ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА 6
1.1 Сущность категории социального партнерства и его роль в
системе современного образования 6
1.2 Международное измерение социального партнерства в сфере
образования 15
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
В МАУ ДО «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» КАМЫШЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (МАУ ДО «ДЮСШ»
КГО) 27
2.1 Общая характеристика деятельности организации 27
2.2 Организация процесса социального партнерства в МАУ ДО
«ДЮСШ» КГО 45
2.3 Оптимизация реализации процесса социального партнерства
МАУ ДО «ДЮСШ» КГО 54
Выводы по главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность исследования. Общество, в частности наиболее активная его часть, которая развивает местное самоуправление, уделяет недостаточно внимания развитию партнерских отношений с образованием. Однако образовательные организации, в поиске методов и технологий дальнейшего собственного развития, все чаще овладевают новой для себя ролью - агента изменений в обществе и распространяют практику социальной активности.
Социальное партнерство сегодня - это принципиальная необходимость, ведь очевидно, что успешно развивается то учебное заведение, которое открыто для сотрудничества, быстрее реагирует на изменения в обществе, ищет новые ресурсы для продвижения вперед.
Развитие социального партнерства - предпосылка выхода организации на качественно новый уровень культурных, социальных, политических отношений с общественными организациями и органами государственной власти и местного самоуправления, а также существенный фактор повышения эффективности образовательных услуг в организации образования.
Таким образом, социальное партнерство функционирует путем сотрудничества и координации деятельности многих независимых институтов, каждый из которых имеет законодательно определенную сферу автономии.
Инновационное развитие образовательной организации - это процесс управляемых инновационных изменений педагогической системы, ее компонентов и их структурных элементов, обеспечивающих оптимизацию и инновационный характер результатов образовательной деятельности, что обусловливает качественно новый уровень развития организации. Одним из перспективных направлений обобщения и представления опыта и достижений, оптимизации инновационной образовательной деятельности является разработка моделей инновационного развития учебных заведений разных типов. Насущной остается также проблематика создания инновационной среды в образовательной организации, решение которой будет способствовать приобретению новых возможностей в условиях совершенствования системы образования.
В современном социуме значительное внимание уделяется налаживанию партнерских отношений между школой и всеми ресурсами, которые существуют в местном сообществе и привлечению граждан к соуправлению учебно-воспитательными заведениями; укреплению семьи и отношений между людьми. В современных условиях меняется и роль школы, она выступает не просто образовательным центром, а приобретает большое значение в жизни общества, становится равноправным партнером в решении социально-экономических вопросов своего населенного пункта, автором изменений общественно-политической жизни.
Социальное партнерство в образовании - это партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни. Социальное партнерство позволяет изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования.
Поэтому проблема развития общества и удовлетворение его потребностей, привлечение родителей и жителей к решению социальных и других проблем, которые существуют как в школе, так и в обществе, моделирование инновационного развития образовательной организации актуальна для исследования.
Объект исследования - социальное партнерство в образовании.
Предмет исследования - условия развития образовательной организации на принципах социального партнерства.
Цель работы - теоретико-практический анализ процесса организации социального партнерства в муниципальной образовательной организации МАУ ДО «ДЮСШ» КГО.
Задачи исследования:
1) Выяснить сущность категории социального партнерства и его роль в системе современного образования;
2) Изучить международное измерение социального партнерства в сфере образования;
3) охарактеризовать процессы реализации социального партнерства в МАУ ДО «ДЮСШ» КГО;
4) предложить рекомендации по оптимизации реализации процесса социального партнерства МАУ ДО «ДЮСШ» КГО
Гипотеза исследования: развитие учебного заведения будет эффективным если будет осуществляться на принципах социального партнерства.
Базой исследования является Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Камышловского городского округа (далее - МАУ ДО «ДЮСШ» КГО).
