Логопедическая работа по формированию лексико - грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и легкой степени дизартрии
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования ... 5
1.1. Закономерности формирования лексико-грамматических средств
языка у детей в норме 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 3 уровня 8
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой 12
степенью дизартрии 12
1.4. Особенности усвоения лексико-грамматических средств языка детьми
с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии 17
Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 23
2.1. Организация констатирующего эксперимента 23
2.2. Результаты исследования словарного запаса 24
2.3. Исследование грамматического строя речи 29
Глава 3. Коррекционная работа по формированию лексико -грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии 38
3.1. Анализ методической литературы 38
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента 40
3.3. Результаты контрольного эксперимента 53
Заключение 60
Список источников и литературы 62
Приложение 1 67
Приложение 2 68
Приложение 3 88
Приложение 4 108
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования ... 5
1.1. Закономерности формирования лексико-грамматических средств
языка у детей в норме 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 3 уровня 8
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой 12
степенью дизартрии 12
1.4. Особенности усвоения лексико-грамматических средств языка детьми
с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии 17
Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 23
2.1. Организация констатирующего эксперимента 23
2.2. Результаты исследования словарного запаса 24
2.3. Исследование грамматического строя речи 29
Глава 3. Коррекционная работа по формированию лексико -грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии 38
3.1. Анализ методической литературы 38
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента 40
3.3. Результаты контрольного эксперимента 53
Заключение 60
Список источников и литературы 62
Приложение 1 67
Приложение 2 68
Приложение 3 88
Приложение 4 108
В России неуклонно растет число детей нуждающиеся в помощи логопеда, а тяжесть речевых нарушений возрастает и среди них наиболее распространена легкая форма дизартрии, на это указывают авторы: Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Е. Н. Винарская, Л. И. Белякова и др.
По словам Е. Ф. Архиповой, в структуре речевого дефекта при легкой степени дизартрии наиболее часто встречается общее недоразвитие речи. У таких детей страдает не только звуковая, но и лексико-грамматическая сторона речи. Словарь таких детей недостаточно богат, несформированы грамматические операции. Это приводит к тому, что дети не правильно овладевают собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие процессов социализации и в дальнейшем на успешное обучение в школе.
Поэтому, по мнению многих специалистов (Н. С. Жукова, Л. В. Лопатина, Т. Б. Филичива и др.) основным направлением коррекционной работы с детьми С ОНР и легкой степенью дизартрии является развитие лексико-грамматической стороны речи. Методика формирования лексики и грамматического строя речи должна осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии. Вследствие чего, возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР и легкой степенью дизартрии.
Объект исследования: изучение особенностей недоразвития лексико - грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования: определить направление и содержание коррекционной работы, направленной на развитие лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии.
Цель: проведение коррекционно-логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии и проанализировать его результаты.
3. Спланировать содержание коррекционной работы по
формированию лексико-грамматических средств языка.
4. Провести обучающий эксперимент, направленный на формирование лексико-грамматических средств языка и оценить его эффективность.
Организация исследования: базой исследования явилось муниципальное дошкольное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 69" г. Полевского. Исследование проводилось в январе-феврале 2018 г. В исследовании принимали участие 10 детей, в возрасте от 5 до 6 лет.
Содержание работы: работа состоит из 3 глав, введения, заключения, приложения и списка литературы. В работе содержится 34 таблицз. Список литературы насчитывает 51 источник.
По словам Е. Ф. Архиповой, в структуре речевого дефекта при легкой степени дизартрии наиболее часто встречается общее недоразвитие речи. У таких детей страдает не только звуковая, но и лексико-грамматическая сторона речи. Словарь таких детей недостаточно богат, несформированы грамматические операции. Это приводит к тому, что дети не правильно овладевают собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие процессов социализации и в дальнейшем на успешное обучение в школе.
Поэтому, по мнению многих специалистов (Н. С. Жукова, Л. В. Лопатина, Т. Б. Филичива и др.) основным направлением коррекционной работы с детьми С ОНР и легкой степенью дизартрии является развитие лексико-грамматической стороны речи. Методика формирования лексики и грамматического строя речи должна осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии. Вследствие чего, возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР и легкой степенью дизартрии.
Объект исследования: изучение особенностей недоразвития лексико - грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования: определить направление и содержание коррекционной работы, направленной на развитие лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии.
Цель: проведение коррекционно-логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии и проанализировать его результаты.
3. Спланировать содержание коррекционной работы по
формированию лексико-грамматических средств языка.
4. Провести обучающий эксперимент, направленный на формирование лексико-грамматических средств языка и оценить его эффективность.
Организация исследования: базой исследования явилось муниципальное дошкольное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 69" г. Полевского. Исследование проводилось в январе-феврале 2018 г. В исследовании принимали участие 10 детей, в возрасте от 5 до 6 лет.
