Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление правовой компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности

Работа №97275

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы становления правовой компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности 6
1.1 Правовая компетентность: понятие, структура 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников 16
1.3 Формы становления правовой компетентности старшеклассников во
внеурочной деятельности 277
Глава 2. Опытно-поисковая работа по становлению правовой компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности 39
2.1. Из опыта работы МАОУ СОШ №66 становление правовой компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности 39
2.2 Комплекс мероприятий по становлению правовой компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности 52
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения

В современном обществе правовое образование играет важную роль. Знание законов и своих прав требуется не только профессионалам, но и обычному человеку, т.к. в повседневной жизни мы часто сталкиваемся с ситуациями, требующими знаний в юридической сфере. Особенно эти знания нужны несовершеннолетним, потому что вследствие своей безграмотности, они очень часто неосознанно становятся преступниками или жертвами преступлений. В первую очередь государству требуются грамотные, инициативные, предприимчивые, компетентные, способные действовать во благо общества граждане.
Как показывает практика, правовая компетентность несовершеннолетних в России находиться на низком уровне, что представляет наивысшую общественную опасностью, с точки зрения государства, поскольку молодое поколение фактически является ресурсом
Именно школа должна передать те знания и навыки ученикам, которые помогут им стать личностью обладающей правовой компетентностью, способной отстоять и защитить свои права и интересы, не ущемляя интересы и права других людей.
Деятельность образовательных организаций по становлению правовой компетентности, повышению уровня юридических знаний, предупреждению безнадзорности и преступности среди старшеклассников, способствует не только положительным изменениям в обществе, но и непосредственно касается каждого участника жизнедеятельности социума. Важно способствовать становлению правовой компетенции именно среди старшеклассников, так как они оканчивают школу, переходят на новый этап, этап взрослой жизни, где они становятся самостоятельными, знающими свои права и обязанности.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам среднего общего образования ученики старших классов должны:
• владеть знаниями о понятии права, нормах права, законности, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности;
• сформировать представление о правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
• сформировать основу правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения;
• сформировать умение применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации.
В рамках учебной деятельности на предметах истории и обществознания не удается полноценно передать правовые знания, которыми должны обладать ученики старших классов. На наш взгляд, внеурочная деятельность по становлению правовой компетентности приобретает еще большее значение. Разнообразие методов и форм внеурочной деятельности позволяет привить интерес к праву и показать практическое применение этих знаний в повседневной жизни.
Все это определяет актуальность исследования.
Проблема становления правовой компетентности рассмотрена в трудах таких ученых как: Аникиной А.С.[1], КаревойА.В. [20], Певцовой Е.А. [34]и других авторов. Понять сущность правовой компетентности, ее структуру способствовали работы Евтушенко И.И. [12], Зимней И.А. [16].
Противоречие: между необходимостью становления правовой компетентности старшеклассников и недостатком использования возможности внеурочной деятельности для решения этой проблемы.
Проблема исследования: как использовать возможности внеурочной деятельности в развитии правовой компетентности старшеклассников?
Объект исследования: становление правовой компетентности старшеклассников.
Предмет исследования: содержание становления правовой компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс мероприятий по становлению правовой компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, становлению правовой компетентности старшеклассников будет способствовать внеурочная деятельность, предполагающая использование различных форм (имитация телепередач, экскурсии, лекции, конкурсы).
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие и структуру правовой компетентности;
• изучить психолого-педагогическую характеристику старшеклассников;
• определить формы становления правовой компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности;
• проанализировать работу Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №66 по становлению правовой компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение.
Эмпирические: анализ документов, тестирование, анкетирование, беседа, обработка данных.
База исследования:Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №66, г. Екатеринбург.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках учебной деятельности на предметах истории и обществознания не удается полноценно передать правовые знания, которыми должны обладать ученики старших классов. Внеурочная деятельность по становлению правовой компетентности приобретает еще большее значение. Разнообразие методов и форм внеурочной деятельности позволяет привить интерес к праву и показать практическое применение этих знаний в повседневной жизни.
В ходе исследования нами были изучены различные подходы к определению понятия правовой компетентности. Обобщив различные мнения ученых, таких как Андреева В.И., Соколова Н.Я., Безукладникова И.В. и др., к определению правовой компетенции, мы под правовой компетентностью будем понимать совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, отражающие ее готовность и способность применять систему правовых знаний и умений в процессе социально-правовой деятельности, соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами.
В структуре правовой компетентности выделяют три основных компонента: когнитивный, мотивационный, деятельностный. Правовая компетентность является одной из ключевых компетентностей, формирующихся в образовательном учреждении. Сформированная правовая компетентность является результатом правового обучения и воспитания.
Также в процессе исследования была рассмотрена психолого­педагогическая характеристика старшеклассников. Для них характеры устремленность в будущее, создание жизненного плана, повышенный интерес к общению с взрослыми, возникает потребность в самоопределении и автономии, появляется желание спорить, рассуждать и меняется отношение к учебе.
Очень важно, чтобы становление правовой компетентности произошло именно в этот возрастной период, так как у старшеклассников начинается новый более самостоятельный этап в жизни. Меняется их правовой статус, они имеют паспорт, могут вступать в брак и нести уголовную ответственность. Необходимо правильно оценивать свои действия и предвидеть дальнейшие результаты, чтобы избежать проблем в будущем.
Внеурочная деятельность — разнообразная образовательная и воспитательная работа, направленная на удовлетворение интересов и запросов старшеклассников, которую организует во внеурочное время педагогический коллектив школы.
Становление правовой компетентности — процесс развития, приобретение правовых знаний, убеждений, установок личности, отражающие ее готовность и способность применять систему правовых знаний и умений в процессе социально-правовой деятельности, соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами.
К формам становления правовой компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности мы отнесли клубные объединения, проектную деятельность, экскурсии, лекции, имитацию телепередач, проведение конкурсов и гражданский форум.
Опытно-поисковой работа проводиласьв Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы №66г. г.Екатеринбурга по становлению правовой компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности.
Анализ документов (программа воспитательной работы учреждения, планы работы классных руководителей старших классов, рабочая программа по обществознанию) показал, что работа по становлению правовой компетентности акцентирует внимание на старшеклассников, состоявших на ВШУ и на учете в ПДН/КДН и ЗП, на семьи группы риска.
В соответствии со структурой правовой компетентности нами были выбраны и проведены следующие методики:
1. Тест «Право и я» (когнитивный компонент).
2. Методика «Хочу знать» К.С. Белькиной (мотивационный компонент).
3. Методика «Ситуация» К.С. Рюмина (деятельностный компонент).
В исследовании принимали участие ученики 11 «а» класс МАОУ СОШ № 66, состоящий из 14 человек, возрастом 16-17 лет.
По результатам проведенных методик были определены следующие проблемы:
• учащиеся обладают средним уровнем знаний относительно прав ребенка, они не знакомы с главным документом по правам ребенка и не знают его содержимого;
• низкий уровень ответственности в принятии решений по правовым ситуациям;
• слабое умение защищать свои права.
Для решения данных проблем был разработан комплекс мероприятий по становлению правовой компетентности старшеклассников во внеурочной деятельности, который предполагает использование различных форм таких как имитация телепередач, лекция, конкурс, клубные объединения.
Среди проведенных мероприятий наибольший интерес вызвала деловая игра «Юный правовед». Был отмечен повышенный интерес к правовым знаниям. Так же стоит отметить, что мероприятия в формате деловой игры способствуют легкому усвоению правовых знаний и становлению правовой компетентности учеников.
Итогом классного часа «Я знаю свои права», старшеклассники познакомились с основными нормативно-правовыми документами, касающиеся прав детей, расширили уровень правовых знаний.
Блиц-опрос по итогам мероприятий показал, что старшеклассники заинтересованы в проведении мероприятий в форме конкурсов.
Реализация данного комплекса мероприятий будет способствовать становлению правовой компетентности старшеклассников.
Таким образом, цель данной работы достигнута, поставленные нами задачи решены, гипотеза подтвердилась.


