ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития эмоциональной отзывчивости
у детей 7
1.2. Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Возможности художественно-игровой деятельности в развитии
эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Организация работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности .... 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 116
В современных условиях развития общества с новой силой ощущается необходимость в обретении гуманного отношения человека к миру, другим людям и к себе самому. Согласно п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств...» [39]. В соответствии с Приказом Министерства образования науки и образования РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.» [36]. Таким образом, для формирования эмоциональной отзывчивости старший дошкольный возраст считается наиболее сенситивным.
Эмоциональная отзывчивость как качество личности активно формируется в процессе общения с произведениями искусства, через сопереживание художественным образам. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте ребенка, оказывает влияние на его поступки и характер взаимодействия с окружающим миром. Дети дошкольного возраста имеют неполные представления о чувствах и эмоциях, переживаемых человеком в реальной жизни. Однако художественно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной отзывчивости часто недооценивается педагогами, а также не в полной мере разработано содержание данной деятельности, ориентированной на развитие эмоциональной отзывчивости у детей. Вместе с тем, именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-чувственной сферы личности ребенка.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между возможностью развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-игровой деятельности и недостаточной разработанностью содержания игрового материала, направленного на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития эмоциональной
отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в художественноигровой деятельности.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий на основе художественно-игровой деятельности, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной
отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий на основе художественно - игровой деятельности, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть возможности художественно-игровой деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Разработать содержание работы на основе художественно - игровой деятельности, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования. Достижения исследований отечественных психологов (А.В. Запорожец, Л.П. Стрелкова, А.А. Рояк, А.Б. Николаева, Т.П. Гаврилова и др.) показывают, что развитие эмоциональной отзывчивости представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида основы эмоциональнонравственной культуры. Уровень развития эмоциональной отзывчивости во многом предопределяет его эмоциональное состояние. Отмечено (П.М. Якобсон, Г.М. Бреслав, Е.О. Смирнова, Т.П. Гаврилова и др.), что эмоционально чувственные дети наиболее эффективно включаются в процесс социализации, успешны в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. О потенциале изобразительной деятельности говорят Е.Н. Бородина, Т.К. Казакова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов изобразительной деятельности детей, анализ результатов исследования.
Практическая значимость результатов исследования обозначается тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного образования по развитию эмоциональной отзывчивости у воспитанников. Также можно обозначить практическую значимость продукта исследования, который может быть использован в организации образовательной деятельности.
Исследование по развитию эмоциональной отзывчивости осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психологопедагогической и методологической литературы по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, подбирался диагностический инструментарий для выявления исходного уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий на основе художественно-игровой деятельности, определялись методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости, осуществлялось апробирование разработанного комплекса занятий.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Гармония», обособленное структурное подразделение детский сад №49 «Дом радости» (город Новоуральск). В исследовании приняли участие дети 6-7 лет в количестве 19 человек.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
На основании изученной литературы таких авторов как Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, Н.Г. Куприна, В.В. Абраменкова, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, М.С. Лисина, А.Е. Ольшанникова, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова, С.А. Курносова, Л.В. Ясинских, П.М. Якобсон, Т.М. Палий, Е.Н. Бородина, П.Ф. Каптерев, Н.В. Микляева, Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, В.М. Минаева, Т.К. Казакова, Т.С. Комарова, О.В. Ситникова, И.А. Лыкова и др., сделаем следующие выводы:
1. Эмоциональная отзывчивость - это характеристика индивида, предполагающая понимание другого, умение почувствовать его состояние, сопереживать происходящее с ним как собственное, принимать его роль, преобразовывать собственные смыслы, оценивать себя (С.А. Курносова).
Развитие эмоциональной отзывчивости включает активизацию эмоционального отклика детей, организацию творческой деятельности ребенка для воплощения чувств, возникших у него в результате эмоционального отклика, стимулирование высказываний детей по определению ими эмоционального содержания произведения (Л.В. Ясинских).
Говоря о результатах процесса развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста мы будем опираться на классификацию компонентов и показателей по Т.М. Палий, Е.Н. Бородиной, Л.В. Ясинских:
Первый компонент - эмоциональный отклик на произведения искусства и его показатель - внешние эмоционально-экспрессивные проявления детей (мимические, пантомимические, жестикуляционные, речевые);
Второй компонент - ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений изобразительного искусства и его показатель - ребенок понимает и соотносит с собственным опытом ценностно-смысловое содержание художественных произведений, может высказываться по поводу эмоционального содержания произведения;
Третий компонент - наличие изобразительных навыков и его показатель - умение использовать изобразительные и выразительные средства художественных материалов при создании творческих работ;
Четвертый компонент - художественно-игровое взаимодействие и его показатель - взаимодействие с окружающими во время художественно- игровой деятельности (понимание детьми эмоциональных состояний людей; проявление радости при возможности творчества и сотрудничества).