Теоретической основой исследования составили труды авторов, которые изучали проблему социального партнерства, социального партнерства в образовании и близкие к этим проблемам вопросы: А.Н. Аверин, Н.В. Гаранжа, И.Г. Доценко, М.А. Задорина, О.Ю. Кожурова, Л.А. Леснянская, И.М. Реморенко, и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы из 58 источников, 7 таблиц и 1 рисунка.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.
Современные образовательные учреждения, в том числе и дополнительного образования детей не могут сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано: в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе учреждения только с семьями своих воспитанников; в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении; в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей; в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде; в саморазвитии участников образовательного процесса.
Несмотря на общую направленность государственной образовательной политики на расширение общественного участия в управлении и признания базовыми субъектами образовательного пространства необходимости налаживания конструктивного диалога для решения задач развития образования, современные перспективы использования партнерских отношений оцениваются как достаточно низкие в виду отсутствия необходимых правовых, организационно - методических, финансовых и иных основ регламентации социального партнерства в образовании.
Социальное партнерство в сфере образовании - это такой тип и система отношений между образовательными учреждениями и государственными, негосударственными и коммерческими организациями, при которых в рамках социального мира и двусторонних соглашений происходит согласование их важнейших интересов по достижению цели, требующей объединения ресурсов и организационных усилий для достижения желаемого результата.
Задачи, стоящие перед коллективом образовательного учреждения в рамках социального партнерства: наладить взаимовыгодное
сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, общеобразовательными учебными заведениями города гармонизировать воспитательные влияния различных субъектов, создать превентивное образовательное и воспитательное пространство.
Все проблемы развития школы совместно с социальными партнерами решаются согласно существующей нормативно -правовой базы, Устава, Положений, Правил, инструкций, приказов, соглашений о совместном сотрудничестве по отдельным вопросам в образовании. Однако представляется необходимым внести соответствующие изменения в Федеральный закон «Об образовании», а также разработать специализированные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность партнеров в образовательном пространстве современной школы, закрепляющие их статус, формы, виды и сферы реализации социального партнерства, ответственность, риски и полномочия сторон.
Наиболее перспективной сферой приложения консолидированных усилий власти и общества может стать заключение партнерских отношений при формировании социального заказа на образовательные услуги, как одного из ведущих направлений стратегического развития российского образования.
Анализ международного опыта по развитию и становлению социального партнерства в международном измерении позволил сделать следующие выводы: социальное партнерство в образовании можно считать надежным и апробированным социальным механизмом, способствующим экономической стабильности и развитию, созданию конкурентоспособной, гибкой и динамичной системы образования каждой страны; социальное партнерство является важной предпосылкой для формирования высококвалифицированной рабочей силы в условиях быстрых технологических изменений; модели социального партнерства указывают на то, что каждая страна стремится сохранить в сфере образования собственную неповторимость и свои традиции.
МАУ ДО «ДЮСШ» КГО является автономным муниципальным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта.
Образовательный процесс в ДЮСШ состоит из 3 -х содержательных блоков, представляющих основные виды деятельности учреждения: воспитательную, образовательную и досуговую.
Воспитательный блок включает в себя систему воспитательных мероприятий, направленных на реализацию функций воспитания, а также систему активного участия воспитанников в самоуправлении.
Образовательный блок представлен уровнями, при прохождении которых ребенок осваивает все более высокие ступени спортивного мастерства.
Досуговая деятельность заключается в реализации культурномассовых и спортивно-оздоровительных мероприятий для учащихся и педагогического состава.
В сентябре 2017 года МАУ ДО «ДЮСШ» КГО приняло участие в оценке качества образовательной деятельности организаций, реализующих программы дополнительного образования. Результаты организации на «хорошо».
Опыт работы школы показывает, что активная позиция учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным.
Организация социокультурной связи между МАУ ДО «ДЮСШ» КГО и учреждениями позволяет: использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей; решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации дополнительного образования.
В целом спортивная школа готова к разноплановому сотрудничеству. Педагогический коллектив пытается развивать все возможные направления, формы и виды социально-образовательного партнерства. Социальное партнерство ДЮСШ способствует реализации основных задач, развитию учреждения, в чем заинтересованы и социальные партнеры.
