Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Работа №97202

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
210
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 8
1.1 Понятие и значение контроля и надзора в сфере окружающей
среды 8
1.2 Нормативно-правовое регулирование организации и осуществления
контроля и надзора в сфере окружающей среды 13
1.3 Формы и методы организации и осуществления контроля и надзора
в сфере окружающей среды 20
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 27
2.1 Функции и полномочия Министерства природных ресурсов и
экологии Свердловской области по организации и осуществлению контроля и надзора в сфере окружающей среды 27
2.2 Проблемы организации и осуществления контроля и надзора в
сфере окружающей среды в Свердловской области 33
2.3 Рекомендации по совершенствованию организации и осуществления контроля и надзора в сфере окружающей среды в Свердловской области... .49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 66

Актуальность исследования. В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный размах. Они затрагивают основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.
На конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) принята концепция устойчивого развития, положившая начало новой идеологии - идеологии выживания человечества в единстве с окружающей средой на основе гармонизации социально - экономического и экологического развития цивилизации. В ней, как и в других международных и отечественных документах подчеркивается необходимость формировании благоприятной для человечества среды проживания.
Согласно данным о состоянии окружающей среды в Российской Федерации в 44 городах России (20% городов) уровень загрязнения воздуха характеризуется как высокий и очень высокий. Воздействие такого загрязнения в среднем по стране испытывают на себе 17% городского населения. Сохраняется тенденция к ухудшению состояния природной среды, в том числе состояния почв и земель; общие объемы выбросов загрязняющих веществ в Российской Федерации на душу населения не уменьшаются.
Существующую экологическую обстановку в Свердловской области можно охарактеризовать как неблагоприятную. Так, по данным общероссийской общественной организации «Зеленый патруль», летом 2017 года Свердловская область была признана самым грязным регионом России. При этом, с 2009 по 2017 год Свердловская область регулярно занимает последние позиции в экологическом рейтинге субъектов РФ, периодически деля «антилидерство» с соседней Челябинской областью.Неблагоприятное состояние окружающей среды Свердловской области определяется спецификой ее развития, характерной для старопромышленных регионов России. Во-первых, это высокая техногенная нагрузка, обусловленная чрезмерной концентрацией производства, включая преимущественно экологически опасное производство. Так, в Уральском федеральном округе сосредоточено в 4 раза больше промышленных предприятий, чем в среднем по России. Особенно вредными производствами считаются черная и цветная металлургия, топливная и химическая промышленность. Во-вторых, это использование устаревших технологий и оборудования с высокой ресурсо- и энергоемкостью производства, что повлекло накопление значительного количества отходов, загрязнение почв, воздушного и водного бассейнов, сокращение биологического разнообразия, ухудшение качества окружающей среды.
Перечисленные факторы обусловливают неблагоприятное качество окружающей среды, повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, деградацию природных комплексов, создают угрозу экологической безопасности региона. Около 70% населения области проживает в условиях превышения предельно допустимых концентраций по содержанию токсических веществ в атмосферном воздухе. Наиболее неблагополучными по состоянию атмосферного воздуха являются территории муниципального образования город Екатеринбург, города Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск и многие другие.
Несмотря на стабильное снижение выбросов металлургическими предприятиями, выбросы вредных веществ в атмосферный воздух по- прежнему превышают установленные предельно допустимые показатели.
Продолжают расти валовые выбросы автомобильного транспорта, парк которого ежегодно увеличивается на 10-12 процентов.
В сложившихся условиях актуальной проблемой становится проблема эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере окружающей среды как важнейшего инструмента обеспечения экологической безопасности страны, региона.
Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты контроля и надзора в сфере окружающей среды рассматривались в трудах: Г.В. Атаманчука, А.П, Алехина, Б.А. Боровских. М.М. Бринчука, С.А. Боголюбова, К.Г. Гофмана, А.А. Гусева, Ю.Г. Жарикова, А.Зайцева, А.И. Казанника, О.С. Колбасова, А.Е. Лунева, В.В. Петрова, Ю.А. Тихомирова, А.И. Жмотова, Ю.С. Шемшученко и др.
Между тем, нами не было выявлено специальных работ, посвященных контролю и надзору в сфере окружающей среды на региональном уровне. Обойден вниманием и вопрос о системе государственного контроля и надзора в сфере окружающей среды в субъекте Российской Федерации, как сложной подсистеме государственного управления охраной окружающей природной среды в целом. Таким образом, недостаточная разработанность в научной литературе вопросов регионального контроля и надзора в области охраны окружающей среды на уровне субъектов РФ вообще и Свердловской области в частности послужили основанием для выбора темы данной выпускной работы.
Цель работы - провести анализ эффективности организации и осуществления контроля и надзора в сфере окружающей среды в Свердловской области, выявить существующие проблемы в действующем механизме и предложить пути их решения.
Задачи работы:
• раскрыть понятие и значение контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды;
• изучить нормативно-правовые основы управленческой деятельности
• рассмотреть виды формы и методы организации и осуществления контроля и надзора в сфере окружающей среды на предмет их достоинств и недостатков с позиций возможности эффективного использования в конкретных управленческих ситуациях.
• выявить проблемы организации и осуществления контроля и надзора в сфере окружающей среды в Свердловской области на примере
• разработать и предложить проект подпрограммы по совершенствованию организации и осуществления контроля и надзора в сфере окружающей среды в Свердловской области;
• предложить методику оценки эффективность реализации мероприятий подпрограммы.
Объектом исследования является контрольно - надзорная деятельность Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Предметом исследования являются проблемы в организации и осуществлении контрольно - надзорной деятельности в Свердловской области.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральное и региональное природоохранное законодательство.
Информационной базой исследования стали официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, данные Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, а также труды отечественных и зарубежных специалистов в области охраны окружающей среды и экологии, периодическая литература по широкому кругу вопросов, относящихся к теме.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических и методологических положений, направленных на совершенствование механизма контроля и надзора в сфере окружающей среды на региональном уровне.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные научные разработки могут представлять интерес для практической деятельности органов государственной власти субъектов РФ, в частности, результаты данного труда могут послужить основой для уточнения и разработки программных документов, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В работе использовались системно-структурный, и системно - функциональный методы анализа; общенаучные методы (индукции и дедукции); абстрактно-логический анализ и синтез.
Структура данной работы обусловлены логикой, целью и задачами проведенного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 44 источников, четырех приложений, 3 таблиц,3 диаграмм.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам работы можно сделать следующие выводы. Региональный государственный контроль и надзор в сфере окружающей среды является одним из важнейших элементов системы формирования экологической безопасности на территории субъектов Российской Федерации и всей страны в целом. Для Свердловской области как территории, испытывающей высокую техногенную нагрузку, эффективная деятельность в этом направлении особенно необходима.
В настоящее время разработаны теоретические, нормативно -правовые и организационные основы контрольно-надзорной деятельности в области экологии и природопользования. Однако в них имеются существенные пробелы и противоречия, затрудняющие разработку и реализацию региональной экологической политики, контроль и надзор за ее реализацией. Перечень и характеристика конкретных проблем содержится в соответствующих разделах данной работы.
На территории Свердловской области уполномоченным государственным органом, осуществляющим региональный государственный контроль и надзор в сфере экологии и природопользования, является Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области. Организационно-функциональная структура Министерства соответствуют федеральному и региональному законодательству и позволяют ему в целом успешно осуществлять контрольно-надзорную деятельность в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В тоже время нами выявлен ряд проблем организационного и правового характера, снижающих результативность и эффективность контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны окружающей среды. Так, только государственный надзор в изучаемой сфере в Свердловской области осуществляют восемь самостоятельных служб и организаций, из которых 57
четыре относятся к федеральному и четыре к региональному уровню. И это не считая иные виды надзорной деятельности, как, например, прокурорский надзор, а также надведомственные, ведомственные и вневедомственные контролирующие структуры. Деятельность данных служб и учреждений зачастую происходит на одних и тех же объектах, по близким или даже одинаковым вопросам, что ведет к дублированию функций. И в то же время в каждом из указанных органов, как правило, не хватает инспекторов, непосредственно занятых надзорной деятельностью.
Такое положение требует четкого согласования их деятельности, возможно, и путем создания межведомственного координационного органа на базе областного Министерства природных ресурсов и экологии.
В рамках проходящей в России административной реформы стали предъявляться повышенные требования к контрольно -надзорной деятельности, что повлияло и на сферу ответственности изучаемого Министерства. Это требует определенной перестройки его деятельности. Предложенный нами проект подпрограммы «Развитие регионального государственного контроля и надзора Свердловской области в области природопользования и экологической безопасности на 2020-2024 годы» будет способствовать совершенствованию региональной контрольно-надзорной деятельности в регионе и в конечном итоге повышению эффективности реализации государственной экологической политики.


