Система коррекционной работы по развитию грамматического строя речи у умственно отсталых обучающихся 3-4 классов (на материале прилагательных)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 7
1.1. Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития младшего школьного возраста .. 7
1.2. Особенности грамматического строя речи обучающихся третьих
классов образовательной организации, реализующей основную адаптированную образовательную программу 14
1.3 Особенности употребления имён прилагательных обучающимися третьих классов образовательной организации, реализующей основную адаптированную образовательную программу 17
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 21
2.1. Характеристика базы исследования 21
2.2 Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития грамматического строя речи 22
ГЛАВА 3. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) И ВЫЯВЛЕНИЕ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ 31
3.1. Система по развитию грамматического строя речи у обучающихся
четвертого класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка 31
3.2. Апробация коррекционной работы по развитию грамматического строя
речи на уроках русского языка 32
3.3. Проведение формирующего эксперимента 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 7
1.1. Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития младшего школьного возраста .. 7
1.2. Особенности грамматического строя речи обучающихся третьих
классов образовательной организации, реализующей основную адаптированную образовательную программу 14
1.3 Особенности употребления имён прилагательных обучающимися третьих классов образовательной организации, реализующей основную адаптированную образовательную программу 17
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 21
2.1. Характеристика базы исследования 21
2.2 Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития грамматического строя речи 22
ГЛАВА 3. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) И ВЫЯВЛЕНИЕ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ 31
3.1. Система по развитию грамматического строя речи у обучающихся
четвертого класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка 31
3.2. Апробация коррекционной работы по развитию грамматического строя
речи на уроках русского языка 32
3.3. Проведение формирующего эксперимента 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Причинами активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей развития речи детей являются вопросы интеллектуального и личностного развития детей.
Представление о сущностях явлениях речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главной причиной, определяющей развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном моменте непосредственно реализуется попытка соотнести особенности развития речи обучающегося на уроках русского языка как характеристику условий процесса развития обучающегося.
Развитие грамматического строя речи является одним из начальных составляющих в обучении и воспитании детей. Большинство теоретиков озадачены уменьшением общего уровня речевой культуры, обращают внимание на особенности речевого поведения детей с задержкой психического развития. Вследствие этого необходимо вести систематическую работу по образованию языковой осведомленности.
Таким образом, назначением современной школы является приобретение наиболее эффективной общественной формы организации учебной деятельности обучающихся.
Родной язык играет единственную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно воспринимались в психологии, философии и педагогике, как точка соприкосновения, в которой сходятся различные линии психологического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык служит основным каналом ознакомления человека с ценностями духовной культуры, а также необходимыми условиями воспитания и обучения, является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности,
Овладение грамматическим строем языка характеризуется развитием языковой системы, основанной на реализации, анализе и обобщении явлений языка и речи, что доказывают исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов и лингвистов. [8, с.256].
Развитие грамматического строя речи представляет собой важный фактор полноценного речевого и общего психического развития, на том основании, что язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации его поведения и в становлении социальных связей. [8, с.6].
Ребенок не сможет понимать речь окружающих, выражать собственные мысли, если не овладеет грамматическим строем. Вопрос развития грамматического строя речи является одним из самых важных. Его целью является становление грамматически правильной речи.
Из расчёта того, что одного из современных вопросов становится изучение грамматического строя речи, поиск нужных приёмов, форм, способов и средств развития речевой деятельности у детей.
Дети осваивают русский язык непосредственно через речевую деятельность, через говорение и восприятие речи. Вот поэтому имеет значение создавать условия для грамотной речевой деятельности детей, для выражения своих мыслей, для общения. И тем самым объясняется актуальность темы, ставится проблема и формулируется объект и предмет исследования.
Внимание деятелей науки занимают проблемы речевой деятельности у детей. Проводилось множество научных исследований. Научно-обоснованные положения для выявления условий индивидуализации деятельности в формировании грамматического строя речи у детей создают работы таких ученых как: А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, А. П. Федченко, Л. А. Смирновой и многих других.
Но в тоже время, как показывает практика, вопреки на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста невелик. В связи с этим наибольшее значение приобретает современная и методически грамотно организованная систематическая работа по развитию речи. Одним из путей такой организации является работа по развитию грамматического строя речи на уроках русского языка.
Большое внимание в отечественной педагогике предоставлялось методически рационально организованным урокам по русскому языку.
Для определения уровня развития грамматического строя речи детей учителю обязательно уметь методически грамотно организовать работу с различными упражнениями, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников.
