Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционная работа по развитию связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительной деятельности

Работа №97299

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
188
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 8
1.1. Связная устная речь и ее значение в развитии ребенка 8
1.2. Особенности развития связной речи детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 14
1.3. Уроки изобразительного искусства как средство коррекции нарушений
речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 30
2.1. Изучение уровня развития связной речи у детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательных учреждениях 30
2.2. Анализ констатирующего этапа эксперимента 37
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 42
3.1. Содержание коррекционной работы по развитию связной речи у детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках изобразительного искусства 42
3.2. Анализ контрольного этапа эксперимента 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64


Актуальность. Связная устная речь является высшей и в наибольшей степени совершенной формой речевого взаимодействия ребенка с окружающей средой, обеспечивает ему шанс целостного восприятия, отражения и воспроизведения воплощенной в речи информации. Огромную важность речи обусловила заинтересованность ученых к исследованию её различных аспектов.
Психическое развитие ребёнка, а также мыслительная и психическая деятельность в целом тоже нуждаются в правильном формировании речи. Когда познавательная деятельность начинает включать в себя речь, психические процессы ребенка начинают перестраиваться, происходит формирование мыслительных операций, таких как синтез, анализ, обобщение, сравнение, абстракция, при этом в процессе совершенствования речи они тоже развиваются.
Совершенствование речевой функции напрямую влияет на психическое развитие ребенка. Во время речевой деятельности отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается общественным сознанием, устанавливается связь с социальными, производственными и культурными достижениями общества. Таким образом, коммуникативная функция, осуществляющаяся при помощи того или другого языка, успешно функционирует благодаря речи [19].
Создаются специальные обстоятельства обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. О создании таких условий отмечали в своих исследованиях Е. Е. Дмитриева, Т. Н. Князева, Т. М. Сорокина, У. В. Ульенкова и др.
Непосредственно на настоящем этапе развития образования одним из важных научно-практических вопросов, обсуждаемых как отечественными исследователями, такими как Т. А. Басилова, Л. П. Григорьева, В. А. Кручинин, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский [36], В .Г. Петрова [45], О. Г. Приходько, У. В. Ульенкова, так и зарубежными учеными H. Barth, D. Ellis, D. Fisser, F. Hill, H. Sondersorge, D. Rropra, J. Van Dijk, M. Jansen, является предмет внимания психо-речевого развития детей, имеющих ряд сенсорных, опорно-двигательных и интеллектуальных нарушений.
Определяя важность специальной работы по развитию речи умственно отсталых школьников, нужно основываться из неразрывной связи мышления и речи в психической деятельности человека. Речь абсолютно последовательно считается одним из показателей умственного развития ребенка.
«Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть не связной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи» [1].
Все вышеперечисленное обосновывает актуальность исследуемой проблемы, которая заключается в том, что изучение механизмов развития связной речи имеет большое значение для системы образования.
В научной литературе не существует однозначного мнения о наиболее успешных методах организации работы по формированию умений и навыков связной речи, о процессе обучения ребенка полному, грамотному и точному выражению своих мыслей при помощи слов, о направлениях и этапах деятельности по формированию связной речи, о наиболее эффективных видах работ в данной области. Эти вопросы стали основой для выбора темы данного исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирическим путём выявить особенности использования коррекционной работы по развитию связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительной деятельности.
Объект исследования: развитие связной устной речи у учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования: коррекционная работа по развитию связной устной речи у детей с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие связной устной речи у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительного искусства будет проходить эффективней, если на таких уроках будет присутствовать коррекционная работа.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования, раскрывая сущность ключевых понятий «речь», «устная речь», «связная речь».
2. Охарактеризовать трудности особенностей развития связной устной речи у детей с нарушениями в развитии.
3. Выявить необходимость коррекционной работы для развития связной устной речи у детей с интеллектуальными нарушениями.
4. Разработать и апробировать модель коррекционной работы для развития связной устной речи на уроках изобразительного искусства у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
5. Определить эффективность разработанной модели коррекционной работы для развития связной устной речи на уроках изобразительного искусства.
Методологическая основа:
- теоретические положения Л. С. Выготского о мышлении и его развитии в детском возрасте;
- положения специальной психологии А. Н. Леоньтева [32], В. И. Дубровского, Л. И. Солнцева об специфических закономерностях развития нормального и аномального ребенка
Методы исследования:
- теоретические - анализ литературы, научных статей;
- эмпирические - педагогический эксперимент методика Эббингауза, методика исследования речи детей Л. В. Яссман.
Методы обработки данных: качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость: систематизирован материал о развитии связной устной речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Практическая значимость: составленной коррекционной работой могут воспользоваться учителя, родители и другие заинтересованные лица для развития связной устной речи у детей с интеллектуальными нарушениями.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 17 г. Абакана» (1 «А» класс - 9 человек, 1 «Б» класс 9 человек).
