Условия формирования у младших школьников геометрических понятий
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «геометрическая фигура». Виды геометрических фигур... 6
1.2. Специфика формирования геометрических понятий у детей
младшего школьного возраста 17
1.3. Анализ последовательности изучения геометрического материала
в учебниках математики 20
1.4. Условия формирования геометрических понятий у младших
школьников 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Изучение начального уровня сформированности геометрических
понятий у младших школьников 32
2.2. Реализация условий формирования геометрических понятий у
детей младшего школьного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «геометрическая фигура». Виды геометрических фигур... 6
1.2. Специфика формирования геометрических понятий у детей
младшего школьного возраста 17
1.3. Анализ последовательности изучения геометрического материала
в учебниках математики 20
1.4. Условия формирования геометрических понятий у младших
школьников 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Изучение начального уровня сформированности геометрических
понятий у младших школьников 32
2.2. Реализация условий формирования геометрических понятий у
детей младшего школьного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: одной из узловых проблем преподавания математики в начальной школе является содержание и методы изучения начального курса геометрии. Как известно, геометрический материал дается в дополнение арифметическому, и зачастую учитель старается выполнить лишь требования программы, но не уделяет достаточного внимания формированию геометрических понятий.
Вопрос о понятиях является традиционным при исследовании понятийного мышления. Это связано с тем, что понятие является одной из познавательных форм, характерной именно для интеллектуальной деятельности человека, которую нередко определяют как понятийное отражение действительности.
В современных психолого-дидактических исследованиях освещаются различные подходы к формированию понятий у учащихся младшего школьного возраста.
Так, к примеру, такие видные преподаватели как М.В. Зверева, А.И. Сорокина и другие придают важное значение непрерывному накоплению фактического материала в сознании детей посредством органов чувств, предварительно выявляя имеющийся до обучения личный опыт ребенка. Эти ученые считают необходимой подготовку учеников к усвоению первоначальных понятий, аргументируя свою точку зрения необходимостью эмпирического познания как начального этапа формирования знаний.
Исследования Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова показывают, что путем определенной организации учебной деятельности ребенка можно добиться уже в младшем школьном возрасте формирования психологических особенностей мышления, всегда считавшихся характерными для учащихся средних классов.
На основание выше сказанного, целью нашей работы является изучение условий формирования геометрических понятий у младших школьников.
Объект - процесс формирования геометрических понятий у младших школьников.
Предмет исследования - средства формирования геометрических понятий.
Для достижения этой цели нами сформулированы следующие задачи:
1) дать понятие «геометрическая фигура». Виды геометрических фигур;
2) рассмотреть специфику формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста;
3) провести анализ последовательности изучения геометрического материала в учебниках математики;
4) выявить условия формирования геометрических понятий у младших школьников;
5) провести изучение начального уровня сформированности геометрических понятий у младших школьников;
6) провести реализацию условий формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели работы и задач, нами были использованы различные методы:
1. Метод исследования психологической, педагогической и методической литературы.
2. Математическая обработка результатов.
Поставленные цель и задачи определили логику и содержание данной работы. Она состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы являются труды таких ученых- педагогов, как М. А. Бантова, А. В. Белошистая, Н.М. Белянкова, Е. Д. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Ф Митенева.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов начального образования по формированию геометрических понятий у детей.
База опытной работы: опытно - поисковая работа проводилась на базе МАОУ СОШ № 3 города Туринска: 3 «А» класс (14 человек) - экспериментальный класс, традиционная система обучения, 3 «Б» класс (15 человек) - контрольный класс, традиционная система обучения.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Вопрос о понятиях является традиционным при исследовании понятийного мышления. Это связано с тем, что понятие является одной из познавательных форм, характерной именно для интеллектуальной деятельности человека, которую нередко определяют как понятийное отражение действительности.
В современных психолого-дидактических исследованиях освещаются различные подходы к формированию понятий у учащихся младшего школьного возраста.
Так, к примеру, такие видные преподаватели как М.В. Зверева, А.И. Сорокина и другие придают важное значение непрерывному накоплению фактического материала в сознании детей посредством органов чувств, предварительно выявляя имеющийся до обучения личный опыт ребенка. Эти ученые считают необходимой подготовку учеников к усвоению первоначальных понятий, аргументируя свою точку зрения необходимостью эмпирического познания как начального этапа формирования знаний.
Исследования Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова показывают, что путем определенной организации учебной деятельности ребенка можно добиться уже в младшем школьном возрасте формирования психологических особенностей мышления, всегда считавшихся характерными для учащихся средних классов.
На основание выше сказанного, целью нашей работы является изучение условий формирования геометрических понятий у младших школьников.
Объект - процесс формирования геометрических понятий у младших школьников.
Предмет исследования - средства формирования геометрических понятий.
Для достижения этой цели нами сформулированы следующие задачи:
1) дать понятие «геометрическая фигура». Виды геометрических фигур;
2) рассмотреть специфику формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста;
3) провести анализ последовательности изучения геометрического материала в учебниках математики;
4) выявить условия формирования геометрических понятий у младших школьников;
5) провести изучение начального уровня сформированности геометрических понятий у младших школьников;
6) провести реализацию условий формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели работы и задач, нами были использованы различные методы:
1. Метод исследования психологической, педагогической и методической литературы.
