Коррекционная работа по развитию связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 8
1.1. Связная устная речь и ее значение в развитии ребенка 8
1.2. Особенности развития связной речи детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 14
1.3. Уроки изобразительного искусства как средство коррекции нарушений
речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 30
2.1. Изучение уровня развития связной речи у детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательных учреждениях 30
2.2. Анализ констатирующего этапа эксперимента 37
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 42
3.1. Содержание коррекционной работы по развитию связной речи у детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках изобразительного искусства 42
3.2. Анализ контрольного этапа эксперимента 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 8
1.1. Связная устная речь и ее значение в развитии ребенка 8
1.2. Особенности развития связной речи детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 14
1.3. Уроки изобразительного искусства как средство коррекции нарушений
речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 30
2.1. Изучение уровня развития связной речи у детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательных учреждениях 30
2.2. Анализ констатирующего этапа эксперимента 37
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 42
3.1. Содержание коррекционной работы по развитию связной речи у детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках изобразительного искусства 42
3.2. Анализ контрольного этапа эксперимента 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
Актуальность. Связная устная речь является высшей и в наибольшей степени совершенной формой речевого взаимодействия ребенка с окружающей средой, обеспечивает ему шанс целостного восприятия, отражения и воспроизведения воплощенной в речи информации. Огромную важность речи обусловила заинтересованность ученых к исследованию её различных аспектов.
Психическое развитие ребёнка, а также мыслительная и психическая деятельность в целом тоже нуждаются в правильном формировании речи. Когда познавательная деятельность начинает включать в себя речь, психические процессы ребенка начинают перестраиваться, происходит формирование мыслительных операций, таких как синтез, анализ, обобщение, сравнение, абстракция, при этом в процессе совершенствования речи они тоже развиваются.
Совершенствование речевой функции напрямую влияет на психическое развитие ребенка. Во время речевой деятельности отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается общественным сознанием, устанавливается связь с социальными, производственными и культурными достижениями общества. Таким образом, коммуникативная функция, осуществляющаяся при помощи того или другого языка, успешно функционирует благодаря речи [19].
Создаются специальные обстоятельства обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. О создании таких условий отмечали в своих исследованиях Е. Е. Дмитриева, Т. Н. Князева, Т. М. Сорокина, У. В. Ульенкова и др.
Непосредственно на настоящем этапе развития образования одним из важных научно-практических вопросов, обсуждаемых как отечественными исследователями, такими как Т. А. Басилова, Л. П. Григорьева, В. А. Кручинин, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский [36], В .Г. Петрова [45], О. Г. Приходько, У. В. Ульенкова, так и зарубежными учеными H. Barth, D. Ellis, D. Fisser, F. Hill, H. Sondersorge, D. Rropra, J. Van Dijk, M. Jansen, является предмет внимания психо-речевого развития детей, имеющих ряд сенсорных, опорно-двигательных и интеллектуальных нарушений.
Определяя важность специальной работы по развитию речи умственно отсталых школьников, нужно основываться из неразрывной связи мышления и речи в психической деятельности человека. Речь абсолютно последовательно считается одним из показателей умственного развития ребенка.
«Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть не связной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи» [1].
Все вышеперечисленное обосновывает актуальность исследуемой проблемы, которая заключается в том, что изучение механизмов развития связной речи имеет большое значение для системы образования.
В научной литературе не существует однозначного мнения о наиболее успешных методах организации работы по формированию умений и навыков связной речи, о процессе обучения ребенка полному, грамотному и точному выражению своих мыслей при помощи слов, о направлениях и этапах деятельности по формированию связной речи, о наиболее эффективных видах работ в данной области. Эти вопросы стали основой для выбора темы данного исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирическим путём выявить особенности использования коррекционной работы по развитию связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительной деятельности.
Объект исследования: развитие связной устной речи у учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования: коррекционная работа по развитию связной устной речи у детей с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие связной устной речи у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительного искусства будет проходить эффективней, если на таких уроках будет присутствовать коррекционная работа.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования, раскрывая сущность ключевых понятий «речь», «устная речь», «связная речь».
