Формирование продуктивных грамматических навыков при обучении английскому языку
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося 6
в средней школе 6
1.2. Методика обучения грамматике английского языка 15
1.3. Приемы формирования продуктивных грамматических навыков 25
на уроке английского языка 25
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС УПАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОДУКТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 38
2.1. Описание комплекса упражений для формирования продуктивных грамматических навыков при обучении английскому языку в среднй школе 38
2.2 Анализ результатов апробации комплекса упражений для формирования продуктивных грамматических навыков при обучении английскому языку в среднй школе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Электронные ресурсы 73
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося 6
в средней школе 6
1.2. Методика обучения грамматике английского языка 15
1.3. Приемы формирования продуктивных грамматических навыков 25
на уроке английского языка 25
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС УПАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОДУКТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 38
2.1. Описание комплекса упражений для формирования продуктивных грамматических навыков при обучении английскому языку в среднй школе 38
2.2 Анализ результатов апробации комплекса упражений для формирования продуктивных грамматических навыков при обучении английскому языку в среднй школе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Электронные ресурсы 73
Проблема обучения грамматике в средней школе занимает важное место в современной методике преподавания английского языка. Основной целью обучения грамматике является формирование грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений: говорения, аудирования, чтения и письма.
В отечественной и зарубежной науке этой проблеме посвящено большое число исследований (Бим, Вайсбурд, Гальскова, Гез, Гуревич, Зимняя, Кузовлев, Соловова, Пассов, Хомский, Лангакер, Пенни и др.). Тем не менее, существующие подходы к преподаванию грамматики часто противоречат и взаимоисключают друг друга. В последнее время широкое распространение получил коммуникативный подход, отвергающий целенаправленное обучение грамматике. Отсутствие планомерного объяснения грамматических явлений здесь компенсируется подражанием речи учителя или носителя языка. Такой подход подразумевает освоение грамматики изучаемого языка параллельно с запоминанием определенных речевых образцов (так называемых паттернов (англ, pattern)). Любая же попытка изменить, расширить или дополнить заученные модели предложений приводит к появлению большого количества грамматических ошибок. Однако применение коммуникативного подхода показывает высокие результаты овладения учениками коммуникативной компетенцией, так как согласно такому подходу темы обсуждений затрагивают самые актуальные вопросы, выполняются групповые задания, поощряется живое общение на изучаемом языке, все задания носят характер реальных речевых ситуаций. Учитывая положительный опыт применения коммуникативного подхода, мы выдвигаем гипотезу о том, что упражнения, направленные на формирование продуктивных грамматических навыков, должны быть основаны на коммуникативной основе.
Данное исследование базируется на предположении, что изучение грамматики иностранного языка должно быть осознанным и систематизированным, что согласуется с концепциями коммуникативно¬когнитивного метода (Миролюбов, Берман), который подразумевает путь к овладению речевыми навыками через познание основных правил грамматики. Такой подход предусматривает осознание учащимися значения языковых явлений и способов их применений, а также опору на родной язык для более глубокого понимания сути грамматических явлений.
В рамках такого подхода остается неизученным способ преподавания безэквивалентных грамматических явлений (явлений, которые не имеют соответствия в русском языке). Именно они вызывают значительные затруднения в понимании учащимися материала, несоотносимого с грамматическими правилами родного языка. Среди таких явлений мы выделяем следующие: герундий, артикль, времена групп Perfect и Continuous.
Актуальность проблемы и недостаточная её изученность обусловили выбор темы исследования.
Объект: процесс обучения грамматике английского языка в средней школе.
Предмет: приемы формирования продуктивных навыков на уроке английского языка.
Цель: выявить наиболее эффективные приемы формирования продуктивных навыков при обучении английскому языку в средней школе.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику обучающегося в средней школе.
2. На базе существующих исследований описать методы обучения грамматики английского языка в средней школе.
3. Выявить приемы обучения грамматическим навыкам на уроке иностранного языка, рассматриваемых в данной работе.
4. Разработать комплекс упражнений для формирования грамматических продуктивных навыков в средней школе, с учетом выявленных подходов.
