Социально-педагогическая деятельность в учреждении дополнительного образования
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования посредством волонтерской деятельности 7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего подросткового
возраста 7
1.2. Анализ содержания понятия «социально-педагогическая деятельность»
на основе научной литературы 17
1.3. Сущность волонтерской деятельности как средства социально¬
педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования 28
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности со старшими подростками посредством волонтерской деятельности на базе учреждения МБУ ДО ДЮЦ Юность 40
2.1. Анализ опыта деятельности педагогов учреждения МБУ ДО ДЮЦ Юность
в аспекте социально-педагогической деятельности со старшими подростками 40
2.2. Первичная диагностика личностных качеств детей старшего
подросткового возраста 49
2.3. Содержание комплекса мероприятий по социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного
образования посредством волонтерской деятельности 59
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Приложения 77
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования посредством волонтерской деятельности 7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего подросткового
возраста 7
1.2. Анализ содержания понятия «социально-педагогическая деятельность»
на основе научной литературы 17
1.3. Сущность волонтерской деятельности как средства социально¬
педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования 28
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности со старшими подростками посредством волонтерской деятельности на базе учреждения МБУ ДО ДЮЦ Юность 40
2.1. Анализ опыта деятельности педагогов учреждения МБУ ДО ДЮЦ Юность
в аспекте социально-педагогической деятельности со старшими подростками 40
2.2. Первичная диагностика личностных качеств детей старшего
подросткового возраста 49
2.3. Содержание комплекса мероприятий по социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного
образования посредством волонтерской деятельности 59
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Приложения 77
С нарушением механизмов социализации и роста неблагоприятных условий в молодежной среде, ростом негативных явлений среди населения, снижением воспитательного потенциала семьи и образовательных учреждений как основных институтов социализации личности, возрастает значимость социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическая деятельность изучается как специально концентрированная деятельность сотрудников образовательного учреждения, родителей и учащихся по осуществлению вероятных возможностей общества для разрешения проблем личности путем проведения заранее спланированных воспитательных мероприятий, в которых обязательно осуществляется работа по реализации (использованию) потенциальных возможностей социума в достижении поставленных задач. Деятельность педагогов в этом случае называется социально-педагогической работой, которая выступает как средство осуществлении потенциальных возможностей социума для разрешения проблем личности [65, с. 64].
М.А. Галагузова считает, что социально-педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты ребенка в процессе его социализации, освоение им социокультурного опыта, и на создание условий для его самореализации в обществе [29, с. 31].
Объектами социально-педагогической деятельности являются как сам ребенок, так и группы людей, нуждающихся в помощи общества, в использовании его возможностей для самоутверждения, но не имеющих доступа к его ресурсам и возможностям по иным причинам.
Главной целью социально-педагогической деятельности является формирование социальной активности личности.
Социально-педагогическая деятельность с подростком является необходимым компонентом системы образования. Целесообразность ее функционирования определяется насущной потребностью современной школы в эффективном функционировании в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы успешную социальную адаптацию детей, развитие их индивидуальных особенностей, творческого отношения к жизни каждого учащегося и укрепления своего физического и психического здоровья. Социально-педагогическая деятельность выступает как средство осуществления скрытых возможностей общества, используемое в интересах разрешения возникающих у ребенка проблем.
Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности раскрываются в работах Галагузовой М.А., Штиновой Г.Н., Мудрик А.В., Мардахаева Л.В., Холостовой Е.И., Сухомлинского В.А., Торохтия В.С., Макаренко А.С.
Так как у подростков переходный возраст, они отличаются неопытностью поведения в обществе, незрелостью и не защищены от проявлений насилия, зла, жестокости, бескультурья. Нынешнему поколению приходится делать очень серьезный выбор в непростых условиях определения целей развития, правовых и нравственных способов достижения. При этом большие обхваты социальных девиаций носят отрицательные тенденции и угрожают благополучию, развитию общества. В связи с этим одним из сложных этапов формирования личности выступает подростковый возраст. Заметно частыми становятся проявления трудновоспитуемости, меняется характер и поведение подростка. Из-за своей неустойчивости подростки становятся подверженными окружающему воздействию, так же и отрицательному [9, с. 15].
