Условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 7
1.1. Сущность ценностного отношения к природе 7
1.2. Формирование ценностного отношения к природе у дошкольников как аспект экологического воспитания 15
1.3. Условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 39
2.1. Диагностическое исследование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста 39
2.2. Реализация педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 7
1.1. Сущность ценностного отношения к природе 7
1.2. Формирование ценностного отношения к природе у дошкольников как аспект экологического воспитания 15
1.3. Условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 39
2.1. Диагностическое исследование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста 39
2.2. Реализация педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Актуальность темы определяется процессами, которые происходят в современном мире и обусловлена существующей на данный момент экологической обстановкой. Сложившаяся ситуация говорит о необходимости воспитания ценностного отношения к окружающей среде у подрастающего поколения, формирования представлений о существующих в природе взаимосвязях и месте человека в них. Таким образом, вопрос о взаимоотношениях человека и природы является одним из важнейших, а экологическое образование одним из ведущих направлений образования.
Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания» [51]. Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.
В педагогической практике воспитателей в муниципальной автономной дошкольной образовательной организации экологическое образование детей дошкольного возраста получает все более высокий приоритет, помогая вырабатывать у детей навыки познания природы, практическую жизненную позицию, разумное отношение к природе и ее использованию, понимание необходимости воспроизводства натуральных ресурсов. Каждому ребенку необходимо иметь экологическое образование, как и любому жителю планеты, т.к. экологическая обстановка становится все более значимой в жизни каждого из людей.
Для формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе необходимо, в-первую очередь, увеличить возможности общения ребенка с природой непосредственно на практике. Данная деятельность становится возможной благодаря экологизации всех сфер жизни ребенка, а также активному диалогу между детьми и взрослыми, свободе вырождаться свою точку зрения. Реализация данных принципов позволит повысить экологические знания участников образовательного процесса, научит находить нестандартные решения поставленных проблем, применять полученные знания на практике, поможет осознать то, что состояние природы за-висит от действий человека.
В данный момент существует некоторое противоречие между естественной потребностью детей в общении с окружающей средой и все большим отчуждением его от природы. Данный процесс усугубляется сложившейся в обществе ситуацией и негативно влияет на качество экологического образования. Для преодоления данной ситуации необходимо создать такую развивающую среду, которая всецело будет направлена на экологическое образование. В результате, процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, ценностного отношения к природе.
В психолого-педагогической литературе, а именно И.Д. Зверев рассматривает отдельные составные части ценностного отношения к природе и педагогические условия их развития. Исследователи С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин особую роль отводят исследованиям возрастных особенностей развития субъектно-непрагматического отношения к природе. Концептуальные подходы к формированию (воспитанию) ценностных отношений изучала Н.Е. Щуркова. Разработкой теоретических основ экологического образования занимался А.А. Плешаков. В работах этих авторов обрисованы цели, принципы, зарекомендованы содержание и методические правила и требования развития, формирования экологической культуры детей. Психологические исследования по вопросам взаимоотношения ребенка с природой, также проводил и разрабатывал С.Д. Дерябо.
Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды.
Объект исследования: экологическое образование детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе.
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе.
В соответствии с темой, целью и гипотезой определены следующие за-дачи:
1. Выявить сущностные характеристики ценностного отношения к природе; определить критерии, показатели и уровни сформированности у дошкольников данного личностного образования.
2. Экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования у дошкольников ценностного отношения к природе.
3. Провести диагностику сформированности ценностного отношения детей дошкольного возраста к природе.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, наблюдение, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость заключается в том, что установлены критерии оценки сформированности у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе; разработаны методические рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе, которые могут использоваться для совершенствования образовательного процесса в МАДОУ.
Новизна заключается:
- в определении обосновании условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения у детей дошкольного возраста к природе,
- в разработке диагностических процедур, позволяющих определить уровень сформированности ценностного отношения у детей дошкольного возраста к природе,
- в разработке заданий, направленных на формирование ценностное отношение у детей дошкольного возраста к природе, составляющих технологическое обеспечение формирования ценностного отношения у детей дошкольного возраста к природе.
Организация работы и база исследования: Базой настоящего исследования являются Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №45 «Карамелька» г. Богданович. Всего участниками исследования стало 22 дошкольника 5-6 лет старшей группы.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 59 источник. Объем работы 69 страниц.
Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания» [51]. Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.
В педагогической практике воспитателей в муниципальной автономной дошкольной образовательной организации экологическое образование детей дошкольного возраста получает все более высокий приоритет, помогая вырабатывать у детей навыки познания природы, практическую жизненную позицию, разумное отношение к природе и ее использованию, понимание необходимости воспроизводства натуральных ресурсов. Каждому ребенку необходимо иметь экологическое образование, как и любому жителю планеты, т.к. экологическая обстановка становится все более значимой в жизни каждого из людей.
Для формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе необходимо, в-первую очередь, увеличить возможности общения ребенка с природой непосредственно на практике. Данная деятельность становится возможной благодаря экологизации всех сфер жизни ребенка, а также активному диалогу между детьми и взрослыми, свободе вырождаться свою точку зрения. Реализация данных принципов позволит повысить экологические знания участников образовательного процесса, научит находить нестандартные решения поставленных проблем, применять полученные знания на практике, поможет осознать то, что состояние природы за-висит от действий человека.
В данный момент существует некоторое противоречие между естественной потребностью детей в общении с окружающей средой и все большим отчуждением его от природы. Данный процесс усугубляется сложившейся в обществе ситуацией и негативно влияет на качество экологического образования. Для преодоления данной ситуации необходимо создать такую развивающую среду, которая всецело будет направлена на экологическое образование. В результате, процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, ценностного отношения к природе.
