Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сюжет и герой ранних фантастических повестей Алексея Иванова: к изучению современной прозы в школе

Работа №97220

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Современное литературоведение о жанре подростковой фантастической повести и фэнтези 8
1.1. Обзор научных концепций относительно жанра и сюжета
фантастической повести и фэнтези 8
1.2. Современные ученые о типологии героев в данных жанрах 24
Глава 2. Ранняя космическая дилогия А. Иванова: «Охота на «Большую Медведицу» и «Корабли и Галактика» 31
2.1. «Охота на «Большую Медведицу»: становление сюжета воспитания «в
одеждах» фантастической повести 31
1.2. «Корабли и Галактика»: разработка приключенческого сюжета 38
Глава 3. «Победитель Хвостика»: «эскиз» образа повествователя сквозь
призму магии и сказки 43
Заключение

Иванов Алексей Викторович — российский писатель и сценарист. Лауреат премии Правительства России в области культуры и других литературных премий.
Алексей Иванов родился в 1969 году в городе Горький в семье инженеров-кораблестроителей. В 1971 году его семья переехала в Пермь. Иванов учился в Уральском государственном университете в Свердловске на факультете журналистики, но оставил его. В 1990 году снова поступил на факультет искусствоведения и культурологии в этот же университет, защитил диплом по искусствоведению.
Стал известен благодаря роману «Сердце Пармы, или Чердынь - княгиня гор» (правда, согласно утверждению Иванова, слово «парма» должно быть написано со строчной буквы, поскольку является приуральским названием хвойного леса, синонимом слова «тайга», но многие ставят заглавную букву, так как этим именем собственным принято кратко называть Пермь Великую).
В 2012 году выходит его книга «Горнозаводская цивилизация». В 2014 году в региональном театре драмы ставится спектакль «FAKE, или Невероятные приключения Бориса Моржова в провинции» по книге писателя «Блуда и МУДО».
Наиболее известные произведения Алексея Иванова помимо упомянутых выше: «Общага-на-Крови», «Географ глобус пропил», «Золото бунта», «Псоглавцы», «Комьюнити», «Тобол. Много званых», «Пищеблок».
Дмитрий Володихин называл Иванова «христианским писателем». Сергей Беляков опроверг данную точку зрения, отметив антихристианские черты в произведениях Иванова:
• Деятели православной церкви всегда являются «сугубо» отрицательными персонажами;
• Глубоко верующие персонажи показаны как злые и мелочные, либо нравственно ущербные люди;
• Слова «Бог» и «Господь Бог» в книгах Иванова всегда написаны со строчной буквы как в советское время;
• Терпимость к язычеству, причём «простодушные» язычники противопоставлены художественным образам «хитрых, коварных и алчных христиан»;
• Православные персонажи практически не молятся;
• Восприятие прелюбодеяния не как греха, а как естественного состояния души.
Иванов внес вклад в «пермистику». Г. А. Янковская определила пермистику как «современные пермские мифы идентичности 1990-х — 2000-х гг.» и назвала манифестом пермистики проект «Пермь как текст». К числу брендов, созданных в рамках пермистики, относятся фестиваль «Сердце Пармы», а также неудачная попытка Алексея Иванова в 2004 году укоренить образ «Пермь — родина Бабы-Яги». По мнению Г. А. Янковской, интерпретации географии, истории и культуры Урала, которые сделал Иванов, прочно вошли в новую «региональную мифологию».
С именем Алексея Иванова связано распространение и проникновение в пермскую культурологию «концепции горнозаводской цивилизации». Историк Л. А. Бруцкая называет Иванова творцом («демиургом») модели «горнозаводской цивилизации». Эту гипотезу Алексей Иванов активно разрабатывал в сочинениях 2000-х годов и оформил в виде книги «Горнозаводская цивилизация».
