ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «геометрическая фигура». Виды геометрических фигур... 6
1.2. Специфика формирования геометрических понятий у детей
младшего школьного возраста 17
1.3. Анализ последовательности изучения геометрического материала
в учебниках математики 20
1.4. Условия формирования геометрических понятий у младших
школьников 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Изучение начального уровня сформированности геометрических
понятий у младших школьников 32
2.2. Реализация условий формирования геометрических понятий у
детей младшего школьного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: одной из узловых проблем преподавания математики в начальной школе является содержание и методы изучения начального курса геометрии. Как известно, геометрический материал дается в дополнение арифметическому, и зачастую учитель старается выполнить лишь требования программы, но не уделяет достаточного внимания формированию геометрических понятий.
Вопрос о понятиях является традиционным при исследовании понятийного мышления. Это связано с тем, что понятие является одной из познавательных форм, характерной именно для интеллектуальной деятельности человека, которую нередко определяют как понятийное отражение действительности.
В современных психолого-дидактических исследованиях освещаются различные подходы к формированию понятий у учащихся младшего школьного возраста.
Так, к примеру, такие видные преподаватели как М.В. Зверева, А.И. Сорокина и другие придают важное значение непрерывному накоплению фактического материала в сознании детей посредством органов чувств, предварительно выявляя имеющийся до обучения личный опыт ребенка. Эти ученые считают необходимой подготовку учеников к усвоению первоначальных понятий, аргументируя свою точку зрения необходимостью эмпирического познания как начального этапа формирования знаний.
Исследования Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова показывают, что путем определенной организации учебной деятельности ребенка можно добиться уже в младшем школьном возрасте формирования психологических особенностей мышления, всегда считавшихся характерными для учащихся средних классов.
На основание выше сказанного, целью нашей работы является изучение условий формирования геометрических понятий у младших школьников.
Объект - процесс формирования геометрических понятий у младших школьников.
Предмет исследования - средства формирования геометрических понятий.
Для достижения этой цели нами сформулированы следующие задачи:
1) дать понятие «геометрическая фигура». Виды геометрических фигур;
2) рассмотреть специфику формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста;
3) провести анализ последовательности изучения геометрического материала в учебниках математики;
4) выявить условия формирования геометрических понятий у младших школьников;
5) провести изучение начального уровня сформированности геометрических понятий у младших школьников;
6) провести реализацию условий формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели работы и задач, нами были использованы различные методы:
1. Метод исследования психологической, педагогической и методической литературы.
2. Математическая обработка результатов.
Поставленные цель и задачи определили логику и содержание данной работы. Она состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы являются труды таких ученых- педагогов, как М. А. Бантова, А. В. Белошистая, Н.М. Белянкова, Е. Д. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Ф Митенева.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов начального образования по формированию геометрических понятий у детей.
База опытной работы: опытно - поисковая работа проводилась на базе МАОУ СОШ № 3 города Туринска: 3 «А» класс (14 человек) - экспериментальный класс, традиционная система обучения, 3 «Б» класс (15 человек) - контрольный класс, традиционная система обучения.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что актуальность выбранной темы бесспорна.
В первой главе было изучены теоретические основы формирования геометрических понятий у младших школьников.
Так, было выявлено, что фигуры разделяют на две группы: плоские фигуры, объемные фигуры.
Плоскими фигурами мы назовем те фигуры, которые расположены в одной плоскости. К ним относятся круг, овал, треугольник, четырёхугольник (прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм) и всевозможные многоугольники.
К объемным фигурам относят: сфера, куб, цилиндр, конус, пирамида. Это те фигуры, которые имеют высоту, ширину и глубину.
Для овладения системой геометрических понятий и успешного применения приобретенных знаний и умений, младшим школьникам необходимо сначала узнать, каковы особенности геометрических фигур, как устроены их определения и из чего складывается их объем.
Геометрическое содержание рассматривается на основе практических работ, ведь изучение геометрического материала должно быть конкретным, активным, наглядным. Весь процесс обучения ведется с практическими упражнениями, при этом учащиеся будут изучать не только готовые геометрические фигуры и тела, но они сами будут создавать и воспроизводить изучаемые геометрические формы. На уроках математики производится моделирование разнообразных ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости, изготовление объемных моделей геометрических фигур. Преобразование моделей с целью сопоставления их с геометрическими формами окружающей действительности, использование различных инструментов и технических средств обучения для проведения измерений позволяют увидеть их сходство и различие. В соответствии с этим 59
список изучаемых геометрических понятий по математике в начальной школе значительно расширился.
Решению задач по преодолению трудностей в изучении геометрического материала во многом способствует правильная методология организации преподавания.
Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся возможно только через восприятие ими реальных предметов окружающей действительности, материальных моделей геометрических образов. Только от них можно переходить к использованию чертежей, графиков и т.д.
На уроках математики широко используется наглядный материал. В качестве наглядных средств можно использовать слайды с изображением 3D фигур, помимо моделей геометрических фигур. Часто на уроках используются реальные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами. Наглядностью могут послужить представленные на интерактивной доске чертежи всех геометрических фигур, единицы измерения длины, объема, площади (там, где возможно, в натуральную величину), таблицы соотношения этих мер, объемов геометрических фигур и единицы измерения площадей.
Главенствующей задачей педагога выступает определение методики, которая раскрывает содержание геометрического материала на должном уровне, достигнутым младшими школьниками к моменту их перехода в среднее звено, а также ведущие направления изучения этого материала. Для формирования геометрических представлений работу следует проводить следующим образом: свойства фигур дети выявляют экспериментально, наблюдения и работы с геометрическими объектами, одновременно усваивают необходимую терминологию и навыки; основное место в обучении должны занимать практические работы учеников.
Во второй главе нами проведено исследование уровня сформированности геометрических понятий. Затем в течение четырех недель были проведены учебные мероприятия, направленные на формирование геометрических понятий младших школьников. После чего было проведено повторное прохождение задания для детей.
Из анализа результатов очевидно, что в каждом классе произошли изменения как в качественном, так и количественном аспекте:
- в экспериментальном классе увеличилось количество детей, проявивших высокий и средний уровень сформированности геометрических понятий. Четыре ребенка (Б.Е., Р.О., Т.Т. и Ц.В.) на констатирующем этапе исследования имели низкий уровень сформированности геометрических понятий, а на контрольном этапе имеют уже средний уровень сформированности геометрических понятий. Также можно отметить, что один ребенок (Л.М.) перешел из среднего уровня сформированности геометрических понятий на высокий уровень;
- показатели контрольного класса претерпели лишь незначительные изменения, во многих случаях остались на уровне результатов, полученных на констатирующем этапе. Качественного изменения в работах детей не наблюдалось.
После проведения сравнительно-сопоставительного анализа по отдельным группам геометрических понятий было выявлено, что все геометрические понятия в экспериментальной группе стали более высокого уровня.
В то же время можно заметить, что наибольший прогресс показали такие геометрические понятия как соотнесение предметов к геометрическим фигурам. Данный показатель вырос на 0,8 пунктов и геометрические понятия. Данный показатель вырос на 0,5 пунктов. Уровень сформированности геометрических понятий вырос в экспериментальной на 0,4 пункта, а уровень сформированности понятий о геометрических фигурах 0,3 пункта.
То есть можно заметить, что в экспериментальной группе каждый из геометрических понятий стал более высокого уровня чем был изначально.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что после реализации формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, учащиеся экспериментального класса показали более высокие результаты по сравнению с результатами, полученными в контрольном классе.
1. Александрова, Э. И. Возможности реализации Федерального государственного образовательного стандарта средствами математики / Э.И. Александрова // Начальная школа. 2012. - № 6. - С. 69 - 72.
2. Альманах мировой науки. 2015.№ 1-2(1). Актуальные проблемы
развития современной науки и образования: по материалам Международной научно- практической конференции. Часть 2. - 2015. - 139 с.
3. Бантова, М. А. Методика математики в начальных классах [Текст]: учебное пособие / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова; под ред. М. А. Бантовой. - М.: Просвещение, 1984. - 335с.
4. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 455с., ил.
5. Белянкова Н.М. Исследовательские задания и проекты в математическом образовании младших школьников: интегрированный подход / Н. М. Белянкова // Начальная школа. 2011. - №1. - С.44-49.
6. Беспанская, Е. Д. Формирование понятийного мышления как один из аспектов профессионального образования [Электронный ресурс] / Е.Д. Беспанская - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/(Дата обращения: 14. 12. 2018).
7. Божович, Е. Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка [Текст] / Е. Д. Божович. - М.: МПСИ, 2001. - 226 с.
8. Борченко О. Б. Активные формы обучения и воспитания при проведении занятий по математике / О. Б. Борченко // Сборник материалов Всероссийской дистанционной научно-исследовательской конференции для педагогов «Инновации и современные технологии в системе образования».2014.- №6. - С. 6-8.
9. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 528 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский // Советская психология. - 1990. - № 28 (1). - С. 84-96.
11. Давыдов, В. В. Определение мышления [Текст] / В.В. Давыдов // Культурно-историческая психология. - 2006. - № 2. - С. 3-16.
12. Дегтярев М.Г. М.: Логика: Учебник для студентов вузов. М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2001. - 528 с.
