Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация правового воспитания в общеобразовательной организации

Работа №97284

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации правового воспитания в общеобразовательных организациях 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего подросткового возраста 6
1.2. Понятие «правовое воспитание», его сущностные
характеристики 13
1.3. Способы организации правового воспитания в
общеобразовательной организации 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Гимназии № 155 32
2.1. Анализ организации правового воспитания детей
младшего подросткового возраста в Гимназии №155 32
2.2. Первичная диагностика организации правового
воспитания детей младшего подросткового возраста в Гимназии № 155 41
2.3. Разработка комплекса мероприятий по организации
правового воспитания в образовательной организации 48
Заключение 57
Список использованной литературы 62
Приложения 71

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к формированию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования. В образовательное законодательство были внесены изменения и введены в действие новые нормативно-правовые акты. Одним из таких законов является ФГОС второго поколения.
Возрастание роли гражданского общества и правового государства привели к необходимости устранения правовой неграмотности среди жителей страны. На основе данной установки, лидирующую позицию заняла проблема правового воспитания в молодёжной среде. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, вопросы гражданского воспитания становится все более актуальными. Таким образом, в настоящее время остро стоит необходимость использования различных приёмов в учебно­воспитательном процессе образовательных организаций, направленных на развитие детей в духе уважения прав и свобод человека, любви к Родине, Отечеству.
С принятием новой Конституции Российской Федерации, в которой были чётко прописаны моменты, говорящие о том, что «Россия является демократическим федеративным правовым государством, был определён процесс формирования взглядов и установок всех жителей страны в рамках гражданского воспитания» [21].
Распоряжением Правительства № 996-Р «Об утверждении стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года» зафиксировано такое направление развития, как «создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на ценностях российского общества, развитии культуры межнационального общения» [50].
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах современных авторов: В. Г. Стуканов [57], Н. М. Борытко [3], М. П. Стетюха [56], Ю. Ю. Бугаенко [5], И. Ш. Галеев [9], И. Ю. Кулагина [25], Е. К. Матевосова [36], Д. С. Красичков [23], К. А. Мигушов [37], М. В. Саакян [52] и др.
Изучению основ организации правового воспитания посвящены работы В. Н. Баранова [2], Н. А. Бура [6], Е. Н. Шумелкиной [65], Г. Я. Гревцевой [11].
Исходя из этого, педагогами стали активно освещаться способы правового воспитания школьников, изучаться различные методы и разрабатываться методики. Но тут возникает противоречие между: наличием методического материала по правовому воспитанию и недостаточной разработкой содержания организации правового воспитания, как следствие - отсутствие высокой результативности, что подтверждает актуальность исследуемой темы.
Таким образом, проблема исследования заключается в ответе на вопрос:каким может быть содержание организации правового воспитания в общеобразовательной организации?
Объект исследования - процесс организации правового воспитания в общеобразовательной организации.
Ограничение исследования - в выпускной квалификационной работе процесс и содержание организации правового воспитания рассмотрен для детей младшего подросткового возраста.
Предмет исследования - содержание организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста в общеобразовательной организации.
Цель исследования - на основе анализа теории и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста в общеобразовательной организации.
Для достижения цели планируется решить следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего подросткового возраста;
2. рассмотреть понятия «правовое воспитание», «правовое воспитание в общеобразовательной организации» и «организация правового воспитания в общеобразовательной организации»;
3. выявить способы организации правового воспитания в урочной и внеурочной деятельности общеобразовательной организации;
4. провести диагностику организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста в Гимназии № 155 города Екатеринбурга.
В ходе работы применены методы исследования:
• теоретические -анализ, обобщение, систематизация, сравнение;
• эмпирические - наблюдение, тестирование, экспертное интервью, анализ документов.
База эмпирического исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 155 города Екатеринбурга.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 67 источников и 13 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тема «Организация правового воспитания в общеобразовательной организации» не является новой, однако, до сих пор изучена не всесторонне и не опровергает некоторые противоречия, например, наличием методического материала по правовому воспитанию и проблем в организации правового воспитания в общеобразовательной организации, которые выражаются в недостаточной разработке содержания процесса организации правового воспитания, как следствие - отсутствие высокой результативности.
Была обозначена следующая проблема: каким может быть содержание организации правового воспитания в общеобразовательной организации?
Для решения поставленной проблемы была проведена следующая работа.
Во-первых, была изученапсихолого-педагогическая характеристика детей младшего подросткового возраста, так как знание и учет психолого­педагогических особенностей младших подростков позволяет так построить воспитательно-образовательный процесс, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества в образованных личностях, обладающих высоким уровнем правовой воспитанности.
Младший подростковый возраст представляет собой период, в который происходят качественные изменения в физическом, психическом, социальном мире ребенка. Подросток пытается понять самого себя, свое предназначение, свое место среди других людей. Он изучает свое «Я», строит планы на будущее. Ключевой проблемой данного возраста является проблема интересов подростка. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятельность отступает на второй план. Наиболее важной стороной в жизни подростков становятся отношения с окружающими их людьми. Именно в младшем подростковом возрасте наблюдается пик формирования самосознания личности. Данная категория школьников представляет наибольший интерес в изучении вопросов воспитания правовой культуры.
Во-вторых, были рассмотрены понятия «правовое воспитание», «правовое воспитание в общеобразовательной организации» и «организация правового воспитания в общеобразовательной организации».
Было определено, что правовое воспитание - это образование объема правовых знаний, положительного отношения к нормам права и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.
Правовое воспитание в общеобразовательной организации - это образование субъектом правового воспитания у учащихся общеобразовательной организации объема правовых знаний, положительного отношения к нормам права и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения. Результатом правового воспитания является правовая воспитанность, которая характеризуется тремя компонентами: знания, мотивация, деятельность.
Организация правового воспитания в общеобразовательной организации - упорядочивание деятельности педагогов и родителей по формированию у учащихся объема правовых знаний, положительного отношения к нормам права и обеспечению на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.
Основными способами организации правового воспитания являются:
1. Изучение нормативно-правовой базы на международном уровне, федеральном, отраслевом, региональном, на уровне учреждения и рабочего места, которой необходимо руководствоваться при организации правового воспитания.
2. Разработка локальных актов (Программа правового воспитания учащихся, Методические рекомендации для педагогов по внедрению Программы правового воспитания учащихся, План мероприятий по правовому воспитанию и т.д.).
3. Изучение требований и подготовка материально-технической базы (учебное оборудование, модели, кинофильмы, печатные пособия и т.д.)
4. Организация работы с учащимися (урочная и внеурочная деятельность), с педагогическим коллективом (лекция, беседа, консультирование, анкетирование и т.д.) и родителями (индивидуальные формы работы, круглые столы, тренинги, родительский лекторий и т.д.).
Практическую часть исследования проводили на базе Гимназии № 155 города Екатеринбурга.
Во-первых, была проанализирована база локальных актов по организации правового воспитания в Гимназии № 155, сделаны следующие выводы:
1. Дублирование некоторых функций по правовому воспитанию учащихся органами самоуправления Гимназии без обозначения конкретных видов правовоспитательной деятельности.
2. Недостаточное функционирование Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в связи с отсутствием в составе педагогических работников Гимназии квалифицированных кадров в области медиации.
3. Отсутствие правового направления во внеурочной деятельности и дополнительном образовании.
4. Отсутствие в локальных актах Гимназии нормативного закрепления ответственности за выполнение каких-либо функций по правовому воспитанию полномочными лицами и органами.
5. В должностных инструкциях классных руководителей отсутствуют положения, касающиеся их функций по правовому воспитанию.
6. В положениях и инструкциях не прописана ответственность полномочных лиц за осуществление правовоспитательной деятельности.
7. В локальных актах одна и та же функция по правовому воспитания может быть возложена на нескольких лиц или органов.
Во-вторых, было проведено экспертное интервью заместителя директора по правовому воспитанию Гимназии № 155. Итогом исследования явилось выявление следующих проблем в организации правового воспитания:
1. В должностных инструкциях классных руководителей отсутствуют положения, касающиеся их функций по правовому воспитанию.
2. В положениях и инструкциях не прописана ответственность полномочных лиц за осуществление правовоспитательной деятельности; в локальных актах одна и та же функция по правовому воспитания может быть возложена на нескольких лиц или органов.
3. В гимназии отсутствует программа правового воспитания, работа по правовому воспитанию строится только на основе плана работы на год; заместитель директора не обладает всеми необходимыми локальными актами (положения, должностные инструкции) для нормативно-правового регулирования правовоспитательного процесса...