В связи с выше сказанным, мы можем выявить актуальность этой проблемы. Актуальность данного исследования определяется тем, что важной задачей системы образования является изучение механизмов определения уровня развития грамматического строя речи
Объектом исследования является грамматический строй речи обучающихся третьих и четвертых классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предметом исследования является процесс развития грамматического строя речи обучающихся третьих и четвертых классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель работы - выявить условия определения уровня развития грамматического строя речи обучающихся третьих и четвертых классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработка и реализация коррекционно-методических подходов по устранению грамматических нарушений.
Задачи исследования состоят в следующем:
1. Изучить теоретические аспекты развития речи младших школьников с нарушением интеллекта.
2. Подобрать методические приёмы определения уровня грамматического строя речи на уроках русского языка посредством прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта.
3. Определить уровень развития грамматического строя речи у обучающихся с нарушением интеллекта.
Методы исследования: анализ литературы по вопросам развития грамматического строя речи у умственно отсталых обучающихся, опрос детей с интеллектуальными нарушениями, тестирование учеников младших классов и анализ результатов, полученных в ходе исследования.
Представление о сущностях явлениях речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главной причиной, определяющей развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном моменте непосредственно реализуется попытка соотнести особенности развития речи обучающегося на уроках русского языка как характеристику условий процесса развития обучающегося.
Развитие грамматического строя речи является одним из начальных составляющих в обучении и воспитании детей. Большинство теоретиков озадачены уменьшением общего уровня речевой культуры, обращают внимание на особенности речевого поведения детей с задержкой психического развития. Вследствие этого необходимо вести систематическую работу по образованию языковой осведомленности.
Таким образом, назначением современной школы является приобретение наиболее эффективной общественной формы организации учебной деятельности обучающихся.
Родной язык играет единственную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно воспринимались в психологии, философии и педагогике, как точка соприкосновения, в которой сходятся различные линии психологического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык служит основным каналом ознакомления человека с ценностями духовной культуры, а также необходимыми условиями воспитания и обучения, является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности,
Овладение грамматическим строем языка характеризуется развитием языковой системы, основанной на реализации, анализе и обобщении явлений языка и речи, что доказывают исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов и лингвистов. [8, с.256].
Развитие грамматического строя речи представляет собой важный фактор полноценного речевого и общего психического развития, на том основании, что язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации его поведения и в становлении социальных связей. [8, с.6].
Ребенок не сможет понимать речь окружающих, выражать собственные мысли, если не овладеет грамматическим строем. Вопрос развития грамматического строя речи является одним из самых важных. Его целью является становление грамматически правильной речи.
Из расчёта того, что одного из современных вопросов становится изучение грамматического строя речи, поиск нужных приёмов, форм, способов и средств развития речевой деятельности у детей.
Дети осваивают русский язык непосредственно через речевую деятельность, через говорение и восприятие речи. Вот поэтому имеет значение создавать условия для грамотной речевой деятельности детей, для выражения своих мыслей, для общения. И тем самым объясняется актуальность темы, ставится проблема и формулируется объект и предмет исследования.
Внимание деятелей науки занимают проблемы речевой деятельности у детей. Проводилось множество научных исследований. Научно-обоснованные положения для выявления условий индивидуализации деятельности в формировании грамматического строя речи у детей создают работы таких ученых как: А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, А. П. Федченко, Л. А. Смирновой и многих других.
Но в тоже время, как показывает практика, вопреки на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста невелик. В связи с этим наибольшее значение приобретает современная и методически грамотно организованная систематическая работа по развитию речи. Одним из путей такой организации является работа по развитию грамматического строя речи на уроках русского языка.
Большое внимание в отечественной педагогике предоставлялось методически рационально организованным урокам по русскому языку.
Для определения уровня развития грамматического строя речи детей учителю обязательно уметь методически грамотно организовать работу с различными упражнениями, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников.
В связи с выше сказанным, мы можем выявить актуальность этой проблемы. Актуальность данного исследования определяется тем, что важной задачей системы образования является изучение механизмов определения уровня развития грамматического строя речи
Объектом исследования является грамматический строй речи обучающихся третьих и четвертых классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предметом исследования является процесс развития грамматического строя речи обучающихся третьих и четвертых классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель работы - выявить условия определения уровня развития грамматического строя речи обучающихся третьих и четвертых классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработка и реализация коррекционно-методических подходов по устранению грамматических нарушений.
Задачи исследования состоят в следующем:
1. Изучить теоретические аспекты развития речи младших школьников с нарушением интеллекта.
2. Подобрать методические приёмы определения уровня грамматического строя речи на уроках русского языка посредством прилагательных у обучающихся с нарушением интеллекта.
3. Определить уровень развития грамматического строя речи у обучающихся с нарушением интеллекта.
Методы исследования: анализ литературы по вопросам развития грамматического строя речи у умственно отсталых обучающихся, опрос детей с интеллектуальными нарушениями, тестирование учеников младших классов и анализ результатов, полученных в ходе исследования.