2. Охарактеризовать трудности особенностей развития связной устной речи у детей с нарушениями в развитии.
3. Выявить необходимость коррекционной работы для развития связной устной речи у детей с интеллектуальными нарушениями.
4. Разработать и апробировать модель коррекционной работы для развития связной устной речи на уроках изобразительного искусства у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
5. Определить эффективность разработанной модели коррекционной работы для развития связной устной речи на уроках изобразительного искусства.
Методологическая основа:
- теоретические положения Л. С. Выготского о мышлении и его развитии в детском возрасте;
- положения специальной психологии А. Н. Леоньтева [32], В. И. Дубровского, Л. И. Солнцева об специфических закономерностях развития нормального и аномального ребенка
Методы исследования:
- теоретические - анализ литературы, научных статей;
- эмпирические - педагогический эксперимент методика Эббингауза, методика исследования речи детей Л. В. Яссман.
Методы обработки данных: качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость: систематизирован материал о развитии связной устной речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Практическая значимость: составленной коррекционной работой могут воспользоваться учителя, родители и другие заинтересованные лица для развития связной устной речи у детей с интеллектуальными нарушениями.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 17 г. Абакана» (1 «А» класс - 9 человек, 1 «Б» класс 9 человек).
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
Психическое развитие ребёнка, а также мыслительная и психическая деятельность в целом тоже нуждаются в правильном формировании речи. Когда познавательная деятельность начинает включать в себя речь, психические процессы ребенка начинают перестраиваться, происходит формирование мыслительных операций, таких как синтез, анализ, обобщение, сравнение, абстракция, при этом в процессе совершенствования речи они тоже развиваются.
Совершенствование речевой функции напрямую влияет на психическое развитие ребенка. Во время речевой деятельности отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается общественным сознанием, устанавливается связь с социальными, производственными и культурными достижениями общества. Таким образом, коммуникативная функция, осуществляющаяся при помощи того или другого языка, успешно функционирует благодаря речи [19].
Создаются специальные обстоятельства обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. О создании таких условий отмечали в своих исследованиях Е. Е. Дмитриева, Т. Н. Князева, Т. М. Сорокина, У. В. Ульенкова и др.
Непосредственно на настоящем этапе развития образования одним из важных научно-практических вопросов, обсуждаемых как отечественными исследователями, такими как Т. А. Басилова, Л. П. Григорьева, В. А. Кручинин, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский [36], В .Г. Петрова [45], О. Г. Приходько, У. В. Ульенкова, так и зарубежными учеными H. Barth, D. Ellis, D. Fisser, F. Hill, H. Sondersorge, D. Rropra, J. Van Dijk, M. Jansen, является предмет внимания психо-речевого развития детей, имеющих ряд сенсорных, опорно-двигательных и интеллектуальных нарушений.
Определяя важность специальной работы по развитию речи умственно отсталых школьников, нужно основываться из неразрывной связи мышления и речи в психической деятельности человека. Речь абсолютно последовательно считается одним из показателей умственного развития ребенка.
«Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть не связной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи» [1].
Все вышеперечисленное обосновывает актуальность исследуемой проблемы, которая заключается в том, что изучение механизмов развития связной речи имеет большое значение для системы образования.
В научной литературе не существует однозначного мнения о наиболее успешных методах организации работы по формированию умений и навыков связной речи, о процессе обучения ребенка полному, грамотному и точному выражению своих мыслей при помощи слов, о направлениях и этапах деятельности по формированию связной речи, о наиболее эффективных видах работ в данной области. Эти вопросы стали основой для выбора темы данного исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирическим путём выявить особенности использования коррекционной работы по развитию связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительной деятельности.
Объект исследования: развитие связной устной речи у учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования: коррекционная работа по развитию связной устной речи у детей с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие связной устной речи у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительного искусства будет проходить эффективней, если на таких уроках будет присутствовать коррекционная работа.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования, раскрывая сущность ключевых понятий «речь», «устная речь», «связная речь».
