Организация правового воспитания в общеобразовательной организации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации правового воспитания в общеобразовательных организациях 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего подросткового возраста 6
1.2. Понятие «правовое воспитание», его сущностные
характеристики 13
1.3. Способы организации правового воспитания в
общеобразовательной организации 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Гимназии № 155 32
2.1. Анализ организации правового воспитания детей
младшего подросткового возраста в Гимназии №155 32
2.2. Первичная диагностика организации правового
воспитания детей младшего подросткового возраста в Гимназии № 155 41
2.3. Разработка комплекса мероприятий по организации
правового воспитания в образовательной организации 48
Заключение 57
Список использованной литературы 62
Приложения 71
Глава 1. Теоретические аспекты организации правового воспитания в общеобразовательных организациях 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего подросткового возраста 6
1.2. Понятие «правовое воспитание», его сущностные
характеристики 13
1.3. Способы организации правового воспитания в
общеобразовательной организации 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Гимназии № 155 32
2.1. Анализ организации правового воспитания детей
младшего подросткового возраста в Гимназии №155 32
2.2. Первичная диагностика организации правового
воспитания детей младшего подросткового возраста в Гимназии № 155 41
2.3. Разработка комплекса мероприятий по организации
правового воспитания в образовательной организации 48
Заключение 57
Список использованной литературы 62
Приложения 71
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к формированию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования. В образовательное законодательство были внесены изменения и введены в действие новые нормативно-правовые акты. Одним из таких законов является ФГОС второго поколения.
Возрастание роли гражданского общества и правового государства привели к необходимости устранения правовой неграмотности среди жителей страны. На основе данной установки, лидирующую позицию заняла проблема правового воспитания в молодёжной среде. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, вопросы гражданского воспитания становится все более актуальными. Таким образом, в настоящее время остро стоит необходимость использования различных приёмов в учебновоспитательном процессе образовательных организаций, направленных на развитие детей в духе уважения прав и свобод человека, любви к Родине, Отечеству.
С принятием новой Конституции Российской Федерации, в которой были чётко прописаны моменты, говорящие о том, что «Россия является демократическим федеративным правовым государством, был определён процесс формирования взглядов и установок всех жителей страны в рамках гражданского воспитания» [21].
Распоряжением Правительства № 996-Р «Об утверждении стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года» зафиксировано такое направление развития, как «создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на ценностях российского общества, развитии культуры межнационального общения» [50].
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах современных авторов: В. Г. Стуканов [57], Н. М. Борытко [3], М. П. Стетюха [56], Ю. Ю. Бугаенко [5], И. Ш. Галеев [9], И. Ю. Кулагина [25], Е. К. Матевосова [36], Д. С. Красичков [23], К. А. Мигушов [37], М. В. Саакян [52] и др.
Изучению основ организации правового воспитания посвящены работы В. Н. Баранова [2], Н. А. Бура [6], Е. Н. Шумелкиной [65], Г. Я. Гревцевой [11].
Исходя из этого, педагогами стали активно освещаться способы правового воспитания школьников, изучаться различные методы и разрабатываться методики. Но тут возникает противоречие между: наличием методического материала по правовому воспитанию и недостаточной разработкой содержания организации правового воспитания, как следствие - отсутствие высокой результативности, что подтверждает актуальность исследуемой темы.
Таким образом, проблема исследования заключается в ответе на вопрос:каким может быть содержание организации правового воспитания в общеобразовательной организации?
Объект исследования - процесс организации правового воспитания в общеобразовательной организации.
Ограничение исследования - в выпускной квалификационной работе процесс и содержание организации правового воспитания рассмотрен для детей младшего подросткового возраста.
Предмет исследования - содержание организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста в общеобразовательной организации.
Цель исследования - на основе анализа теории и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста в общеобразовательной организации.
Для достижения цели планируется решить следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего подросткового возраста;
2. рассмотреть понятия «правовое воспитание», «правовое воспитание в общеобразовательной организации» и «организация правового воспитания в общеобразовательной организации»;
3. выявить способы организации правового воспитания в урочной и внеурочной деятельности общеобразовательной организации;
4. провести диагностику организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста в Гимназии № 155 города Екатеринбурга.
В ходе работы применены методы исследования:
• теоретические -анализ, обобщение, систематизация, сравнение;
• эмпирические - наблюдение, тестирование, экспертное интервью, анализ документов.
