Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование правовой компетенции старшеклассников во внеурочной деятельности

Работа №97296

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
264
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования правовой компетенции старшеклассников во внеурочной деятельности 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников 6
1.2 Правовая компетенция: понятие, структура 13
1.3 Формы и методы формирования правовой компетенции
старшеклассников во внеурочной деятельности 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию правовой компетенции старшеклассников во внеурочной деятельности на примере МАОУ СОШ №157 г.Екатеринбурга 37
2.1 Анализ деятельности МАОУ СОШ №157 по формированию
правовой компетенции старшеклассников во внеурочной деятельности..37
2.2 Диагностика сформированности правовой компетенции
старшеклассников в МАОУ СОШ №157 г.Екатеринбурга 46
2.3 Комплекс мероприятий по формированию правовой компетенции
старшеклассников во внеурочной деятельности 58
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения

Актуальность исследования: Необходимость в развитии высокого уровня правовой компетенции старших подростков занимает особое место на протяжении большого исторического промежутка развития Российского государства как правового.
Современная ситуация развития российского общества и происходящее реформирование образования, повышение роли права в жизни людей поставили ряд социально-педагогических задач по повышению уровня правовой компетентности учащихся, в особенности старшеклассников.
Очень важно, чтобы ученики почувствовали, что право имеет непосредственное отношение к их жизни, осознали ответственность, которая связана с правами, научились уважать права других людей, умели решать конфликты в повседневной жизни.
Одной из приоритетных задач является создание реальных условий для применения школьниками правовой компетентности на уроках и во внеурочное время, т. е. при организации практической деятельности учащихся, способствующей накоплению позитивного опыта применения правовых знаний в моделируемых ситуациях и в реальной жизни, опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина.
Поэтому основой формирования правовой компетентности является опыт учащихся, освоенный в житейских и учебных ситуациях и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности; приобретенный в ходе проектной деятельности, ролевых игр, практикумов, тренингов, дискуссий, решении проблемных ситуаций.
Основополагающие подходы к формированию правовой компетенции освещены в работах педагогов и ученых: Г.С Абрамовой [1], В.Н Баранова [6], С.В Гурина [18], Э.М Кравцовой [30], А.Ф. Никитина [37], М.А Соболевой [59], С.Н Хасановой [66], И.С. Серовой [57], С.А. Морозовой [33].
Определено основное противоречие между необходимостью формирования правовой компетенции старшеклассников во внеурочной деятельности и недостаточной разработкой методических материалов по исследуемой проблеме в образовательной организации с использованием ресурсов внеурочной деятельности.
Проблема исследования: как сформировать правовую компетенцию старшеклассников во внеурочной деятельности?
Объект исследования: процесс формирования правовой компетенции старшеклассников.
Предмет исследования: содержание формирования правовой
компетенции старшеклассников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе анализа теории и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по формированию правовой компетенции старшеклассников во внеурочной деятельности
Гипотеза: формирование правовой компетенции у старшеклассников во внеурочной деятельности будет результативной, если будет разработан комплекс мероприятий, включающий в себя формирование когнитивного, мотивационно-ценностного и поведенческого компонентов с использованием различных форм и методов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старшеклассников;
2. Проанализировать понятие «правовая компетенция», выделив его сущность и структуру;
3. Изучить методы и приемы формирования правовой компетенции старшеклассников во внеурочной деятельности.
4. Проанализировать деятельность по формированию правовой компетенции старшеклассников во внеурочной деятельности.
5. Провести диагностику сформированности правовой компетенции у старшеклассников в МАОУ СОШ №157 г.Екатеринбурга
6. Частично реализовать комплекс мероприятий по формированию правовой компетенции старшеклассников во внеурочной деятельности в МАОУ СОШ №157 г.Екатеринбурга
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение и эмпирические - анализ документов, тестирование, анкетирование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СОШ №157 г.Екатеринбурга.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования проблемы формирования правовой компетенции старшеклассников изучена специальная психолого-педагогическая литература. Рассмотрена сущность, содержание и основные понятия правовой компетенции, а также характеристики старших подростков:
• старший подросток - это особый возраст, существующий между детством и взрослостью, когда ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни, планирующий будущую профессиональную карьеру. Для него характерны поиски смысла жизни, своего места в мире. Он плавно и постепенно продвигается к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включается в новую систему отношений;
• в старшем подростковом возрасте углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально - политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
На основании проведенного анализа формирования правовой компетенции учащихся МАОУ СОШ №157 г.Екатеринбурга раскрыты особенности формирования правовой компетенции старшеклассников, а так же методы, формы и приемы формирования правовой компетенции в условиях образовательного учреждения. Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Под правовой компетенцией понимается способность личности применять правовые знания и правовые умения на практике, в любых жизненных ситуациях, в том числе при решении правовых задач.