2. Дети старшего дошкольного возраста эмоционально отзывчивы. Именно в старшем дошкольном возрасте происходит развитие эмоциональной сферы личности ребенка.
Дети старшего дошкольного возраста улавливают эмоциональные проявления близких людей и друзей, откликаются на эмоциональные состояния окружающих, чувствуют оттенки эмоциональных переживаний и способны воспроизвести их значение в развернутой речи, умеют сопереживать. Ребенок может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Постепенно детьми осваиваются такие формы выражения эмоций как пантомимика, мимика, интонация. Ребенок старшего дошкольного возраста «открыт» для эмоционального взаимодействия с окружающими в художественно-игровой деятельности. Можно утверждать о достаточном уровне эмоционального восприятия и изобразительных навыков, способствующих созданию художественных образов.
3. Художественно-игровая деятельность - это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность человека, вид деятельности, направленный на эстетическое освоение мира, на воссоздание и усвоение общественного опыта, правил и норм поведения, опыта деятельности через встречу с произведениями изобразительного искусства и игру с художественными материалами и продуктами художественного творчества (по Е.Н. Бородиной).
Художественно-игровая деятельность соответствует специфике природы детской игры - ведущему виду деятельности в дошкольный период.
Близость детской игры и художественно-творческой деятельности заключается в общности психологического выражения, эмоциональной непосредственности в восприятии произведений изобразительного искусства и в художественном творчестве.
Рассмотренные научные точки зрения по проблеме развития эмоциональной отзывчивости Н.Г. Куприной, Е.Н. Бородиной, Л.В. Ясинских, можно утверждать о необходимых и важных принципах организации данного процесса: принцип целостности, эмоциональной включенности, культуросообразности, проблемности, событийной общности взрослого и детей, а также этапах художественно-игровой деятельности, таких как эмоционально-ориентационный этап, эмоциональнотворческий этап, эмоционально-смысловой этап.
Л.В. Ясинских рекомендует в процессе развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста использовать комплексные занятия, построенные в следующей последовательности:
• Эмоционально-ориентационный этап - на данном этапе ребенок через систему вопросов определяет настроение, характер произведения;
• Эмоционально-творческий этап - ребенок с помощью слова, рисунка, пения, инструментальной импровизации и выразительного движения создает творческий продукт, воплощающий переживание, которое возникает у него при восприятии художественного произведения;
• Эмоционально-смысловой этап - на этом этапе ребенок через сравнение своей житейской эмоции с эмоцией художественного произведения начинает понимать его эмоциональное содержание.
Основными видами художественно-игровой деятельности, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, будем считать: игра с художественными материалами, игра с нарисованными и затем вырезанными животными или иными образами, игра-театрализация сказки с нарисованными персонажами, дидактические игры, игровой прием «Оживи картину».
4. В соответствии с компонентами и показателями развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности подобраны следующие
диагностические задания:
• по первому компоненту - Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Понимание эмоциональных состояний дошкольниками»; В.М. Минаева «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей»;
• по второму компоненту - Н.Г. Куприна «Семейные ценности»;
• по третьему компоненту - Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Раскрась рисунок»;
• по четвертому компоненту - Е.Н. Бородина «Спешим на помощь», «Я в сказочном лесу».
Результаты диагностического исследования выявили, что на высоком уровне развития эмоциональной отзывчивости находятся 3 детей, на среднем уровне - 11 детей, на низком уровне - 5 детей, в процентном соотношении: высокий уровень - 16%; средний уровень - 58%; низкий уровень - 26%.
Таким образом, можно отметить следующее, в группе у преобладающей части детей уровень развития отзывчивости соответствовал среднему или низкому уровню. По всем компонентам у воспитанников наблюдался недостаточный интерес к восприятию предлагаемого материала.
По первому компоненту - эмоциональный отклик на произведения искусства и его показателю - внешние эмоционально-экспрессивные проявления детей (мимические, пантомимические, жестукуляционные, речевые) - у большей части детей эмоции практически полностью
отсутствовали или были выражены незначительно, дети не могли объяснить, какое эмоциональное состояние изображено, не понимали сюжет и не могли определить эмоциональное состояние персонажей. Остальная часть детей испытывала затруднение при выражении эмоции, выявляла эмоцию или циклограмму и отвечала с помощью наводящих вопросов педагога. Внешние эмоционально-экспрессивные проявления детей (мимические, пантомимические, жестукуляционные, речевые) продемонстрировали только двое воспитанников.
