ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие о ценностном отношении в научной литературе 7
1.2. Специфика патриотического воспитания в младшем школьном
возрасте 9
1.3. Характеристика внеурочной деятельности как сферы
патриотического воспитания 10
1.4. Анализ инновационного педагогического опыта в области
патриотического воспитания младших школьников 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
2.1. Изучение патриотических качеств детей младшего школьного
возраста и системы патриотического воспитания в классе 18
2.2. План внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию
младших школьников 28
2.3. Итоги работы по теме исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 87
Современный учебно-воспитательный процесс в России направлен на достижение национального воспитательного идеала, который гласит, что школа должна готовить высоконравственных, компетентных, творческих граждан, принимающих судьбу Родины как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее своей Отчизны. Поэтому «Патриотизм» является одним из ключевых понятий современного воспитания. Патриотизм - это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились [43].
В середине девятнадцатого столетия было введено понятие "ценность" в научный цикл.
В философско-социологических источниках имеется огромное количество самых разнообразных дефиниций ценностей. История данного понятия широко раскрыта в работах Вебера М.
Именно система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную потребность и интересов индивидов и социальных общностей полагал немецкий социолог.
Продолжает традицию исследования ценностей Ч. Моррис. Он объединяет ценности с предпочитаемым поведением и считает, что все живые организмы стремятся к приобретению определенных вещей независимо от того, являются ли эти вещи предметами, знаками, состояниями или другими организмами.
Американский социолог-позитивист Адлер считал, что большинство дефиниций ценности, используемых в зарубежной социологической литературе, можно редуцировать к четырем основным типам, в зависимости от рода явлений, с которыми идентифицируются ценности:
1. Являются идеалами в виде бога, вечных идей, независимых принципов достоверности;
2.Заключаются в виде материальных и нематериальных предметов, которые чтятся, желаются, способны удовлетворить потребности;
З. Заключаются в самом человеке, в его биологических необходимостях и сознании;
4.Отождествляются с действиями, словесным или невербальным поведением и не существуют нигде в действительности, кроме действий.
Современный исследователь Каган М.С., рассматривает ценность как исключение, возникающее в "объектно-субъектном отношении". Ценность - это "значение объекта для субъекта", а оценка - "эмоциональноинтеллектуальное выявление этого значения субъектом".
С точки зрения исследователей вопросов ценности, особое значение имеет понятие ценностные ориентации, которые наиболее глубокую теоретическую и эмпирическую интерпретацию получили в работах Ядова В. А.
По представлению методистов, патриотизм, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном моменте, но и в нераздельном отношении с его природой.
Патриотическим воспитанием является - постепенное и неуклонное формирование у младших школьников ценностного отношения - любви к своей Родине. Становление чувства патриотизма проходит несколько ступеней, которые зарождаются из любви к родному селу, школе, коллективу и созревают до осознанной любви и преданности всей нашей огромной стране.
Любовь к Отчизне это самое распространённое понятие патриотизма.
А с чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, с родного села, с детской площадки.
Патриотизм - главная черта всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство достоинства за свою Отчизну, свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
К сожалению, за последние годы способствовало немало факторов, влияющих на воспитание патриотизма: отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии усиленное насаждение средств массовой информации мнения о неправильном пути развития России.
Обозначенная тема работы, несомненно, является актуальной, целое поколение выросло в смутное время, когда средства массовой информации пропагандировали западную идеологию. Ученые-исследователи отмечают, что по мере подрастания, у ребёнка, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», который требует реализации, но, как ни обидно это устанавливать, он чаще всего остается невостребованным.
Зато просыпающиеся силы взрослеющего организма могут найти свое применение в преткновении к асоциальным организациям, антиобщественным группировкам, поток которых продолжает расти. В данном исследовании ценностное отношение к малой Родине будет рассматриваться через патриотическое воспитание обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности. Патриотизм как ценность.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Воспитание патриотических качеств у младших школьников во внеурочной деятельности».
Объект исследования - воспитание патриотических качеств у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - способы педагогической деятельности по воспитанию патриотических качеств у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать для применения на практике способы педагогической деятельности по воспитанию патриотических качеств у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования.