Исследователи, при анализе работ Алексея Иванова, замечают, что за годы литературной деятельности у писателя менялись жанровые пристрастия (эволюция шла от фантастики к социальной сатире через реалистические произведения и романы со сложноопределяемыми формальными особенностями) и творческий почерк. Филолог Максим Кронгауз, будучи директором Института лингвистики РГГУ, оценивая язык двух романов Иванова — «Географ глобус пропил» и «Сердце Пармы» — писал, что «ни одна лингвистическая экспертиза не показала бы, что это произведения одного автора... Нет ничего общего на уровне лексики. Приходится говорить не о языке автора, а о языке отдельного романа».
Нам важно отметить, что первый всплеск читательского интереса к творчеству Иванова был связан с его фантастическими повестями 1990-х годов. Аудитория журнала «Уральский следопыт» высоко оценила творчество писателя. Иванов обошел братьев Стругацких в рейтинге популярности авторов журнала и стал «серебряным призёром». Сергей Беляков писал: «Обо всех его стилистических недостатках и вкусовых провалах забываешь, читая, к примеру, такое: «Земля летела сквозь таинственные радиопояса вселенной, и холод мироздания лизал её круглые бока».
Первые фантастические повести «Охота на Большую Медведицу» (1988), «Победитель Хвостика» (1990), «Земля-сортировочная» (1991), «Корабли и галактика» (1991) были встречены критикой с пониманием их «первоначальной поры»: автор ищет свой угол зрения на мир, своих героев. По словам Р. Сенчина, «Корабли и Галактика» - первая попытка Иванова “создать свое мироздание, описать свой космос». «Этот роман, столь же искусственный, сколь и перегруженный авторскими терминами, неологизмами, не привлек внимание читателя, но, видимо, сыграл свою роль в эволюции прозаика».
«Сборник «Корабли и Галактика» включает практически все фантастические произведения, написанные автором в начале литературной карьеры. Заглавная повесть отдаленно напоминает сценарий полнометражного анимационного фильма вроде французских «Детей дождя». Яркий, почти гротескный мир. Местами пафосный, местами сентиментальный сюжет, романтика бескомпромиссной борьбы за свободу, за право человека самому выбирать свою судьбу и вести к звездам космические корабли... Для молодой фантастики начала 90-х все это было очень характерно».
Отзыв читателя на фантастическую повесть Иванова «Охота на Большую Медведицу»: «Произвело огромное впечатление. Пожалуй, самая страшная вещь, которую я когда-либо читала за свою долгую жизнь. Невероятно зрелая, мудрая вещь, которую мог написать человек, сам прошедший внутренне те этапы души, которые прошел его герой. Упертые дети не имеют своего опыта — опыта души — и оперируют вычитанными или насаженными понятиями в наиболее ортодоксальной форме. Ставлю высший балл, хотя хорошего настроения, разумеется, прочтение не прибавило, но писатель ухватил и сумел выразить то, что в сухом виде было бы недостаточно убедительным».
Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что фантастические произведения, составляющие начальный этап творчества, когда идут интенсивные поиски своего писательского лица, формируется мировоззрение, определяются стилевые предпочтения, позволяют увидеть направленность художественного становления Алексея Иванова. Более того, изучение ранних повестей позволит обнаружить их потенциал в качестве образцового подросткового чтения. Сюжет становления героя - подростка, юноши - оказывается в них стержневым. Это не может не вызывать интереса у юных читателей.
Цель исследования: анализ сюжета и героя в раннем фантастическом творчестве Алексея Иванова.
Объект исследования - ранние фантастические повести «Охота на Большую Медведицу» (1988), «Победитель Хвостика» (1990), «Корабли и Галактика» (1991) Алексея Иванова.
Предмет исследования - сюжет и герой в ранних фантастических повестях А. Иванова.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические труды о жанре и сюжете фантастической повести.
2. Описать типологии персонажей, имеющихся в современных трудах о фантастической повести.
3. Проанализировать повести «Охота на «Большую Медведицу» и «Корабли и Галактика» как своеобразную космическую дилогию.
4. Рассмотреть повесть «Победитель Хвостика» как начальный вариант метапрозы писателя.
Методологическое основание выпускной квалификационной работы составляют труды о природе фантастического (Ц. Тодоров, О. Чигинская и др.); работы, посвященные жанровой специфике фантастических произведений и типологии персонажей (Е.Н. Ковтун, Г.О. Чернышева и др.); а также исследования, рассматривающие жанровую специфику русского фэнтези (Т. И. Хоруженко, Е.А. Чепур и др.)
