МЕТОДЫ ФОРМИРОВНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Психологические основы формирования волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности формирования волевых качеств у детей старшего
дошкольного возраста 16
1.3. Педагогические условия формирования волевых качеств у
старших дошкольников 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Исследование волевых качеств у детей старшего дошкольного
возраста 28
2.2. Педагогические методы формирования волевых качеств у детей
старшего дошкольного возраста 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Психологические основы формирования волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности формирования волевых качеств у детей старшего
дошкольного возраста 16
1.3. Педагогические условия формирования волевых качеств у
старших дошкольников 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Исследование волевых качеств у детей старшего дошкольного
возраста 28
2.2. Педагогические методы формирования волевых качеств у детей
старшего дошкольного возраста 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 61
Актуальность исследования. Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника за востребованность в будущем.
В период дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам; решительность, характеризующаяся как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта, устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность [20].
Воля анализируется как сознательное управление человека своим поведением и деятельностью. Она позволяет преодолевать препятствия на пути к достижению цели. У детей дошкольного возраста к проявлению волевого поведения относятся развитие произвольности действий, степени их осознанности, а также волевых качеств, таких как целеустремлённость, настойчивость, упорство и т. д
В Федеральном государственном образовательном стандарте уделяется большое внимание подготовке детей к обучению в школе. Одним из важнейших компонентов готовности к обучению в школе является волевая готовность, которая характеризуется таким уровнем сформированности волевых качеств, который позволит ребенку принять новую социальную позицию и успешно адаптироваться к школе [41].
Исследование волевой сферы детей дошкольного возраста является привлекательным как в теоретическом, так и в практическом смысле. В этом возрасте наблюдается интенсивное становление волевой сферы, которое заключается в умении подчиняться требованиям, правилам. Развитие волевых качеств у старших дошкольников ведёт к формированию способности к саморегуляции.
Целью исследования: на основе теоретического анализа и
практического исследования разработать рекомендации по формированию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования волевых качеств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: рекомендации по формированию волевых качеств детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть основы формирования волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности формирования волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести педагогическую диагностику волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать педагогические методы по формированию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
В работе были реализованы методы исследования: теоретический анализ; методики автора Е.А. Ключниковой: «Не подглядывай», «Закрась фигуры», «Картинки и кружки».
Исследование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 156 города Екатеринбурга. В исследовании участвовало 26 детей старшей группы, дети в возрасте 5-6 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В период дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам; решительность, характеризующаяся как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта, устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность [20].
Воля анализируется как сознательное управление человека своим поведением и деятельностью. Она позволяет преодолевать препятствия на пути к достижению цели. У детей дошкольного возраста к проявлению волевого поведения относятся развитие произвольности действий, степени их осознанности, а также волевых качеств, таких как целеустремлённость, настойчивость, упорство и т. д
В Федеральном государственном образовательном стандарте уделяется большое внимание подготовке детей к обучению в школе. Одним из важнейших компонентов готовности к обучению в школе является волевая готовность, которая характеризуется таким уровнем сформированности волевых качеств, который позволит ребенку принять новую социальную позицию и успешно адаптироваться к школе [41].
Исследование волевой сферы детей дошкольного возраста является привлекательным как в теоретическом, так и в практическом смысле. В этом возрасте наблюдается интенсивное становление волевой сферы, которое заключается в умении подчиняться требованиям, правилам. Развитие волевых качеств у старших дошкольников ведёт к формированию способности к саморегуляции.
Целью исследования: на основе теоретического анализа и
практического исследования разработать рекомендации по формированию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования волевых качеств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: рекомендации по формированию волевых качеств детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть основы формирования волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности формирования волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести педагогическую диагностику волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать педагогические методы по формированию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
В работе были реализованы методы исследования: теоретический анализ; методики автора Е.А. Ключниковой: «Не подглядывай», «Закрась фигуры», «Картинки и кружки».
Исследование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 156 города Екатеринбурга. В исследовании участвовало 26 детей старшей группы, дети в возрасте 5-6 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В психолого-педагогической литературе представлено достаточно большое количество исследований, посвящённых проблеме воли и волевых качеств. Выделяется два основных подхода к определению сущности этих понятий. Первый из них рассматривают произвольность в контексте проблемы, второй - в контексте мотивации.
Воля понимается как процесс, как состояние или качество личности и как всякий психический акт, протекая в определенном пространстве и времени, обязательно представляет собой некую активность организма. Выделяются основные волевые свойства личности: упорство,
целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка и
самостоятельность.
В старшем дошкольном возрасте происходит оформление основных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. И взрослым следует это учитывать, соблюдая постепенность в повышении требований к детям, опираясь на его возможности, интересы, потребности.
