Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования посредством волонтерской деятельности 7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего подросткового
возраста 7
1.2. Анализ содержания понятия «социально-педагогическая деятельность»
на основе научной литературы 17
1.3. Сущность волонтерской деятельности как средства социально¬
педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования 28
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности со старшими подростками посредством волонтерской деятельности на базе учреждения МБУ ДО ДЮЦ Юность 40
2.1. Анализ опыта деятельности педагогов учреждения МБУ ДО ДЮЦ Юность
в аспекте социально-педагогической деятельности со старшими подростками 40
2.2. Первичная диагностика личностных качеств детей старшего
подросткового возраста 49
2.3. Содержание комплекса мероприятий по социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного
образования посредством волонтерской деятельности 59
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Приложения 77
С нарушением механизмов социализации и роста неблагоприятных условий в молодежной среде, ростом негативных явлений среди населения, снижением воспитательного потенциала семьи и образовательных учреждений как основных институтов социализации личности, возрастает значимость социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическая деятельность изучается как специально концентрированная деятельность сотрудников образовательного учреждения, родителей и учащихся по осуществлению вероятных возможностей общества для разрешения проблем личности путем проведения заранее спланированных воспитательных мероприятий, в которых обязательно осуществляется работа по реализации (использованию) потенциальных возможностей социума в достижении поставленных задач. Деятельность педагогов в этом случае называется социально-педагогической работой, которая выступает как средство осуществлении потенциальных возможностей социума для разрешения проблем личности [65, с. 64].
М.А. Галагузова считает, что социально-педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты ребенка в процессе его социализации, освоение им социокультурного опыта, и на создание условий для его самореализации в обществе [29, с. 31].
Объектами социально-педагогической деятельности являются как сам ребенок, так и группы людей, нуждающихся в помощи общества, в использовании его возможностей для самоутверждения, но не имеющих доступа к его ресурсам и возможностям по иным причинам.
Главной целью социально-педагогической деятельности является формирование социальной активности личности.
Социально-педагогическая деятельность с подростком является необходимым компонентом системы образования. Целесообразность ее функционирования определяется насущной потребностью современной школы в эффективном функционировании в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы успешную социальную адаптацию детей, развитие их индивидуальных особенностей, творческого отношения к жизни каждого учащегося и укрепления своего физического и психического здоровья. Социально-педагогическая деятельность выступает как средство осуществления скрытых возможностей общества, используемое в интересах разрешения возникающих у ребенка проблем.
Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности раскрываются в работах Галагузовой М.А., Штиновой Г.Н., Мудрик А.В., Мардахаева Л.В., Холостовой Е.И., Сухомлинского В.А., Торохтия В.С., Макаренко А.С.
Так как у подростков переходный возраст, они отличаются неопытностью поведения в обществе, незрелостью и не защищены от проявлений насилия, зла, жестокости, бескультурья. Нынешнему поколению приходится делать очень серьезный выбор в непростых условиях определения целей развития, правовых и нравственных способов достижения. При этом большие обхваты социальных девиаций носят отрицательные тенденции и угрожают благополучию, развитию общества. В связи с этим одним из сложных этапов формирования личности выступает подростковый возраст. Заметно частыми становятся проявления трудновоспитуемости, меняется характер и поведение подростка. Из-за своей неустойчивости подростки становятся подверженными окружающему воздействию, так же и отрицательному [9, с. 15].
Прежде всего, здесь необходимо отметить таких отечественных ученых, как Л.С. Выгосткий, А.Н. Леонтьев, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, В.С. Мухина, Л.И. Божович, И.А. Зимняя. Они изучали психолого-педагогическую характеристику подростков.
Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта добровольческой деятельности представлен в трудах российских учёных И.М. Городецкой, Л. Е. Сикорской, Е.Л. Шековой. Так же в других странах мира безвозмездный труд на сегодняшний - ежедневная социальная практика: люди объединяются для того, чтобы посадить деревья, провести экологические акции, организовать конференции, строить сооружения, проводить профилактику правонарушений, подавать пример здорового образа жизни, решать общие проблемы.
Всё вышеизложенное позволяет сформулировать следующее противоречие исследования: между необходимостью осуществлением социально-педагогической деятельности с подростками и недостаточностью разработанностью средств социально-педагогической деятельности с подростками в учреждении дополнительного образования.
Проблема исследования: каковы средства социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования
Тема исследования: социально-педагогическая деятельность в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования - процесс социально-педагогической деятельности с подростками.
Предмет исследования - процесс социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования посредством волонтерской деятельности.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических аспектов исследования разработать комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования посредством волонтерской деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, разработанный комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования посредством волонтерской деятельности будет успешным, если учтены:
- психолого-педагогические особенности старших подростков;
- основные аспекты волонтерской деятельности, как средство социально-педагогической деятельности со старшими подростками;
- результаты первичной диагностики личностных качеств старших подростков.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей старшего подросткового возраста.
