ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Онтогенез формирования навыков звукового анализа в норме 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
дизартрией 10
1.3. Особенности формирования звукового анализа у старших
дошкольников с дизартрией 15
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 18
2.1. Организация и методики логопедического исследования 18
2.2. Анализ результатов изучения неречевых функций у детей 20
2.3. Анализ результатов обследования речевых функций у детей 24
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 31
3.1. Организация и принципы коррекционной работы по формированию
звукового анализа у старших дошкольников с дизартрией 31
3.2. Содержание логопедической работы по формированию навыков
звукового анализа у детей экспериментальной группы 33
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 19
Актуальность. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих разными речевыми нарушениями. Дизартрия является распространённой речевой патологией, наличие которой постоянно увеличивается у дошкольников (Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Н. В. Серебрякова, И. А. Смирнова). У детей с дизартрией нарушена важнейшая психическая функция - речь, так как нарушение звукопроизношения, просодики, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса - это ведущие дефекты при дизартрии.
Составной, неотъемлемой частью развития речи является её звуковая сторона. Освоение ребёнком звукового состава языка зависит от формирования способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Она включает в себя следующие аспекты: правильное произношение звуков, слов, также скорость и громкость речевого высказывания, ритм, паузы, тембра и логическое ударения. Развитие звуковой стороны речи начинается и совершенствуется в дошкольном возрасте. Она не развивается самостоятельно, поэтому проблема формирования очень актуальна на сегодняшний день, так как может привести к отставанию в развитии ребенка.
От овладения правильной речью зависит психическое развитие ребенка и становление личности. В дошкольном возрасте необходимо обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребёнка, так как недоразвитие этого слуха в период школьного обучения приведёт к дисграфии - нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и дислексии - нарушению процесса чтения. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но всё последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии», подчёркивал Д. Б. Эльконин [37].
Один из важнейших аспектов развития звукового строя речи является формирование у детей старшего дошкольного возраста умения производить звуковой анализ слова.
Объект исследования - навыки звукового анализа, у старших дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования - процесс формирования навыков звукового анализа у детей старших дошкольников с дизартрией.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое обоснование путей формирования навыков звукового анализа у старших дошкольников с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Изучить онтогенез формирования навыков звукового анализа в норме и при дизартрии.
3. Изучить клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с дизартрией.
4. Провести констатирующий и контрольный эксперимент.
5. Определить направление логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у старших дошкольников с дизартрией на основе проведенных экспериментов.
6. Проанализировать эффективность логопедической работы по коррекции звукового анализа у старших дошкольников с дизартрией.
7. Апробировать направления и содержание логопедической работы по коррекции звукового анализа у старших дошкольников с дизартрией.
Методы исследования:
- Теоретический метод: анализ психологической, педагогической, клинической и методической литературы.
- Экспериментальный метод: проведение констатирующего и
контрольного эксперимента.
- Аналитический метод: анализ результатов исследования.
Базой для исследования в рамках выпускной квалификационной работы является МАДОУ ЦРР детский сад «Солнечный» с. Туринская Слобода, в котором организована работа логопункта. В эксперименте участвовало 10 дошкольников в возрасте 5-7 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
В дошкольном возрасте необходимо обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребёнка, так как недоразвитие этого слуха в период школьного обучения приведёт к дисграфии - нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и дислексии - нарушению процесса чтения.
«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но всё последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии», - подчёркивал Д. Б. Эльконин.
Д. Б. Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова.
Фонема - это кратчайшая звуковая единица, способная различать звучание разных слов и морфем.
Фонематическое восприятие - специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлений звуковой структуры слова. Развитие фонематического восприятия является необходимым условием для формирования звукового анализа. Фонематический слух тонкий систематизированный слух, способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
У детей с дизартрией звуковой анализ вызывает значительные трудности, так как слово имеет определенную пространственно - временную последовательность звуков. Коррекционная работа по развитию анализа звукового состава слова должна одновременно включать в себя развитие артикуляционных навыков и фонематического слуха. Это помогает подготовить детей к усвоению грамоты.
Детям с дизартрией тяжелее овладеть звуковым анализом, чем детям с нормальным речевым развитием. Так как у детей с дизартрией нарушено произношение звуков в речи, а также слоговая структура слова и фонематические процессы. Звуковой анализ у таких детей затруднен, так как они не могут правильно произносить и слышать отдельные слова и звуки.