База эмпирического исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 155 города Екатеринбурга.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 67 источников и 13 приложений.
Возрастание роли гражданского общества и правового государства привели к необходимости устранения правовой неграмотности среди жителей страны. На основе данной установки, лидирующую позицию заняла проблема правового воспитания в молодёжной среде. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, вопросы гражданского воспитания становится все более актуальными. Таким образом, в настоящее время остро стоит необходимость использования различных приёмов в учебновоспитательном процессе образовательных организаций, направленных на развитие детей в духе уважения прав и свобод человека, любви к Родине, Отечеству.
С принятием новой Конституции Российской Федерации, в которой были чётко прописаны моменты, говорящие о том, что «Россия является демократическим федеративным правовым государством, был определён процесс формирования взглядов и установок всех жителей страны в рамках гражданского воспитания» [21].
Распоряжением Правительства № 996-Р «Об утверждении стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года» зафиксировано такое направление развития, как «создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на ценностях российского общества, развитии культуры межнационального общения» [50].
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах современных авторов: В. Г. Стуканов [57], Н. М. Борытко [3], М. П. Стетюха [56], Ю. Ю. Бугаенко [5], И. Ш. Галеев [9], И. Ю. Кулагина [25], Е. К. Матевосова [36], Д. С. Красичков [23], К. А. Мигушов [37], М. В. Саакян [52] и др.
Изучению основ организации правового воспитания посвящены работы В. Н. Баранова [2], Н. А. Бура [6], Е. Н. Шумелкиной [65], Г. Я. Гревцевой [11].
Исходя из этого, педагогами стали активно освещаться способы правового воспитания школьников, изучаться различные методы и разрабатываться методики. Но тут возникает противоречие между: наличием методического материала по правовому воспитанию и недостаточной разработкой содержания организации правового воспитания, как следствие - отсутствие высокой результативности, что подтверждает актуальность исследуемой темы.
Таким образом, проблема исследования заключается в ответе на вопрос:каким может быть содержание организации правового воспитания в общеобразовательной организации?
Объект исследования - процесс организации правового воспитания в общеобразовательной организации.
Ограничение исследования - в выпускной квалификационной работе процесс и содержание организации правового воспитания рассмотрен для детей младшего подросткового возраста.
Предмет исследования - содержание организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста в общеобразовательной организации.
Цель исследования - на основе анализа теории и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста в общеобразовательной организации.
Для достижения цели планируется решить следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего подросткового возраста;
2. рассмотреть понятия «правовое воспитание», «правовое воспитание в общеобразовательной организации» и «организация правового воспитания в общеобразовательной организации»;
3. выявить способы организации правового воспитания в урочной и внеурочной деятельности общеобразовательной организации;
4. провести диагностику организации правового воспитания детей младшего подросткового возраста в Гимназии № 155 города Екатеринбурга.
В ходе работы применены методы исследования:
• теоретические -анализ, обобщение, систематизация, сравнение;
• эмпирические - наблюдение, тестирование, экспертное интервью, анализ документов.
База эмпирического исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 155 города Екатеринбурга.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 67 источников и 13 приложений.
Тема «Организация правового воспитания в общеобразовательной организации» не является новой, однако, до сих пор изучена не всесторонне и не опровергает некоторые противоречия, например, наличием методического материала по правовому воспитанию и проблем в организации правового воспитания в общеобразовательной организации, которые выражаются в недостаточной разработке содержания процесса организации правового воспитания, как следствие - отсутствие высокой результативности.
Была обозначена следующая проблема: каким может быть содержание организации правового воспитания в общеобразовательной организации?
Для решения поставленной проблемы была проведена следующая работа.
Во-первых, была изученапсихолого-педагогическая характеристика детей младшего подросткового возраста, так как знание и учет психологопедагогических особенностей младших подростков позволяет так построить воспитательно-образовательный процесс, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества в образованных личностях, обладающих высоким уровнем правовой воспитанности.
Младший подростковый возраст представляет собой период, в который происходят качественные изменения в физическом, психическом, социальном мире ребенка. Подросток пытается понять самого себя, свое предназначение, свое место среди других людей. Он изучает свое «Я», строит планы на будущее. Ключевой проблемой данного возраста является проблема интересов подростка. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятельность отступает на второй план. Наиболее важной стороной в жизни подростков становятся отношения с окружающими их людьми. Именно в младшем подростковом возрасте наблюдается пик формирования самосознания личности. Данная категория школьников представляет наибольший интерес в изучении вопросов воспитания правовой культуры.