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Непосредственно изучение литературных источников показало, что дефект речи, является сложным нарушением у интеллектуально отсталых детей. Уровни речевого развития, затрагивают практически все уровни нарушений. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, характеризуются языковым уровнем нарушений речи, а также смысловым и сенсомоторным уровнем. Менее всего поддаются коррекции нарушения смыслового и языкового уровней развития. Для связной речи необходимое тесное взаимодействие с развитием: анализа, синтеза, сравнения и обобщения, в особенности в процессе отработки операций внутреннего программирования. Все операции становления смыслового высказывания изначально возникают самостоятельно, изолированно, посредством легких заданий. Затем операции постепенно соединяются в общий процесс становления связного построения высказываний. Обучение по развитию связной речи должна осуществляться не только на специализированных логопедических занятиях, но и на уроках изобразительного искусства.
Творчество - является одной из самых увлекательных процессов для детей младшего школьного возраста. Процессы рисования и конструирования играют большую и многогранную роль в развитии ребенка.
Изобразительная деятельность представляет собой особое средство познания, по этой причине имеет важное значение для познавательного развития детей, в особенности с нарушениями интеллекта.
В свою очередь, умственное воспитание ребенка очень тесно взаимосвязано с развитием речи.
На уроках рисования школьники должны знакомиться с незнакомыми им словами, учиться понимать, различать и, в конце концов, использовать слова в активной речи.
В ходе обследования, в связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительной деятельности выявлено, что обучающиеся с испытывают затруднения в овладении связной устной речью, связанные с их стремлением к дословному изложению событий, приводящему к затруднению на отдельных словах и мыслях, к повторению отдельных с частей предложений. В процессе изложения, доказательства, обучающиеся порой отмечают не самые существенные признаки. У школьников с интеллектуальными нарушениями, наблюдается искажение, как внутреннего уровня смыслового, так и языкового, в связи с чем, у них возникают трудности при составлении рассказов по сюжетной картинке, своему рисунку, где последовательность развития событий не задана, и при пересказе так же с сохранением последовательностей.
Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о твердости существующих у обучающихся нарушений, в первую очередь связной речи. Синтаксические конструкции, реализующие обещающимися при составлении связного с высказывания, примитивны, имеют черты ситуативной речи. При этом наблюдается нарушения лексико-грамматического строя речи. Большинство обучающихся используют существительные, глаголы и местоимения в своих рассказах.
Описание у обучающихся отличаются краткостью, логической непоследовательностью и сжатостью изложения, очень часто они состояли из фрагментов, не составляющих целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов ситуации и описания сюжета.
В ходе анализа методической литературы нами была составлена и опробована программа по развитию связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительной деятельности. В программе были предусмотрены актуальные для уроков изобразительной деятельности виды работ, способствующие развитию связной устной речи (развитие воображения и связной устной речи, подбирания слов к рисункам и картинкам, воспитание культуры слушания и говорения). Проведенный анализ устных ответов по перечисленным методикам констатирующего и формирующего эксперимента учащихся показал улучшение качества речевой деятельности учащихся, которые занимались с применением методов развития связной устной речи. Выявлены лучшие показатели у обучающихся качеств связной речи после проведенных занятий. Практически каждое занятие содержало задания на работу с картинным и словесным планом, ориентированную на развитие данного элемента монологической речи. Диалогическая речь так же отличается по своим качественным характеристикам - обучающиеся стали больше использовать развернутые предложения, допускают меньше ошибок при согласовании слов в предложение. Результаты экспериментальной работы доказывают, что использование методов развития связной устной речи на разных этапах урока с сочетанием словесных, наглядных и практических методов обучения способствует повышению качества связной речи у учащихся МБОУ «ООШ №17» 1 «А» класса и 1 «Б» класса. Таким образом, цель исследования достигнута.


1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксёнова. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 316 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - 3-е изд., - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - М. : Ось-89, 1997. - 224 с.
4. Ахутина, Т. В. Порождение речи [Текст] / Т. В. Ахутина. - М. : Академия, 1998. - 230 с.
5. Баранов, Р. Е. Пособие по русскому языку с основами языкознания [Текст] / Р. Е. Баранов. - М. : МПГУ, 2015. - 149 с.
6. Бгажнокова, И. М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития [Текст] / И. М. Бгажнокова // Дефектология. - 2004. - № 3. - С. 51-54.
7. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 191 с.
8. Блюмина, М. Г. О некоторых принципах диагностики олигофрении у детей // Пятая конференция по дефектологии [Текст] / М. Г. Блюмина. - М. : АПН РСФСР, 1967. - 47 с.
9. Бобровская, Г. В. Активизация словаря младшего школьника [Текст] / Г. В. Бобровская // Начальная школа. - 2003. - № 4. - С.47-51.
10. Бугрименко, Е. А. Чтение без принуждения [Текст] / Е. А. Бугрименко. - М. : Творческая педагогика, 1993г. - 96 с.
11. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 175 с.
12. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст] /под ред. В. В. Воронковой. - М. : Школа-пресс, 1994. - 417 с.
13. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Академия, 1999. - 250 с.
14. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1956. - 87 с.
15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6-и т. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983.
Т. 5 / Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - 1983. - 370 с.
16. Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1935. - 133 с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детский речи [Текст] /
А. Н. Гвоздев. - М. : Педагогика, 1961. - 170 с.
18. Головнина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. - М. : Просвещение, 1974, - 119 с.
19. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Грошенков. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 208 с.
20. Дети с отклонениями в развитии [Текст] / под ред. М. С. Певзнер. - М. : Изд-во «АПН РСФСР», 1978. - 278 с.
21. Доблаев, Л. П. Логико-психологический анализ текста [Текст] / Л. П. Доблаев. - Саратов, 1986. - 327 с.
22. Дульнев, Г. М. Принципы отбора детей во вспомогательную школу [Текст] / Г. М. Дульнев, А. Р. Лурия. - М. : Просвещение, 1979. - 210 с.
23. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст] / Г. М. Дульнеев. - М. : Просвещение, 1981. - 176 с.
24. Ефименкова, Л. Н. Формирование связной речи у детей - олигофренов [Текст] / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. - М. : Педагогика, 1970. - 230 с.
25. Занков, Л. В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы [Текст] / Л. В. Занков. - М. : Изд-во «АПН РСФСР», 1976. - 279 с.
26. Занков, Л. В. Некоторые вопросы развития личности умственно отсталых школьников на первых этапах обучения [Текст] / Л. В. Занков. - М. : Изд-во «АПН РСФСР». - 307 с.
27. Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе [Текст] / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. - М. : Просвещение, 1981. - 48 с.
28. Информационные материалы для студентов [Электронный ресурс]. - URL : https://superinf.ru/view_article.php?id=322(дата обращения: 07.09.2017).
29. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] /Д. Н. Исаева. - СПб. : Речь, 2003. - 400 с.
30. Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании [Текст] /
Н. К. Крупская // Сборник статей и речей. - М., 1973. - 71 с.
31. Кузнецова, В. Г. Основы специальной психологии [Текст] /
B. Г. Кузнецова. - М. : Академия, 2002. - 478 с.
32. Курицина, А. М. Формирование связной речи у детей 6-7 лет [Текст] / А. М. Курицина // Дефектология. - 1989. - № 2. - С. 42-49.
33. Кучинский, Г. М. Диалог и мышление [Текст] / Г. М. Кучинский. - Минск, 1993. - 190 с.
34. Лалаева, Р. И. Нарушения звукопроизношения у учащихся 1-3 классов вспомогательной школы [Текст] / Р. И. Лалаева // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. - Ленинград, 1978. - № 6. -
C. 27-78.
35. Лалаева, Р. И. Формирование операций порождения связных высказываний у умственно отсталых школьников [Текст] / Р. И. Лалаева // Принципы и методы логопедической работы. - Ленинград, 1984. - № 8. - С. 16-33.
36. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Изд-во «АПН РСФСР», 1978. - 379 с.
37. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] /
А. А. Леонтьев.- М. : Академия, 2003. - 230 с.
38. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] /
А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1969. - 214 с.
39. Липкина, А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст] / А. И. Липкина. - М. : Просвещение, 1978. - 190 с.
40. Лосева, Л. М. Как строится текст [Текст] / Л. М. Лосева. - М. : Академия, 1989. - 270 с.
41. Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей [Текст] / В. И. Лубовский // Дефектология. - 1978. - № 6. - С. 23-47.
42. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В. И. Лубовский. - М. : Педагогика, 1989. - 237 с.
43. Лурия, А. Р. Речь и мышление [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Педагогика, 1979. - 400 с.
44. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Изд-во «АПН РСФСР», 1960. - 320 с.
45. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1974. - 270 с.
46. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 240 с.
47. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта [Текст] / В. С. Мухина. - М., 1981. - 219 с.
48. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст] : пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / под ред.
B. В. Воронковой. - М. : Школа-Пресс, 1994. - 387 с.
49. Певзнер, М. С. Дети - олигофрены [Текст] / М. С. Певзнер. - М. : Изд-во «АПН РСФСР», 1963. - 270 с.
50. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность детей - олигофренов [Текст] / В. Г. Петрова. - М. : Педагогика, 1978. - 210 с.
51. Психология лиц с умственной отсталостью [Текст] : уч. - метод. пособие / составитель Е. А. Калмыкова. - Курск : Курск. гос. ун-т, 2007. - 121 с.
52. Развитие устной речи у детей 7-8 лет и его взаимосвязь с показателями интеллектуального развития [Электронный ресурс]. - URL : https:ZZcyberleninka.ru/articleZn(дата обращения: 10.12.2017).
53. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С. Я Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1986. - 192 с.
54. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
C. Л. Рубинштейн. - М., 1989. - 468 с.
55. Соловьев, И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей [Текст] / И. М. Соловьев. - М. : Просвещение, 1976. - 370 с.
56. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития [Текст] : учебное пособие / И. А. Шаповал. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 320 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