Для выявления детей с дизартрией было проведено обследование по учебно-методическому пособию Н. М. Трубниковой и логопедическому альбому О. Б. Иншаковой. В экспериментальную группу входило 10 детей в возрасте с 5 до 7 лет, имеющих разные заключения.
По результатам констатирующего эксперимента нами были выявлены шесть детей с псевдобульбарной дизартрией. У них имелись нарушения моторной сферы, звукопроизношения, функций фонематического слуха и звукового анализа слова. Все вышеперечисленные нарушения взаимосвязаны. Звукопроизношение нарушено в следствии нарушения моторной сферы. Фонематический слух нарушен в следствии первично нарушенного звукопроизношения. А для формирования навыков звукового анализа необходима полная сохранность фонематического слуха.
Методику формирования звукового анализа разработал Д. Б. Эльконин. Л. Е. Журова адаптировала её применительно к дошкольному возрасту.
На основании полученных данных мы проанализировали многочисленные методические рекомендации коррекционной работы для дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. И на их основе разработали маршруты коррекционной работы, направленные на формирование навыков звукового анализа детей данной группы.
В ходе проведения обучающего эксперимента у детей сформировались навыки звукового анализа не до конца, так как недостаточно отведено времени на полноценную коррекционную работу. Но в целом мы можем проследить динамику, это указывает на эффективность методов и приемов логопедической работы.
Цель данной работы достигнута, задачи выполнены.
1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников [Текст] : учеб.-метод. пособ. для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - СПб. : Детство-пресс, 2005. - 48 с.
2. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях [Текст] / М. М. Аманатова // Логопедия. - 2007. - № 1. - С. 20-27.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 319 с.
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Владос, 2009. - 280 с.
5. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 1987. - 160 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия. Библиотека логопеда [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ, 2009. - 223 с.
7. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 2004. - 200с.
8. Гуровец, Г. В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская. - М., 1982. - 75 с.
9. Жукова Н. С. Логопедия [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Эксмо, 2003. - 288 с.
10. Жукова, Н. С. Формирование устной речи [Текст] / Н. С. Жукова. - М. : Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
11. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] - 2 изд. /
О. Б. Иншакова.- М. : Владос, 2008. - 279 с.
12. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е. В. Колесникова. - М. : Гном и Д, 2000. - 96 с.
13. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. - 3-е изд., исп. и доп. - М. : Издательство ГНОМ, 2012. - 216 с.
14. Лалаева, Р. И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе [Текст] / Р. И. Лалаева // Логопедия. - № 1. - 2005. - С. 57-65.
15. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 2001. - 400 с.
16. Логопедия [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой ; С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
17. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / Л. В. Лопатина. - М. : Союз, 2005. - 192 с.
18. Лопатина, Л. В. Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией: Теоретический и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями [Текст] / Л. В. Лопатина. - СПб., 1997. - 120 с.
19. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] : учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 2001. - 192 с.
20. Мастюкова, Е. М. Дизартрия [Текст] / Логопедия / Е. М. Мастюкова ; под ред. Л. С. Волковой. - М. : Просвещение, 2009. - 154 с.
21. Нищева, Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика [Текст] / Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2017. - 32 с.
22. Нищева, Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников [Текст] / Н. В. Нищева.
- М. : Детство-Пресс, 2014. - 64 с.
23. Нищева, Н. В. Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет). - Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. -24 с.
24. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова [и др.]. - М. : Эксмо, 2015. - 320 с.
25. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т. В. Волосовец.
- М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
26. Полушкина, Н. Н. Диагностический справочник логопеда [Текст] / Н. Н. Полушкина. - М. : АСТ : Астрель : Полиграфиздат, 2010. - 607 с.
27. Соботович, Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления [Текст] / Е. Ф. Соботович. - М. : Просвещение, 1982. - 197 с.
28. Ткаченко, Т. А Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М. : Книголюб, 2007. - 56 с.
29. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М. : Гном, 2015. - 32 с.
30. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи: учебно-методическое пособие [Текст] / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург, 2005. - 98 с.
31. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М. : Гном, 2000. - 80 с.
32. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. - 223 с.
33. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение 1999. - 364 с.
34. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М. : ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
35. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика [Текст] : Хрестоматия. Учебное пособие / состав. К. Ф. Седова. - М. : Лабиринт, 2004. - 330 с.
36. Швецова, И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников [Текст] / И. Швецова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 56-60.
37. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1958. - 215 с.