ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как
педагогическая проблема 6
1.2. Особенности эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста 16
1.3. Возможности изодеятельности в эстетическом воспитании детей
24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностика исходного уровня эстетической воспитанности детей
старшего дошкольного возраста 33
2.2. Содержание работы по эстетическому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста в изодеятельности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
Актуальность избранной темы обусловлена требованиями современных Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Эстетическое воспитание благотворно сказывается на развитии вкуса, умении замечать прекрасное и безобразное в окружающем мире, тесно связано с развитием нравственных качеств и творческой активности ребёнка.
Дошкольный период детства признан как важный этап развития внутреннего мира ребёнка, становления его ценностных и нравственноэстетических установок. Это связано с особой эстетической восприимчивостью детей дошкольного возраста, их эмоционально-образному восприятию окружающего мира.
Особую роль в эстетическом воспитании детей играет изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, наиболее доступные в этом возрасте, вызывающие интерес и положительные эмоции у детей, способствующие развитию у них способности к образному восприятию и отражению в собственном творчестве явлений окружающего мира.
В то же время на практике существует противоречие между возможностями обращения к изодеятельности в эстетическом воспитании детей и недостаточностью методического обеспечения этого процесса в дошкольных образовательных организациях.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования, которая заключается в поиске путей эстетического воспитания детей на основе обращения к изодеятельности.
Актуальность проблемы, выделенное противоречие обусловили тему исследования: «Организационно-педагогические условия эстетического
воспитания детей в изодеятельности».
Объектом исследования является процесс эстетического воспитания детей в детской образовательной организации.
Предметом исследования является комплекс организационнопедагогических условий, которые наиболее эффективно способствуют эстетическому воспитанию старших дошкольников в изодеятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать комплекс
организационно-педагогических условий эстетического воспитания детей в изодеятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание эстетического воспитания применительно к детям старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изодеятельности в эстетическом воспитании детей.
4. Провести диагностику исходного уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать работу по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изодеятельности.
Теоретической основой исследования являются концепции развития эстетического воспитания, разработанные психологами (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Игнатьева, О.М. Дьяченко и др.); положения психологов и педагогов, затрагивающих проблемы культурно-эстетического развития дошкольников, становления художественно-эстетического сознания формирующийся личности (Л.С. Выготский, Л.П. Печко, Е.М. Торшилова); теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); работы психологов о значимости развития эстетического восприятия в становлении личности ребёнка (Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец, А.Н. Зимина, А.Н. Леонтьев); взгляды отечественных и зарубежных педагогов и психологов на проблему эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности (В.И. Игнатьева, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Н.П. Саккулина, Е.А. Флерина).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эстетического воспитания детей; педагогическое наблюдение; диагностирование; проектирование; метод математической обработки результатов диагностического исследования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов ДОО по эстетическому воспитанию детей.
База исследования: проектировочная работа проводилась на базе ДОО Кировского района «Волшебная радуга» г. Екатеринбурга Свердловской области.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В процессе исследования были выполнены намеченные задачи.
1. На основании изученной литературы раскрыто понятие «эстетическое воспитание». Эстетическое воспитание - это система знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, понимание и оценку прекрасного в природе, искусстве, в труде и общении; эстетические взгляды, вкусы и убеждения; художественный кругозор, умения и навыки творческой художественно- эстетической деятельности.
Эстетическое воспитание дошкольников - это целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и в искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты (А.Ю. Коджаспирова).
2. Выявлены особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, которые проявляются в следующем: в старшем дошкольном возрасте дети уже могут сосредоточенно и усидчиво слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также осмысленно их воспринимать, сопереживать, сочувствовать добру и осуждать зло. Дошкольники начинают проявлять свой интерес к конкретному виду художественной деятельности. У них активно развиваются художественные и творческие способности. Дети в этом возрасте сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликации, рисуют, лепят. Они способны сами оценить творческие поделки как своих сверстников, так и свои собственные. Ребята могут совмещать в одной поделке разные методы нанесения штрихов и различные материалов.
3. Раскрыты возможности изобразительной деятельности эстетическом воспитании детей.
Изобразительная деятельность как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в её продуктах, построено на работе воображения, отражения своих наблюдений, впечатлений, полученных через слово и различные виды искусств, актуализации своего жизненного опыта и проявления своего отношения к изображаемому (Е.А. Флерина).
Основные виды изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребёнка об окружающем мире.
