Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у дошкольников

Работа №97165

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
137
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ... 6
1.1. Понятие «пространственные представления» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности восприятия пространственных представлений у
детей дошкольников 12
1.3. Анализ образовательных программ ДОУ по теме
исследования 17
1.4. Условия использования логических приёмов мышления при
формировании пространственных представлений у детей дошкольников 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Изучение начального уровня сформированности
пространственных представлений у дошкольников 32
2.2. Реализация условий использования логических приёмов
мышления при формировании и пространственных представлений у дошкольников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59


Мир который нас окружает, разнообразен интересен и сложен, подчинен многим законам природы, в том числе и таким как пространство. Пространственные отношения позволяют нам оперировать такими величинами как форма, объем, протяженность в различных направлениях, месторасположения предметов и расстояния, а так же находиться в основе формирования всех высших психических процессов в онтогинезе: речи, мышления, счета, письма. Таким образом, развитие пространственных представлений у дошкольника формируют важнейшие условия для жизнедеятельности ребенка в окружающем мире. Важную роль при освоении школьниками пространственных представлений является знакомство и применение грамматических форм, специальных слов и терминологии, обозначающих пространственные признаки. Понимание пространственного лексикона в дошкольном возрасте представляет собой неотъемлемую часть в освоении пространственных представлений, восприятий и ориентировок детей. Словарь пространственных терминов ребенка служит не только показателем его знаний об этих отношениях, но и является его прочной опорой. Темой изучение и формирование пространственных представлений в онтогенезе занимались такие признанные исследователи и педагоги Т.В.Ахутина; М. Фидлер; Т. И. Ерофеева; А.В. Семенович; В. Новикова, А. А., Столяр, Е. В., Сербина; А.А. Люблинская; О. М., Дьяченко; А. М. Леушина; В. В. Данилова, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьева; К.С. Лебединская; О.С. Никольская; Т.А. Мусейибова и др.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что содержание Программы должно обеспечить развитие личности, мотивировать способности детей к разнообразию различных форм деятельности и охватывать структурные единицы, состоящих из определенных направлений развитии и образования дошкольников - познавательное развитие, образовательные области. Познавательное развитие включает в себя: формирование первичных представлений о себе и других людях, объектах реального мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, форме и размере, числе и количестве, целом и части, времени и пространстве, движении и покое, причине и следствии и т. д. Но, несмотря на это, зачастую ориентировка в пространстве у детей носит стихийный характер. Врожденные способности и детский потенциал, не востребованный в полной мере, приводит к задержке в развитии. Такие как специфические зрительно-пространственные ошибки в чтении, письме, счете. Так в письме наблюдаются затруднения в ориентировки пространстве тетрадного листа, в нахождении начала строки, а также идет нарушение наклона и размера букв, зеркальность букв, их замена, слитное написание, и т.д. Читать такие дети могут справа - налево, смешивать и пропускать буквы. Проявляются такие трудности в освоении учебного материала как, построение чисел, переставляют 84 и 48, при написании нарушают расстояния и в результате не совмещаются разряды при выполнении арифметических действий. Наличие подобных трудностей в обучении и жизнедеятельности послужили основанием для выбора темы «Использование логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста».
Цель: выявить эффективные условия использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у дошкольников.
Объект исследования - процесс формирования пространственных представлений у дошкольников.
Предмет исследования - условия использования логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Поставленная цель была реализована решением следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности формирования пространственных представлений у дошкольников.
3. Выявить условия формирования пространственных
представлений у детей дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование начального уровня сформированности пространственных представлений у дошкольников.
5. Проверить эффективность реализации выделенных условий при повторном обследовании детей.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта через наблюдение, беседу, анализ результатов деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Основные положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Поддъяков); теория и методика обучения математике (А.В. Белошистая, А.А. Столяр, Т.И. Ерофеева др.); разработки посвященные особенностям развития и обучения детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л. С. Выгодский, С.А. Козлова, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин).
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы для более глубокого изучения проблемы формирования пространственных представлений у дошкольников, организации и проведения работы по формированию пространственных представлений в условиях старшей группы детского сада в других ДОУ.
База исследования: опытно-поисковая работа проходила на базе детский сад «Степень успеха». В исследовании принимали участие 10 детей.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучая научную литературу по теме «Использование логических приемов мышления при формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста», можно прийти к выводу: пространственные представления и умение ориентироваться в пространстве играют большую роль в жизни дошкольника и являются неотъемлемой ее частью. Недостаток сформированности пространственных представлений отрицательно влияет на уровень актуального развития.
При обучении в школе у таких детей возникает дисграфия. Ребенок переставляет схожие буквы, путает их и пропускает, совершает ошибку за ошибкой. Во время письма часто теряет смысл и легко сбивается. Нахождение начала и конца строки также вызывают затруднения. Такие дети пишут очень медленно и неразборчиво.
Возникают проблемы со счетом. Замена одного числа на другое, непонимание состава и разряда, затруднение в понимании правой и левой части числа, приводит к ошибкам в решении задач и примеров. Для таких детей вызывает сложность удержать несколько арифметических действий и найти верную клетку. Даже простое копирование геометрических фигур и заучивание таблицы умножения вызывает затруднения.
Применение дидактических игр и задач на развитие пространственной ориентации формирует не только письмо и счет, но и влияет на взаимодействие с окружающим миром и на развитие в целом. Эффективность работы с такими детьми возможна только при совместной работе взрослого и ребенка. Необходимо заинтересовывать и вовлекать детей в мир пространства и ориентации путем проведения бесед и консультаций. Знакомить с дидактическими играми и головоломками, упражнениями и пособиями, с правилами и особенностями. Игры должны находиться в открытом доступе и применятся в самостоятельной деятельности.
Подведя итоги можно отметить, что формирования пространственных процессов охватывает все области жизнедеятельности ребенка, воздействуя не только на пространственные ориентиры, но и на развитие памяти, внимания, мышления, воображения.