2. Математическая обработка результатов.
Поставленные цель и задачи определили логику и содержание данной работы. Она состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы являются труды таких ученых- педагогов, как М. А. Бантова, А. В. Белошистая, Н.М. Белянкова, Е. Д. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Ф Митенева.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов начального образования по формированию геометрических понятий у детей.
База опытной работы: опытно - поисковая работа проводилась на базе МАОУ СОШ № 3 города Туринска: 3 «А» класс (14 человек) - экспериментальный класс, традиционная система обучения, 3 «Б» класс (15 человек) - контрольный класс, традиционная система обучения.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что актуальность выбранной темы бесспорна.
В первой главе было изучены теоретические основы формирования геометрических понятий у младших школьников.
Так, было выявлено, что фигуры разделяют на две группы: плоские фигуры, объемные фигуры.
Плоскими фигурами мы назовем те фигуры, которые расположены в одной плоскости. К ним относятся круг, овал, треугольник, четырёхугольник (прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм) и всевозможные многоугольники.
К объемным фигурам относят: сфера, куб, цилиндр, конус, пирамида. Это те фигуры, которые имеют высоту, ширину и глубину.
Для овладения системой геометрических понятий и успешного применения приобретенных знаний и умений, младшим школьникам необходимо сначала узнать, каковы особенности геометрических фигур, как устроены их определения и из чего складывается их объем.
Геометрическое содержание рассматривается на основе практических работ, ведь изучение геометрического материала должно быть конкретным, активным, наглядным. Весь процесс обучения ведется с практическими упражнениями, при этом учащиеся будут изучать не только готовые геометрические фигуры и тела, но они сами будут создавать и воспроизводить изучаемые геометрические формы. На уроках математики производится моделирование разнообразных ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости, изготовление объемных моделей геометрических фигур. Преобразование моделей с целью сопоставления их с геометрическими формами окружающей действительности, использование различных инструментов и технических средств обучения для проведения измерений позволяют увидеть их сходство и различие. В соответствии с этим 59
список изучаемых геометрических понятий по математике в начальной школе значительно расширился.
Решению задач по преодолению трудностей в изучении геометрического материала во многом способствует правильная методология организации преподавания.
Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся возможно только через восприятие ими реальных предметов окружающей действительности, материальных моделей геометрических образов. Только от них можно переходить к использованию чертежей, графиков и т.д.
На уроках математики широко используется наглядный материал. В качестве наглядных средств можно использовать слайды с изображением 3D фигур, помимо моделей геометрических фигур. Часто на уроках используются реальные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами. Наглядностью могут послужить представленные на интерактивной доске чертежи всех геометрических фигур, единицы измерения длины, объема, площади (там, где возможно, в натуральную величину), таблицы соотношения этих мер, объемов геометрических фигур и единицы измерения площадей.
Главенствующей задачей педагога выступает определение методики, которая раскрывает содержание геометрического материала на должном уровне, достигнутым младшими школьниками к моменту их перехода в среднее звено, а также ведущие направления изучения этого материала. Для формирования геометрических представлений работу следует проводить следующим образом: свойства фигур дети выявляют экспериментально, наблюдения и работы с геометрическими объектами, одновременно усваивают необходимую терминологию и навыки; основное место в обучении должны занимать практические работы учеников.
Во второй главе нами проведено исследование уровня сформированности геометрических понятий. Затем в течение четырех недель были проведены учебные мероприятия, направленные на формирование геометрических понятий младших школьников. После чего было проведено повторное прохождение задания для детей.
Из анализа результатов очевидно, что в каждом классе произошли изменения как в качественном, так и количественном аспекте:
- в экспериментальном классе увеличилось количество детей, проявивших высокий и средний уровень сформированности геометрических понятий. Четыре ребенка (Б.Е., Р.О., Т.Т. и Ц.В.) на констатирующем этапе исследования имели низкий уровень сформированности геометрических понятий, а на контрольном этапе имеют уже средний уровень сформированности геометрических понятий. Также можно отметить, что один ребенок (Л.М.) перешел из среднего уровня сформированности геометрических понятий на высокий уровень;
- показатели контрольного класса претерпели лишь незначительные изменения, во многих случаях остались на уровне результатов, полученных на констатирующем этапе. Качественного изменения в работах детей не наблюдалось.
После проведения сравнительно-сопоставительного анализа по отдельным группам геометрических понятий было выявлено, что все геометрические понятия в экспериментальной группе стали более высокого уровня.
В то же время можно заметить, что наибольший прогресс показали такие геометрические понятия как соотнесение предметов к геометрическим фигурам. Данный показатель вырос на 0,8 пунктов и геометрические понятия. Данный показатель вырос на 0,5 пунктов. Уровень сформированности геометрических понятий вырос в экспериментальной на 0,4 пункта, а уровень сформированности понятий о геометрических фигурах 0,3 пункта.
То есть можно заметить, что в экспериментальной группе каждый из геометрических понятий стал более высокого уровня чем был изначально.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что после реализации формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, учащиеся экспериментального класса показали более высокие результаты по сравнению с результатами, полученными в контрольном классе.