Содержание работы: работа состоит из 3 глав, введения, заключения, приложения и списка литературы. В работе содержится 34 таблицз. Список литературы насчитывает 51 источник.
Методика формирования лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии должна осуществляться дифференцированно, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии. Вследствие чего, возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционной работы, поэтому целью данной работы явилось проведение коррекционно - логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии.
Изучив специальную литературу по проблеме исследования, был осуществлен анализ проблемы овладения лексико-грамматическим строем речи. А именно было рассмотрено понятие и характеристика ОНР и дизартрии, выявлены особенности формирования лексико-грамматических средств языка.
Исследовательской базой явился МБДОУ детский сад №69 г.Полевского. В состав группу вошли 10 детей, в личных делах которых имелось заключение о наличии ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии.
Для определения уровня сформированности лексико-грамматических средств языка был проведен констатирующий эксперимент по трем лексическим темам: животные, профессии, транспорт. Который показал, что лексико-грамматический строй речи у детей экспериментальной группы сформирован не достаточно:
- наблюдается расхождение в объёме активного и пассивного словаря, активный словарь у детей развит несколько хуже пассивного;
- плохо усваиваются навыки словообразования и словоизменения.
Для коррекции лексико-грамматических средств языка был проведен обучающий эксперимент, который определил следующие задачи:
- расширение, активизация и обогащение словаря по трем лексическим темам: животные, профессии, транспорт;
- формирование навыков словоизменения по трем лексическим темам: животные, профессии, транспорт;
- формирование навыков словообразования по трем лексическим темам: животные, профессии, транспорт.
Обучающий эксперимент проводился по методикам в модифицированном виде, заимствованные у Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой и др.
Коррекционная работа проводилась в соответствии с планом работы логопеда. Для каждого ребенка была разработана индивидуальная коррекционная работа, которая проводилась в форме фронтальных занятий.
После обучающего эксперимента с детьми экспериментальной группы был проведен контрольный эксперимент для определения эффективности проделанной работы.
Контрольный эксперимент проводился по тем же методикам и заданиям, что и констатирующий эксперимент.
Контрольный эксперимент показал, что словарь стал более сформирован, словарный запас стал шире, словоизменение и словообразование стало более сформированным, дети стали меньше допускать ошибки при согласовании и управлении. Это доказывает эффективность проведенной коррекционно-логопедической работы. Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи реализованы.
Изучив специальную литературу по проблеме исследования, был осуществлен анализ проблемы овладения лексико-грамматическим строем речи. А именно было рассмотрено понятие и характеристика ОНР и дизартрии, выявлены особенности формирования лексико-грамматических средств языка.
Исследовательской базой явился МБДОУ детский сад №69 г.Полевского. В состав группу вошли 10 детей, в личных делах которых имелось заключение о наличии ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии.
Для определения уровня сформированности лексико-грамматических средств языка был проведен констатирующий эксперимент по трем лексическим темам: животные, профессии, транспорт. Который показал, что лексико-грамматический строй речи у детей экспериментальной группы сформирован не достаточно:
- наблюдается расхождение в объёме активного и пассивного словаря, активный словарь у детей развит несколько хуже пассивного;
- плохо усваиваются навыки словообразования и словоизменения.
Для коррекции лексико-грамматических средств языка был проведен обучающий эксперимент, который определил следующие задачи:
- расширение, активизация и обогащение словаря по трем лексическим темам: животные, профессии, транспорт;
- формирование навыков словоизменения по трем лексическим темам: животные, профессии, транспорт;
- формирование навыков словообразования по трем лексическим темам: животные, профессии, транспорт.
Обучающий эксперимент проводился по методикам в модифицированном виде, заимствованные у Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой и др.
Коррекционная работа проводилась в соответствии с планом работы логопеда. Для каждого ребенка была разработана индивидуальная коррекционная работа, которая проводилась в форме фронтальных занятий.
После обучающего эксперимента с детьми экспериментальной группы был проведен контрольный эксперимент для определения эффективности проделанной работы.
Контрольный эксперимент проводился по тем же методикам и заданиям, что и констатирующий эксперимент.
Контрольный эксперимент показал, что словарь стал более сформирован, словарный запас стал шире, словоизменение и словообразование стало более сформированным, дети стали меньше допускать ошибки при согласовании и управлении. Это доказывает эффективность проведенной коррекционно-логопедической работы. Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи реализованы.
Подобные работы
- Развитие словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Развитие фонематических процессов в структуре преодоления общего недоразвития речи III уровня у младших школьников средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Формирование лексики у дошкольников с дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Развитие диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2023 - Коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста имеющих легкую степень псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего
дошкольного возраста имеющих легкую степень псевдобульбарной
дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция общего недоразвития речи Ш уровня у детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017