1. Аникина А. С. Требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам и организации правового воспитания учащихся [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания. Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 179­183. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28953045 (дата обращения 16.04.2018).
2. Баранов В. Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н.Баранов // Теория государства и права; под ред. В. К. Бабаева. - М.: изд. «Лань», 2013. С.492.
3. Борытко Н. М., Комлев А. В. Факторы и условия формирования ответственности младшего подростка [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 698. URL:https://elibrary.ru/item.as p?id=22877914 (дата обращения 18.02.2018).
4. Борытко Н. М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016. С. 98.
5. Бугаенко Ю. Ю. Правовое воспитание современной молодежи [Электронный ресурс] // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С 84. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-vospitanie- sovremennoy-molodezhi (дата обращения 15.02.2018).
6. Бура Н. А., Бурлай Е. В., Головченко В. В., Зенин В. П., и др. Правовое воспитание молодежи. Отв. ред.: Козюбра Н.И. - Киев: Наук. думка, 1985. -С. 319.
7. Владимир Путин провел в Пскове Совет по культуре [Электронный ресурс] // Первый канал: [сайт]. URL: http://www.1tv.ru/news/culture/251566 (дата обращения 15.02.2018).
8. Владимирова Ю. Н. Развитие Я-концепции младшего подростка [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2017. № 5. С.
128-137.
9. Галеев И. Ш., Романюк О. Н. Правовое воспитание школьников как фактор обеспечения безопасности их жизнедеятельности. [Электронный ресурс] // Вестник НЦБЖД. 2010. № 6. С. 26. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id= 17017605 (дата обращения: 15.02.2018).
10. Гревцева Г. Я., Циулина М. В. Патриотическое воспитание и граж­данская социализация: научно-теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского государственного педагогическ ого университета. 2013. № 11. С. 87. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/patriotic heskoe-vospitanie-i-grazhdanskaya-sotsializatsiya-nauchno-teoreticheskie-i- prakticheskie-aspekty (дата обращения: 15.02.2018).
11. Гревцева Г. Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации / Г. Я. Гревцева. - СПб.: СМИО-ПРЕСС: Челяб. гос. пед. ун-т, 2005.С. 504.
12. Данг Н. Т., Сорокин А. Н. Правовое воспитание подростков в современных условиях [Электронный ресурс] // Право и проблемы функционирования современного государства: сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. 2014. С. 54. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22764878 (дата обращения: 15.02.2018).
13. Доржиева Л. Б. Социализация личности ребенка в процессе педагогической деятельности детских информационных объединений [Электронный ресурс] // Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппов. 2014. С. 292. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=2 5043463 (дата обращения 22.02.2018).
14. Дорофеева Л. И. Основы теории управления: УМК для студентов, обучающихся по направлению «Управление персоналом» для подготовки бакалавров. Саратов, 2015. С. 433.
15. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf- ot-26082010-n-761n/ (дата обращения 30.04.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