В первой главе было изучены теоретические основы формирования геометрических понятий у младших школьников.
Так, было выявлено, что фигуры разделяют на две группы: плоские фигуры, объемные фигуры.
Плоскими фигурами мы назовем те фигуры, которые расположены в одной плоскости. К ним относятся круг, овал, треугольник, четырёхугольник (прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм) и всевозможные многоугольники.
К объемным фигурам относят: сфера, куб, цилиндр, конус, пирамида. Это те фигуры, которые имеют высоту, ширину и глубину.
Для овладения системой геометрических понятий и успешного применения приобретенных знаний и умений, младшим школьникам необходимо сначала узнать, каковы особенности геометрических фигур, как устроены их определения и из чего складывается их объем.
Геометрическое содержание рассматривается на основе практических работ, ведь изучение геометрического материала должно быть конкретным, активным, наглядным. Весь процесс обучения ведется с практическими упражнениями, при этом учащиеся будут изучать не только готовые геометрические фигуры и тела, но они сами будут создавать и воспроизводить изучаемые геометрические формы. На уроках математики производится моделирование разнообразных ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости, изготовление объемных моделей геометрических фигур. Преобразование моделей с целью сопоставления их с геометрическими формами окружающей действительности, использование различных инструментов и технических средств обучения для проведения измерений позволяют увидеть их сходство и различие. В соответствии с этим 59
список изучаемых геометрических понятий по математике в начальной школе значительно расширился.
Решению задач по преодолению трудностей в изучении геометрического материала во многом способствует правильная методология организации преподавания.
Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся возможно только через восприятие ими реальных предметов окружающей действительности, материальных моделей геометрических образов. Только от них можно переходить к использованию чертежей, графиков и т.д.
На уроках математики широко используется наглядный материал. В качестве наглядных средств можно использовать слайды с изображением 3D фигур, помимо моделей геометрических фигур. Часто на уроках используются реальные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами. Наглядностью могут послужить представленные на интерактивной доске чертежи всех геометрических фигур, единицы измерения длины, объема, площади (там, где возможно, в натуральную величину), таблицы соотношения этих мер, объемов геометрических фигур и единицы измерения площадей.
Главенствующей задачей педагога выступает определение методики, которая раскрывает содержание геометрического материала на должном уровне, достигнутым младшими школьниками к моменту их перехода в среднее звено, а также ведущие направления изучения этого материала. Для формирования геометрических представлений работу следует проводить следующим образом: свойства фигур дети выявляют экспериментально, наблюдения и работы с геометрическими объектами, одновременно усваивают необходимую терминологию и навыки; основное место в обучении должны занимать практические работы учеников.
Во второй главе нами проведено исследование уровня сформированности геометрических понятий. Затем в течение четырех недель были проведены учебные мероприятия, направленные на формирование геометрических понятий младших школьников. После чего было проведено повторное прохождение задания для детей.
Из анализа результатов очевидно, что в каждом классе произошли изменения как в качественном, так и количественном аспекте:
- в экспериментальном классе увеличилось количество детей, проявивших высокий и средний уровень сформированности геометрических понятий. Четыре ребенка (Б.Е., Р.О., Т.Т. и Ц.В.) на констатирующем этапе исследования имели низкий уровень сформированности геометрических понятий, а на контрольном этапе имеют уже средний уровень сформированности геометрических понятий. Также можно отметить, что один ребенок (Л.М.) перешел из среднего уровня сформированности геометрических понятий на высокий уровень;
- показатели контрольного класса претерпели лишь незначительные изменения, во многих случаях остались на уровне результатов, полученных на констатирующем этапе. Качественного изменения в работах детей не наблюдалось.
После проведения сравнительно-сопоставительного анализа по отдельным группам геометрических понятий было выявлено, что все геометрические понятия в экспериментальной группе стали более высокого уровня.
В то же время можно заметить, что наибольший прогресс показали такие геометрические понятия как соотнесение предметов к геометрическим фигурам. Данный показатель вырос на 0,8 пунктов и геометрические понятия. Данный показатель вырос на 0,5 пунктов. Уровень сформированности геометрических понятий вырос в экспериментальной на 0,4 пункта, а уровень сформированности понятий о геометрических фигурах 0,3 пункта.
То есть можно заметить, что в экспериментальной группе каждый из геометрических понятий стал более высокого уровня чем был изначально.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что после реализации формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, учащиеся экспериментального класса показали более высокие результаты по сравнению с результатами, полученными в контрольном классе.
Подобные работы
- Сложность текстовых задач начального курса математики как основа развития общеучебных универсальных учебных действий младших школьников (Нижегородский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Использование интерактивной доски на уроках математики для формирования геометрических представлений у младших школьников (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование информационной культуры учащихся на уроках математики средствами информационно-коммуникативных технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Условия развития теоретического мышления у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия интеграции дистанционных форм обучения в современную начальную школу
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021 - Развитие пространственного мышления младшего школьника на уроках математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия интеграции дистанционных форм обучения в современную начальную школу
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