В психолого-педагогической литературе, а именно И.Д. Зверев рассматривает отдельные составные части ценностного отношения к природе и педагогические условия их развития. Исследователи С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин особую роль отводят исследованиям возрастных особенностей развития субъектно-непрагматического отношения к природе. Концептуальные подходы к формированию (воспитанию) ценностных отношений изучала Н.Е. Щуркова. Разработкой теоретических основ экологического образования занимался А.А. Плешаков. В работах этих авторов обрисованы цели, принципы, зарекомендованы содержание и методические правила и требования развития, формирования экологической культуры детей. Психологические исследования по вопросам взаимоотношения ребенка с природой, также проводил и разрабатывал С.Д. Дерябо.
Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды.
Объект исследования: экологическое образование детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе.
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе.
В соответствии с темой, целью и гипотезой определены следующие за-дачи:
1. Выявить сущностные характеристики ценностного отношения к природе; определить критерии, показатели и уровни сформированности у дошкольников данного личностного образования.
2. Экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования у дошкольников ценностного отношения к природе.
3. Провести диагностику сформированности ценностного отношения детей дошкольного возраста к природе.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, наблюдение, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость заключается в том, что установлены критерии оценки сформированности у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе; разработаны методические рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе, которые могут использоваться для совершенствования образовательного процесса в МАДОУ.
Новизна заключается:
- в определении обосновании условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения у детей дошкольного возраста к природе,
- в разработке диагностических процедур, позволяющих определить уровень сформированности ценностного отношения у детей дошкольного возраста к природе,
- в разработке заданий, направленных на формирование ценностное отношение у детей дошкольного возраста к природе, составляющих технологическое обеспечение формирования ценностного отношения у детей дошкольного возраста к природе.
Организация работы и база исследования: Базой настоящего исследования являются Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №45 «Карамелька» г. Богданович. Всего участниками исследования стало 22 дошкольника 5-6 лет старшей группы.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 59 источник. Объем работы 69 страниц.
Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе должно обусловливаться возрастом детей, развитием основных видов деятельности, всестороннего воспитания на лучших национальных традициях и региональных особенностях. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе должно отражать актуальные экологические проблемы и пути их решения, расширять и углублять экологические знания, вырабатывать новые взгляды на окружающий мир, осуществлять возможности сохранения и приумножения природных богатств.
В соответствии с целью были решены следующие задачи:
1. Проанализирована научно-методическая литература по проблемам диагностики и формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к природе.
2. Определены диагностические критерии и показатели сформированности ценностного отношения детей дошкольного возраста к природе.
3. Разработаны качественные характеристики уровней сформированности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
4. Подобраны диагностические методики и разработаны критериально ориентированные задания для исследования уровня сформированности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе. Про-ведено диагностическое исследование уровня сформированности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
5. Сформулированы педагогические условия формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к природе: Экoлoгизация образовательной среды в ДСС; экологизация различных видом детской деятельности (познавательной, игровой, трудовой, художественно-речевой); работа с родителями по экологическому воспитанию. Развитие осознанности и познавательного интереса к миру природы происходит: в форме спортивных и музыкальных праздников экологической направленности: «Путешествие по реке», «Джунгли зовут» и др. с непосредственным участием родителей; совместное озеленение территории детского сада, участие родителей в акции «Детский сад - цветущий сад», формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе включает беседы, экскурсии, наблюдения, игровые задания, элементарные опыты и многое другое
6. Созданы методические рекомендации для педагогов по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе.
Важным условием при формировании ценностного отношения у детей дошкольного возраста к природе является экологизация образовательной среды. В процессе работы разработан план работы по организации экологизации образовательной среды в МАДОУ № 45. Также в процессе работы разработан учебный план непосредственно образовательной деятельности. Разработанные нами учебный план по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе включает беседы, экскурсии, наблюдения, игровые задания, элементарные опыты и многое другое.
В соответствии с целью были решены следующие задачи:
1. Проанализирована научно-методическая литература по проблемам диагностики и формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к природе.
2. Определены диагностические критерии и показатели сформированности ценностного отношения детей дошкольного возраста к природе.
3. Разработаны качественные характеристики уровней сформированности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
4. Подобраны диагностические методики и разработаны критериально ориентированные задания для исследования уровня сформированности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе. Про-ведено диагностическое исследование уровня сформированности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
5. Сформулированы педагогические условия формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к природе: Экoлoгизация образовательной среды в ДСС; экологизация различных видом детской деятельности (познавательной, игровой, трудовой, художественно-речевой); работа с родителями по экологическому воспитанию. Развитие осознанности и познавательного интереса к миру природы происходит: в форме спортивных и музыкальных праздников экологической направленности: «Путешествие по реке», «Джунгли зовут» и др. с непосредственным участием родителей; совместное озеленение территории детского сада, участие родителей в акции «Детский сад - цветущий сад», формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе включает беседы, экскурсии, наблюдения, игровые задания, элементарные опыты и многое другое
6. Созданы методические рекомендации для педагогов по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе.
Важным условием при формировании ценностного отношения у детей дошкольного возраста к природе является экологизация образовательной среды. В процессе работы разработан план работы по организации экологизации образовательной среды в МАДОУ № 45. Также в процессе работы разработан учебный план непосредственно образовательной деятельности. Разработанные нами учебный план по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе включает беседы, экскурсии, наблюдения, игровые задания, элементарные опыты и многое другое.
Подобные работы
- Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Формирование у детей положительного отношения к природе в процессе ухода за растениями в эколого-развивающей среде детского сада (Камчатский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия воспитания бережного отношения к миру природы малой родины у детей дошкольного возраста (Томский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Создание педагогических условий для развития детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение социокультурного развития детей дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017



