Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста

Работа №97175

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
214
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема формирования представлений об окружающем мире у
детей дошкольного возраста в современных исследованиях
1.2. Особенности формирования и развития представлений об
окружающем мире у детей дошкольного возраста ..
1.3. Характеристика педагогических условий формирования
представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений об
окружающем мире у детей дошкольного возраста
2.2. Реализация педагогических условий, обеспечивающих формирование
представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста...... 37
2.3. Диагностика развития представлений об окружающем мире у детей
дошкольного возраста на контрольном этапе исследования и анализ
результатов опытно-поисковой деятельности
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром — немаловажный раздел образовательно-воспитательной работы дошкольного учреждения. Богатство представлений о явлениях природы и общественной жизни, о мире предметов и вещей, созданных руками человека, имеет большое значение для умственного и нравственного развития, для формирования личностных качеств ребенка. Представления об окружающем мире влияют на содержание игр детей, на их общение со сверстниками и взрослыми.
Представления в науке формулируются как чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Они возникают не мгновенно и не в законченном виде, а формируются, постепенно совершенствуются, изменяются под влиянием новых, целенаправленных актов восприятия. Представления возникают у детей в сознании в виде наглядных образов, носят конкретный характер, тем не менее, эти образы могут отражать несущественные признаки, так как часть ощущений упускается. Они могут формироваться не только на основе непосредственного наблюдения, но и в результате воображения дошкольника, работы с пособием и наглядными книгами. В связи с этим, чем ярче впечатления детей, тем больше они узнают, тем примечательнее и богаче их жизнь, тем вернее они отражают действительность в продуктивных видах деятельности.
Формирование представлений об окружающем мире является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. В первую очередь в содержание знаний ребенка об окружающем мире входит формирование полных и точных представлений о назначении предметов, их свойствах и качествах, применении. Для умственного развития детей очень важным является приобретение знаний о природе и природных явлениях, а также о человеке и условиях его жизни.
Сформированные представления об окружающем мире дают возможность человеку видеть мир вокруг себя, выделяя себе в нем вполне предназначенное место. Полноценно сформированные представления помогают детям легче адаптироваться в мире, в котором им предстоит жить.
Работа по формированию представлений об окружающем мире сначала организовывается педагогом, а затем доступна и для самостоятельной деятельности ребенка. Это позволяет приобретать ребенку опыт гуманного взаимодействия с природой.
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно представляется ресурсом первых определенных знаний и тех эмоциональных волнений, которые часто фиксируются на всю жизнь. Освоение средствами практического содействия с окружающей средой оснащает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Осуществление непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим основывается на главных принципах дидактики, превыше всего из которых являются: открытость материала и его близость к навыкам ребенка, систематичность, обоснованность, научность. Соблюдение этих принципов в создании коррекционно-развивающей работы обеспечивает дошкольнику понятие связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.
В процессе изучения с предметами и явлениями окружающей среды у детей формируется единое понимание и представление о них. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром обогащается чувственный опыт ребенка: он учится смотреть и видеть, слушать и слышать, и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений. Формируя точные представления об окружающем, у детей создается проникнутая основа для речевых выводов.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью эффективного осуществления работы по формированию у дошкольников представлений об окружающем мире. Для этого, по нашему мнению, необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание ощущения единства с природой, чувств ребенка, развитие способности различать оттенки звука и цвета. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.
Проблема формирования представлений об окружающем мире у дошкольников не является новой. В исследованиях Л.А. Венгера, В.И. Логиновой, М.В. Крулехт, Т.С. Комаровой, Р.И. Жуковской, М.В. Грибановой окружающий мир выступает как область познания и активизации интеллектуальной, трудовой, наглядной деятельности детей, как способ духовно-нравственного воспитания дошкольников. Исследования М.В. Грибановой в области познавательно-эстетического развития детей дошкольного возраста раскрывают возможности и технологию интеграции двух способов познания интеллектуального и художественно-эстетического, что, по мнению автора, открывает широкие возможности для разностороннего развития личности детей в условиях реализации «тематических образовательных проектов».