2) Проанализировать содержание понятия «социально-педагогическая деятельность» на основе научной литературы.
3) Описать основные аспекты волонтерской деятельности как средства социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования.
4) Проанализировать опыт деятельности педагогов учреждения дополнительного образования МБУ ДО ДЮЦ Юность в аспекте социально-педагогической деятельности со старшими подростками.
5) Провести первичную диагностику личностных особенностей детей старшего подросткового возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и эмпирические (тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ документов).
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Юность».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В данной работе были рассмотрены психолого-педагогические особенности детей старшего подросткового возраста. Проанализировав научную литературу, можно отметить, что социальная ситуация развития старшего подросткового возраста заключается в необходимости самоопределения, выбора своего жизненного пути как задачи первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение - профессиональное и личностное. Подростки, стремясь занять значимое место среди людей, выходят за рамки учебной деятельности, которая выступает для них как неукоснительная обязанность возраста, и ищут применения себе в межличностном общении и в значимой для них деятельности. Формирование самосознания у старших подростков тесно связано с осознанием временной протяженности «Я», которое охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди возможных путей развития личности. Старший подростковый возраст является сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности.
Анализ содержания понятия «социально-педагогическая деятельность» на основе научной литературы показал, что главной ее целью является достижение, формирование социальной активности личности, а значит конечным результатом социально-педагогической деятельности, является определенное изменение самой личности, выступающей объектом социально-педагогического воздействия, ее качественных параметров. Социально-педагогическая деятельность осуществляется с использованием одних и тех же форм (средств) работы: диагностики, помощи, профилактики, поддержки, консультирования, посредничества, сопровождения, коррекции, реабилитации и т.д. В соответствие с деятельностным подходом в основе любой активности личности лежат ее потребности. В случае социально-педагогической деятельности социальные потребности, которые появляются как результат воспитания, как важнейшее средство развития всех значимых качеств личности, а в итоге и самой личности.
Сущность волонтерской деятельности как один из видов социально-педагогической деятельности можно определить как род деятельности человека или группы людей, добровольный, без принуждения со стороны, вызванный собственным желанием, не направленный на получение финансового вознаграждения и оказывающий влияние результатом своей деятельности на окружающую среду и себя самого. Специфика волонтерской деятельности старших подростков заключается в желание старших подростков быть социально-полезными, содействовать в изменениях в обществе, а также в возможности самоопределения, развитии ценностно-смысловой сферы и реализация потребности в самореализации.
Цель опытно-поисковой работы нашего исследования заключалась в разработке комплекса мероприятий по социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования посредством волонтерской деятельности. В связи с этим возникла необходимость проведения исследования по изучению личностных и поведенческих особенностей детей старшего подросткового возраста, Методики были подобраны с учетом возрастных особенностей и присущим волонтерам качеств, описанных в литературных источниках.
Диагностика обучающихся в МБУ ДО ДЮЦ Юность показала, что реализуемые в организации мероприятия по осуществлению волонтерской деятельности, не в полной мере прививают подросткам описанные в научной литературе качества волонтера. Анализ деятельности МБУ ДО ДЮЦ Юность показал, что причина сложившейся ситуации заключена в отсутствии применения принципа системности. Таким образом, было решено учесть данный принцип добавлением когнитивной и мотивационной компоненты в программу социально-педагогической деятельности со старшими подростками в учреждении дополнительного образования.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психологи: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2014. 811 с.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: Юнити, 2004. 131 с.
3. Безленкина Л.Ф. Социально-коррекционная работа с подростками девиантного поведения. М.: Наука, 1995. 144 с.
4. Белинская, Е.П. Я - концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений. Вестник МГУ. Сер.14. 1997. № 4.
5. Беляева В.И. Деятельность социального педагога в организации среднего профессионального образования: учеб.пособие. М. Юрайт. 2018. 333 с.
6. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков: метод. пособие. Самара. Универс-Групп. 2005. 224 с.
7. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М.: 1986. 146 с.
8. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: 2002. С. 68
9. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание. 1979. 37 с.
10. Бондаровская Л.В. Сущность социально-педагогической поддержки как особого вида социально-педагогической деятельности. Психология и разработка рекламной продукции: учеб.пособие для вузов по специальности «Психология». М.: Академия. 2008. 233 с.
11. Васильева И.В. Практикум по диагностике. Тюмень: ТГУ. 2014. 376 с.
12. Васин В.З. Управление волонтерской деятельностью как инструмент привлечения молодежи в реализацию целей дополнительного образования. Инновации в науке и практике. Барнаул. 2018. С.24-31
13. Вахромов Е.Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением: автореф. дис. ...канд. психол. наук. М.: 2003. 20 с.
14. Ветрова Г.А. Роль общения в организации превентивной деятельности педагога в работе со старшими подростками. С13-18
15. Войтко В.Т. Вовлечение молодежи в научную волонтерскую деятельность // Журнал Гуманитарные научные исследования. 2017 №7. С.14.
