ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ХУЖОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме эстетического воспитания детей 8
1.2. Особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Художественная деятельность как средство эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня эстетической
воспитанности детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Организация работы по эстетическому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста в художественной деятельности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
Эстетическое воспитание ориентировано на формирование личностноценностных ориентаций, на развитие способности созидать красоту, украшать окружающую действительность. Искусство выступает основой в системе эстетического воспитания, оно способно формировать эстетические ценности. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ дошкольное образование направлено на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [36].
Одним из направлений развития и образования детей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) выступает художественно-эстетическое развитие, предполагающее «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [29]. Таким образом, художественно-эстетическое воспитание является основой для развития гармоничной личности ребенка.
Влияние эстетического воспитания на формирование личности детей дошкольного возраста изучали Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, Р.М. Чумичева, А.Е. Флерина и др.
художественная деятельность, реализуемая в творчестве детей в дошкольной образовательной организации: рисовании, аппликации, лепке. Данные виды художественной деятельности ориентированы на восприятие, познание и создание художественного образа у ребенка в целях эстетического освоения мира. Ребенок старшего дошкольного возраста в своем художественноэстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа выразительными средствами.
В результате эстетического воспитания в художественной деятельности, у ребенка возникает возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера (по своему замыслу), что дает возможность более эффективно решать одну из ключевых задач образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста - развитие самостоятельного детского творчества. Новизна открытий, которые совершает ребенок, носит субъективный для него характер, что и выступает характерной чертой творчества ребенка дошкольного возраста. Однако, потенциал художественной деятельности в организации процесса эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста нередко недооценивается педагогами. Кроме того, не в полной мере разработано содержание процесса эстетического воспитания в дошкольной образовательной организации в художественной деятельности.
Таким образом, в педагогической практике существует противоречие между: необходимостью организации процесса эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организация процесса эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по художественной деятельности, направленный на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по художественной деятельности, направленный на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования, на основании этого раскрыть основные понятия.
2. Выявить особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности художественной деятельности в процессе эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование по определению исходного уровня эстетической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать содержание по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы авторов:
- изучающих сущность понятия «эстетическое воспитание» (Л.И.
Маленкова, В.А. Сластенин, В.М. Полонский, Л.В. Кондрашов, O.A. Пермяков, Н.И. Зеленков, Л.П. Крившенко, К.К. Платонов, В.Г. Крысько, Н.М. Сокольникова, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, И.Ф. Харламов и др.);
• работы исследователей, раскрывающие психолого-педагогические особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста (П.М. Якобсон, Л.П. Печко, А.И. Буров, Б.Т. Лихачев, О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак и др.);
• художественная деятельность как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста представлена в работах авторов (О.В. Алексеева, В.А. Сухомлинский, Л.Г. Веселова, Р.И. Кузьмина и др.);
• вопросы, связанные с организацией и методикой занятий по эстетическому воспитанию широко представлены в работах педагогов, ученых, методистов (И.А. Лыкова, Н.В. Дубровская, Н.П. Сакулина, Е.Ю. Анохина и др.).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа,
исследование образовательного процесса, количественная обработка результатов диагностических заданий.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по эстетическому воспитанию детей. Также следует отметить практическую значимость спроектированного комплекса занятий и непосредственной образовательной деятельности, которые также могут использоваться на практике, для организации процесса эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.
Исследование по эстетическому воспитанию осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста; определялись психологопедагогические особенности старших дошкольников, выявлялся потенциал художественной деятельности в эстетическом воспитании, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня эстетической воспитанности старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня эстетической воспитанности старших дошкольников,
разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись этапы организации процесса, методы и приемы, направленные на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение Новоуральского городского округа - детский сад общеразвивающего вида «Росток» структурное подразделение детский сад № 35 «Аленький цветочек». В исследовании приняли участие 20 детей старшей группы «Алёнушка».
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
На основании изученной литературы таких авторов как В.А. Сластенин, Н.М. Сокольникова, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, И.Ф. Харламов, П.М. Якобсон, Л.П. Печко, Б.Т. Лихачев, И.А. Лыкова, Н.В. Дубровская, Н.П. Сакулина и др. сделаем следующие выводы:
1. В рамках нашего исследования мы остановимся на определении понятие «эстетическое воспитание» Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.