4. Проведена педагогическая диагностика исходного уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
На основе анализа литературы были выделены следующие критерии и показатели эстетической воспитанности детей: когнитивный,
проявляющийся в сформированности эстетических знаний (представлений и понятий), степени проявления интереса к эстетическим знаниям; эмоционально-волевой, проявляющийся в развитости эстетических чувств, в сформированности волевых качеств, необходимых для выполнения эстетической деятельности, в степени проявления усилий в совершенствовании своих эстетических способностей; деятельностный, проявляющийся в сформированности эстетических умений и навыков, активности, инициативности, самостоятельности в эстетической деятельности.
Результаты проведенной диагностики с детьми старшей дошкольной группы показали, что у шестерых дошкольников (40%) - низкий уровень эстетической воспитанности, у восьмерых детей (53,3%) - средний уровень и только у одного (6,7%) - высокий уровень. В связи с этими показателями, можно сделать вывод, о том, что эстетическая воспитанность старших дошкольников находится преимущественно на среднем и низком уровнях. У детей слабая эмоциональная отзывчивость на выразительные средства, они не могут увидеть и определить эстетические качества в произведениях искусства.
5. Спроектировано содержание работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изодеятельности.
Нами был разработан комплекс занятий «Чувственный цвет», направленный на развитие выделенных показателей эстетической воспитанности у детей. Так, занятия «Натюрморт с рыбками», «Путешествие в подводный мир», «Краски леса» направлены на повышения уровня эстетической воспитанности по эмоционально-волевому критерию с использованием метода побуждения к сопереживанию, эмоциональноположительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающей действительности. Занятия «Теплое и холодное царство», «Волшебные цвета» направлены на повышения уровня эстетической воспитанности по деятельностному критерию с использованием методов приучения, который включает упражнения в практических действия, предназначенные для преобразования окружающей действительности и выработки навыков культуры поведения; метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям. Занятия «Нарисуй вкус», «Мир, в котором я живу», «Волшебный мешочек» повышают уровень эстетической воспитанности по когнитивному критерию с использованием метода убеждения, он направлен на обогащение эстетических знаний и представлений, формирование эстетических эталонов в восприятии детей.
Комплекс занятий «Чувственный цвет» разработан с учетом интеграции образовательных областей, индивидуального подхода к вовлечению детей в самостоятельное художественно-игровое творчество.
Была проведена работа по педагогической организации художественно - эстетической среды в дошкольной образовательной организации: подобраны разнообразные пособия, материалы (включая природный материал), инструменты для игровой и художественной деятельности детей, продумано общение детей с произведениями искусства в режимные моменты (звучащая музыка, репродукции картин, изделия декоративно -прикладного искусства).
Организовано взаимодействие с родителями по вопросам эстетического воспитания детей: проведено анкетирование родителей с обсуждением его результатов, проведено занятие на основе совместной художественной деятельности детей и родителей, организованы беседы, разработаны буклеты с рекомендациями по эстетическому воспитанию детей в семье, организации активной игровой и художественной деятельности детей дома.
1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. - М. : Акад. проект, 2005. - 240 с.
2. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 11. - С. 32-38.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 296 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2008. - 671 с.
5. Галанов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. - М. : Сфера, 1999. - 80 с.
6. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г. Г. Григорьева. - М. : Академия, 2000. - 344 с.
7. Детство [Текст] : программа волей развития и владени воспитания детей в дет. наиболе саду / В. И. Логинова [и др.] ; под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб, : Детство-Пресс, 2015. - 389 с.
8. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов : в 2 т. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1988. - Ч. 1 : Содержание коммунистического воспитания в детском саду. - 256 с.
9. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью [Текст] : дис. д-ра пед. наук: 13.00.03 / Е. А. Екжанова. - М, 2003. - 334 с.
10. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. - М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин. просвещения РСФСР. - 1961.
• 92 с.
11. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] : конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией : пособие для воспитателей дет. сада. / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 1985. - 192 с.
12. Коган, Л. Н. Искусство и мы [Текст] / Л. Н. Коган. - М. : Молодая гвардия, 1970. - 269 с.
13. Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства [Текст] : Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / С. К. Кожохина. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 68 с.
14. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т. С. Комарова. - М. : Педагогика, 1990. - 143 с.
15. Комарова, Т. С. Как научить ребёнка рисовать [Текст] : обучение детей в дет. саду и в шк. / Т. С. Комарова. - М. : Столетие, 1998. - 141 с...