Единое восприятие мира в течение формирования мировоззрения раскрывается в работах А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, Ф.Б. Горелика, Т.А. Ильиной, Т.А. Исламовой, Е.А. Паладянц, А. Турсунова. Развитию интереса и познавательной деятельности детей в процессе развития представлений об окружающем мире посвятили свои работы Л.Н. Вахрушева, Т.Д. Жулыбина, В.В. Зайко, Т.Н. Ильина, Т.А. Креславская, А.В. Лебедева, Е.А. Меньшикова, В.А. Рожина, Г.И. Щукина, А.А. Эскендаров и др. Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира рассматривается в публикациях Ю.И. Архиповой, С.А. Лыгина, М.Ш. Мартиросян, И.Д. Новикова, Е.Г. Новолодской, В.П. Тимофеева и др.
Задачам преемственности в естественнонаучном образовании вложены исследования Е.А. Аникудимовой, В.Н. Кукушкиной, И.В. Опалевой, Л.А. Орловой, и др. Проблемы экологического образования детей рассматриваются в работах И.В. Базулиной, Т.П. Богданец, Л.А. Бойко, Л.Н. Ердакова, А.Н. Захлебного, В.В. Остапенко, Л.В. Симоновой, И.Т. Суравегиной, определяются концептуальные подходы к организации системы непрерывного экологического образования в работах СВ. Алексеева, А.Г. Асмолова, А.А. Вербицкого, С.Н. Глазачева, С.Д. Дерябо, Н.В. Добрецовой, Н.Н. Моисеева, И.Н. Пономаревой, Л.В. Симоновой, О.Г Тавстухи и других.
Вопросы дидактического обеспечения и методики формирования представлений об окружающем мире изучают Г.Н. Аквилева, Н.Л. Бугаева, Е.Д. Водопьянова, З.А. Клепинина, О.Н. Лазарева, А.В. Миронов, Н.Н. Мулярчик, Н.В. Петиевич, А.А. Плешаков, Н.В. Пономарева, и других.
Однако, лишь в последнее время, в широкой практике дошкольного образования возникло осознание необходимости выбора технологий конструирования образовательной деятельности с детьми таким образом, что бы познание окружающего мира стало успешным и радостным процессом и для педагога, и для детей. Наличие упорядоченных представлений детей об окружающем мире является необходимым и важным условием формирования личности дошкольника. Формирование представлений об окружающем мире у дошкольников идет в рамках освоения непосредственной образовательной деятельности «Познание». Познавательная деятельность всегда была особым направлением работы дошкольных учреждений. Однако часто педагоги особое внимание уделяли заучиванию, усвоению и воспроизведению детьми определенных знаний, а не развитию мышления. В последние годы ситуация несколько изменилась: большую популярность приобрела проектно-исследовательская деятельность детей и взрослых, проблемное, тематическое обучение. Поэтому крайне важно, что этот раздел, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту «направлен на достижение целей формирования у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: развитие сенсорной культуры; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей» [37].
Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние комплекса педагогических условий, на процесс формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать подходы к изучению проблемы формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста в современных исследованиях;
- выявить особенности формирования и развития представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста;
- выявить необходимые педагогические условия формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста
- охарактеризовать педагогические условия, обеспечивающие формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста;
- провести опытно-поисковую деятельность по исследованию педагогических условий, обеспечивающих формирование и развитие представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста
Теоретическая основа исследования: исследования в области формирования представлений об окружающей мире: П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаева, Л.Н. Прохоровой.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений об окружающем мире у дошкольников будет эффективным, если будут созданы следующие условия:
1. Системная организация исследовательской деятельности детей, сопровождающаяся регулярными наблюдениями и практической деятельностью;
2. будет создана предметно-развивающая среда ДОО;
3. непосредственная образовательная деятельность (НОД) экологической направленности будет эмоционально насыщенной.
Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование.
Методы эмпирического исследования: изучение литературы, документов; изучение результатов деятельности (обучающихся, педагогов); наблюдение; анкетирование, опрос; педагогический мониторинг; педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные разработки по организации образовательного процесса, направленного на формирование представлений об окружающем мире, а также результаты теоретического и практического исследования могут быть использованы в практике воспитания детей дошкольного возраста.
Опытно-поисковая работа по формированию у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире, осуществлялась на базе МБ ДОУ Детский сад № 6. В ней приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек (11 девочек и 9 мальчиков). Средний возраст детей составляет 6,5 лет.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры, экологического сознания и мышления, благодаря воздействию природы на дошкольника. У ребенка формируются собственные отношения к объектам природы, проявляется в заботе и трепетном отношении к живым существам.
Представления об окружающем мире являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.
В ходе проведения настоящего исследования нами были проанализированы подходы к изучению проблемы формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста в современных исследованиях. Исследователи сходятся во мнении, что в дошкольном периоде формируются первичные представления об окружающем мире. Ребенок погружается в многообразие природы. В процессе ознакомления с объектами природы у детей накапливается собственный опыт о различных стадиях роста и развития живых организмов.
В дальнейшем нами были выявлены особенности формирования и развития представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста. К ним относятся: субъектный характер отношения к природе; представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей; обобщение и познание функциональных, причинных и генетических связей между предметами окружающего мира; проявление эмпатии к окружающему.
При характеристике педагогических условий формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста, мы установили, что необходимыми педагогическими условиями для успешного формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста являются следующие:
- системная организация исследовательской деятельности детей, сопровождающаяся их регулярными наблюдениями и практической деятельностью
- качественная предметно-развивающая среда ДОО;
- эмоциональная насыщенность непосредственной образовательной деятельности (НОД) экологической направленности
Для формирования у детей представлений об окружающем мире, педагогам необходимо проводить систематическую и целенаправленную работу по расширению знаний детей о природе и создавать все необходимые условия для их развития. В предметном окружении ребенка воспитатели должны вводить достаточное, разнообразное количество растений и животных, чтобы обогатить его личный опыт по ознакомлению с миром природы.
Опытно-поисковая деятельность по исследованию педагогических условий, обеспечивающих формирование и развитие представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста, показала, что у детей экспериментальной группы выявлена положительная динамика по всем показателям. Нами был отмечен рост уровня сформированности представлений об окружающем мире по данным всех трех методик. В контрольной группе существенных изменений не произошло. Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменения в экспериментальной группе носят неслучайный характер.
Таким образом, поставленная в начале исследования цель, достигнута, выдвинутое предположение о том, что процесс формирования представлений об окружающем мире у дошкольников будет эффективным при соблюдении таких условий как:
- системная организация исследовательской деятельности детей, сопровождающаяся их регулярными наблюдениями и практической деятельностью
- качественная предметно-развивающая среда ДОО;
- эмоциональная насыщенность непосредственной образовательной деятельности (НОД) экологической направленности получила свое практическое подтверждение.



1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова. - Воронеж, 2010. - 416с.
2. Аверин, В.А. Психологическая структура личности [Текст]/ В. А. Аверин. - СПб., 2009. - 189 с.
3. Базулина, И.В. Развитие экологической культуры под открытым небом [Текст] / И.В. Базулина // Начальная школа. - 2012. - №12. - С. 12-14.
4. Белкина, В.Н. Психология детей раннего и дошкольного детства [Текст]/ В.Н. Белкина. - Ярославль, 2008. - 199 с.
5. Бобылева, Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников [Текст] / Л.Д. Бобылева // Начальная школа. - 2010. - №5. - С. 23-25.
6. Бодалев, А. А. Психология о личности [Текст]/ А.А. Бодалев. - М.,
2008. - 230 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 464с.
