ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБРАЗЫ РИМСКОГО ПРОШЛОГО В БРИТАНСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СЕРЕДИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВВ 14
1.1 Места памяти о римском господстве в Британии 14
1.2 Образы римского прошлого в британской историографии середины
XX - начала XXI вв 40
ГЛАВА 2. РИМСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 52
2.1 Место истории Римской Британии в школьном образовании
Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии 52
2.2 Образ Римской Британии на страницах британских учебников
по истории 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ
Одно из центральных мест в современном гуманитарном знании занимает историческая память, которая выступает в качестве основы самоопределения индивида, социальных групп и общества в целом, обуславливает способность нации к выживанию и поддержанию ее целостности в условиях глобализации и стремительных социокультурных перемен середины ХХ - начала XXI вв. Историческая память мобилизуется и актуализируется в сложные периоды жизни народа, когда перед ним встают новые трудные задачи или создается реальная угроза его существованию1. Британцы в процессе конструирования идентичности не раз обращались к своему богатому прошлому, в том числе к историческому наследию римской цивилизации. В период Нового времени образы римской Британии выступали в качестве фактора, объединяющего все народы, населяющие Туманный Альбион. Британская империя ассоциировала себя главной наследницей передовых достижений римской цивилизации. Во второй половине XX в. Великобритания и государства-члены Европейского экономического сообщества, а затем и государства-члены Европейского Союза (далее ЕС), стали использовать Римскую империю в качестве примера по созданию единого европейского экономического и политического пространства. История Древнего Рима выступила как связующая нить всех народов Европы. Однако значительные изменения в восприятии британцами римского наследия начинают происходить в 2000-е гг. Появление этих изменений связано с политикой ЕС, породившей проблемы, которые в результате привели к «брекзиту»1 2. В нашем исследовании мы обратились к проблеме роли образов римского прошлого в процессе конструирования национальной идентичности британцев в начале XXI в.
Учитывая, что изучение исторической памяти является одним из приоритетных направлений в современной системе социальногуманитарных знаний, а научные работы, основанные на концепции «мест памяти» касательно римского наследия Великобритании, как в британской, так и в отечественной историографии практически отсутствуют, тему данного исследования можно считать актуальной. Этим же фактом обусловлена и научная новизна работы.
Целью данного исследования является определение образа Римской Британии в исторической памяти и образовательном пространстве Великобритании середины XX - начала XXI вв.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить и охарактеризовать «места памяти» о римском господстве в Британии.
2. Проследить трансформацию образа Римской Британии в британской историографии середины XX - начала XXI вв.
3. Определить место истории римского господства в Британии в образовательном пространстве Великобритании в середине XX - начале XXI вв.
4. Выделить образ Римской Британии на страницах школьных учебников.
Объектом исследования является историческая память и образовательное пространство Великобритании.
Предметом исследования выступает трансформация образа Римской Британии в исторической памяти британцев.
Методология и методы исторического исследования. Наше исследование было проведено в рамках концепции исторической / культурной памяти. Теория культурной памяти была разработана немецким
он сформулировал задачи ее изучения в рамках научного направления «история памяти»3. Я. Ассман понимает культурную память как особую символическую форму передачи и актуализации культурных смыслов, выходящую за рамки опыта отдельных людей или групп, сохраняемую традицией, формализованную и ритуализованную, которая выражается в памятных местах, церемониях, традициях, обычаях, в письменных, изобразительных и монументальных памятниках.
По мнению французского исследователя П. Нора, прошлое в рамках исторической памяти представляет собой символические фигуры, к которым прикрепляются воспоминания. Она направлена на фиксированные моменты в прошлом. Память создает точки кристаллизации, за счет чего она превращается в символические фигуры, которые несут собой воспоминания4.
Согласно теории культурной памяти Я. Ассмана, формами сохранения памяти служат традиции, обычаи, ритуалы, мифы, легенды, «места памяти», называемые исследователем «мнемотипы». По утверждению американского исследователя Д. Лоуэнталя, каждое место на земле имеет какую-то связь с нашим пережитым прошлым. Прошлое отражается не только в том, что мы видим, оно присутствует и в том, что мы создаем5. По мнению П. Нора, интерес к местам памяти, где она кристаллизуется и находит свое убежище, связан именно с таким особым моментом истории, когда осознание разрыва с прошлым сливается с ощущением разорванной памяти6.