5. Апробировать комплекс упражнений и провести анализ результатов в 8 классе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические методы исследования: обобщение, моделирование, синтез и анализ литературы,
практические методы исследования: тестирование и эксперимент. Практическая значимость работы состоит в возможности её применения при составлении учебно-методических пособий для учителей средней школы; в качестве рекомендации оптимизации процесса школьного обучения английскому языку; в качестве лекционного материала в рамках курса «методика преподавания иностранного языка в школе» в высшем профессиональном образовании.
База исследования: МОУ СОШ №96 г Екатеринбург. Участники эксперимента - 28 учащихся 8 классов.
Структура и объём исследования определяется его целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и трёх приложений. Основное содержание работы изложено на 51 странице, библиографический список содержит 53 источника, из них 10 на иностранных языках.
В отечественной и зарубежной науке этой проблеме посвящено большое число исследований (Бим, Вайсбурд, Гальскова, Гез, Гуревич, Зимняя, Кузовлев, Соловова, Пассов, Хомский, Лангакер, Пенни и др.). Тем не менее, существующие подходы к преподаванию грамматики часто противоречат и взаимоисключают друг друга. В последнее время широкое распространение получил коммуникативный подход, отвергающий целенаправленное обучение грамматике. Отсутствие планомерного объяснения грамматических явлений здесь компенсируется подражанием речи учителя или носителя языка. Такой подход подразумевает освоение грамматики изучаемого языка параллельно с запоминанием определенных речевых образцов (так называемых паттернов (англ, pattern)). Любая же попытка изменить, расширить или дополнить заученные модели предложений приводит к появлению большого количества грамматических ошибок. Однако применение коммуникативного подхода показывает высокие результаты овладения учениками коммуникативной компетенцией, так как согласно такому подходу темы обсуждений затрагивают самые актуальные вопросы, выполняются групповые задания, поощряется живое общение на изучаемом языке, все задания носят характер реальных речевых ситуаций. Учитывая положительный опыт применения коммуникативного подхода, мы выдвигаем гипотезу о том, что упражнения, направленные на формирование продуктивных грамматических навыков, должны быть основаны на коммуникативной основе.
Данное исследование базируется на предположении, что изучение грамматики иностранного языка должно быть осознанным и систематизированным, что согласуется с концепциями коммуникативно¬когнитивного метода (Миролюбов, Берман), который подразумевает путь к овладению речевыми навыками через познание основных правил грамматики. Такой подход предусматривает осознание учащимися значения языковых явлений и способов их применений, а также опору на родной язык для более глубокого понимания сути грамматических явлений.
В рамках такого подхода остается неизученным способ преподавания безэквивалентных грамматических явлений (явлений, которые не имеют соответствия в русском языке). Именно они вызывают значительные затруднения в понимании учащимися материала, несоотносимого с грамматическими правилами родного языка. Среди таких явлений мы выделяем следующие: герундий, артикль, времена групп Perfect и Continuous.
Актуальность проблемы и недостаточная её изученность обусловили выбор темы исследования.
Объект: процесс обучения грамматике английского языка в средней школе.
Предмет: приемы формирования продуктивных навыков на уроке английского языка.
Цель: выявить наиболее эффективные приемы формирования продуктивных навыков при обучении английскому языку в средней школе.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику обучающегося в средней школе.
2. На базе существующих исследований описать методы обучения грамматики английского языка в средней школе.
3. Выявить приемы обучения грамматическим навыкам на уроке иностранного языка, рассматриваемых в данной работе.
4. Разработать комплекс упражнений для формирования грамматических продуктивных навыков в средней школе, с учетом выявленных подходов.
5. Апробировать комплекс упражнений и провести анализ результатов в 8 классе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические методы исследования: обобщение, моделирование, синтез и анализ литературы,
практические методы исследования: тестирование и эксперимент. Практическая значимость работы состоит в возможности её применения при составлении учебно-методических пособий для учителей средней школы; в качестве рекомендации оптимизации процесса школьного обучения английскому языку; в качестве лекционного материала в рамках курса «методика преподавания иностранного языка в школе» в высшем профессиональном образовании.
База исследования: МОУ СОШ №96 г Екатеринбург. Участники эксперимента - 28 учащихся 8 классов.
Структура и объём исследования определяется его целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и трёх приложений. Основное содержание работы изложено на 51 странице, библиографический список содержит 53 источника, из них 10 на иностранных языках.