1. Стокгольмская декларация (Принята в г. Стокгольме 16.06.1972 на
Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды) [Текст] // Действующее международное право. Т 3. М.: Московский независимый
институт международного права, 1997. С. 682 - 687.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Текст] // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Текст] // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25.
Ст. 2954.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) [Текст] // Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. N 44. Ст. 4147.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Текст] // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1). Ст. 1.
6. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 05.06.2006, N 23.
ст. 2381,
7. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Текст] // Собрание законодательства РФ.11.12.2006^ 50.
Ст. 5278.
8. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.08.2018) "О недрах"[Текст] // Собрание законодательства РФ. 06.03.1995. N 10. Ст. 823.
9. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об особо охраняемых природных территориях" [Текст] // Собрание законодательства РФ. 20.03.1995. N 12. Ст. 1024.
10. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об экологической экспертизе" [Текст] // Собрание законодательства РФ.27.11.1995. N 48. Ст. 4556.
11. Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ (ред. от 17.04.2017) "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" [Текст] // Собрание законодательства РФ. 21.07.1997. N 29. Ст. 3510.
12. Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" [Текст] // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3833.
13. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления" [Текст] // Собрание законодательства РФ. N 26. 29.06.1998. Ст. 3009.
14. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" [Текст] // Собрание законодательства РФ. 05.04.1999. N 14. Ст. 1650.
15. Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "Об охране озера Байкал" [Текст] // Собрание законодательства РФ. 03.05.1999. N 18. Ст. 2220...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