Правовые знания и умения определяют способность старшеклассника соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованием законов оценить правомерность и противоправность поведения индивида.
В своей работе мы использовали структуру правовой компетенции М.А. Соболевой, которая выделяет три основных компонента: когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий.
В области формирования правовой компетенции выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования граждан страны. В этой связи методы праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников.
К ним относятся эвристическая и поисковая беседы, творческие задания, технологии «попс-формулы», «мозговой штурм», учебные игры, синквейны, дискуссионные методы, «пресс-конференция», мозговая атака, дидактические игры, иллюстративные игры, деловые игры.
Проанализировав работу МАОУ СОШ №157 г. Екатеринбурга по развитию правовой компетенции, можно сделать вывод о том, что школа ведет работу по развитию правовой компетенции по 3 направлениям:
1. учебно-воспитаельный процесс;
2. внеурочная деятельность;
3. работа с родителями.
В учебно-воспитательном процессе формируются знания о Конституции РФ, о правах и обязанностях человека, правовые умения и ценностные ориентации, которые заключаются в уважении прав и свобод других людей, уважении закона, справедливости в отношениях. Во внеурочной деятельности большее внимание уделяется формированию когнитивного компонента правовой компетенции, а именно знаний об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних. При работе с родителями обучающихся формируются правовые знания о соблюдении прав ребенка, об уголовном и административном наказании.
В курсе обществознания, во внеурочной работе недостаточно объема материала и часов для формирования правовой компетенции в целом. В основном в МАОУ СОШ №157 г. Екатеринбурга ведется работа по развитию когнитивного и мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции, акцент делается на развитие правовых знаний и ценностных ориентаций.
Проблема состоит в том, что обучающиеся школы не могут применить правовые знания на практике, так как поведенческому компоненту правовой компетенции не уделяется особого внимания.
Результаты диагностики сформированности уровня правовой компетенции показали, что у некоторых обучающихся 10-х классов наблюдается низкий уровень правовой компетенции.
Поэтому мы сочли необходимым разработать комплекс мероприятий «Человек и закон», направленный на развитие правовой компетенции старшеклассников, а именно на развитие когнитивного и поведенческого компонента правовой компетенции.
Работа, проводимая педагогическим коллективом МАОУ СОШ №157 города Екатеринбурга, по развитию правовой компетенции - это систематизированный процесс. Комплекс мероприятий «Человек и закон» дополнил систему формирования правовой компетенции старшеклассников и позволил ей стать более успешной в части воспитания моральных качеств, навыков и привычек поведения у обучающихся.
Тем самым, можно утверждать, что гипотеза доказана, задачи решены, цель работы достигнута. А представленный комплекс мероприятий «Человек и закон» будет использоваться педагогами МАОУ СОШ №157 г. Екатеринбурга в их дальнейшей работе.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. для вузов / Г. С. Абрамова. М. :Юрайт, 2010. 812 с.
2. Алексеев, С.С. Гражданином быть обязан [Текст] :основы правовых знаний для юношества / С.С. Алексеев. Свердловск, : Урал. книж. изд-во, 1995. 174 с.
3. Анцибор, М.М. Активные формы и методы обучения[Текст]: науч. метод. пособие / М. М. Анцибор; Тул. обл. ин-т повышения квалификации работников нар. образования,.Тула : Левша, 2003. 23 с.
4. Арсеньев, А.С. Подросток глазами философа[Текст] : изодноимен. кн. / А. С. Арсеньев. М. : Чистые пруды, 2009. 32 с.
5. Байбаков, A.M. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп [Текст] :автореф.дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / A.M.Байбаков; Волгоград. гос. пед. ун-т. Волгоград, 2007.24 с.
6. Баранов, В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание[Текст] /В.Н. Баранов. М.: Лань. 2013. 347 с.
7. Башкатов, И.П. Психология ассоциально-криминальных групп подростков и молодежи[Текст] / И.П.Башкатов ;Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Изд-во Моск.; Воронеж : МОДЭК, 2007. 416 с.
8. Безукладников, К.Э.Компетентностный подход в профессио- нальной подготовке будущего учителя [Электронный ресурс] / К.Э. Безукладников // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И. Е. Шварца : материаламеждунар. науч.-практ. конф., 1-3 июня 2009 г., г. Пермь / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2009. С. 108-112.URL :http://shvarts.pspu.ru/sbornik_konf_list_20.html (дата обращения: 22.04.2017).
9. Беликова, С.Б. Правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения[Текст]:дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / 78 С.Б. Беликова. - Ставрополь, 2010. 207 с.
10. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов /А.С Белкин. М. :Академия, 2004. 192 с.
11. Березин, С.В.Технология формирования социальных навыков[Текст] :метод. пособие для психологов и социал. педагогов ИТУ / С.В.,Березин,К.С.Лисецкий. Самара :[б. и.], 2002. 250 с.
12. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И.Божович. М.:Междунар.пед. акад.,2006. 209 с.
13. Вербицкий, А. А. Деловая игра как модель профессиональной деятельности [Текст]/ А. А. Вербицкий // Активные методы обучения и деловые игры : тез. докл. на III межведомств.шк.-семинаре /Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. Новосибирск, 1981. С. 34-38.
14. Выготский, JI.C. Педология подростка [Текст] / Л. С. Выгот- ский // Психология подростка : хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М., 2000. С. 232-285.
15. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст]/ Л.С. Выготский. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1980. 500 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