Научная новизна дипломного исследования обусловлена тем, что в ней впервые содержится попытка анализа ранних фантастических повестей А. Иванова. Повести «Охота на «Большую Медведицу» и «Корабли и Галактика» рассмотрены как космическая дилогия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотренные нами повести «Охота на «Большую Медведицу» и «Корабли и Галактика» представляют собой дилогию. Их роднит похожий пространственно-временной континуум: действие происходит в межпланетном пространстве, по которому персонажи путешествуют на космических кораблях. Объединяет повести и приключенческий характер сюжета. Основным же, что позволяет говорить о дилогии, оказывается выбор персонажей. Это, как правило, совсем юные герои, путь становления которых являет собою сюжет воспитания. Именно этот сюжет будет одним из центральных в зрелом творчестве Ал. Иванова («Общага-на-крови», «Географ глобус пропил», «Блуда и МУДО» и др.)
«Охота на Большую Медведицу» ближе к жанру фантастической повести: зло в чистом виде в ней так и не появится, а образ Андраковского на протяжении всего произведения заставляет читателя думать, кем же он является на самом деле - антагонистом или протагонистом. Образы же детей, в отличие от становящегося Навка, изначально даны целостными.
Рассмотренные нами повести неоднородны по жанровым признакам. «Охота на «Большую Медведицу» и «Корабли и Галактика» представляют собой жанр фантастической повести, включающей элементы фэнтези. Как показал анализ, одним из основных элементов нового жанра является выход за границы планеты, путешествие по Галактике, техническая возможность которого не сопровождена сколько-нибудь научным комментарием, а представляет собой плод субъективных «мечтаний» автора. Родственным с фэнтези моментом является и борьба с мировым злом в качестве центральной коллизии. Символом этого Зла является в повести Ал. Иванова образ Сатара, очень напоминающий Саурона из «Властелина колец» Дж. Р.Р. Толкина. В свою очередь есть определенная родственность и в образах положительных персонажей Навка и Фродо. Эти молодые люди - герои-поневоле. Таковыми они становятся благодаря безупречным нравственным качествам, не позволяющим им поступать вопреки их внутренней сути.
Несколько особняком в раннем творчестве Ал. Иванова стоит повесть «Победитель Хвостика». По жанру она близка к фантастико-юмористическим повестям. Тем не менее, в ней таятся элементы метапрозы: начинающий писатель заводит разговор о писательстве. Он пробует перо в совершенно разных жанрах: рассказах, поэмах, стихотворениях и т.д.
Центральным же в этой повести оказывается сюжет инициации: пройдя сквозь банно-магическую смерть, будущий автор романа нравственно перерождается. Причем это перерождение совершается под знаком пушкинского «Пророка».
В создании пространственно-временных параметров, в повести «Победитель Хвостика» Иванов использует также ряд архетипических и мифопоэтических образов, что способствует символизации хронотопа. Ведущими в художественном пространстве повести становятся такие архетипические образы-символы, как баня (восходящая к образу избушки на курьих ножках), ведьма с метлой (олицетворяющая образ бабы-яги), Великая Дыра как образ источника «живой воды». Через элементы сказки показывается герой-рассказчик, его взгляд на мир. Он противопоставляется взгляду автора-повествователя, который вносит достоверность в повесть.
Наше внимание к ранним произведениям писателя связано еще и с тем, что они несут в себе существенный потенциал в качестве образцового подросткового чтения. Сюжет становления героя оказывается стержневым во всех, проанализированных нами повестях, что вызывает неизменный интерес у юных читателей. Приключенческий сюжет повести «Корабли и Галактика» дает пищу воображению, раздвигает рамки представлений о мире. Позволяет расширить кругозор, способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию личности подростка.
Таким образом, предпринятое исследование позволило углубить представление о раннем творчестве Алексея Иванова и показало, что его ранние фантастические произведения можно использовать для привлечения внимания подростков к изучению литературы.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