Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вставная конструкция как лингвистический феномен

Работа №97265

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Вставная конструкция как лингвистический феномен
1.1. Структурная классификация вставных конструкций в
лингвистической литературе 6
1.2. Семантическая характеристика вставных конструкций в
лингвистической литературе 17
1.3. Особенности функционирования вставных конструкций в
художественном тексте 22
Глава 2. Специфика функционирования вставных конструкций в произведениях Д. Рубиной
2. 1. Своеобразие творчества Д. Рубиной в контексте женской прозы 26
2. 2. Особенности употребления вставных конструкций в рассказах Д.
Рубиной 32
I. Анализ вставных конструкций в рассказе «Мастер-тарабука» 34
II. Анализ вставных конструкций в рассказе «Я и ты под персиковыми облаками» 43
III. Анализ вставных конструкций в рассказе «Терновник» 58
2. 3. Особенности функционирования вставных конструкций в рассказах
Д. Рубиной 70
Заключение 81
Список использованной литературы 83

На современном этапе развития филологических дисциплин лингвистический анализ текста является одним из ключевых наряду с литературоведческим. Женская проза, в свете новых социальных условий, получила широкое распространение среди читателей, что объясняет особое внимание современных исследователей к данному литературному направлению. Однако научный интерес больше сосредоточен на жанровых, стилевых и других особенностях построения художественного произведения, таких как поэтический синтаксис в организации прозы, хронотоп в романе и пр. Женская проза - крайне противоречивое явление в современной литературе. К этому течению относят не только русских писательниц (Л. Улицкую, Д. Рубину, Т. Толстую, Л. Петрушевскую), но и зарубежных (Э. Елинек, К. Вольф и др.). Данная работа посвящена творчеству Д. Рубиной, как яркому представителю женской прозы, что отражается на всех уровнях организации произведений, и наиболее известному в читательских кругах, но наименее исследованному писателю в области грамматической организации как характерных проявлений «женскости» в прозе.
Доминантой идиостиля в области синтаксиса в рассказах Д. Рубиной является парентеза, или включение в предложение «не соединённого с ним грамматически слова, словосочетания или другого предложения» [Ахманова, 1966, с.77]. Вставным конструкциям, как одному из элементов парентезы, посвящено данное исследование, включающее анализ семантических и структурных особенностей вставных конструкций, влияющих на их функционирование в художественном тексте.
Объектом исследования являются вставные конструкции.
Предмет исследования - функционирование вставных конструкций в рассказах Д. Рубиной как яркого представителя современной женской прозы.
Цель данной работы - выявление структурной и семантической специфики вставных конструкций, влияющих на их функционированиев произведениях Д. Рубиной.
Исходя из поставленной цели, мы выдвинули следующие задачи:
1. Изучить понятие вставные конструкции в структурном, семантическом и функциональном аспекте в современной лингвистической литературе;
2. Выявить особенности женской прозы в целом и идиостиля Д. Рубиной как яркого представителя данного литературного направления;
3. Проанализировать функции вставных конструкций в произведениях Д. Рубиной;
4. Охарактеризовать роль вставок как текстообразующей составляющей рассказов Д. Рубиной.
Методы, использованные в работе: метод сплошной выборки языкового материала, классификации, структурно-семантического описания, сопоставительный и др.
Материалом исследования послужили такие рассказы писательницы, как «Мастер-тарабука», «Я и ты под персиковыми облаками» и «Терновник» и др.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики анализа вставных конструкций в художественном тексте на материале рассказов Д. Рубиной. Описанная методика может быть использована учителями русского языка и литературы на факультативных занятиях при изучении прозаического произведения небольшого объёма. Таким образом, может быть продемонстрирована взаимосвязь языка и литературы, а также исследованы лингвистические (в данном случае - синтаксические) средства, которые влияют на основной и «подводный» (второй сюжет, развивающийся во вставных конструкциях) уровни содержания произведения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (Вставные конструкции как лингвистический феномен; Функционирование вставных конструкций в рассказах Д. Рубиной), заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, на основе поставленных задач и проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1) в работе представлено понятие вставные конструкции в структурном, семантическом и функциональном аспекте, представленные в современной лингвистической литературе. В области семантики выделяется два подхода к пониманию термина. Так, под вставной конструкцией понимается слово, словосочетание или предложение, грамматически не связанное с основным предложением и вносящее в него дополнительную информацию. Однако большинство исследователей указывает также на возможность вставочных элементов иметь связь с каким-либо элементом базового предложения. В структурном плане вставки могут быть реализованы знаком препинания, словоформой, словосочетанием, предложением, абзацем или ССЦ. В функциональном аспекте все учёные отмечают особенность вставных элементов передавать попутные замечания, дополняющие/разъясняющие смысл основного предложения. Однако добавочные сообщения могут возникать спонтанно или планироваться заранее, что характерно, прежде всего, для художественных текстов. Следует также отметить особую интонацию включения вставок, которая разрывает ритм базового предложения.
2) выявлены особенности женской прозы в целом и идиостиля Д. Рубиной как яркого представителя данного литературного направления. Так, женская проза - это, прежде всего, литература, созданная женщинами, чтобы показать мир женщины глазами женщины. Она отличается от мужской другим углом зрения, а также большей эмоциональностью. Для идиостиля Д. Рубиной как яркого представителя данного литературного направления характерно обилие поэтических синтаксических моделей, что создаёт экспрессивный идиостиль, образный и ироничный язык, глобализация мелочей, использование тире (любимого знака препинания), а также вставных конструкций как проявления парентезы.
3) на основе анализа трёх рассказов «Мастер-тарабука», «Я и ты под персиковыми облаками», «Терновник», были охарактеризованы частные разновидности основной функции вставных конструкций в произведениях Д. Рубиной. К частным функциям, раскрывающим основную, относятся сюжетообразующая, акцентирующая, диалогическая/апеллирующая и транспарентная.
4) в заключение определена роль вставок как текстообразующей составляющей рассказов Д. Рубиной. Создаваемый во вставных конструкциях мини-сюжет имеет свою субъектную организацию, ряд персонажей и движется внутренними импульсами героев (эмоциями, мыслями и чувствами). Таким образом, вставки реализуют второй, более глубокий, пласт художественного текста, включая в него скрытые в области основного нарратива субъективные реакции персонажей или автора, находящего в зоне рассказа. Вставочные элементы расширяют границы текста, вовлекают читателя в процесс со-бытия и со-переживания. В этом заключается их своеобразие и значение в канве произведения.


1. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. - М.: Высшая школа, 1990. - 166с.
2. Аникин А.И. Вставной именительный в современном русском языке // Русский язык в школе. - № 6. - 1972. С. 90-95.
3. Аникин А.И. Соотношение вводных и вставных конструкций в современном русском языке // Русский язык. М., 1975. С. 19-33.
4. Артёменко Е.П. К анализу предложений с вводными и вставными конструкциями // Лингвистический анализ в школе и вузе. Воронеж: Изд- во Воронежского ун-та, 1983. С. 49-57.
5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 606с.
6. Бабакова И. А. Явления вводности в русском литературном языке. - Харьков, 1955.
7. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 464 с.
8. Бабенко Л.Г., Васильев Е.И., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста: Учебник для вузов по спец. «Филология». - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2000. - 534 с.
9. Барашкова С.Н. Особенности поэтики современной женской прозы. Интернет-ресурс [Электронная версия]. - URL: http://cvberleninka.ru/article/n/osobennosti-poetiki-sovremennov-zhenskoy- prozy.
10. Валгина Н.С. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 432 с.
11. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2000. - 432с.
12. Гусаренко С. В. Синтагматический и семантико-прагматический аспекты функционирования вставных конструкций в современном русском языке: Дис. канд. филол. наук. Ставрополь, 1999. 173 с.
13. Евсеева И.В., Лузгина Т.А., Славкина И.А., Степанова Ф.В.. Современный русский язык: Курс лекций / Евсеева И.В., Лузгина Т.А., Славкина И.А., Степанова Ф.В.; Под ред. И.А.Славкиной; Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск, 2007. - 642 с.
14. Интернет-сайт Д. Рубиной. Интернет-ресурс [Электронная версия]. - URL: http://www.dinarubina.com/.
15. Ковалев В.П. Вставные конструкции // Русская речь. - № 5. - 1971. С. 11­17...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