1. На основе анализа научной и учебно-методической литературы по теме изучить особенности формирования патриотических качеств у младших школьников и выявить способы педагогической деятельности по их воспитанию.
2. Подобрать методики диагностики и с их помощью выявить особенности патриотических качеств у детей младшего школьного возраста.
3. На основе теоретического анализа и диагностических данных выявить и систематизировать для применения на практике способов педагогической деятельности по воспитанию патриотических качеств у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
• теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
• эмпирические, в том числе опрос, тестирование, системный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В конечном итоге осуществлённой опытно-поисковой деятельности, выявлено, что используя в своей работе конкретную систему внеурочных мероприятий в направлении краеведения с детьми младшего школьного возраста реально сформировать чувство патриотизма у школьников начального звена.
Положительная динамика отмечена у обучающихся Андрея Г. и Раи К., уровень патриотизма которых при первоначальной диагностике был невысоким. Этого результата удалось достичь, благодаря индивидуальному подходу. После занятий внеурочной деятельностью с ними проводились непродолжительные воспитательные беседы, использовались способы притягивания внимания, но общий уровень патриотизма у этих учащихся все равно оказался ниже, чем у школьников с первоначальным высоким уровнем (Слава В., Алиса Г.). У них основа патриотических чувств, любви к своему родному краю и его культуре, создаваемая в ходе опытно-поисковой деятельности, уже была, поэтому положительная динамика прослеживалась, но не такая сильная. В команде, учащихся с отсутствием всевозможного развития к росту патриотического понимания не было. В ходе опытнопоисковой работы, поставленные нами задачи, были выполнены.
Наша деятельность благоприятствовала привитию гордости за свою Отчизну и за родное село. По результатам проведенной системы внеурочных мероприятий со школьниками начальной школы, прослеживалась положительная динамика в отношении детей к прошлому родного района, его традициям, быту, ценностям, архитектуре. Все исследуемые начали в основном уважать и ценить его прошлое и настоящее, некоторые учащиеся в большей степени, а другие в меньшей степени.
Это связано с рядом причин.
Характерными отличительными особенностями:
-усидчивостью;
-вниманием;
- наблюдательностью;
-умением слушать.
-числом посещенных мероприятий.
В дальнейшем следует развивать краеведческую деятельность в направлении патриотического воспитания для получения отличного результата.
На основании опытно-поисковой работы, проведённых мероприятий, в помощь педагогам будут разработаны рекомендации по формированию умений и навыков патриотической направленности для детей младшего школьного возраста.
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М., 2006, С. 368.
2. Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. -119 с.
3. Бим - Бад Б.М. Днепров Э.Д. Мудрость воспитания. - М.: Педагогика, 1989. -с.78.
4. Богачёва И.В. Моё Отечество-Россия Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачёва И.В. и др.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.232 с./
5. Быков А. К. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие /Составители А. К. Быков, И. И. Мельниченко. - М.: ТЦ Сфера, 2007, С. 208.
6. Воронова, Е. Н. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры : метод. пособие / Е. Н. Воронова. - М. : Гардарики, 2008. - 153 с.
7. Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера // Воспитание школьников. - 2005. - № 10. - С. 5
8. Григорьев Д.В., Степанов П.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, Москва, «Просвещение», 2011.
9. Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.:« Просвещение», 2009 г.
10. Добросоцких А. Ю. Воскресни, Русь! О патриотизме русского человека и православном понимании войны. - М., 2000.
11. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. /Под редакцией О. Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2000. С. 256.
12. Елисеев С.М. ,Смирных А.И. Лоскут Сибири, Уралу отмеренный: Туринская Слобода / С. М. Елисеев, А. И. Смирных 175, с., Екатеринбург Сред. - Урал. Кн. изд-во 1997.
13. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8 - С. 17
14. Жукова Л. С чего начинается Родина? - М., 2000, С. 321.
15. Захарова Т.Н. Святыни земли Слободотуринской /Под ред. Т.Н.Захаровой, С.Н.Захаровой. - г. Реж, Изд-во «Малыш и Карлсон» 2014 г, с.32/...