Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Работа №97269

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 6
1.2 Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного
возраста 12
1.3 Характеристика формирования диалогической речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 29
2.1 Принципы и организация логопедического обследования
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 29
2.2 Методики логопедического обследования диалогической речи у
обследуемых детей 31
2.3 Анализ результатов логопедического обследования диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста 33
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 38
3.1 Принципы и организация логопедической работы по
формированию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи 38
3.2 Содержание логопедической работы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи 44
3.3 Результаты обучающего эксперимента 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70

Среди актуальных проблем детей дошкольного возраста, значимо акцентируется внимание на вопрос формирования коммуникативных навыков детей.
Изучением диалогической речи занимаются такие науки, как: психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Изучением данной темы с разной точки зрения занимались многие ученые: Якубинский Л. П., Бахтин М. М., Лисина М. М., Плохотнюк М. Г., Капитовская О. А. и многие другие.
Условия становления диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи изучили Филичева Т. Б., Левина Р. Е., Спирова Л. Ф., Глухов В. П., Стародубов Н. А., Арушанова А. Г.
Психолого-педагогические механизмы формирования речи детей раскрывают Выготский Л. С., Леонтьев А. А., Рубинштейн С. Л., Алексеева М. М., Яшина Б. И и др.
Актуальность развития речевой коммуникации обусловлена тем, что речь является основной и первоначальной коммуникативной функцией общения. Речь содействует общению, она может быть как поддержание социальных контактов, способствовать обмену информацией. Данные аспекты коммуникативной функции речи составляют жизнь дошкольника и активно используются. Непосредственное развитие функций речи стимулирует детей к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к использованию диалогической речи. Основной моделью речевого общения выступает диалогическая речь.
У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) невозможно увидеть динамику развития речи без специального обучения. Анализ проблемы формирования диалогической речи детей с ОНР можно говорить о том, что на данном этапе она изучена недостаточно. Еще очень мало разработано приемов формирования диалогической речи у детей с нарушением речи. Отсутствие достаточных аспектов обусловила выбор темы нашего исследования.
В результате анализа работ, появилась проблема исследования: определить методы и приемы для развития навыков диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект: Диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет: Логопедическая работа по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель: Теоретическое и практическое изучение особенностей диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы развития диалогической речи дошкольников с ОНР;
2. Рассмотреть методы развития диалогической речи, определить роль игры в развитии диалогической речи дошкольников;
3. Подобрать и апробировать диагностический инструментарий для изучения диалогической речи детей;
4. Разработать методику коррекции по формированию диалогической речи детей с ОНР III уровня.
База исследования: МАОУ СОШ №20 - структурное подразделение г. Первоуральск. В эксперименте были задействованы 10 детей в возрасте 5 - 6 лет, с ОНР III уровня.
Методы исследования: Анализ и изучение теоретических источников, изучение протоколов, беседа, наблюдение, эксперимент, анализ результатов.
Структура ВКР: Содержание, введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В 1 главе для рассмотрения важности и необходимости диалогической речи в старшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи, мы рассмотрели различные литературные источники.
Для знакомства с уровнем развития диалогической речи детей мы проанализировали работы различных авторов: М. М. Алексеевой, Б. И Яшиной, Н. А. Стародубовой, В. П. Глухова, А. Г. Арушановой и др.
В работе мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику детей, диалогическую речь в онтогенезе и пути развития речи детей с общим недоразвитием речи. Сведения, которые мы получили, говорят о том, что нарушения в устной речи находят свое отражение в употреблении детьми неправильных форм диалогических высказываний.
Нарушения коммуникативно-речевых навыков чаще всего входят в рамки развития связной речи. Так как основное внимание ученых направлено на изучение особенностей языковых, грамматических и фонетических средств языка. При этом многие вопросы, направленные на выявление причин и особенностей диалогической речи, определяющих их характерные черты, остаются без ответа, что определяет проблему построения методики формирования диалогической речи.
В результате проведения констатирующего эксперимента, мы увидели подтверждение наших предположений. Дети с ОНР действительно отстают в речевом развитии, ведь ни один ребенок не смог показать высшего уровня развития диалогической речи, а наибольшая часть дошкольников «вышла на финиш» с низким уровнем развития коммуникативно-речевых умений.
На основе анализа результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что у детей данной категории недостаточно сформированы речевые навыки, дети не умеют вступать в общение, не желают поддерживать, продолжать и заканчивать диалог даже во время игры со сверстниками.
Экспериментальная группа не умеет развернуто отвечать на вопросы, хотя в диалоге они пользуются короткими и лаконичными фразами, дети могли пропускать некоторые слова, от чего смысл сказанного приобретал совершенно иное значение.