По второму компоненту - ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений изобразительного искусства и его показателю - понимание и соотношение с собственным опытом ценностно-смыслового содержания художественных произведений - большая часть детей затруднялась в определении темы игрового поля, нуждалась в помощи педагога при описании сюжета фрагмента картины, теряла интерес при затруднениях. У преобладающей части детей игра не вызывала интереса, либо ребенок отказывался от игры. Самостоятельно определяли тему игрового поля, в игре были заинтересованы и активны, правильно и полно комментировали сюжет фрагмента картины, сопоставляли с собственным опытом, по собственной инициативе, объясняли взаимосвязь событий художественного произведения двое детей.
По третьему компоненту - наличие изобразительных навыков и его показателю - умение использовать изобразительные и выразительные средства художественных материалов при создании творческих работ - дети не всегда решали помогать ребенку, у которого изображение не получалось, понимали, могли назвать некоторые средства выразительности, с помощью цвета, ритма передавали собственное эмоциональное состояние и отношение. Часть детей не понимала средства выразительности. Трое детей эмоционально, выразительно передавали художественные образы, использовали яркие тона, определяя настроение или отношение к изображенному, решали оказать помощь ребенку, у которого изображение не получалось.
По четвертому компоненту - художественно-игровое взаимодействие и его показателю - взаимодействие с окружающими во время художественно-игровой деятельности (понимание детьми эмоциональных состояний людей; проявление радости при возможности творчества и сотворчества) - основная часть детей выполняли задание с помощью педагога. Самостоятельно находили правильный выход из ситуации трое детей.
5. В связи с этим на данном этапе исследования был теоретически обоснован, разработан и реализован комплекс занятий «Времена года» с элементами художественно-игровой деятельности, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Виды художественно-игровой деятельности отбирались с учетом выявленных компонентов и их показателей развития эмоциональной отзывчивости.
Анализируя результаты педагогического наблюдения, проводимого с учетом выявленных компонентов и показателей развития эмоциональной отзывчивости, полученные в процессе проведения занятий «Времена года», можно сказать следующее:
• по компоненту - эмоциональный отклик на произведения искусства - дети проявляли эмоциональную отзывчивость на художественные образы, устойчивый интерес к произведениям искусства. У детей наблюдались внешние эмоционально-экспрессивные проявления (мимические, пантомимические, жестукуляционные, речевые);
• по компоненту - ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений изобразительного искусства - дети демонстрировали способность к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностно-смыслового содержания произведений художников;
• по компоненту - наличие изобразительных навыков - дети эмоционально и выразительно передавали художественные образы, использовали в своих работах яркие тона, передавая настроение или отношение к изображенному;
• по компоненту - художественно-игровое взаимодействие - дети взаимодействовали друг с другом во время художественно-игровой деятельности, понимали эмоциональные состояния людей; проявляли радость при возможности творчества и сотворчества; продемонстрировали способность к самостоятельному ценностному выбору в проблемных игровых ситуациях и визуализации собственной нравственной позиции в продуктах творчества; в процессе познавательной беседы проявляли уважение к собеседнику.
1. Абраменкова, В. В. Развитие гуманных отношений и социальная
психология детства [Электронный ресурс] / В. В. Абраменкова. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/1986/864/864027.htm (дата обращения:
27.03.2018).
2. Андреенко, Т. А., Алекинова, О. В. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 27-29.
3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Л. В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
4. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика [Текст]: Учебник для вузов. Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2011. - 624 с.
5. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография [Текст] / Е. Н. Бородина. - Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015. - 192 с.
6. Вартанян, Г. А. Эмоции и поведение [Текст] / Г. А. Вартанян, Е. С. Петров. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1989. - 144 с.
7. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте [Текст]: практ. пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
8. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов / В. И. Волынкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 442 с.
9. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации / составитель: Т.С. Комарова - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 224 с.
10. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Составитель: О.А. Соломенникова. -Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 224 с.
11. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4, ч. 2. - 432 с.
12. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л. Я. Гозман. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 176 с.
13. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст]: пособие для прак. работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 160 с.
14. Ермолаева, М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников [Текст]: учеб. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2008. - 335 с.
15. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя детского сада. / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с...