ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 7
1.1. Сущность ценностного отношения к природе 7
1.2. Формирование ценностного отношения к природе у дошкольников как аспект экологического воспитания 15
1.3. Условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 39
2.1. Диагностическое исследование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста 39
2.2. Реализация педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Актуальность темы определяется процессами, которые происходят в современном мире и обусловлена существующей на данный момент экологической обстановкой. Сложившаяся ситуация говорит о необходимости воспитания ценностного отношения к окружающей среде у подрастающего поколения, формирования представлений о существующих в природе взаимосвязях и месте человека в них. Таким образом, вопрос о взаимоотношениях человека и природы является одним из важнейших, а экологическое образование одним из ведущих направлений образования.
Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания» [51]. Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.
В педагогической практике воспитателей в муниципальной автономной дошкольной образовательной организации экологическое образование детей дошкольного возраста получает все более высокий приоритет, помогая вырабатывать у детей навыки познания природы, практическую жизненную позицию, разумное отношение к природе и ее использованию, понимание необходимости воспроизводства натуральных ресурсов. Каждому ребенку необходимо иметь экологическое образование, как и любому жителю планеты, т.к. экологическая обстановка становится все более значимой в жизни каждого из людей.
Для формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе необходимо, в-первую очередь, увеличить возможности общения ребенка с природой непосредственно на практике. Данная деятельность становится возможной благодаря экологизации всех сфер жизни ребенка, а также активному диалогу между детьми и взрослыми, свободе вырождаться свою точку зрения. Реализация данных принципов позволит повысить экологические знания участников образовательного процесса, научит находить нестандартные решения поставленных проблем, применять полученные знания на практике, поможет осознать то, что состояние природы за-висит от действий человека.
В данный момент существует некоторое противоречие между естественной потребностью детей в общении с окружающей средой и все большим отчуждением его от природы. Данный процесс усугубляется сложившейся в обществе ситуацией и негативно влияет на качество экологического образования. Для преодоления данной ситуации необходимо создать такую развивающую среду, которая всецело будет направлена на экологическое образование. В результате, процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, ценностного отношения к природе.
В психолого-педагогической литературе, а именно И.Д. Зверев рассматривает отдельные составные части ценностного отношения к природе и педагогические условия их развития. Исследователи С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин особую роль отводят исследованиям возрастных особенностей развития субъектно-непрагматического отношения к природе. Концептуальные подходы к формированию (воспитанию) ценностных отношений изучала Н.Е. Щуркова. Разработкой теоретических основ экологического образования занимался А.А. Плешаков. В работах этих авторов обрисованы цели, принципы, зарекомендованы содержание и методические правила и требования развития, формирования экологической культуры детей. Психологические исследования по вопросам взаимоотношения ребенка с природой, также проводил и разрабатывал С.Д. Дерябо.
Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды.
Объект исследования: экологическое образование детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе.
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе.
В соответствии с темой, целью и гипотезой определены следующие за-дачи:
1. Выявить сущностные характеристики ценностного отношения к природе; определить критерии, показатели и уровни сформированности у дошкольников данного личностного образования.
2. Экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования у дошкольников ценностного отношения к природе.
3. Провести диагностику сформированности ценностного отношения детей дошкольного возраста к природе.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, наблюдение, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость заключается в том, что установлены критерии оценки сформированности у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе; разработаны методические рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе, которые могут использоваться для совершенствования образовательного процесса в МАДОУ.
Новизна заключается:
- в определении обосновании условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения у детей дошкольного возраста к природе,
- в разработке диагностических процедур, позволяющих определить уровень сформированности ценностного отношения у детей дошкольного возраста к природе,
- в разработке заданий, направленных на формирование ценностное отношение у детей дошкольного возраста к природе, составляющих технологическое обеспечение формирования ценностного отношения у детей дошкольного возраста к природе.
Организация работы и база исследования: Базой настоящего исследования являются Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №45 «Карамелька» г. Богданович. Всего участниками исследования стало 22 дошкольника 5-6 лет старшей группы.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 59 источник. Объем работы 69 страниц.
Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе должно обусловливаться возрастом детей, развитием основных видов деятельности, всестороннего воспитания на лучших национальных традициях и региональных особенностях. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе должно отражать актуальные экологические проблемы и пути их решения, расширять и углублять экологические знания, вырабатывать новые взгляды на окружающий мир, осуществлять возможности сохранения и приумножения природных богатств.
В соответствии с целью были решены следующие задачи:
1. Проанализирована научно-методическая литература по проблемам диагностики и формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к природе.
2. Определены диагностические критерии и показатели сформированности ценностного отношения детей дошкольного возраста к природе.