Как недостаток отметим, что в этом направлении деятельность в МАУ ДО «ДЮСШ» КГО осуществляется ситуативно, а, как представляется, должна осуществляться в специально планируемых в рамках социального партнерства акциях, к примеру либо в рамках Плана работы школы, либо в рамках отдельно разработанной Программы социального партнерства.
В рамках работы был разработан макет Программы социального партнерства МАУ ДО «ДЮСШ» КГО и обоснована система мероприятий по совершенствованию внетренировочной деятельности организации.
Программа зафиксировала достигнутый уровень жизнедеятельности спортивной школы и тем самым определила точку отсчета для дальнейших шагов к развитию. Эта задача, в свою очередь, предусматривает констатацию существующего положения дел, выявление достижений ДЮСШ и ее конкурентных преимуществ, а также ключевых проблем достигнутого уровня в свете меняющихся требований к дополнительному образованию.
Программа определяет желаемое будущее состояние спортивной школы, параметры ее строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям педагогического коллектива и социума. В Программе разработана стратегия и тактика перехода от достигнутого уровня к желаемому будущему.
В современных условиях крайне необходимо обеспечить финансовую устойчивость школы и прежде всего создания платных групп обучающихся. Для развития организации в рамках социального партнерства предлагается реализовать проект физкультурно-оздоровительного комплекса. Инициатором должна выступить ДЮСШ, т.к. это будет прежде всего в ее финансовых интересах.
1. Конституция Российской Федерации: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 30.12. 2008 № 6-ФКЗ,№ 7-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) [Электронный ресурс]. // Режим доступа [Консультант плюс].
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]. // Режим доступа [Консультант плюс].
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. // Режим доступа [Консультант плюс].
4. Федеральный закон от 04.12 2007г. № 329-ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. // Режим доступа [Консультант
плюс].
5. Концепция развития дополнительного образования детей: распоряжение Правительства Российской федерации от 04.09.2014 № 1726 - р [Электронный ресурс] // Режим доступа [Консультант плюс].
6. О лицензировании образовательной деятельности: постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 [Электронный ресурс] // Режим доступа [Консультант плюс].
7.Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам: приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 г. №730 [Электронный ресурс] // Режим доступа [Консультант плюс].
8.Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта: Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 г. №1125 [Электронный ресурс] // Режим доступа [Консультант плюс].
9. Устав Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Детско-юношеской спортивной школы» Камышловского городского округа (утв. приказом Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодёжи администрации Камышловского городского округа от 25.01. 2018 г. № 67) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kamsport.uralschool.ru (дата обращения 10.11.2018)
10. Авдеенко, М.В. Социальное партнерство в сфере образования. Учебное пособие [Текст] / М.В. Авдеенко, Т.М. Алешина, В.Н. Понкратова. - М.: Издательство МГОУ, 2006. - 60 с.
11. Аверин, А.Н. Социальное партнерство в сфере труда [Текст] / А.Н. Аверин. - М.: Издательство: РАГС , 2011. - 117 с.
12. Благодатских, В.Г. К истории развития практики социального партнерства [Текст] / В.Г. Благодатских, К.П. Стожко. В сборнике: Октябрь 1917 года: история и современность Материалы научнопрактической конференции с международным участием. - 2017. - С. 5-31.
13. Бутнараш, В.Г. Развитие социального партнерства в образовании [Текст] / В.Г. Бутнараш // Вестник «Орлеу» - kst. - 2015. - N 2 (8). - С. 7377.
14. Бывшева, М.В. Социальное партнерство семьи и школы в непрерывном образовании детей [Текст] / М.В. Бывшева, И.Г. Чугаева // Нижегородское образование. - 2018. - N 2. - С. 17-23.
15. Галимова, Г.Д. Социальное партнерство и современная школа [Текст] / Г.Д. Галимова // Вестник магистратуры. - 2018. - N 1-3 (76). - С. 109-111...