1. Аникина, А.С. Проблемы формирования правового сознания школьников /А.С. Аникина // История. Право. Образование: материалы II региональной научной конференции молодых историков. Ч II. Н.Тагил: НТГСПА, 2016. 175-180 с.
2. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. 114 с.
3. Вербицкий А. А. Деловая игра как модель профессиональной деятельности / А. А. Вербицкий // Активные методы обучения и деловые игры. Новосибирск, 2015.
4. Волков, Б.С. Психология подростка: учебное пособие / Б.С.Волков. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2015. 208 с.
5. Гавриловец, К.В. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей / под ред. Профессора М.: ИВЦ Минфина, 2015. 226с.
6. Главный закон нашей жизни: по страницам Конституции Российской Федерации//Детская энциклопедия, 2013. N 8.
7. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания. М.:, 2013. 157 с.
8. Грищенко, Л.И. Теория и методика воспитанияМ.:Ак., 2015г. 240с.
9. Давыдов, В.В., Маркова А.К. Развитие мышления в школьном возрасте/ Возрастная и педагогическая психологи: Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2014.
10. Дегтерев, В.А. Формирование профессиональной компетентности специалиста по социальной работе: монография / В.А. Дегтерев; ГОУ ВПО «Урал. Гос. Пед. Ун-т». Екатеринбург, 2005. 202 с.
11. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. М.: Академия, 2015. 111 с.
12. Евтушенко, И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебнойдеятельности/И.И.Евтушенко//Социально- гуманитарные знания, 2016. N 4.
13. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
14. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ.
15. Зеер, Э. Ф., Сыманюк, Э. Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Известия уральского отделения российской академии образования. Журнал теоретических и прикладных исследований, 2013. 3 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