Культурная память служит для социальных групп средством самоидентификации. Согласно утверждению Д. Лоуэнталя, прошлое является неотъемлемой частью нашего чувства идентичности7. Это чувство возникает в сознании, которое формируется и специфически определяется языком, представлениями, ценностями и нормами данной культуры и эпохи.
Наше исследование основано на методологическом подходе Я. Ассмана и П. Нора. В рамках концепции культурной памяти мы предприняли попытку выявить и проанализировать образы Римской Британии в исторической памяти и образовательном пространстве Великобритании середины XX - начала XXI вв.
В работе использовались историко-генетический и историкотипологический методы исторического исследования. Первый позволил проследить трансформацию образов Римской Британии в историографии. Благодаря историко-типологическому методу удалось выделить специфику и особенности национальной идентичности британцев рубежа XX - XXI вв.
Источниковая база представлена разнообразными источниками, которые классифицируются на письменные и вещественные. Центральное место в исследовании отводится письменным источникам. В первую очередь они представлены произведениями античных авторов, такими как «Римская история» Аммиана Марцеллина8 (ок. 330 г. н.э. - ок. 395 г. н.э.), «История против язычников» Павла Орозия9 (ок. 385 г.н.э.- 420 г. н.э.), «Новая история» Зосима10. Из этих трудов нам удалось почерпнуть сведения о периоде римского завоевания Британии. Особый интерес представляют сочинения «Анналы» и «Жизнеописания Юрия Агриколы» Корнелия Тацита (56 г. н.э. - 117 г. н.э.)11, в которых автору удалось четко передать колорит своей эпохи. Личное восприятие историком настоящего-прошлого-будущего (которое он нередко приписывает своим героям), выявляемое через его характеристики и оценки древнеримской истории, позволяют реконструировать реалии Римской империи I в. н.э.
Сведения о господстве римлян в Британии нам удалось почерпнуть из работ средневековых историков, таких как «История о погибели Британии» Гильды Премудрого, «Церковная история англов» Беды Достопочтенного, «История бриттов» Ненния, «История бриттов» Гальфрида Монмутского. Самым ранним трудом, посвященным концу римского владычества и приходу на остров англосаксов, является сочинение Гильды Премудрого «О погибели Британии» (VI в.)12. Однако труд Гильды имел, прежде всего, не историко-повествовательные, а морально-нравственные цели. Язык автора труден и тяжеловесен, сочинение изобилует цитатами из Библии. Часто трудно понять, о каких конкретно событиях говорит писатель. «История» Гильды послужила основой для создания более поздних сочинений, таких как «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (первая половина VIII в.)13 и «История бриттов» Ненния (конец VIII - начало IX в.) 14. Однако эти труды являются более основательными, их можно уже назвать настоящими историческими произведениями. События англосаксонского периода истории интересовали Беду и Ненния больше, чем римский период. Тем не менее, в этих книгах можно найти некоторые ценные сведения о последних десятилетиях Римской Британии...
Проблема становления и сохранения этнокультурной идентичности является актуальной проблемой современности. Особую роль в этих процессах играет историческая / коллективная память, которая выступает основой национальной идентичности того или иного народа и служит в качестве средства для поддержания культурной преемственности поколений. Зафиксированные коллективной памятью образы событий в форме различных культурных стереотипов, символов, мифов являются важнейшими составляющими самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом. В последние десятилетия исследователи этногенетических процессов все больше внимания уделяют символическому аспекту процесса формирования национальной идентичности, в частности «местам памяти», которые укрепляют стереотипы нашего сознания, пробуждая специфические воспоминания о прошлом.