16. Вотинова, O.A. Волонтерская деятельность как социальная технология работы с молодежью. Новые социальные технологии. Пермь. 2004. 175 с.
17. Всеобщая декларация волонтеров // Вестник благотворительности. 1995. №5(21). 12 с.
18. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
19. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика. 1984. Т.5.
20. Галагузова М.А. Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов. М.: ВЛАДОС. 2008. 260 с.
21. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. СПб.: ЮЦ Пресс. 2004. 320 с.
22. Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом возрасте. М.: Мир психологии. 1998. №1. С.22-26
23. Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. Курск. 1998. 140 с.
24. Гонеев А.Д. Теоретические основы подготовки учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Курск. 2001.
25. Гражданский кодекс РФ ст.117, 582
26. Григорьева Е.И. Социально-культурная деятельность. М.: ГИВЦ МК. 343 с.
27. Давыдов В.В. Большая российская педагогическая энциклопедия. М.: Педагогика. 1998. 320 с.
28. Десятникова Ю. М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения // Вопросы психологии. 1995. №5. С.18-20
29. Домникова С.В. Волонтерская деятельность в детском оздоровительном лагере: учеб. пособие. Саратов. 2018. 68 с.
30. Егоров А.Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. СПб.: Речь. 2005. 448 с.
31. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь. 2008. 336 с.
32. Завражин С.А. Словарь-справочник по отечественной социальной педагогике. Владимир. 2010. 254 с.
33. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М.: Академия. 2006. 288 с.
34. Ивонтьева Е.С. Факторы, влияющие на мотивацию и формирование ценностных ориентаций подростков, занимающихся волонтерской деятельностью // Электронный сборник статей. 2017. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29874502(дата обращения: 04.02.2019).
35. Иовчук Н. М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков.
36. Каиров И.А.. Педагогическая энциклопедия: в 4-х Т. М.: Советская энциклопедия. 1962-1968.
37. Кисиленко А.В., Куликова М.Ю. Волонтерская деятельность как направление деятельности МОО Новое поколение в Белгородской области // Журнал Экономика и социум. 2016. С.552.
38. Кле М. Психология подростка: хрестоматия. М.: Омега-Л. 2005. 427 с.
39. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск. 1988. 206 с.
40. Конституция РФ глава 2, ст.20
41. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. М.: Социология сегодня. 1965. 267с.
42. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: УРАО. 1999. 175 с.
43. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл. 2013. 18 с.
44. Манько Ю.В. Социология молодежи: учеб. пособие. Петрополис. 2008. 82 с.
45. Международная конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. ст.29
46. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. СПб.: Речь. 2008. 445 с.
47. Методика на выявление социальной активности Соколовой Н.
48. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник. Академия. М.: 2006. 608 с.
49. Опросник агрессивности и конфликтности Басса-Дарки
50. Опросник В.Ф. Ряховского для определения уровня коммуникативности.
51. Опросник на выявление социальной ответственности М.А.Осташевой
52. Опросник на выявление толерантности Бойко В.В.
53. Паршина Ю.В. Нравственное становление старшего подростка в волонтерской деятельности // Автореф. дис. ... канд. пед. наук. 2011. URL.:http://www.dissercat.com/content/nravstvennoe-stanovlenie-starshego- podrostka-v-volonterskoi-deyatelnosti(дата обращения: 04.02.2019)
54. Перешеина Н.В. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений. М.: Сфера. 2009. 192 с.
55. Петровский В.А. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М. 1983. С. 20-33.
56. Политикова И.С. Волонтерская деятельность как платформа для будущей профессиональной деятельности // Социальная ответственность. 2016. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25865301(дата обращения: 04.02.2019).
57. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж. 2000.
58. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер. 2000. 624 с.
59. Рахматуллин Э.С. Девиантное поведение как социальная проблема. 2016. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25787543(дата обращения: 21.01.2019)
60. Реан А.А. Психология подростка. СПб.: Питер. 2003. 156 с.
61. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие. М.: Академия. 2002. 208 с.
62. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб. пособие. М.: Владос. 2006. 239с.
63. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Фельдштейна Д.И. М.: Институт практической психологии. 1996. 304 с.
64. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика. М.: АПК и ППРО. 2009. 84 с.
65. Торохтий В.С. Психологическая наука и образование // Электронный журнал. 2010. №5. С.56-71
66. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ
67. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. №7-ФЗ
68. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ
69. Фельдштейн Д.И. Психология развивающей личности. - М.: Знание. 208 с.
70. Фролов Ю.И. Психология подростка. М.: Российское Педагогическое Агентство. 1997. 526 с.
71. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1989. 560 с.
72. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С.6-20
73. Янюк Г.Н. Волонтерская деятельность как основа педагогического процесса // Научный форум: педагогика и психология. 2017. С.53.