Прежде всего, здесь необходимо отметить таких отечественных ученых, как Л.С. Выгосткий, А.Н. Леонтьев, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, В.С. Мухина, Л.И. Божович, И.А. Зимняя. Они изучали психолого-педагогическую характеристику подростков.
Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта добровольческой деятельности представлен в трудах российских учёных И.М. Городецкой, Л. Е. Сикорской, Е.Л. Шековой. Так же в других странах мира безвозмездный труд на сегодняшний - ежедневная социальная практика: люди объединяются для того, чтобы посадить деревья, провести экологические акции, организовать конференции, строить сооружения, проводить профилактику правонарушений, подавать пример здорового образа жизни, решать общие проблемы.
Всё вышеизложенное позволяет сформулировать следующее противоречие исследования: между необходимостью осуществлением социально-педагогической деятельности с подростками и недостаточностью разработанностью средств социально-педагогической деятельности с подростками в учреждении дополнительного образования.
Проблема исследования: каковы средства социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования
Тема исследования: социально-педагогическая деятельность в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования - процесс социально-педагогической деятельности с подростками.
Предмет исследования - процесс социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования посредством волонтерской деятельности.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических аспектов исследования разработать комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования посредством волонтерской деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, разработанный комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования посредством волонтерской деятельности будет успешным, если учтены:
- психолого-педагогические особенности старших подростков;
- основные аспекты волонтерской деятельности, как средство социально-педагогической деятельности со старшими подростками;
- результаты первичной диагностики личностных качеств старших подростков.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей старшего подросткового возраста.
2) Проанализировать содержание понятия «социально-педагогическая деятельность» на основе научной литературы.
3) Описать основные аспекты волонтерской деятельности как средства социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования.
4) Проанализировать опыт деятельности педагогов учреждения дополнительного образования МБУ ДО ДЮЦ Юность в аспекте социально-педагогической деятельности со старшими подростками.
5) Провести первичную диагностику личностных особенностей детей старшего подросткового возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и эмпирические (тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ документов).
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Юность».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Социально-педагогическая деятельность изучается как специально концентрированная деятельность сотрудников образовательного учреждения, родителей и учащихся по осуществлению вероятных возможностей общества для разрешения проблем личности путем проведения заранее спланированных воспитательных мероприятий, в которых обязательно осуществляется работа по реализации (использованию) потенциальных возможностей социума в достижении поставленных задач. Деятельность педагогов в этом случае называется социально-педагогической работой, которая выступает как средство осуществлении потенциальных возможностей социума для разрешения проблем личности [65, с. 64].
М.А. Галагузова считает, что социально-педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты ребенка в процессе его социализации, освоение им социокультурного опыта, и на создание условий для его самореализации в обществе [29, с. 31].
Объектами социально-педагогической деятельности являются как сам ребенок, так и группы людей, нуждающихся в помощи общества, в использовании его возможностей для самоутверждения, но не имеющих доступа к его ресурсам и возможностям по иным причинам.
Главной целью социально-педагогической деятельности является формирование социальной активности личности.
Социально-педагогическая деятельность с подростком является необходимым компонентом системы образования. Целесообразность ее функционирования определяется насущной потребностью современной школы в эффективном функционировании в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы успешную социальную адаптацию детей, развитие их индивидуальных особенностей, творческого отношения к жизни каждого учащегося и укрепления своего физического и психического здоровья. Социально-педагогическая деятельность выступает как средство осуществления скрытых возможностей общества, используемое в интересах разрешения возникающих у ребенка проблем.
Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности раскрываются в работах Галагузовой М.А., Штиновой Г.Н., Мудрик А.В., Мардахаева Л.В., Холостовой Е.И., Сухомлинского В.А., Торохтия В.С., Макаренко А.С.