Во-вторых, были рассмотрены понятия «правовое воспитание», «правовое воспитание в общеобразовательной организации» и «организация правового воспитания в общеобразовательной организации».
Было определено, что правовое воспитание - это образование объема правовых знаний, положительного отношения к нормам права и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.
Правовое воспитание в общеобразовательной организации - это образование субъектом правового воспитания у учащихся общеобразовательной организации объема правовых знаний, положительного отношения к нормам права и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения. Результатом правового воспитания является правовая воспитанность, которая характеризуется тремя компонентами: знания, мотивация, деятельность.
Организация правового воспитания в общеобразовательной организации - упорядочивание деятельности педагогов и родителей по формированию у учащихся объема правовых знаний, положительного отношения к нормам права и обеспечению на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.
Основными способами организации правового воспитания являются:
1. Изучение нормативно-правовой базы на международном уровне, федеральном, отраслевом, региональном, на уровне учреждения и рабочего места, которой необходимо руководствоваться при организации правового воспитания.
2. Разработка локальных актов (Программа правового воспитания учащихся, Методические рекомендации для педагогов по внедрению Программы правового воспитания учащихся, План мероприятий по правовому воспитанию и т.д.).
3. Изучение требований и подготовка материально-технической базы (учебное оборудование, модели, кинофильмы, печатные пособия и т.д.)
4. Организация работы с учащимися (урочная и внеурочная деятельность), с педагогическим коллективом (лекция, беседа, консультирование, анкетирование и т.д.) и родителями (индивидуальные формы работы, круглые столы, тренинги, родительский лекторий и т.д.).
Практическую часть исследования проводили на базе Гимназии № 155 города Екатеринбурга.
Во-первых, была проанализирована база локальных актов по организации правового воспитания в Гимназии № 155, сделаны следующие выводы:
1. Дублирование некоторых функций по правовому воспитанию учащихся органами самоуправления Гимназии без обозначения конкретных видов правовоспитательной деятельности.
2. Недостаточное функционирование Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в связи с отсутствием в составе педагогических работников Гимназии квалифицированных кадров в области медиации.
3. Отсутствие правового направления во внеурочной деятельности и дополнительном образовании.
4. Отсутствие в локальных актах Гимназии нормативного закрепления ответственности за выполнение каких-либо функций по правовому воспитанию полномочными лицами и органами.
5. В должностных инструкциях классных руководителей отсутствуют положения, касающиеся их функций по правовому воспитанию.
6. В положениях и инструкциях не прописана ответственность полномочных лиц за осуществление правовоспитательной деятельности.
7. В локальных актах одна и та же функция по правовому воспитания может быть возложена на нескольких лиц или органов.
Во-вторых, было проведено экспертное интервью заместителя директора по правовому воспитанию Гимназии № 155. Итогом исследования явилось выявление следующих проблем в организации правового воспитания:
1. В должностных инструкциях классных руководителей отсутствуют положения, касающиеся их функций по правовому воспитанию.
2. В положениях и инструкциях не прописана ответственность полномочных лиц за осуществление правовоспитательной деятельности; в локальных актах одна и та же функция по правовому воспитания может быть возложена на нескольких лиц или органов.
3. В гимназии отсутствует программа правового воспитания, работа по правовому воспитанию строится только на основе плана работы на год; заместитель директора не обладает всеми необходимыми локальными актами (положения, должностные инструкции) для нормативно-правового регулирования правовоспитательного процесса...
Была обозначена следующая проблема: каким может быть содержание организации правового воспитания в общеобразовательной организации?
Для решения поставленной проблемы была проведена следующая работа.
Во-первых, была изученапсихолого-педагогическая характеристика детей младшего подросткового возраста, так как знание и учет психологопедагогических особенностей младших подростков позволяет так построить воспитательно-образовательный процесс, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества в образованных личностях, обладающих высоким уровнем правовой воспитанности.