2. Охарактеризовать трудности особенностей развития связной устной речи у детей с нарушениями в развитии.
3. Выявить необходимость коррекционной работы для развития связной устной речи у детей с интеллектуальными нарушениями.
4. Разработать и апробировать модель коррекционной работы для развития связной устной речи на уроках изобразительного искусства у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
5. Определить эффективность разработанной модели коррекционной работы для развития связной устной речи на уроках изобразительного искусства.
Методологическая основа:
- теоретические положения Л. С. Выготского о мышлении и его развитии в детском возрасте;
- положения специальной психологии А. Н. Леоньтева [32], В. И. Дубровского, Л. И. Солнцева об специфических закономерностях развития нормального и аномального ребенка
Методы исследования:
- теоретические - анализ литературы, научных статей;
- эмпирические - педагогический эксперимент методика Эббингауза, методика исследования речи детей Л. В. Яссман.
Методы обработки данных: качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость: систематизирован материал о развитии связной устной речи у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Практическая значимость: составленной коррекционной работой могут воспользоваться учителя, родители и другие заинтересованные лица для развития связной устной речи у детей с интеллектуальными нарушениями.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 17 г. Абакана» (1 «А» класс - 9 человек, 1 «Б» класс 9 человек).
Структура работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
Непосредственно изучение литературных источников показало, что дефект речи, является сложным нарушением у интеллектуально отсталых детей. Уровни речевого развития, затрагивают практически все уровни нарушений. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, характеризуются языковым уровнем нарушений речи, а также смысловым и сенсомоторным уровнем. Менее всего поддаются коррекции нарушения смыслового и языкового уровней развития. Для связной речи необходимое тесное взаимодействие с развитием: анализа, синтеза, сравнения и обобщения, в особенности в процессе отработки операций внутреннего программирования. Все операции становления смыслового высказывания изначально возникают самостоятельно, изолированно, посредством легких заданий. Затем операции постепенно соединяются в общий процесс становления связного построения высказываний. Обучение по развитию связной речи должна осуществляться не только на специализированных логопедических занятиях, но и на уроках изобразительного искусства.
Творчество - является одной из самых увлекательных процессов для детей младшего школьного возраста. Процессы рисования и конструирования играют большую и многогранную роль в развитии ребенка.
Изобразительная деятельность представляет собой особое средство познания, по этой причине имеет важное значение для познавательного развития детей, в особенности с нарушениями интеллекта.
В свою очередь, умственное воспитание ребенка очень тесно взаимосвязано с развитием речи.
На уроках рисования школьники должны знакомиться с незнакомыми им словами, учиться понимать, различать и, в конце концов, использовать слова в активной речи.
В ходе обследования, в связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительной деятельности выявлено, что обучающиеся с испытывают затруднения в овладении связной устной речью, связанные с их стремлением к дословному изложению событий, приводящему к затруднению на отдельных словах и мыслях, к повторению отдельных с частей предложений. В процессе изложения, доказательства, обучающиеся порой отмечают не самые существенные признаки. У школьников с интеллектуальными нарушениями, наблюдается искажение, как внутреннего уровня смыслового, так и языкового, в связи с чем, у них возникают трудности при составлении рассказов по сюжетной картинке, своему рисунку, где последовательность развития событий не задана, и при пересказе так же с сохранением последовательностей.
Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о твердости существующих у обучающихся нарушений, в первую очередь связной речи. Синтаксические конструкции, реализующие обещающимися при составлении связного с высказывания, примитивны, имеют черты ситуативной речи. При этом наблюдается нарушения лексико-грамматического строя речи. Большинство обучающихся используют существительные, глаголы и местоимения в своих рассказах.
Описание у обучающихся отличаются краткостью, логической непоследовательностью и сжатостью изложения, очень часто они состояли из фрагментов, не составляющих целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов ситуации и описания сюжета.