Так как у подростков переходный возраст, они отличаются неопытностью поведения в обществе, незрелостью и не защищены от проявлений насилия, зла, жестокости, бескультурья. Нынешнему поколению приходится делать очень серьезный выбор в непростых условиях определения целей развития, правовых и нравственных способов достижения. При этом большие обхваты социальных девиаций носят отрицательные тенденции и угрожают благополучию, развитию общества. В связи с этим одним из сложных этапов формирования личности выступает подростковый возраст. Заметно частыми становятся проявления трудновоспитуемости, меняется характер и поведение подростка. Из-за своей неустойчивости подростки становятся подверженными окружающему воздействию, так же и отрицательному [9, с. 15].
Прежде всего, здесь необходимо отметить таких отечественных ученых, как Л.С. Выгосткий, А.Н. Леонтьев, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, В.С. Мухина, Л.И. Божович, И.А. Зимняя. Они изучали психолого-педагогическую характеристику подростков.
Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта добровольческой деятельности представлен в трудах российских учёных И.М. Городецкой, Л. Е. Сикорской, Е.Л. Шековой. Так же в других странах мира безвозмездный труд на сегодняшний - ежедневная социальная практика: люди объединяются для того, чтобы посадить деревья, провести экологические акции, организовать конференции, строить сооружения, проводить профилактику правонарушений, подавать пример здорового образа жизни, решать общие проблемы.
Всё вышеизложенное позволяет сформулировать следующее противоречие исследования: между необходимостью осуществлением социально-педагогической деятельности с подростками и недостаточностью разработанностью средств социально-педагогической деятельности с подростками в учреждении дополнительного образования.
Проблема исследования: каковы средства социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования
Тема исследования: социально-педагогическая деятельность в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования - процесс социально-педагогической деятельности с подростками.
Предмет исследования - процесс социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования посредством волонтерской деятельности.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических аспектов исследования разработать комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования посредством волонтерской деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, разработанный комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования посредством волонтерской деятельности будет успешным, если учтены:
- психолого-педагогические особенности старших подростков;
- основные аспекты волонтерской деятельности, как средство социально-педагогической деятельности со старшими подростками;
- результаты первичной диагностики личностных качеств старших подростков.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей старшего подросткового возраста.
2) Проанализировать содержание понятия «социально-педагогическая деятельность» на основе научной литературы.
3) Описать основные аспекты волонтерской деятельности как средства социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования.
4) Проанализировать опыт деятельности педагогов учреждения дополнительного образования МБУ ДО ДЮЦ Юность в аспекте социально-педагогической деятельности со старшими подростками.
5) Провести первичную диагностику личностных особенностей детей старшего подросткового возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и эмпирические (тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ документов).
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Юность».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В данной работе были рассмотрены психолого-педагогические особенности детей старшего подросткового возраста. Проанализировав научную литературу, можно отметить, что социальная ситуация развития старшего подросткового возраста заключается в необходимости самоопределения, выбора своего жизненного пути как задачи первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение - профессиональное и личностное. Подростки, стремясь занять значимое место среди людей, выходят за рамки учебной деятельности, которая выступает для них как неукоснительная обязанность возраста, и ищут применения себе в межличностном общении и в значимой для них деятельности. Формирование самосознания у старших подростков тесно связано с осознанием временной протяженности «Я», которое охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди возможных путей развития личности. Старший подростковый возраст является сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности.
Анализ содержания понятия «социально-педагогическая деятельность» на основе научной литературы показал, что главной ее целью является достижение, формирование социальной активности личности, а значит конечным результатом социально-педагогической деятельности, является определенное изменение самой личности, выступающей объектом социально-педагогического воздействия, ее качественных параметров. Социально-педагогическая деятельность осуществляется с использованием одних и тех же форм (средств) работы: диагностики, помощи, профилактики, поддержки, консультирования, посредничества, сопровождения, коррекции, реабилитации и т.д. В соответствие с деятельностным подходом в основе любой активности личности лежат ее потребности. В случае социально-педагогической деятельности социальные потребности, которые появляются как результат воспитания, как важнейшее средство развития всех значимых качеств личности, а в итоге и самой личности.