Крупные социальные сдвиги, политические катаклизмы, радикальные реформы, войны, революции дают мощный импульс к изменениям в восприятии образов и оценке значимости исторических лиц и исторических событий: идет процесс трансформации коллективной памяти, который охватывает не только «живую» социальную память современников и участников событий, но и глубинные пласты культурной памяти общества. Это обусловлено тем, что именно в такие «смутные времена», как правило, происходит кризис этнокультурной идентичности, для преодоления которого историческая память из бесконечного ряды событий закономерно «выбирает» только актуально значимые. Проблема переосмысления этнокультурной идентичности не миновала и Великобританию. Этот процесс начался здесь во второй половине XX в. и продолжается до сих пор. Британия как объединение Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии переживает новую острую фазу самоопределения. На сегодняшний день деволюция в Соединенном Королевстве приобретает все более яркий характер. В дальнейшем она может привести государство к трансформации в направлении федерации или даже к его распаду1.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи:
1. Для выявления «мест памяти» о римском господстве в Британии была произведена их классификация на монументальные, топографические, символические и функциональные согласно концепции «мест памяти» П. Нора. К монументальным «местам памяти» были отнесены археологические памятники римской культуры; к топографическим - исторические музеи, в которых представлены артефакты, относящиеся к эпохе римского завоевания и памятники бытовой письменности Римской Британии. При этом важно подчеркнуть, что монументальные и топографические «места памяти» активно используются в так называемой «политике места» с целью их популяризации и привлечения денежных средств, для чего, как правило, создается стандартизированный нарратив. К функциональным местам памяти относятся в первую очередь школьные учебники по истории, на страницах которых запечатлен образ Римской Британии. В ходе нашего исследования мы выяснили, что любые «места памяти», попадая в образовательное пространство, приобретают функциональные свойства, поскольку могут активно использоваться при изучении определенного периода истории. В Великобритании для этой цели разрабатываются методические пособия для преподавателей. Что касается символических «мест памяти» о римском господстве в Британии, то их количество в чистом виде крайне невелико. В первую очередь, это связано с трансформацией образа Римской Британии в общественном сознании британцев в негативную сторону, которая произошла за последние десятилетия, когда римляне предстают в роли захватчиков и истребителей кельтской культуры. Учитывая, что сегодня человечество получает огромное количество символических стимулов не из текстуальной, а из визуальной культуры, то неотъемлемой частью формирования коллективной памяти становятся СМИ. «Клиповость» сознания постепенно стала характерна и для исторических представлений. При этом нередко используются стереотипы, воздействующие на «болевые точки» коллективной памяти. При этом они могут быть далеки от исторической реальности. Такая ситуация характерна и для ретрансляции образа Римской Британии в современных британских СМИ. Поскольку данный тип «мест памяти» отсутствует в традиционной классификации П. Нора, правомерным можно считать предложение некоторых исследователей (И.М. Савельева, А.В. Полетаев) дополнить ее аудиовизуальными «местами памяти», куда входят театральные представления, кинофильмы и телепередачи.
Стоит отметить, что римское наследие и «места памяти» о римском господстве активно используются политическими элитами в процессе формирования и поддержания британской национальной идентичности. Особенно ярко это проявилось в ходе последних политических изменений в Европе, а именно в процессе выхода Великобритании из Европейского Союза и активизации проявлений регионального национализма в Шотландии. При этом римское наследие может трактоваться в диаметрально противоположном ключе: от враждебного
противопоставления кельтской культуре до использования в поддержании «римского мифа».
2. Прежде чем говорить о трансформации образа Римской Британии в британской историографии середины XX - начала XXI вв., необходимо сделать акцент на том, что в современной британской историографии не сложилось единого мнения касательно римского прошлого, а оценки романизации порой являются диаметрально противоположными. В настоящее время происходит постепенный процесс смены исследовательских парадигм, в результате которого выделяются новые приоритеты и ориентиры для исследователей, занимающихся историей древнего Альбиона. Некоторые из них уже ясны: в центре внимания ученых находится проблема сохранения бриттских культурных традиций железного века в римскую эпоху. Особую популярность приобрело изучение идентичностей. Такие изменения в оценке степени влияния римского наследия на историческое развитие Британии - это важное проявление метаморфоз британской культуры в целом, целью которых является формирование британской национальной идентичности, где за основу берутся кельтские и англосаксонские, а не римские корни.