Младший подростковый возраст представляет собой период, в который происходят качественные изменения в физическом, психическом, социальном мире ребенка. Подросток пытается понять самого себя, свое предназначение, свое место среди других людей. Он изучает свое «Я», строит планы на будущее. Ключевой проблемой данного возраста является проблема интересов подростка. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятельность отступает на второй план. Наиболее важной стороной в жизни подростков становятся отношения с окружающими их людьми. Именно в младшем подростковом возрасте наблюдается пик формирования самосознания личности. Данная категория школьников представляет наибольший интерес в изучении вопросов воспитания правовой культуры.
Во-вторых, были рассмотрены понятия «правовое воспитание», «правовое воспитание в общеобразовательной организации» и «организация правового воспитания в общеобразовательной организации».
Было определено, что правовое воспитание - это образование объема правовых знаний, положительного отношения к нормам права и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.
Правовое воспитание в общеобразовательной организации - это образование субъектом правового воспитания у учащихся общеобразовательной организации объема правовых знаний, положительного отношения к нормам права и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения. Результатом правового воспитания является правовая воспитанность, которая характеризуется тремя компонентами: знания, мотивация, деятельность.
Организация правового воспитания в общеобразовательной организации - упорядочивание деятельности педагогов и родителей по формированию у учащихся объема правовых знаний, положительного отношения к нормам права и обеспечению на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.
Основными способами организации правового воспитания являются:
1. Изучение нормативно-правовой базы на международном уровне, федеральном, отраслевом, региональном, на уровне учреждения и рабочего места, которой необходимо руководствоваться при организации правового воспитания.
2. Разработка локальных актов (Программа правового воспитания учащихся, Методические рекомендации для педагогов по внедрению Программы правового воспитания учащихся, План мероприятий по правовому воспитанию и т.д.).
3. Изучение требований и подготовка материально-технической базы (учебное оборудование, модели, кинофильмы, печатные пособия и т.д.)
4. Организация работы с учащимися (урочная и внеурочная деятельность), с педагогическим коллективом (лекция, беседа, консультирование, анкетирование и т.д.) и родителями (индивидуальные формы работы, круглые столы, тренинги, родительский лекторий и т.д.).
Практическую часть исследования проводили на базе Гимназии № 155 города Екатеринбурга.
Во-первых, была проанализирована база локальных актов по организации правового воспитания в Гимназии № 155, сделаны следующие выводы:
1. Дублирование некоторых функций по правовому воспитанию учащихся органами самоуправления Гимназии без обозначения конкретных видов правовоспитательной деятельности.
2. Недостаточное функционирование Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в связи с отсутствием в составе педагогических работников Гимназии квалифицированных кадров в области медиации.
3. Отсутствие правового направления во внеурочной деятельности и дополнительном образовании.
4. Отсутствие в локальных актах Гимназии нормативного закрепления ответственности за выполнение каких-либо функций по правовому воспитанию полномочными лицами и органами.
5. В должностных инструкциях классных руководителей отсутствуют положения, касающиеся их функций по правовому воспитанию.
6. В положениях и инструкциях не прописана ответственность полномочных лиц за осуществление правовоспитательной деятельности.
7. В локальных актах одна и та же функция по правовому воспитания может быть возложена на нескольких лиц или органов.
Во-вторых, было проведено экспертное интервью заместителя директора по правовому воспитанию Гимназии № 155. Итогом исследования явилось выявление следующих проблем в организации правового воспитания:
1. В должностных инструкциях классных руководителей отсутствуют положения, касающиеся их функций по правовому воспитанию.
2. В положениях и инструкциях не прописана ответственность полномочных лиц за осуществление правовоспитательной деятельности; в локальных актах одна и та же функция по правовому воспитания может быть возложена на нескольких лиц или органов.
3. В гимназии отсутствует программа правового воспитания, работа по правовому воспитанию строится только на основе плана работы на год; заместитель директора не обладает всеми необходимыми локальными актами (положения, должностные инструкции) для нормативно-правового регулирования правовоспитательного процесса...
Подобные работы
- Правовое воспитание старших подростков в общеобразовательной
организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ КАК УСЛОВИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Правовое воспитание и обучение в общеобразовательной школе как фактор социально-правовой активности несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Правовое воспитание младших школьников
во внеурочной деятельности в школе
Главы к дипломным работам, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация правового воспитания школьников в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Правовое воспитание, как основа формирования нормативного поведения учащихся в социуме (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Киноклуб как форма правового воспитания младших подростков в
школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