Сущность волонтерской деятельности как один из видов социально-педагогической деятельности можно определить как род деятельности человека или группы людей, добровольный, без принуждения со стороны, вызванный собственным желанием, не направленный на получение финансового вознаграждения и оказывающий влияние результатом своей деятельности на окружающую среду и себя самого. Специфика волонтерской деятельности старших подростков заключается в желание старших подростков быть социально-полезными, содействовать в изменениях в обществе, а также в возможности самоопределения, развитии ценностно-смысловой сферы и реализация потребности в самореализации.
Цель опытно-поисковой работы нашего исследования заключалась в разработке комплекса мероприятий по социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования посредством волонтерской деятельности. В связи с этим возникла необходимость проведения исследования по изучению личностных и поведенческих особенностей детей старшего подросткового возраста, Методики были подобраны с учетом возрастных особенностей и присущим волонтерам качеств, описанных в литературных источниках.
Диагностика обучающихся в МБУ ДО ДЮЦ Юность показала, что реализуемые в организации мероприятия по осуществлению волонтерской деятельности, не в полной мере прививают подросткам описанные в научной литературе качества волонтера. Анализ деятельности МБУ ДО ДЮЦ Юность показал, что причина сложившейся ситуации заключена в отсутствии применения принципа системности. Таким образом, было решено учесть данный принцип добавлением когнитивной и мотивационной компоненты в программу социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования.
Анализ содержания понятия «социально-педагогическая деятельность» на основе научной литературы показал, что главной ее целью является достижение, формирование социальной активности личности, а значит конечным результатом социально-педагогической деятельности, является определенное изменение самой личности, выступающей объектом социально-педагогического воздействия, ее качественных параметров. Социально-педагогическая деятельность осуществляется с использованием одних и тех же форм (средств) работы: диагностики, помощи, профилактики, поддержки, консультирования, посредничества, сопровождения, коррекции, реабилитации и т.д. В соответствие с деятельностным подходом в основе любой активности личности лежат ее потребности. В случае социально-педагогической деятельности социальные потребности, которые появляются как результат воспитания, как важнейшее средство развития всех значимых качеств личности, а в итоге и самой личности.
Сущность волонтерской деятельности как один из видов социально-педагогической деятельности можно определить как род деятельности человека или группы людей, добровольный, без принуждения со стороны, вызванный собственным желанием, не направленный на получение финансового вознаграждения и оказывающий влияние результатом своей деятельности на окружающую среду и себя самого. Специфика волонтерской деятельности старших подростков заключается в желание старших подростков быть социально-полезными, содействовать в изменениях в обществе, а также в возможности самоопределения, развитии ценностно-смысловой сферы и реализация потребности в самореализации.
Цель опытно-поисковой работы нашего исследования заключалась в разработке комплекса мероприятий по социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования посредством волонтерской деятельности. В связи с этим возникла необходимость проведения исследования по изучению личностных и поведенческих особенностей детей старшего подросткового возраста, Методики были подобраны с учетом возрастных особенностей и присущим волонтерам качеств, описанных в литературных источниках.
Диагностика обучающихся в МБУ ДО ДЮЦ Юность показала, что реализуемые в организации мероприятия по осуществлению волонтерской деятельности, не в полной мере прививают подросткам описанные в научной литературе качества волонтера. Анализ деятельности МБУ ДО ДЮЦ Юность показал, что причина сложившейся ситуации заключена в отсутствии применения принципа системности. Таким образом, было решено учесть данный принцип добавлением когнитивной и мотивационной компоненты в программу социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования.
Подобные работы
- Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в учреждениях дополнительного образования (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - Социально-педагогическая деятельность с трудными подростками в учреждении дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Социально-педагогическая деятельность с детьми в учреждении дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Продвижение услуг учреждения дополнительного образования посредством взаимодействия с социальными партнёрами
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Деятельность бюджетного учреждения дополнительного образования (на примере МБУ ДО «ДДТ» г. Бийска)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МАОУ ДО ДДТ «У БЕЛОГО ОЗЕРА»
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2002 - ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



