков во внеурочной деятельности на примере Муниципального автономного общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной организации № 137 г. Екатеринбурга
34
2.1. Анализ работы по гражданско-патриотическому воспитанию средних подростков во внеурочной деятельности в МАОУ СОШ №137
34
2.2. Комплекс мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию средних подростков во внеурочной деятельности
48
Заключение
56
Список использованной литературы
63
Приложения
69
Актуальность исследования. Средний подростковый возраст является наиболее оптимальным для гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в нормативных документах. Так, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751, система образования призвана обеспечить:
• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Все отмеченные направления определяют сущность гражданско- патриотического воспитания средних подростков в образовательных организациях. Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в образовательной организации, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования, в которых прописано формирование у обучающихся социокультурной компетенции [4].
Проблемой гражданско-патриотического воспитания занимались следующие ученые И. А. Андрюшина, В. И. Бичевского, Г. Х. Валеевой, Ю. А. Ерыгина, Н. А. Куцмана, М. Л. Талдиной и др. Однако, в работах этих ученных недостаточно разработаны вопросы гражданско- патриотического воспитания средних подростков во внеурочной деятельности.
Таким образом, все вышеизложенное и определило актуальность и значимость исследуемой нами проблемы.
Тема исследования: «Гражданско-патриотическое воспитание средних подростков во внеурочной деятельности».
Противоречие: между необходимостью осуществления гражданско- патриотического воспитания средних подростков во внеурочной деятельности и недостаточным применением методов гражданско- патриотического воспитания подростков во внеурочной деятельности в практике образовательной организации.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: каковы методы гражданско-патриотического воспитания средних подростков в общеобразовательной организации.
Объект исследования: процесс гражданско-патриотического
воспитания средних подростков в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: методы гражданско-патриотического воспитания средних подростков в образовательной организации во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и практических аспектов разработать комплекс мероприятий по гражданско- патриотическому воспитанию средних подростков во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, гражданско-патриотическое воспитание средних подростков будет успешно, если разработанный комплекс мероприятий будет включать в себя мероприятия с использованием форм (словесные, практические и наглядные) и методов внеурочной деятельности (метод поиска правильного решения; метод взрыва; метод реконструирования; поощрения и т.д.).
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд
исследовательских задач:
1. Изучить нормативно-правовые аспекты гражданско- патриотического воспитания;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику средних подростков;
3. Раскрыть понятия «гражданско-патриотическое воспитание», «внеурочная деятельность».
4. Определить методы и формы гражданско-патриотического воспитания средних подростков во внеурочной деятельности;
5. Проанализировать работу гражданско-патриотического
воспитания во внеурочной деятельности в МАОУ СОШ №137;
Методы исследования:
теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, анализ документов;
эмпирические - анкета, использование математических методов обработки результатов исследования.
База исследования: Муниципальная средняя общеобразовательная средняя общеобразовательная школа №137 г. Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 68 источников и 1 приложение.
Изучив теоретическую литературу и осуществив эмпирическое исследование по теме ВКР мы пришли к следующим выводам:
В ходе первой задачи изучили нормативно-правовые аспекты гражданско-патриотического воспитания.
в Российской Федерации организовано проведение единой государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания.
Основная роль в этой сфере в образовательной организации отводится педагогу. От того, какой педагог придет в учебное заведение, зависит качество гражданского - патриотического воспитания, образования, характер уклада жизни этого заведения. Учитель не только сам должен быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданско-правовой компетентности и соответствующих ценностей у своих учеников.
Компетентный подход в гражданско-патриотическом воспитании и образовании предполагает, что гражданская компетентность заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования. Педагог должен обладать набором следующих компетенций:
• Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.
• Компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.
• Компетентность социального действия - способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.
• Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми.
• Учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Все виды компетентности не могут быть сформированы без опоры на нравственные ценности, и не может реализовываться вне системы ценностных ориентиров. Поэтому у педагога должна быть сформирована как определенная жизненная позиция, так и внутренней готовности к ее реализации в процессе воспитательного и образовательного процесса.
Теоретической основой гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной педагогике является системно-деятельностный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности молодежи. [9] В образовательных организациях разных типов и видов реализуется комплексный подход к решению задач гражданского становления личности учащихся.
Успешное гражданско-патриотическое воспитание юных россиян сегодня - это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей [9]. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности - убежденность, гражданско-патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.
Существующая нормативно-правовая база по гражданско - патриотическому воспитанию средних подростков определяет цели и задачи воспитания в образовательных организациях.
Из второй задачи видно, что подростковый период - период в развитии личности, который характеризуется резко проходящими качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Подростковый возраст характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, негативизмом, конфликтностью, противоречивостью чувств, повышенной агрессивностью.
В сообществе для ребенка создается новая социальная ситуация развития: подросток - ровесник, а также развитие подростка особенно зависит от семьи, отношений с родителями.
Ведущим видом деятельности данного возраста является общение со своими сверстниками, а основным видом деятельности учащихся среднего подросткового возраста является учение.
Механизмами социализации подростков являются подражание, внушение, убеждение, идентификация и эмпатия.
А. В. Мудрик выделяет педагогические механизмы социализации подростков: традиционные и нетрадиционные. В. С. Мухина и Л. С. Выготский выделяют психологические механизмы: импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация, рефлексия.
В процессе воспитания средних подростков необходимо осуществлять гражданско-патриотическое воспитание, как в школе, так и во внеурочной деятельности.
В результате изучения третьего вопроса было выявлено, что гражданско-патриотическое воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у подростков ценностные ориентации, , нормы поведения гражданина и патриота России...
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект,2010. 623 с.
2. Аверченко А. Т. Вопросы воспитания. М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. 64 c.
3. Афанасова И. М., Певчева Т. В. Исследование проявлений патриотизма как духовной ценности у учащихся современной школы // Отечественная педагогическая культура в национально-региональном компоненте образования. 2004.
4. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2014. 176 c.
5. Барышников Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск : ЧИППКРО, 2014. 416 с.
6. Бачевский В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. 186 с.
7. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. М.: Айрис-пресс, 2006. 192 с.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. 2008.
9. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2008. С. 595.
10. Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб: КАРО, 2004. 224 с.
11. Быков А. К. Проблемы патриотического воспитания// Педагогика. 2009. № 2. С. 37-42.
12. Валуева Р. В. «Я - гражданин» (классный час с учащимися 5-6 классов): [Сценарий классного часа, посвящённого Дню Победы] // Воспитание школьников. 2013. № 4. С. 31.
13. Возрождение и будущее Отечества - в патриотизме молодежи. М.: МПА, 2008. 208 с.
14. Воронова В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2001. № 6.
15. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. № 5. 2007...