В данном исследовании была рассмотрена проблема преподавания грамматического материала английского языка, не имеющего аналога в русском (мы называем такой материал безэквивалентным), при обучении в средней общеобразовательной школе. Учитывая возрастные и психологические особенности аудитории, мы пришли к выводу, что именно этот учебный материал вызывает значительные трудности в восприятии из-за невозможности сопоставить его с аналогичным в родном языке.
Целью данного исследования было выявить наиболее эффективные приемы формирования продуктивных навыков при обучении английскому языку в средней школе. Цель исследования была достигнута путём решения поставленных задач в полном объёме. А именно, нами были установлены оптимальные способы преподавания грамматического материала английского языка, не имеющего аналога в родном языке. В ходе проведённого исследования также была доказана гипотеза о необходимости строить тренировочные упражнения на основе реальных речевых ситуаций и было установлено, что сознательное и системное преподавание грамматических правил является наиболее оптимальным, а значит эффективным в процессе формирования грамматического навыка у учеников средней общеобразовательной школы.
В заключение необходимо сказать, что в рамках проделанной работы нами была намечена перспектива дальнейшего исследования темы преподавания безэквивалентного грамматического материала. А именно - преподавание времён групп Perfect и Continuous. В практической части данной работы нами был сделан вывод о том, что этот учебный материал представляет наибольшие трудности в изучении, связанные не только с отсутствием его эквивалента в русском языке, но и по причине различий в самом восприятии понятия «время» и его линейности в нашей и англоязычной культуре. В рамках темы данного исследования «Проблема преподавания безэквивалентных грамматических явлений английского языка в средней школе» нами были далеко не все времена обозначенных групп. Это связано с тем, что мы рассматривали преподавание грамматики английского языка исключительно в средней школе, и четыре из девяти таких времён, которые входят в учебный материал старшей школы (к ним относятся времена: Future Continuous, Future Perfect, Past Perfect Continuous, Future Perfect Continuous), остались изученными не до конца и представляют интерес для дальнейшего исследования.
Целью данного исследования было выявить наиболее эффективные приемы формирования продуктивных навыков при обучении английскому языку в средней школе. Цель исследования была достигнута путём решения поставленных задач в полном объёме. А именно, нами были установлены оптимальные способы преподавания грамматического материала английского языка, не имеющего аналога в родном языке. В ходе проведённого исследования также была доказана гипотеза о необходимости строить тренировочные упражнения на основе реальных речевых ситуаций и было установлено, что сознательное и системное преподавание грамматических правил является наиболее оптимальным, а значит эффективным в процессе формирования грамматического навыка у учеников средней общеобразовательной школы.
В заключение необходимо сказать, что в рамках проделанной работы нами была намечена перспектива дальнейшего исследования темы преподавания безэквивалентного грамматического материала. А именно - преподавание времён групп Perfect и Continuous. В практической части данной работы нами был сделан вывод о том, что этот учебный материал представляет наибольшие трудности в изучении, связанные не только с отсутствием его эквивалента в русском языке, но и по причине различий в самом восприятии понятия «время» и его линейности в нашей и англоязычной культуре. В рамках темы данного исследования «Проблема преподавания безэквивалентных грамматических явлений английского языка в средней школе» нами были далеко не все времена обозначенных групп. Это связано с тем, что мы рассматривали преподавание грамматики английского языка исключительно в средней школе, и четыре из девяти таких времён, которые входят в учебный материал старшей школы (к ним относятся времена: Future Continuous, Future Perfect, Past Perfect Continuous, Future Perfect Continuous), остались изученными не до конца и представляют интерес для дальнейшего исследования.
Подобные работы
- Формирование грамматических навыков при обучении устной
продуктивной речи в 5 классе
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Формирование иноязычных грамматических навыков у младших школьников с использованием игровых технологий
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Формирование лексико-грамматических навыков у обучающихся начальной школы на уроках английского языка средствами образовательных интернет-платформ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Формирование лексико-грамматических навыков
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование лексико-грамматических навыков обучающихся в процессе применения дидактических игр
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4305 р. Год сдачи: 2020 - Развитие продуктивного грамматического навыка у учащихся 9 классов на уроке английского языка как второго иностранного при подготовке к ОГЭ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Комплекс упражнений для развития продуктивных грамматических навыков иноязычной устной речи
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Использование аутентичных фильмов в процессе формирования лингвокультурологической компетенции
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИФМОВОК НА ЗАНЯТИЯХ НО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ СОИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019