Для коррекции проблем, мы подобрали и апробировали методы логопедической работы по формированию диалогической речи детей с ОНР III уровня. Мы использовали различные формы работ, например: беседа, дидактическая игра, игры подвижные, сюжетно-ролевые игры, заучивание небольших диалогов, инсценировка сказок. Занятия проводили как групповые таки индивидуальные, с учетом особенностей детей. Занятия дозировались, одно занятие длилось 20-25 минут, включало обязательно динамическую паузу во избежание от переутомления.
После коррекционной работы мы провели контрольное исследование, которое нам показало следующие результаты:
• В диалоге дети стали использовать интонацию, свои реплики они стали усложнять, добавляя в них грамматические обороты.
• дошкольникам с ОНР стало легче вступать в беседу, вести ее и завершать; дети стали проявлять активность и заинтересованность в диалоге.
Работа дала положительную динамику, а значит можно смело утверждать, что подобранный нами инструментарий является эффективным для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи дипломной работы выполнены, цель достигнута.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева. - М. : Просвещение, 2005. - 400 с.
2. Вершина, О. М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи [Текст] / О. М. Вершина. - М. : Просвещение, 2003. - 246 с.
3. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г. А. Волкова. - СПб. : Детство-пресс, 2007. - 144 с.
4. Воспитание детей старшей группе детского сада [Текст] / сост. Г. М. Лямина. - М. : Просвещение, 2006. - 185 с.
5. Выготский, Л. С. Детская речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2006. - 420 с.
6. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1995. - 77 с.
7. Глухов, В. П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи [Текст] / В. П. Глухов. - М. : Союз, 2007. - 156 с.
8. Глухов, В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / В. П. Глухов. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 123 с.
9. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст] / под ред. О. Я. Гойхман. М. : Инфа, 2006. - 272 с.
10. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1986. - 239 с.
11. Доронова, Т. Н. Играем в театр [Текст] / Т. Н. Доронова. - М. : Педагогика, 2005. 94 с.
12. Елкина, Н. В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни [Текст] : автореф. дисс... канд. пед. наук / Н. В. Елкина. - М. : 2007. - 16 с.
13. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург, 2006. - 316 с.
14. Жукова, Н. С. Преодоление ОНР у детей [Текст] / Н. С. Жукова. - М. : Союз, 2008. - 142 с.
15. Кучинский, Г. М. Диалог и мышление [Текст] / Г. М. Кучинский. - Минск : Университетское, 2002. - 120 с.
16. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб.: КАРО, 2004. - 160 с.
17. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. - М. : Просвещение, 2009. - 159 с.
18. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 2004. - 268 с.
19. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1995. - 214 с.
20. Лисина, М. И. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. И. Лисина. — М. : ВЛАДОС, —1992. — 276 с.
21. Лисина, М. И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками [Текст] / М. И. Лисина, Р. А. Смирнова. - Минск, 1995. - 115 с.
22. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 144 с.
23. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Педагогика, 2004. - 300 с.
24. Методы обследования речи детей [Текст] : Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - М. : АРКТИ, 2003. - 240 с
25. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. - М. : Гном, 2009. - 168 с.
26. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст]/ В.С. Мухина. — М. : Просвещение, —1975. — 272 с.
27. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] / Н. В. Новотворцева. — Ярославль. : Гринго, — 2009. — 236 с.
28. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи [Текст] / ред. сост. С. А. Миронова. - М.: Инфа, 2007. - 241 с.
29. Павлова, О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР [Текст] / Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. - М. : Экономика, 2007. - 304 с.
30. Рубинштейн, С. Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
31. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Г. Рузская. - СПб. : Питер, 2008. - 315 с.
32. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л. Ф. Спирова. - М. : Педагогика, 2000. - 192 с.
33. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева. — М.: Просвещение, 1972. 165 с.
34. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи. [Текст] / Спб. : ДЕТСТВО — ПРЕСС, 1998 - 202 с.
35. Трошин, О. В. Логопсихология [Текст] / О. В. Трошин, Е. В. Жулина. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.
36. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. — М. : Изд-во института психотерапии, — 2001. — 133 с.
37. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. - М. : Просвещение, —1977. — 240 с.
38. Филичева, Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М. : Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
39. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду [Текст] : Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина, М. М. Алексеева. — М. : Академия, - 1999. — 393 с.
40. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников [Текст] : учебное пособие / А. В. Чулкова. — М. : Феникс+, — 2008. — 221 с.
41. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1990. - 359 с.
42. Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. - Воронеж. 2005. - 198 с.
43. Якубинский, Л. П. О диалогической речи [Текст] / под ред. Л. В. Щербы. - Спб., 2007. - 259 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