13. Елисеева И. В. Обучение четвероклассников решению задач разными способами / И.В. Елисеева // Актуальные проблемы развития современной науки и образования: по материалам Международной научно- практической конференции. Часть 2. - 2015. - С.67-68.
14. Землянская, Е. Н. Научно-организационные основы внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС [Текст] / Е.Н. Землянская, М. Я. Ситниченко // Наука и школа. - 2013. - № 5. - С. 12-17.
15. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. - 2004. - №2.
16. Истомина Н.Б. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2001. - 288 с.
17. Кадыр-Алиева Н. Ф. Компетентностный подход к обучению на уроках математики / Н. Ф. Кадыр-Алиева // Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: научно-методический сборник.2015.- № 1. - С.34-36.
18. Казачёк А. А. Актуальные вопросы преподавания математики и гуманитарных дисциплин / А. А. Казачек // Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: научно-методический сборник. 2015. - № 1. - С.36-37.
19. Кальней В. А. Структура и содержание проектной деятельности /В. А.Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А.Мищенко, С. Е.Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №4.
20. Карандашев Ю. Н. Психология развития. - Минск: БГПУ им. М.Танка, 1997. - 240 с.
21. Ковшиков, В. А. Психолингвистика: теория речевой деятельности [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. - М. : Астрель ; Ростов н/Д : МарТ, 2006. - 319 с.
22. Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н. В.Матяш, В. Д.Симоненко. - М.:Вентана- Граф, 2007.
23. Мендыгалиева А. К. Подготовка будущего учителя начальных классов к преподаванию курса «Математика в 1 - 4 классах» / А.К. Мендыгалиева // Новая наука: теоретический и практический взгляд: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции. 2016. - С.57-61.
24. Митенева С. Ф Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ / С. Ф. Митенеева // Сборник материалов Всероссийской дистанционной научно-исследовательской конференции для педагогов «Инновации и современные технологии в системе образования». 2014. - №6. - С. 9-12.
25. Моро М.И. . УМК «Школа России»: пособие для учителей общеобразовательных организаций /М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова и др. - М.: Просвещение, 2016.
26. Новая наука: теоретический и практический взгляд: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно¬практической конференции (14 апреля 2016 г., г. Нижний Новгород). / в 3 ч. ч.2 - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. - 226 с.
27. Орлова Л. А. Участие младших школьников в проектно¬
исследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. - 2007. - №3.
28. Пахомова Н. Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю.Пахомова //Школьные технологии. - 2004. - №4.
29. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова //Методист. - 2004. - №1.
30. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном
процессе школы / Н.Ю.Пахомова //Методист. - 2004. - №4.
31. Пацановская С. В. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения федеральных государственных образовательных технологий с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / С. В. Пацановская, А. И. Синицина // Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: научно - методический сборник. 2015. - № 1. - С.48-50.
32. Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: научно-методический сборник. Выпуск I / гл. ред. Романова И. В. - Чебоксары: ЦДИП «INet», 2015. - 144 с.
33. Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах / А.М. Пышкало. Пособие для учителей. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1973. - 208 с.
34. Степанова Т. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов / Т. Степанова //Учитель. - 2004. - №4.
35. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений/ И. С.Сергеев/ - М.: АРКТИ, 2005.
36. Швец И. В. Актуальные вопросы преподавания математики / И.В. Швец // Педагогическая деятельность в режиме инноваций. 2015. - №1. - С.50-53.
37. Шадрина И.В. Принцип построения системы обучения младших школьников элементам геометрии. // Начальная школа.- 2001. - №10. - 21¬24с.
38. Эльконин, Д. Б. Избранные психологически труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 352 с.
39. Юмашева, И.А. Формирование общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / И.А. Юмашева. - Оренбург. - 2005. - 24
40. Ядов, В.А. Социология в России [Текст] / В.А. Ядов. - М.:
Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с.
41. Якиманская, И.С. Современные аспекты педагогической работы: монография в 3 книгах, кн.1. [Текст] / Якиманская И.С., Ахмерова А.Ф., Ахметов А.Г., Гилев Г.А., Кабанов А.М., Коровкина Т.В., Максимов Н.Е., Петренко М.А., Попков А.И., Романовский С.К., Рубан Г.А., Файзрахманов И.М., Файзрахманова А.Л., Харитонова С.В., Черняева А.Ю. - Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2013. - 173 с.
42. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления младших школьников. - М.: Просвещение, 1980.
43. Якобсон, П.М. Изучение чувств у детей подростков [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: Изд-во АПН. 1961. - 271 с.
44. Ямбург, Е.А. педагогика нон-фикшн [Текст] / Е.А. Ямбург // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 4 (12). - С. 11-19.
45. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.