8. Бойко, Л.А. Воспитание экологической культуры детей [Текст] /Л.А. Бойко // Начальная школа. - 2014. - №6. - С. 79-96.
9. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников [Текст]/ И. Веревкин, Н. Чиженко // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.
10. Гордеева, Т Н. Экологическое образование и воспитание учащихся [Текст] / Т.Н. Гордеева // Начальная школа.- 2014.- № 2.- С.75-128
11. Григорьева, А. И. Формирование экологической культуры дошкольника [Текст]/ А.И. Григорьева // Детский сад от А.до Я. - 2008. - №6. - С. 44-45.
12. Дерябо, С.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] /С.Д. Дерябо // Начальная школа. - 1998. - №6. - С. 19-26.
13. Дмитриев, Ю. О. О природе для больших и маленьких [Текст] /Ю.О. Дмитриев. - М., 2014. - 210 с.
14. Ердаков, Е.Н. Особенности непрерывного экологического
образования [Текст] / Е.Н. Ердаков // Начальная школа. - 2009. - №7. - С. 41-49.
15. Жукова, И. В помощь экологическому воспитанию учащихся [Текст] /И. Жукова // Начальная школа. - 2010. - №6. - С. 45-52.
16.Зебзеева, В. А. Формирование представлений о росте и развитии живых организмов у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /В.А. Зебзеева. - Спб., 2011. - 190 с.
17.Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии [Текст]/ В.А. Зебзеева // Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 6-22.
18.Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей [Текст]/ О.С. Зеленкова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
19. Кадырова, Р М. Проблема экологического воспитания
дошкольников в современной педагогической теории [Текст] / Р.М. Кадырова // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.
20. Ковалев, А. Г. Психология личности [Текст]/ А.Г. Ковалев. - Спб., 2013. - 160 с.
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/ С.А. Козлова.- М.: Академия, 2010. - 390 с.
22. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника [Текст]/ Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. - М., 2014. - 270 с.
23. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]/А.А. Леонтьев. - М., 2007. - 330 с.
24. Лескова, С. В. Формирование экологической культуры [Текст] / С.В. Лескова // Начальная школа.- 2009 - №7. - С. 19-23.
25. Лысов, А.А. Каким должно быть современное экологическое образование и воспитание? [Текст]/А.А. Лысов // Начальная школа плюс До и После. 2013. -№ 12. С. 1-3.
26. Макарова, Л.М. Формирование экологического сознания у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: дисс. канд. психол. наук /Л.М. Макарова. - Самара, 2003. - 270 с.
27. Методика ознакомления с природой в детском саду [Текст] /Под ред. П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2012. - 98 с.
28. Моисеев, Н.Н. Экология и образование [Текст] /Н.Н. Моисеев. - М., 2010. - 310 с.
29. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы [Текст]/ В.Н. Мясищев. - СПб: Нева, 2009. - 230 с.
30. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] /С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2009. - 210 с.
31. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] /С.Н. Николаева. - М., 2012. - 190 с.
32. Петяева, Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников [Текст] : автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Д.Ф. Петяева. - М., 1991. - 31 с.
33. Прохорова, Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] /Л.Н. Прохорова. - М., 2014. - 310 с.
34. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. - М., 1973. - 190 с.
35. Серебрякова,Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]/ Т.А. Серебрякова. - М.: Академия, 2008. - 220 с.
36. Торохова, Е.П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся [Текст] /Е.П. Торохова // Начальная школа. -
2009. - №12. - С. 29-32.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс] - URL : http://d25101. edu3 5 .ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do (дата
обращения: 10.11.2018)
38. Шаров, А.С. Формирование ценностных ориентации и поведения личности [Текст]/ А.С. Шаров. - Омск, 2013. - 210 с.
39.Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: Аркти, 2003. - 290 с.
40.Экология [Текст] /Сост. А.Н. Фомичев, Т.И. Тарасова, О.Я. Полякова. - Борисоглебск: БГПИ, 2014. - 210 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