ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
АРТИКУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОРЕ ВОСКРЕСНОЙ
ШКОЛ 7
1.1. Понятия артикуляции и дикции в
хоре 7
1.2. Особенности артикуляционного развития младших школьников в
хоровом коллективе 22
1.3. Особенности артикуляции в церковном пении 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ
НАВЫКОВ В ХОРЕ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ 34
2.1. Диагностика развитости артикуляционных навыков у детей младшей
группы хора в воскресной школе (констатирующий
этап) 34
2.2. Комплекс упражнений на развитие артикуляции у детей младшей группы
воскресной школы на занятиях
хора 43
2.3. Диагностика развитости артикуляционных навыков у детей младшей группы хора в воскресной школе (итоговый этап)
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
2 65
Актуальность проблемы формирования артикуляционных навыков у младших школьников в хоре воскресной школы обусловлена необходимостью их применения в церковном хоре. Именно слово является самым главным в православных песнопениях, поэтому артикуляция и дикция требуют особого внимания.
Вопросом произношения занимались многие ученые, среди которых логопеды (Н. М. Трубникова, Л. Ф. Чупров), лингвисты (А. А. Гируцкий, М. В. Гордина), хормейстеры (Г. А. Дмитриевский, В. И. Краснощеков, П. Г. Чесноков) и педагоги, занимающиеся вокально-хоровым воспитанием, в т. ч. детей (Н. Н. Добровольская, В. В. Емельянов, В. П. Морозов, Н. Д. Орлова, Г. П. Стулова). Однако, несмотря на обширный материал по формированию и развитию артикуляционных навыков у младших школьников, в методологии современного церковно-певческого образования эта проблема не рассматривается так широко, и это связано, прежде всего, с потерей хоровых традиций.
В дореволюционное время певческое образование в России было на очень высоком уровне. Выступления учащихся Придворной певческой капеллы, Московского Синодального училища, триумфы певцов в других странах - главные показатели достижения этого уровня. В этих учебных заведениях учащиеся получали хорошее профессиональное музыкальное образование: хоровое, инструментальное, теоретическое. Но после революции церковные хоры закрывали или преобразовывали, православные песнопения перестали звучать, соответственно, певческие традиции деформировались, а некоторые исчезли совсем.
В настоящее время вопросом церковно-певческого образования школьников занимаются воскресные школы. В «Положении о деятельности воскресных школ для детей Русской православной церкви на территории Российской Федерации» говорится, что церковный хор - одна из форм наставления в вере в воскресных школах [30]. Тем не менее хор не является обязательным предметом в воскресных школах, а преподается только при тех храмах, где есть благословение настоятеля и педагог, понимающий специфику этой деятельности. В таких хорах часто поют дети без музыкального образования, что затрудняет процесс обучения, а также занижает уровень подготовки обучающихся. Педагогам необходимо организовать работу с детским хором таким образом, чтобы «собрать» произведение, поэтому подчас не остается времени разобрать тонкости и особенности работы над церковными песнопениями.
Возвращение к церковно-певческому образованию происходит сравнительно недавно, поэтому процессу формирования артикуляционных навыков современные методисты еще не уделяли должного внимания. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования певческих (и, в частности, артикуляционных) навыков и недостаточностью методических разработок по упражнениям, способствующим их формированию у младших школьников в системе музыкальных и хоровых занятий в воскресных школах.
Сформулированное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы возможности артикуляционных и дикционных упражнений для младших школьников на музыкальных и хоровых занятиях в воскресных школах?
Сформулированная проблема позволила определить тему выпускной квалификационной работы: «Формирование артикуляционных навыков у младших школьников в хоре воскресной школы».
Цель - создать комплекс артикуляционных и дикционных упражнений, которые могут быть включены в хоровое занятие в воскресной школе.
Объектом исследования является процесс хорового образования младших школьников в воскресной школе.
Предмет исследования: упражнения, способствующие формированию артикуляционных навыков у младших школьников.