В ходе анализа методической литературы нами была составлена и опробована программа по развитию связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительной деятельности. В программе были предусмотрены актуальные для уроков изобразительной деятельности виды работ, способствующие развитию связной устной речи (развитие воображения и связной устной речи, подбирания слов к рисункам и картинкам, воспитание культуры слушания и говорения). Проведенный анализ устных ответов по перечисленным методикам констатирующего и формирующего эксперимента учащихся показал улучшение качества речевой деятельности учащихся, которые занимались с применением методов развития связной устной речи. Выявлены лучшие показатели у обучающихся качеств связной речи после проведенных занятий. Практически каждое занятие содержало задания на работу с картинным и словесным планом, ориентированную на развитие данного элемента монологической речи. Диалогическая речь так же отличается по своим качественным характеристикам - обучающиеся стали больше использовать развернутые предложения, допускают меньше ошибок при согласовании слов в предложение. Результаты экспериментальной работы доказывают, что использование методов развития связной устной речи на разных этапах урока с сочетанием словесных, наглядных и практических методов обучения способствует повышению качества связной речи у учащихся МБОУ «ООШ №17» 1 «А» класса и 1 «Б» класса. Таким образом, цель исследования достигнута.
Творчество - является одной из самых увлекательных процессов для детей младшего школьного возраста. Процессы рисования и конструирования играют большую и многогранную роль в развитии ребенка.
Изобразительная деятельность представляет собой особое средство познания, по этой причине имеет важное значение для познавательного развития детей, в особенности с нарушениями интеллекта.
В свою очередь, умственное воспитание ребенка очень тесно взаимосвязано с развитием речи.
На уроках рисования школьники должны знакомиться с незнакомыми им словами, учиться понимать, различать и, в конце концов, использовать слова в активной речи.
В ходе обследования, в связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительной деятельности выявлено, что обучающиеся с испытывают затруднения в овладении связной устной речью, связанные с их стремлением к дословному изложению событий, приводящему к затруднению на отдельных словах и мыслях, к повторению отдельных с частей предложений. В процессе изложения, доказательства, обучающиеся порой отмечают не самые существенные признаки. У школьников с интеллектуальными нарушениями, наблюдается искажение, как внутреннего уровня смыслового, так и языкового, в связи с чем, у них возникают трудности при составлении рассказов по сюжетной картинке, своему рисунку, где последовательность развития событий не задана, и при пересказе так же с сохранением последовательностей.
Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о твердости существующих у обучающихся нарушений, в первую очередь связной речи. Синтаксические конструкции, реализующие обещающимися при составлении связного с высказывания, примитивны, имеют черты ситуативной речи. При этом наблюдается нарушения лексико-грамматического строя речи. Большинство обучающихся используют существительные, глаголы и местоимения в своих рассказах.
Описание у обучающихся отличаются краткостью, логической непоследовательностью и сжатостью изложения, очень часто они состояли из фрагментов, не составляющих целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов ситуации и описания сюжета.
В ходе анализа методической литературы нами была составлена и опробована программа по развитию связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках изобразительной деятельности. В программе были предусмотрены актуальные для уроков изобразительной деятельности виды работ, способствующие развитию связной устной речи (развитие воображения и связной устной речи, подбирания слов к рисункам и картинкам, воспитание культуры слушания и говорения). Проведенный анализ устных ответов по перечисленным методикам констатирующего и формирующего эксперимента учащихся показал улучшение качества речевой деятельности учащихся, которые занимались с применением методов развития связной устной речи. Выявлены лучшие показатели у обучающихся качеств связной речи после проведенных занятий. Практически каждое занятие содержало задания на работу с картинным и словесным планом, ориентированную на развитие данного элемента монологической речи. Диалогическая речь так же отличается по своим качественным характеристикам - обучающиеся стали больше использовать развернутые предложения, допускают меньше ошибок при согласовании слов в предложение. Результаты экспериментальной работы доказывают, что использование методов развития связной устной речи на разных этапах урока с сочетанием словесных, наглядных и практических методов обучения способствует повышению качества связной речи у учащихся МБОУ «ООШ №17» 1 «А» класса и 1 «Б» класса. Таким образом, цель исследования достигнута.