Педагогические условия формирования волевых качеств у детей дошкольного возраста включают в себя способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых воспитатель может воздействовать на ребенка с целью развития у него определенных психологических качеств и форм поведения. Средствами воспитания волевых качеств могут являться личный пример взрослого, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые, образцы поведения, демонстрируемые людьми в окружении ребенка.
Для успешного формирования волевых качеств у старших дошкольников необходимо соблюдать следующие педагогические условия: постепенное усложнение требований предъявляемых к ребенку дошкольного возраста; поощрение дошкольника к проявлению инициативы, самостоятельности при выполнении любого задания; постепенный переход от сложных учебных задач к творческим и игровым задачам. Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать благоприятные условия для усовершенствования волевых качеств в разнообразных играх, требующих проявить настойчивость и волю со стороны дошкольника для достижения назначенных целей в игре.
Исследование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 156 города Екатеринбурга. В исследовании участвовало 26 детей старшей группы, дети в возрасте 5-6 лет, из них 12 девочек, 14 мальчиков.
Для диагностики сформированности волевых качеств у старших дошкольников были реализованы следующие методики: Методика «Не подглядывай» Е.А. Ключниковой; Методика «Закрась фигуры»
Е.А. Ключникова. Методика «Картинки и кружки» Е.А. Ключникова.
По результатам данных диагностик волевые качества детей старшего дошкольного возраста характеризуются средним и низким уровнем сформированности и развития упорства и целеустремленности.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Один из основных факторов в воспитании воли - режим, определенный порядок жизни ребенка. Одним из приемов, помогающих ребенку осознать свою жизнь во времени, может стать планирование и подведение итогов дня.
Основные методы, которые необходимо применять для формирования волевых качеств как: личный пример; рассказы о людях, литературных персонажей, проявивших мужество и героизм; совместная работа в коллективе; преодоление трудностей и препятствий; принятое решение должно быть исполнено; строгое соблюдение режима дня, обязанностей, правильного распорядка всей жизни человека; обогащение среды жизни ребенка разнообразными играми.
Таким образом, организация деятельности по формированию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста реализуется через множество медодов формирования волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста, основным звеном которого явлется игра.
Воля понимается как процесс, как состояние или качество личности и как всякий психический акт, протекая в определенном пространстве и времени, обязательно представляет собой некую активность организма. Выделяются основные волевые свойства личности: упорство,
целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка и
самостоятельность.
В старшем дошкольном возрасте происходит оформление основных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. И взрослым следует это учитывать, соблюдая постепенность в повышении требований к детям, опираясь на его возможности, интересы, потребности.
Педагогические условия формирования волевых качеств у детей дошкольного возраста включают в себя способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых воспитатель может воздействовать на ребенка с целью развития у него определенных психологических качеств и форм поведения. Средствами воспитания волевых качеств могут являться личный пример взрослого, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые, образцы поведения, демонстрируемые людьми в окружении ребенка.
Для успешного формирования волевых качеств у старших дошкольников необходимо соблюдать следующие педагогические условия: постепенное усложнение требований предъявляемых к ребенку дошкольного возраста; поощрение дошкольника к проявлению инициативы, самостоятельности при выполнении любого задания; постепенный переход от сложных учебных задач к творческим и игровым задачам. Именно в дошкольном возрасте необходимо формировать благоприятные условия для усовершенствования волевых качеств в разнообразных играх, требующих проявить настойчивость и волю со стороны дошкольника для достижения назначенных целей в игре.
Исследование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 156 города Екатеринбурга. В исследовании участвовало 26 детей старшей группы, дети в возрасте 5-6 лет, из них 12 девочек, 14 мальчиков.
Для диагностики сформированности волевых качеств у старших дошкольников были реализованы следующие методики: Методика «Не подглядывай» Е.А. Ключниковой; Методика «Закрась фигуры»
Е.А. Ключникова. Методика «Картинки и кружки» Е.А. Ключникова.
По результатам данных диагностик волевые качества детей старшего дошкольного возраста характеризуются средним и низким уровнем сформированности и развития упорства и целеустремленности.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Один из основных факторов в воспитании воли - режим, определенный порядок жизни ребенка. Одним из приемов, помогающих ребенку осознать свою жизнь во времени, может стать планирование и подведение итогов дня.
Основные методы, которые необходимо применять для формирования волевых качеств как: личный пример; рассказы о людях, литературных персонажей, проявивших мужество и героизм; совместная работа в коллективе; преодоление трудностей и препятствий; принятое решение должно быть исполнено; строгое соблюдение режима дня, обязанностей, правильного распорядка всей жизни человека; обогащение среды жизни ребенка разнообразными играми.
Таким образом, организация деятельности по формированию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста реализуется через множество медодов формирования волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста, основным звеном которого явлется игра.