3. С целью определения места истории римского господства в Британии в образовательном пространстве Великобритании середины XX - начала XXI вв. были использованы нормативно-правовые документы британского правительства, в первую очередь Национальный учебный план, который предполагает изучение истории Рима как обязательное на втором ключевом этапе обучения и задает единые требования. При его детальном изучении мы пришли к выводу, что согласно плану, форма изучения истории Римской империи свидетельствует о безусловном доминировании британоцентристских взглядов в этом аспекте образования. Таким образом, можно сказать, что образовательная политика Великобритании является отражением общих политических тенденций в современном британском обществе. По результатам проведенного исследования место истории римского господства в Британии в современном образовательном пространстве Соединенного Королевства можно определить как малозначимое, поскольку изучение данного периода британской истории занимает незначительную часть в общем курсе изучения истории в школах Великобритании. О каком-то особом выделении истории Римской Британии в рамках школьной программы не может идти и речи.
4. Для того чтобы выделить образ Римской Британии на страницах школьных учебников был проанализирован ряд учебных пособий по истории нескольких британских издательств. Исходя из особенностей рассмотренных учебников, можно сделать вывод, что в конце XX - начале XXI вв. большинство авторов учебных пособий Великобритании не ставило перед собой задачу представить британскую историю как часть общеевропейской римской цивилизации. Собственно британская историческая и культурная идентичность отождествляется в первую очередь с англосаксонской и кельтской традициями, более того отрицается какая-либо связь последующих эпох с Римской Британией. Образ Римской Британии на страницах школьных учебников по истории нельзя назвать негативным, он скорее выдержан в нейтральных тонах. Противопоставление римлян как носителей цивилизации и бриттов как варваров целенаправленно нивелируются различными методами. При этом исторические традиции римлян и бриттов представлены как автономные, самодостаточные, независимые друг от друга и равноценные. Следует подчеркнуть также особую наглядность образа Римской Британии за счет богатого иллюстративного материала и мест, связанных с римским наследием Британии.
В заключение хотелось бы отметить, что современная интеллектуальная и политическая элита Великобритании в попытках преодоления кризиса идентичности занимается тем, что трансформирует историческую память, опираясь на традицию и воспоминания об актуально значимых событиях британской истории, среди которых не менее важное место занимают образы Британии как части римской цивилизации.
1. Copley J. Romans in Britain. Study Book. Bruoghton House: CGP Books, 2014. 42 p.
2. Copley J., Park A., Little S. Romans in Britain. Teacher Book. Broughton House: CGP Books, 2014. 20 p.
3. Hebditch F. Roman Britain. London: Evans Brothers Limited, 2004. 31 p.
4. Roman Conquest, Occupation and Settlment. URL: http://cadw.gov.wale/docs/ cadw/publications/InterpplanRomanConquestofWales_EN.pdf
5. Williams B. Roman Britain. Oxford: Heinemann, 1997. 48 p.
6. Wood T. The Romans. Loughborough: Ladybird Books Ltd, 1994. 56 p.
Произведения художественной литературы:
1. Киплинг Р. Пак с Волшебных холмов. М.: Рипол-Классик, 2012. 368 с.
2. Киплинг Р. Рассказы. Стихотворения. Л.: Худ.лит., 1989. С. 205-206.
3. Сатклифф Р. Орел Девятого легиона. СПб.: Азбука, 2011. 320 с.
II. Вещественные источники:
1. Таблички из Виндоланды. URL:http://www.infoniac.ru/upload/medialibrary/ 40a/40a5d9085644b50517b3ca6b9aefd218jpg.
2. Boots and Shoes found in Vidolanda. URL:https://wormwoodscrubs.files.word- press.com/2014/08/img_1728.jpg.
3. Gilt bronze head from the cult statue of Sulis Minerva from the Temple at Bath. URL: http://everipedia.org/wiki/ Sulis.
4. The Mildenhall Treasure.URL:http://www.britishmuseum.org/research/re- search_proj ects/all_current_proj ects/the_mildenhall_treasure. aspx.
Фильмография:
1. Британия. Реж. Л. Уотсон, Ш. Фоксон. Великобритания, США. 2018. URL: http://www.kinopoisk.ru/film/britaniya-2017-1006636/.
2. Король Артур. Реж. А. Фукуа. Великобритания, Ирландия, США, 2004. URL: http://www.kinopoisk.ru/film/korol-artur-2004-22138/.
3. Орел Девятого легиона. Реж. К. Макдональд. США, Великобритания, 2010. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/orel-devyatogo-legiona-2010- 455353/...