Вопрос формирования грамматического строя речи у детей с интеллектуальными нарушениями считается одним из наиболее важных в образовании.
Сам процесс усвоения учащимся грамматического строя является весьма сложным. Это, прежде всего, связано с аналитико-синтетической работой коры головного мозга.
Данный механизм развития сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав идею о том, собственно что «грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стандарта». Физиологическим механизмом освоения грамматического строя можно считать генерализацию соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Когда обучающийся видит реальные соотношения предметов и воспроизводит это в своей речи, он может сделать определенные выводы и обобщения. И, как следствие, его речи интуитивно способна подчиниться этим правилам. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. Когда меняются имена существительные, прилагательные и другие грамматические формы, обучающийся способен выработать определенный динамический стереотип. Вследствие чего школьник способен осознать, что использование определенных грамматических форм требуется для выражения мыслей.
На данном этапе в работах учёных прослеживаются определенные достижения в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления. В работах А.Н Гвоздева [29], Г.А Розенгард - Пупко [29], Д.Б Эльконина [29] и др. подробно описано становление речи, у детей начиная с самого раннего детства.
Соответственно, в отсутствии специального обучения и развития речь детей с умственной отсталостью не будет достаточно сформирована. Это может являться главным выводом, который можно сделать. В то время как ребенок с нормальным уровнем развития усваивает информацию произвольно, во время обучения, а также игры, ребенок с отклонениями в умственном развитии способен овладеть этими навыками исключительно с помощью длительного и упорного обучения. И, необходимо учитывать, что не каждый случай имеется возможность нормализовать становление речи. На это может влиять многих факторов, таких как вид первичного нарушения, структура самого дефекта и от компенсаторных возможностей данного ребенка с конкретным нарушением в целом.
Все специалисты, которые работают с детьми с интеллектуальными нарушениями, дефектологи, логопеды и иных специалисты имеют целый арсенал методик, приемов и способов, помогающих в развитии речи таких детей. Множество книг научных работ было написано на эту тему. Также проводилась масса экспериментов. Но, необходимо отметить, что без определенных усилий, упорного и длительного труда, а так же без квалифицированных специалистов и их фундаментальных знаний в области развития речи, а также других психических функций умственно отсталых детей практически невозможно добиться успешных результатов в коррекционной работе с ними. Вследствие всего вышесказанного мною была рассмотрена данная тема и литература по этому вопросу.
Сам процесс усвоения учащимся грамматического строя является весьма сложным. Это, прежде всего, связано с аналитико-синтетической работой коры головного мозга.
Данный механизм развития сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав идею о том, собственно что «грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стандарта». Физиологическим механизмом освоения грамматического строя можно считать генерализацию соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Когда обучающийся видит реальные соотношения предметов и воспроизводит это в своей речи, он может сделать определенные выводы и обобщения. И, как следствие, его речи интуитивно способна подчиниться этим правилам. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. Когда меняются имена существительные, прилагательные и другие грамматические формы, обучающийся способен выработать определенный динамический стереотип. Вследствие чего школьник способен осознать, что использование определенных грамматических форм требуется для выражения мыслей.
На данном этапе в работах учёных прослеживаются определенные достижения в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления. В работах А.Н Гвоздева [29], Г.А Розенгард - Пупко [29], Д.Б Эльконина [29] и др. подробно описано становление речи, у детей начиная с самого раннего детства.
Соответственно, в отсутствии специального обучения и развития речь детей с умственной отсталостью не будет достаточно сформирована. Это может являться главным выводом, который можно сделать. В то время как ребенок с нормальным уровнем развития усваивает информацию произвольно, во время обучения, а также игры, ребенок с отклонениями в умственном развитии способен овладеть этими навыками исключительно с помощью длительного и упорного обучения. И, необходимо учитывать, что не каждый случай имеется возможность нормализовать становление речи. На это может влиять многих факторов, таких как вид первичного нарушения, структура самого дефекта и от компенсаторных возможностей данного ребенка с конкретным нарушением в целом.
Все специалисты, которые работают с детьми с интеллектуальными нарушениями, дефектологи, логопеды и иных специалисты имеют целый арсенал методик, приемов и способов, помогающих в развитии речи таких детей. Множество книг научных работ было написано на эту тему. Также проводилась масса экспериментов. Но, необходимо отметить, что без определенных усилий, упорного и длительного труда, а так же без квалифицированных специалистов и их фундаментальных знаний в области развития речи, а также других психических функций умственно отсталых детей практически невозможно добиться успешных результатов в коррекционной работе с ними. Вследствие всего вышесказанного мною была рассмотрена данная тема и литература по этому вопросу.



