Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация процесса по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства

Работа №97196

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 8
1.1. Анализ литературы по проблеме развития эмоциональной
отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего
дошкольного возраста 16
1.3. Изобразительное искусство как средство развития эмоциональной
отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 30
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Организация работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного
искусства 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86

Эмоциональный опыт и эмоциональная жизнь ребёнка в старшем дошкольном возрасте расширяются и обогащаются. Усложняется содержание, которое служит источником для переживания конкретных эмоций, появляются различные оттенки глубоких и длительных чувств (сопереживания, стыда, сочувствия и т.д.). Согласно п. 1 ст. 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств...» [39].
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС ДО) «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.» [33]. Согласно ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (изобразительного, музыкального, словесного) . «стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [33].
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, указанных в ФГОС ДО [33], выступает следующее: ребёнок имеет установку положительного отношения к окружающему миру, к различным видам труда, самому себе и другим людям, чувство собственного достоинства; активно взаимодействует с ровесниками и взрослыми людьми, принимает участие в совместных играх. Ребёнок способен договариваться, принимать во внимание интересы и чувства другого человека, сопереживать неудачам и радоваться успехам другого, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стремится решать конфликтные ситуации. Всё вышеизложенное подтверждает необходимость развития эмоциональной отзывчивости у детей с периода дошкольного детства.
Актуальность развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста определена не только нормативно-правовыми актами в области образования, кроме того она обусловлена потребностью современной жизни. Т.А. Андреенко акцентирует внимание на том, что педагоги часто сталкиваются с такими ситуациями, когда дети «испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников» [2, с. 41]. Автор, объясняя данный факт говорит, что взрослые, не смогли своевременно развить эмоциональную отзывчивость, дружелюбность.
Основные концепции отечественной гуманистической педагогической мысли XIX - XX вв. (Ш.А. Амонашвили, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, В.Т. Кудрявцев, А.Б. Орлов, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др.) акцентируют внимание на важности, уникальности и ценности периода детства в развитии личности и необходимости насыщения содержания и форм организации педагогического процесса, который способствует развитию человека. Сензитивность старшего дошкольного возраста для развития эмоциональной отзывчивости подтверждена итогами современных исследований таких учёных как И.В. Груздова, Н.А. Довгая, Ю.В. Лебедева, Л.Н. Мартынова, Л.В. Ясинских и др.
Эмоциональная отзывчивость как качество личности стремительно развивается в процессе общения с произведениями изобразительного искусства, через сопереживание художественным образам. Затем у ребёнка обязательно появляется стремление выразить собственное отношение, в разнообразных видах деятельности, например, театрализация увиденного события, или придумывание диалога между главными героями произведения, рисование героя, который понравился и др.
Особая чувствительность к эмоциональному тону непосредственных чувственных впечатлений является важным качеством для понимания эмоционального содержания произведения, внутреннее содержание которого всегда воплощено в непосредственно воспринимаемых чувственных явлениях. Через определение чувственного настроения, характера главных героев художественного произведения живописи, у детей развивается способность чувствовать и понимать то, что выразил в образе художник.
Однако, изобразительное искусство как средство развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников зачастую недооценивается педагогами, а также не в полной мере разработано содержание непосредственно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости на материале изобразительного искусства. Вместе с тем именно в старшем дошкольном возрасте, когда перестраиваются отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, закладываются основы социального поведения личности, важно определить эффективные пути развития у детей эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания.
Таким образом, в педагогической практике существует противоречие между: необходимостью организации процесса по развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на материале изобразительного искусства в условиях дошкольного образовательного учреждения и недостаточной разработанностью методического обеспечения в области образовательного модуля «Художественное творчество», направленного на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников с использованием произведений русской живописи.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях на материале изобразительного искусства.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организация процесса по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий на материале изобразительного искусства, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий на основе материалов изобразительного искусства, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования, на основании этого раскрыть основные понятия.
2. Выявить особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительного искусства в процессе развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование по определению исходного уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования составили работы таких учёных как:
• по проблеме развития эмоциональной отзывчивости: И.В. Груздова, С.А. Курносова, В.В. Зеньковский, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, М.С. Лисина, А.Е. Ольшанникова, Т.П. Гаврилова, Н.Г. Куприна, Л.В. Ясинских, В.В. Абраменкова и др.;
• учёные Н.В. Микляева, И.Ю. Кулагина, В.А Сухомлинский, Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский и др. говорят об особенностях развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста;
• Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.В. Микляева, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, Л.В. Ясинских, Е.Н. Бородина, С.Т. Погорелов, Л.В. Ясинских и др. рассматривают изобразительное искусство как средство развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста;
• в работах таких авторов как О.П. Радынова, В.Г. Ражников, Н.Г. Тагильцева, Ю.В. Волобуева, Ю.Д. Антонова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Л.В. Артемова говорится об организации работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов изобразительной деятельности детей, анализ результатов исследования.