Гипотеза выпускной квалификационной работы: формирование артикуляционных навыков на хоровых занятиях в воскресной школе будет эффективным, если:
• выявить особенности произношения, специфические для православных песнопений;
• в опоре на выявленные черты соединить в комплексе дикционные упражнения из логопедической и хоровой методик;
• выбрать упражнения, подходящие для детского церковного хора.
Для достижения сформулированной цели выпускной
квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «артикуляция» и «дикция» в лингвистике и музыке, выявить их специфику в хоровом искусстве.
2. Определить особенности артикуляционного развития младших школьников в хоровом коллективе
3. Выявить особенности артикуляции в церковном пении.
4. Произвести диагностику сформированности артикуляционных навыков у младших школьников в хоре воскресной школы (констатирующий и итоговый этапы).
5. Разработать содержание комплекса упражнений на формирование артикуляционных навыков в младшей группе церковного хора.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют: идеи об артикуляции как о произношении звуков в пении (В. Л. Живов, А. Г. Менабени-Шамшинова), положения о работе над дикцией в хоре (К. П. Виноградов, Г. А. Дмитриевский, В. И. Краснощеков, П. Г. Чесноков), положения об особенностях артикуляционного развития детей в ходе вокально-хоровой работы (Н. Н. Добровольская, Н. Д. Орлова, М. Л. Платонова), идеи о важности слова в церковных песнопениях (И. А. Гарднер, Н. Г. Тагильцева монахиня Ольга (Несмеянова)), идеи использования особых способов (фонопедического и других методов) в работе над произношением в пении (В. В. Емельянов, И. П. Козлянинова,
Э. М. Чарели).
Методы исследования:
- Теоретические: изучение и анализ психологической, музыкально-педагогической, лингвистической литературы по исследуемой теме, анализ и обобщение базовых понятий исследования, анализ результатов опытно - поисковой работы.
- Эмпирические: педагогическое наблюдение, задания, опытно-поисковая работа.
Базой исследования стал Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (на ВИЗе) г. Екатеринбурга, в которой автор выпускной квалификационной работы работает в качестве регента детского богослужебного хора и руководителя младшего хора.
Апробация результатов происходила в процессе выступления автора выпускной квалификационной работы на IV Всероссийском конкурсе студенческих научных работ в области искусства и художественного образования, участия с докладом на тему «Подготовка детского православного хора к участию в Божественной Литургии в храме». Данная тема была освещена в одноименной статье, опубликованной в сборнике «Тенденции и перспективы развития музыкального образования и культурно- досуговой сферы: материалы региональной научно-практической конференции г. Петропавловск, Казахстан, 2017» [40], с которой автор также заняла первое место в III международном конкурсе квалификационных работ студентов и аспирантов (в рамках требований ФГОС) QUALITY EDUCATION - 2017.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Анализ теоретических и методических работ различных авторов и опытно-поисковая работа позвонили сделать следующие выводы.
1. Артикуляция - многозначное понятие, особенно широко применяемое в филологии, логопедии и музыке. В музыке артикуляция трактуется как «способ «произношения» мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности составляющих ее тонов» [15, с 179] и имеет разные значения в инструментальном и вокально-хоровом исполнительстве. С артикуляцией в хоровом пении неразрывно связана дикция - «некий комплекс, состоящий из собственно дикции, т.е. четко, согласно орфоэпии спетых согласных и гласных, сохранения в пении правильного ударения в слове и соблюдения законов и правил логики» [4, с. 45].
2. Проанализированы труды по детскому голосу и выделены особенности артикуляционного и дикционного развития младших школьников. Артикуляционный аппарат в этот возрастной период еще несовершенный, поэтому важно работать над разными аспектами вокально- хоровой деятельности (в том числе над артикуляцией и дикцией) в комплексе, чтобы не нарушить его.