3. Разработаны качественные характеристики уровней сформированности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
4. Подобраны диагностические методики и разработаны критериально ориентированные задания для исследования уровня сформированности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе. Про-ведено диагностическое исследование уровня сформированности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
5. Сформулированы педагогические условия формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к природе: Экoлoгизация образовательной среды в ДСС; экологизация различных видом детской деятельности (познавательной, игровой, трудовой, художественно-речевой); работа с родителями по экологическому воспитанию. Развитие осознанности и познавательного интереса к миру природы происходит: в форме спортивных и музыкальных праздников экологической направленности: «Путешествие по реке», «Джунгли зовут» и др. с непосредственным участием родителей; совместное озеленение территории детского сада, участие родителей в акции «Детский сад - цветущий сад», формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе включает беседы, экскурсии, наблюдения, игровые задания, элементарные опыты и многое другое
6. Созданы методические рекомендации для педагогов по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе.
Важным условием при формировании ценностного отношения у детей дошкольного возраста к природе является экологизация образовательной среды. В процессе работы разработан план работы по организации экологизации образовательной среды в МАДОУ № 45. Также в процессе работы разработан учебный план непосредственно образовательной деятельности. Разработанные нами учебный план по формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе включает беседы, экскурсии, наблюдения, игровые задания, элементарные опыты и многое другое.
1. Алексеева, Л.И. Активные экологические игры и их роль в экологическом образовании [Текст] / Л.И. Алексеева // Региональный опыт экологического образования и просвещения: материалы I Всероссийской заочной научно-практической конференции. / гл. ред. О.М. Кривошапкиной. - 2015. - С. 192-196.
2. Андреев, М.Д. Экологическое воспитание и просвещение как эмоционально-ценностное отношение к природе [Текст] / М.Д. Андреева // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 7. - С. 76-78.
3. Бутенко, Н. В. Интеграция деятельности ДОУ и семьи в экологическом образовании детей [Текст] / Н.В. Бутенко // Актуальные проблемы дошкольного образования процесса в ДОУ: материалы IX Междунар. науч.- практ. конф. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2011. - С. 45-49.
4. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу[Текст] /. А.И. Васильева. - Минск, 2014. - 297 с.
5. Вахрушев, А.А. Экологическое образование-гарантия будущего для человека [Текст] / А.А. Вахрушева // Начальная школа плюс до и после. - 2013. -№11. - С.19-22.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2012. - 352 с.
7. Гайсина, Р.С. Ценностное отношение к природе как фактор становления экологической культуры школьников [Текст] / Р.С. Гайсина // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сб. ст.: в 5 ч. - ООО "АР- Консалт". - 2014. - С. 139-141.
8. Гирусов, Э.В. Природные основы экологической культуры [Текст] / Э.В. Гирусов. - М., 2013.- С. 23-43.
9. Голубев, И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана [Текст] / И.Р. Голубева, Ю.В. Новикова. - М.: Просвещение, 2015. - 191 с.
10. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст]: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.
11. Гринева, Е. А. Экологическое образование через сердце: настол. кн. для педагога [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.А. Гринева. - Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2014. - 105 с.
12. Гришина, Л.А. Экологическая игра, как средство формирования ответственного отношения младших школьников к природе [Текст] /.Л.А. Гришина. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.
13. Дерябо, С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2016. - 123 с.
14. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологиче¬ского сознания [Текст] / С.Д. Дерябо. - М. - Московский психолого¬социальный институт, 2012. - 58 с.
15. Дерябо, С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - М.: ЦКФЛ, 2014. - С. 35-48.
16. Егорова, Н.Н. Природа и дети [Текст] / Н.Н. Егорова // Начальная школа: плюс-минус. - 2015. - №7. - С.72-78
17. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования [Текст]/ И. Д. Зверев. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
18. Зебзеева, В.А. Формирование у дошкольников экологически ценностного отношения к природе [Текст] / В.А. Зебзеева // Модернизация образования: / Оренб. гос. педаг-ий унив-ет. - Оренбург. - 2012. - С. 70-76.
19. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраст) [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений. - 2-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2014. - 88 с.
20. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Владос, 2002. — 241 с
21. Кондратьева, Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей [Текст] / Н.Н. Кондратьева. - Санкт-Петербург: Детство Пресс, 2013. - 240 с.
22. Кротова, Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников [Текст] / Т.В. Кротова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. - С.108 -122
23. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии [Текст] / А.Ф. Лазурский. — М.: Издательство «Наука», 1997. - 227 с.
24. Леонтьев, А. Н. Эволюция, движение, деятельность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2012 - 560 с.
25. Линенко, О. А. Формирование экологического сознания и субъективного отношения личности к природе [Текст] / Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. - 2016. - № 16. - С. 38-41.
26. Лихачёв, Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания [Текст] / Педагогика. - 2014. - № 1. - С.28-31.
