ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО
И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие адаптация, виды адаптации 7
1.2. Особенности адаптации детей к дошкольной организации 11
1.3 Возрастные особенности развития детей раннего и младшего
дошкольного возраста 17
1.4. Функции педагога в организации адаптационного периода детей к ДОО 25
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОО 35
2.1. Результаты наблюдения за детьми на начальной стадии
адаптационного периода 35
2.2. Организация педагогом условий для успешной адаптации детей к
условиям в ДОО 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Проблема адаптации детей к дошкольному учреждению в современных условиях является весьма актуальной. Новая среда предъявляет к ребенку особые требования, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать его индивидуальным особенностям и склонностям.
Поступление в ДОО связано с включением ребенка в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами. Перемена обстановки ставит малыша в такие условия, при которых возникает необходимость подчинять свои побуждения определенным требованиям и правилам.
Одни дети быстро и хорошо привыкают к новым условиям. Для других этот процесс сложен и труден и может привести к нервному перенапряжению, срыву. Облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, воспитателей, и от той среды, в которой находится ребенок. В связи с этим создание оптимальных условий в адаптационный период требует пристального изучения.
Н. М. Аскарина одна из первых указала на важность адаптации детей раннего и младшего возраста к дошкольному учреждению. Она делала акцент на необходимости охраны нервной системы ребенка, бережного, внимательного отношения к нему в период привыкания к детскому саду.
Прежде чем ребенок начнет нормально жить и развиваться в условиях дошкольного учреждения ему необходимо преодолеть тяжелый этап в своей жизни - привыкание к дошкольному учреждению, так как установлено, что именно в раннем возрасте адаптация детей к детскому саду проходит дольше и трудней, чаще сопровождается болезнями. Педагогически грамотный подход поможет решить эту проблему.
Психическое развитие детей раннего возраста наиболее успешно изучалось в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, С.Л. Новоселова, Л.Н. Галигузова и др.
Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО рассматриваются в педагогических работах Н.М. Аксариной, Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика, Р.В. Ямпольской, Л.Г. Голубевой, Н.Д. Ватутиной и др.
Современными исследователями особенностей воспитания детей раннего возраста в условиях ДОО являются: Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова, В.Н. Белкина, Л.В. Белкина, О.И. Давыдова, А.А. Майер, Т.И. Оверчук, Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Е.Г. Пилюгина, Т.И. Чиркова и многие др.
В частности, Н. Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Авторы подтверждают мысль о том, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его совместной работе с семьёй ребёнка.
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной на современном этапе.
Практически каждая семья при поступлении ребенка в ДОО сталкивается с этой проблемой. Особенно это касается детей младшего дошкольного возраста. Период младшего дошкольного возраста характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с близкими и страхом новизны. Адаптация к условиям ДОО часто проходит весьма болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Поступление в детский сад, большое количество незнакомых ему детей, взрослых и окружающая обстановка часто вызывает у ребенка стресс. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе процесса адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходима активная помощь взрослого обеспечивающего постепенное привыкание к условиям ДОО.
Правильно организованная деятельность педагога с детьми может стать залогом эффективной адаптации детей к условиям детского сада. Такое сотрудничество способствует повышению мотивации ребенка, снижению тревожности и тяжести разлуки не только у детей, но и у их родителей.
Актуальность исследования определяется недостаточной
разработанностью проблематики процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада, социальным запросом эффективных педагогических методов обуславливающих оптимизацию условий процесса адаптации.
Анализ литературы показал, что большинством авторов в качестве переменных, влияющих на адаптацию, рассматриваются факторы физиологического характера (А.Ф. Белов, Ю.Ю. Бяловский, Л.Г. Дикая, И.Г. Кумарина, С.А. Шапкин) и индивидуально-психологические особенности личности ребенка (Л.Г. Дикая, В.И. Ильичева, Е.Р. Калитиевская, С.А. Шапкин, Е. Шмид-Кольмер) Социально-психологические факторы анализируются только с позиции своеобразия новой социальной среды, в которую вступают дети (М.М. Безруких, Е.Ю. Беликова, Н.В. Дубровинская, А.И. Захаров, Е.В. Сазонова, Д.А. Фарбер, Н.В. Чахмахчева). Вместе с тем, прямое влияние взрослого на качественные характеристики адаптации детей к детскому саду остается до конца не исследованным.
Цель исследования - сформулировать и обосновать условия, способствующие адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Предмет исследования - педагогические условия, способствующие адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Гипотеза исследования основана на том, что адаптация ребенка к детскому саду будет успешна при организации следующих условий:
1. планирование работы по организации адаптационного периода;
2. согласованность взаимодействий в ДОО и семье;
3. создание эмоционально - благоприятной среды в группе.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью работы поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям в ДОО.
2. Подобрать диагностические методики и определить уровень адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
3. Разработать и обосновать условия, способствующие адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Теоретическую основу исследования составили: исследования в области психологии детей раннего возраста Л. Ф. Обухова, Е.Н. Герасимова, А.Н. Леонтьев, по проблемам адаптации детей к ДОО, Р. Айсина, Ф.Б. Березина и др., а также методические разработки по организации адаптационного периода таких авторов, как Л.В. Белкина, Н.В. Кирюхина, О. И. Давыдова, А.А. Майер.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов по организации адаптационного периода в группах детей раннего возраста, которые представляют практическую ценность для педагогов ДОО.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, психодиагностические методы: наблюдение, беседа.