Исследование по развитию эмоциональной отзывчивости осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого­педагогической и методической литературы по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности изобразительного искусства в развитии эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий на основе материалов изобразительного искусства, определялись этапы организации процесса, методы и приемы, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости.
База исследовательской работы: Детский сад общеразвивающего вида «Росток» (г. Новоуральск). В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании изученной литературы таких авторов как И.В. Груздова, С.А. Курносова, Я.З. Неверович, Н.Г. Куприна, В.В. Абраменкова, Л.В. Ясинских, Л.С. Выготский, Г.А. Урунтаева, Е.Н. Бородина Н.В. Микляева и др., сделаем следующие выводы:
1. Эмоциональная отзывчивость - обобщающее определение для многообразных форм небезразличного отношения человека к переживаниям, выраженным в произведениях искусств, чувствам других людей и всему живому (И.В. Груздова).
Развитие эмоциональной отзывчивости включает активизацию эмоционального отклика детей, организацию творческой деятельности ребенка для воплощения чувств, возникших у него в результате эмоционального отклика, стимулирование высказываний детей по определению ими эмоционального содержания произведения (Л.В. Ясинских).
Говоря о результатах процесса развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на классификацию показателей и критериев по Л.В. Ясинских:
• первый показатель - способность эмоционально откликаться на произведение искусства и определять его настроение, характер и его критерии - проявление эмоционально-двигательной активности, адекватной характеру произведения (наличие движений, мимических реакций); подбор слов-определений, выражающих настроение, характер произведения; степень выраженности эмоционального отношения (эмпатии) при ответе (выражение сопереживания, сочувствия в голосе при ответе);
• второй показатель - способность воплощать переживание, возникшее у ребенка при восприятии произведения искусства, в разных видах художественно-творческой деятельности и в создании или попытке создания своего творческого продукта и его критерии - самостоятельность нахождения способов воплощения переживания, адекватность найденных ребенком способов к выявленному настроению воспринятого произведения, их разнообразие; самостоятельность нахождения идеи, способов ее реализации и создание творческого продукта;
- третий показатель - способность понимать эмоциональное содержание произведения изобразительного искусства и определять его настроение и его критерии - понимание эмоционального содержания произведения изобразительного искусства и вербальное его определение.
2. Старший дошкольный возраст считается наиболее сенситивным для развития эмоционально-волевой сферы. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут понимать эмоциональные состояния других людей, сопереживать им и отвечать своими чувствами. Чувства ребёнка старшего дошкольного возраста становятся наиболее глубокими по содержанию, постепенно теряя свою импульсивность. Роль эмоций изменяется и в деятельности ребёнка. Если раньше для него самым главным выступала оценка его поступка взрослым, то теперь он может предвидеть в своей деятельности положительный результат и испытывать при этом радость. Постепенно ребёнок старшего дошкольного возраста осваивает яркие формы выражения эмоций, такие как мимика, пантомимика и интонация.
Содержание эмоционального компонента образования включает в себя: собственно-эмоциональное развитие; опосредованно-эмоциональное
развитие.
3. Изобразительное искусство - вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры (Х.Н. Такташев). Эмоционально-образное по своей природе, искусство является уникальным средством эмоционального развития детей и способом формирования ценностного отношения к окружающему миру.
Л.В. Ясинских рекомендует в процессе развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста использовать комплексные занятия, построенные в следующей последовательности:
• эмоционально-ориентационный этап - на данном этапе ребёнок через систему вопросов определяет настроение, характер произведения;
• эмоционально-творческий этап - ребёнок посредством слова, рисунка, пения, инструментальной импровизации и выразительного движения создает творческий продукт, в котором воплощается переживание, возникшее у него при восприятии художественного произведения;
• эмоционально-смысловой этап - на данном этапе ребёнок через сопоставление своей житейской эмоции с эмоцией художественного произведения приходит к пониманию его эмоционального содержания.
Основными приёмами ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства (живописи), направленные на развитие эмоциональной отзывчивости являются: искусствоведческий рассказ педагога, приём «оживление картины», приём сравнения картин, приём мысленного создания собственной картины по названию, данному художником, мини-рассказы детей о картине.
4. В соответствии с показателями и критериями развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства подобраны и применены следующие диагностические задания:
• по первому показателю: «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» (В.М. Минаева);
• по второму показателю: методика «Раскрась рисунок»
(Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); диагностическое задание «Нарисуй портрет своей семьи» (Е.Н. Бородина - задание интерпретировано с учетом темы исследования).
• по третьему показателю: диагностическое задание «Волшебные желания» (Е.Н. Бородина) - задание интерпретировано с учетом темы исследования; диагностическое задание «Спешим на помощь» (Е.Н. Бородина) - задание интерпретировано с учетом темы исследования.