27. Логинова, О.А. Экологическая игра как средство формирования экологического сознания дошкольников [Текст] / О.А. Логинова // Человек в пространстве культуры / Белг. гос. инст. иск-тв и куль-ры / Отв. ред.: М.В. Новак, Е.М. Кузнецова. - Белгород, 2014. - С. 119-120.
28. Максимова, М. Ю. Возможности использования психологических механизмов формирования субъективного отношения к природе в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Пермский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - С. 77-80.
29. Максимова, М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе [Текст] / Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 2. - С. 79-83.
30. Миронов, А.В. Актуальные вопросы экологического образования [Текст] / А.В. Миронова. - М.: Просвещение, 2015. - С.31-35.
31. Мухамедшина, Л. М. О сущности и содержании понятия «экологическая культура» [Текст] / Л.М. Мухамедшина // Начальная школа плюс до и после - 2012 - №1 - С. 83-87.
32. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст]: избр. психол. тр. /
B. Н. Мясищев // Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. А. А. Бодалева. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЕК, 1998. - 363 с.
33. Нигматзянова, А.А. Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр [Текст] / А.А. Нигматзянова // Перспективы развития науки» Международная научно-практическая конференция. / Ответственный редактор: Сукиасян А. А. - 2015. - С. 244-246.
34. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2015. - 310 с.
35. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда детства [Текст] /
C. Л. Новоселова. - М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64 с.
36. Пермякова, Н. Е. Теоретико-методологические основания осуществления экологического образования [Текст] / Н.Е. Пермякова // Вестник ЧГПУ. - 2013. - № 9. - С. 139-150.
37. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества [Текст] / П. И. Пидкасистый . — М. : Педагогика, 1972 . — 183 с.
38. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1-4 классы. Предметная линия учебников системы «Школа России» [Текст]: рабочие программы : пособия для учителей общеобразоват. Учреждений / А.А. Плешаков. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
39. Плохий, З. П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-6 года жизни [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / З. П. Плохий. - М., 2013. - 24 с.
40. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника. [Текст] / Н.Н. Поддьякова. - М.: Просвещение, 2014. - 272 с.
41. Полуянов, В.П. Ценностное отношение к природе как необходимое условие экологизации человеческого сознания [Текст] / В.П. Полуянова // Система ценностей современного общества. - 2009. - № 5-1. - С. 31-33.
42. Россихина, Л. А. Формирование экологических ценностных ориентаций в процессе образования [Текст] / Л.А. Россихина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2016. - № 2. - С. 26-29.
43. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 1999. - 306 с.
44. Рябова, С.С. Ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры [Текст] / С.С. Рябова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - № 133. - С. 245-250.
45. Терентьева, Л.И. Педагогическая сущность понятия "ценностное отношение к природе" [Текст] / Л.И. Терентьева // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 3. - С. 138¬143.
46. Точило, И. Э. Структура субъективного отношения к природе: по результатам эмпирического исследования в образовательной среде [Текст] / И.Э. Точило // Вестник Московского государственного областного университета. - 2015. - № 1. - С. 98-103.
47. Тютрина, У.И. Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с озером Байкал [Текст] / У.И. Тютрина // Актуальные вопросы дошкольной педагогики: сборник научных трудов. // под ред. Р.Р. Денисовой. - Благовещенск, 2015. - С. 78-82.
48. Тюмасева, З.И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека [Текст] / З.И. Тюмасева. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013. - 264 с.
49. Тонкова, Ю.М., Веретенникова, Н.Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. на¬уч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
50. Урунтаева, Г.А.. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст]: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения:
17.06.2016).
52. Федорова, Т. Т. Распространение экологических знаний в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т. Т. Федорова // Современный детский сад. - 2013. - № 3. - С. 19-22.
53. Хаматшина, Г.А., Галиуллина Т.Н. Воспитание ценностного от-ношения к природе старших дошкольников в системе игр [Текст] / Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 5 ч. - 2016. - С. 174-176.
54. Хорошилова, Н. А. Педагогические условия формирования заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Н.А. Хорошилова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 12. - С. 681-685.
55. Черных, Т.В. Ценностное отношение к природе как условие развития этических переживаний дошкольника [Текст] / Т.В. Черных // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. I междунар. науч. - практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2015. С. 137-145.
56. Черноиванова, Н.Е. Культурно-экологическое образование дошкольников средствами фольклора [Текст] /Н.Е. Черноиванова // Ребенок в мире культуры Ставрополь, 1998. - С.254-294.
57. Чудинов, Р. А. Субъективное отношение к природе как характеристика самоактуализирующейся личности [Текст] / Р.А. Чудинов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2013. - № 15. - С. 99-105.
58. Шамигулова, О.А. Педагогические условия воспитания эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру [Текст] / О.А. Шамигулова // Воспитание школьников - 2012. - №8. - С.55-59.
59. Щуркова, Н.Е. Ценностные отношения [Текст] / Н.Е. Щуркова // Воспитание школьников - 2015. - №3. - С. 18-24.