3. Обобщен опыт работы над произношением в пении двух крупных хоровых коллективов дореволюционной России - Придворной певческой капеллы и Московского Синодального училища (и хора). В опоре на певческо-регентский опыт определены особенности произношения звуков (гласных и согласных) в церковнославянском языке, используемом в Богослужении, отличные от соответствующих им звуков в русском языке.
4. Процедура диагностирования нацелена на выявление развитости артикуляционного аппарата и дикции, которые замерялись определенными заданиями, выполняемыми детьми (задания взяты из книг Н. М. Трубниковой и В. П. Морозова). Оценка выполнения упражнений производилась по трехбалльной системе как на констатирующем, так и на итоговом этапах.
5. Разработан комплекс упражнений на формирование артикуляционного аппарата и дикции у младших школьников в хоре:
• упражнения для разминки артикуляционных органов,
настраивающие артикуляционный аппарат младших школьников на дальнейшую активную деятельность;
• упражнения-распевки, активизирующие певческий аппарат вообще;
• упражнения на правильное формирование звуков
(подготовительные, упражнения на произношение согласных и гласных в пении);
• дикционные упражнения.
6. Сравнительный анализ констатирующей и итогового этапов показал следующее:
- в целом у всей группы младших школьников выявилась положительная динамика в формировании артикуляционных и дикционных навыков (на итоговом этапе дети показали средний и высокий уровни);
- 6 из 7 детей улучшило свои результаты, перейдя на более высокий уровень (четверо - с низкого на средний, двое - со среднего на высокий), один ребенок улучшил результаты в рамках своего уровня;
- все предложенные упражнения могут быть использованы для дальнейшего артикуляционного и дикционного развития детей (с последующим усложнением).
Таким образом, задачи, сформулированные во введении к выпускной квалификационной работе, выполнены, цель достигнута, а гипотеза - доказана.
Работа над тематикой выпускной квалификационной работы может быть продолжена в русле обоснования комплекса упражнений на формирование и развитие других вокально-хоровых навыков младших школьников, в частности, на развитие дыхания, интонации, строя, ансамбля.
1. Анисимова Т. В., Гимпельсон Е. Г. Современная деловая риторика: учебное пособие. М., 2011. 50 с.
2. Арнонкур Н. Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки / пер. по изд.: Nikolaus Harnoncourt, «Musik als Klangrede. Wege zu einem neuen Musikverstandnis», 2005. 204 с.
3. Браудо И. Артикуляция (о произношении мелодии). Ленинград, 1961, 199 с.
4. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре / К. П. Виноградов. М.: Музыка, 1967. 104 с.
5. Вопросы церковно-певческого образования / сост. Л. В. Вовчук; под общ. ред. Е. И. Шевелевой. 3-е изд., испр. и доп. Минск: Издательство Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, 2012. 79 с.
6. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том I. Сущность, система и история М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. 498 с.
7. Гируцкий А. А. Введение в языкознание. Учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2003. 288 с.
8. Гордина М. В. История фонетических исследований: От
античности до возникновения фонологической теории, 2003. 336 с.
9. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык, 1976. 1096 с.
10. Денисова Г. С. Нравственные аспекты древнерусского духовного певческого искусства / Г. С. Денисова; Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски: материалы третьей всерос. науч.-практ. конф. 22-23 апр. 2010 г., г. Екатеринбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т муз. и худож. образования; отв. ред. К. П. Матвеева. Екатеринбург, Екатеринбург, 2010. С. 35-37.
11. Дионисий Галикарнасский. О соединении слов. Античные риторики. М., МГУ, 1978. 236 с.
12. Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс. М.: Государственное музыкальное издательство, 1957г. 108 с.
13. Добровольская Н. Н. Что надо знать учителю о детском
голосе / Н. Добровольская, Н. Орлова. М.: Музыка, 1972. 32 с.
14. Емельянов В. В. Развитие голоса: Координация и тренинг / В. В. Емельянов. 4-е изд., стер. СПб.: Лань, 2004. 192 с.
15. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 272 с.
...