Результаты диагностики показали, что на высоком уровне развитие эмоциональной отзывчивости у 2 детей, на среднем уровне у 4 детей, на низком уровне у 6 детей, в процентном соотношении: высокий уровень - 17 %; средний уровень - 33 %; низкий уровень - 50 %.
Подытоживая вышеизложенные результаты, отметим, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает в основном низкий и средний уровни развития эмоциональной отзывчивости:
• по первому показателю - способность эмоционально откликаться на произведение искусства и определять его настроение, характер, большая часть детей затруднялась в определении основного настроения изображения, его характера; эмоционально-двигательные проявления носили эпизодичный характер. У остальной части детей эмоционально-двигательная активность была адекватна изображению, носила однообразный характер; слов-определений, выражающих настроение, характер изображения дети подбирали немного (1-2 слова). При определении основного настроения дети проявляли эмпатию в интонации голоса, а при определении его составляющих эмпатия отсутствовала. Лишь у двоих детей эмоционально-двигательная активность была адекватна характеру изображения, проявлялась ярко, выразительно и разнообразно; дети постоянно использовали большое количество слов-определений (больше 2), выражающих настроение, характер изображения; всегда присутствовала ярко выраженная эмпатия в интонации голоса при перечислении настроений;
• по второму показателю - способность воплощать переживание, возникшее у ребенка при восприятии произведения искусства, в разных видах художественно-творческой деятельности и в создании или попытке создания своего творческого продукта, большая часть детей затруднялась действовать самостоятельно, воплощение переживания происходило в общей со взрослым деятельности, способы воплощения переживания были не адекватны характеру произведения; отсутствовало разнообразие способов воплощения переживания, движения детей носили скованный характер и они не могли создать творческий продукт. Остальная часть детей была относительно самостоятельна, выбор способа воплощения эмоционального отклика происходил с помощью взрослого, проявлялась адекватность между воплощением переживания и характером произведения, способы воплощения переживания однообразны. Создание творческого продукта у детей происходило с помощью взрослого. Двое детей проявили полную самостоятельность в выборе воплощения переживания, использовали разнообразные способы, адекватные характеру и настроению произведения, создали творческий продукт;
- по третьему показателю - способность понимать эмоциональное содержание произведения изобразительного искусства и определять его настроение - большая часть детей не могли самостоятельно установить связь между выявленным настроением произведения и его содержанием или эмоция переживания жизненной ситуации не совпадала с содержанием произведения. Остальная часть детей самостоятельно определили связь настроения и эмоционально-образного содержания произведения. Двое детей правильно определяли эмоционально-образное содержание произведения изобразительного искусства, соотносили с аналогичными событиями собственного жизненного опыта.
5. В связи с этим на данном этапе исследования был разработан комплекс занятий «Мир эмоций» на материале изобразительного искусства, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Организация работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства включает:
1. Организацию деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, направленной на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста: разработка комплекса занятий «Мир эмоций»; организация игровой, изобразительной деятельностей.
2. Взаимодействие с родителями: информирование родителей
о важности развития эмоциональной отзывчивости и возможности изобразительного искусства в развитии эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста через буклет, сайт образовательной организации, информационный стенд и др.; привлечение родителей на занятия; беседы с родителями (например, «Эмоции ребёнка», «Наши эмоции», «Эмоции в изобразительном искусстве» и др.); рекомендации родителям дома с детьми организовать игровую и изобразительную деятельность.


1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В. В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 416 с.
2. Андреенко, Т. А., Алекинова, О. В. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 27-29.
3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Л. В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
4. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография [Текст] / Е. Н. Бородина. - Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015. - 192 с.
5. Вербовская, В. С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия [Текст] // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 74-78.
6. Волобуева, Ю. В., Антонова, Ю. Д. Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). - Казань: Молодой ученый. - 2017. - С. 18-21.
7. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации / составитель: Т.С. Комарова - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 224 с.
8. Вострикова, Ю. В. Словарь терминов изобразительного искусства [Текст]: метод. указания / Ю. В. Вострикова. - Ухта: УГТУ, 2012. - 58 с.
9. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4, ч. 2. - 432 с.
10. Гаврилова, Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста [Текст] // Вопросы психологии. - 1974. - № 5. - С. 107-114.
11. Груздова, И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.07 [Электронный ресурс] / И. В. Груздова. URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie-emotsionalnoi-otzyvchivosti-na- muzyku-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.09.2018).
12. Ежкова, Н. С. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. - С. 20-27.
13. Жданова, Т. В. Художественно-эстетическое развитие детей [Текст] / Т. В. Жданова. - М., 2002. - 62 с.
14. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985. - 176 с.
15. Запорожец, А. В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка [Текст] / А. В. Запорожец. - М., 1986. - Т. 1. - С. 112-115...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