База исследования. Исследование было организовано на базе второй младшей группы МБДОУ «Пышминский детский сад №5». В исследовании принимали участие 7 детей раннего дошкольного возраста (2 - 3 года) из них 3 девочек и 4 мальчиков. Все дети посещают ДОО с начала учебного года.
Детский сад - серьёзный вызов в жизни ребёнка, большое испытание для малыша, а любое испытание - или ломает, или закаляет; делает сильнее, продвигает вперед в развитии - или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема взаимодействие ДОО и семьи в период адаптация детей к условиям дошкольной образовательной организации.
Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую
диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.
В ходе нашей работы, мною были рассмотренные аспекты, доказывающие, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка к дошкольной организации. По моему мнению педагог - профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малыша в период адаптации, педагог проектирует взаимодействие с родителями своих воспитанников, дает необходимые рекомендации родителям и сам придерживается определенных правил:
Для того чтобы прошла успешная адаптация детей, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей.
Рекомендации для воспитателей:
• любите детей и относитесь к ним как своим;
• помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;
• приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;
• необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольную организацию;
• проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;
• проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.
В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.
Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
Поэтому первый этап подготовки детей в ДОО необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду - знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.
Главное на этом этапе - это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы работы по адаптации детей следующие:
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу детей третьего года жизни.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Данное исследование проведено с целью подбора и обоснования условий для адаптации детей в ДОО.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
При теоретическом анализе научной литературы было подчеркнуто, что адаптация - это способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим
ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Все это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, вызывает стресс.
Для детей дошкольного возраста характерны генерализованные, то есть общие адаптационные реакции всех систем организма на внешние стимулы. Педагогу необходимо проводить постоянную диагностику процесса адаптации детей. Для диагностики процесса адаптации используется в основном наблюдение за поведением, общением, эмоциональными проявлениями детей. Удобным вариантом диагностики также является рисование на заданную тему.
В младшем дошкольном возрасте совместная деятельность с педагогов оказывает значительное влияние на социализацию и адаптацию ребенка. Воспитатель играет большую роль в процессе адаптации ребенка к условиям детского сада, смягчая протекание адаптационного периода у детей. Эффективным для организации адаптации детей младшего дошкольного возраста является такое взаимодействие, которое помогло бы детям принимать безболезненно окружение (незнакомых детей и взрослых). Ребенок должен научиться применять свои адаптационные возможности, для чего ему необходимы формы организации разнообразных видов деятельности, соответствующие его возрастным особенностям, помогут ему в этом. В работе с детьми используют такие приемы, как демонстрация собственного позитивного действия, замена, переключение внимания, введение правил, игровые приемы, музыку, шутки и т.д.
Исследование уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста показало, что в основном дети плохо адаптированы в ДОО. Они часто не умеют взаимодействовать со сверстником, боятся воспитателей, им трудно обратиться к воспитателю, они тяжело переживают разлуку с матерью и часто не привыкли к режиму в группе. У большинства детей высокая тревожность, которая выражается в плаксивости, обидчивости, напряженности, трудностях включения в деятельность.
Результаты диагностики показали необходимость организации воспитательной деятельности с целью успешной адаптации детей к условиям ДОО. Проект деятельности педагога по организации условий адаптации детей в ДОО имеет целью создание условий для безболезненного перехода ребенка из семьи в детский сад. Основная роль в реализации воспитательной деятельности принадлежит педагогам и родителями. При работе с детьми необходимо: создать эмоционально благоприятную атмосферу,
сформировать у детей положительную установку на детский сад, чувство уверенности в окружающем, познакомить детей со взрослыми и друг с другом и помочь им сблизиться.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: планирование работы по организации адаптационного периода, согласованность взаимодействий в ДОО и семье, создание эмоционально - благоприятной среды в группе являются эффективными условиями успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОО.
1. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесова. - М. : Просвещение, 2005. - 176с.
2. Аксарина, М. Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / М. Н. Аксарина. - М. : Медицина, 2007. - 398 с.
3. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка [Текст] / А. И. Баркан. - М. : АСТ- ПРЕСС, 2007. - 417 с.
4. Белкина В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. - М.: Учитель; Воронеж: 2006. - 236 с.
5. Божович, Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. Н. Божович. - М. : Проспект, 2002. - 414 с.
6. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте [Текст] /. Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Педобщество, 2007. - 240 с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224 с.
8. Галанов, А. С. Я иду в детский сад [Текст] : пособие для родителей и воспитателей / А. С. Галанов. - М. : Школьная Пресса, 2002. - 120 с.
9. Галигузова Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 2007.- 286 с.
10. Григорьева, Г. Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста [Текст] / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Губанова. - М. : Просвещение, 2003. - 80 с.
11. Григорьева, Г. Г. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] /. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева. - М. : Просвещение, 2001. - 253 с.
12. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика [Текст] /.К. М. Гуревич, Е. М. Борисова. - М. : УРАО, 2007. - 41 с.
13. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ [Текст]: методическое пособие / О. И. Давыдова, А.А. Майер.- М.: ТЦ «Сфера»; 2006.
• 128 с.
14. Доронова, Т. А. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы [Текст] / Т. А. Доронова. - М. : Обруч, 2006.
15. Доронова, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.А. Доронова. - М. : Дошкольное воспитание; 2004...