Эстетическая воспитанность - это сложное целостное единство, которое включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные качества эстетического сознания и эстетической деятельности (Г.А. Петрова).
Говоря о результатах процесса эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста мы будем опираться на классификацию критериев и показателей по М.Г. Семенищевой:
• критерий - широта эстетических знаний и его показатели - эстетическое сознание, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетические потребности;
• критерий - развитость эстетических отношений и его показатели - эстетические чувства, эстетическое восприятие, творческое воображение, эмоциональное переживание;
• критерий - устойчивость проявления художественно-эстетических способностей и его показатели - эстетическая активность, проявляющаяся в деятельности, эстетические способности личности.
2. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста предполагает формирование первоначальных эстетических представлений и понятий на основе чувственного освоения образов, кроме того в результате неоднократных переживаний в процессе эстетического восприятия объектов и явлений действительности и произведений искусства. На этой основе у детей старшего дошкольного возраста формируются элементарные эстетические знания, эмоции и чувства; потребности, интересы и склонности; эстетический вкус и способность к творческой деятельности, эстетическому поведению.
Содержанием эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста является педагогическая деятельность по передаче начальных эстетических знаний, развитию способностей эмоционально-чувственного восприятия и эстетической оценки, накоплению опыта эмоционально - чувственных переживаний, формированию эстетических интересов, элементарных умений и навыков эстетико-предметной творческой деятельности.
3. Художественная деятельность - вид деятельности, направленной на восприятие, понимание, интерпретацию и изображение действительности (реальной или воображаемой) в художественных образах, созданных с помощью специфических для данного вида искусства средств художественной выразительности (О.В. Алексеева).
Все виды художественной деятельности вносят свой вклад в развитие личности дошкольника. Происходит формирование эстетического вкуса, воспитание эстетических чувств, развиваются творческие способности.
При организации процесса эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности можно применять разнообразные способы, такие как метод целостного восприятия образа; беседа или рассказ педагога искусствоведческого характера; сравнение настроения, передаваемого разными видами искусств; поочередное включение в восприятие разных видов искусств; одновременное включение в восприятие разных видов искусства; метод музыкального иллюстрирования; мысленное рисование (словесное) собственной картины; прием «вхождения» в картину» и др.
4. В соответствии с критериями и показателями эстетической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности подобраны и применены следующие диагностические задания:
• по первому критерию - широта эстетических знаний: диагностическое задание «Волшебные желания» (автор Е.Н. Бородина); диагностическое задание «Спешим на помощь» (автор Е.Н. Бородина);
• по второму критерию - развитость эстетических отношений: методика «Мимический тест» (автор Н.А. Кульчинская), методика «Описание предмета» (автор А.А. Адаскина)...
1. Алексеева, О. В. Художественное развитие младших школьников [Текст] // Вестник Новгородского государственного университета. - 2013. - № 74. - С. 4-6.
2. Анохина, Е.Ю. Взаимосвязь на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности и детской художественной литературы как условие эстетического воспитания детей[Текст] // Наука и современность. - 2014. - № 32-1. - С. 76-83.
3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедческий словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; ред-кол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 2003. - 528 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей[Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
5. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография [Текст] / Е. Н. Бородина. - Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015. - 192 с.
6. Веселова, Л.Г. Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания [Текст]: автореф. дис. ... кан. пед. наук: 13.00.01 / Л. Г. Веселова; Мурманск, 2006. - 18 с.
7. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок[Текст] / Н. А. Ветлугина. - М: Педагогика, 1972. - 288 с.
8. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е , испр. и доп. -М.: Просвещение, 1979. - 287 с.
9. Дубровина, И. В. и др. Психология: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 464 с.
10. Дубровская, Н. В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7лет с основами цветоведения: Методическое пособие[Текст] / Н. В. Дубровская.
• Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2005. -48 с.
11. Казакова, Р. Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
12. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений; 2-е изд., стер. / Г.М. Коджаспирова,
A. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
13. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий [Текст] / Т. С. Комарова.
• М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 128 с.
14. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников: монография. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 144 с.
Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 352 с.
15. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей, педагогов внешк. учреждений[Текст]/ О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак. - Минск, 2001. - 192 с...