1. Дьяченко, О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? [текст] /О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева /Москва Просвещение 2001 - 160 с..
2. Сидоренко, Е.В Методы математической обработки в психологии [текст] / Е.В.Сидоренко. - СПб. ООО Речь, 2003. - 350 с.
3. Смоленцева, А.А Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [текст] / А.А. Смоленцева Москва Просвещение 2001- 97 с..
4. Ануфриева, А.Ф., С. Н. Костромина Как преодолеть трудности в
обучении детей [текст] /.Ануфриева А.Ф, Костромина С. Н. - М.:
Просвещение, 1998. - 224 с.
5. Арапова-Пискарева, Н.А Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. [текст] / Арапова - Пискарева Н.А., 2006. - 98 с.
6. Белошистая, А. В Формирование и развитие математических способностей дошкольников [текст] :курс лекций. А. В Белошистая— М.: Владос, 2004. - 400 с
7. Белякова, О.Г. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре [текст] / Белякова О.Г. М.: МГППУ, 2006. - 320с.
8. Большой психологический словарь. [текст] / Сост. и общ. ред. Мещеряков Б., Зинченко В. - СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
9. Булычевой, А.И. Развитие / Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [текст] /Под ред. А.И Булычевой М.: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера», 2012 г. - 289 с.
10. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях [текст] / В.В. Данилова Москва Просвещение 1997. - 400 с.
11. Гоголева, В. Г. Игры и упражнения на развитие конструктив-ного и логического мышления детей дошкольного возраста. [текст] /В. Гоголева - .СПб.:_Детство пресс, 2004. - 56 с.
12. Годинай, Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста [текст] / Г.Н. Годинай, Э.Г. Пилюгиной Москва Просвещение 1998.- 165 с.
13. Детство / Примерная образовательная программа дошкольного образования [текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.
— СПб. ООО «Детство-пресс», 2014 - 352 с.
14. Ерофеева, Т. И Дошкольник изучает математику. [текст] / Под ред. Т. И. Ерофеевой.— М.: изд. дом «Воспитание дошкольника», 2002 - 12 с.
15. Ерофеева, Т. И., Павлова Л.Новикова В.П. Н Математика для дошкольников. [текст] / Т. И Ерофеева., Л. Н Павлова., В. П Новикова. М.: Просвещение, 1997. - 175 с.
16. Звонкий, А. К Малыши и математика. Домашний кружок для
дошкольников. [текст] /А. К Звонкий — М.: Московский центр
непрерывного, математического образования-2006. - 240 с.
17. Игнатьева, Е.И. «В царстве смекалки» [текст] / Е.И. Игнатьева - Наука Москва 1979. - 208с.
18. Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. Детская психология [текст] / Под ред. Я Л. Коломинский, Е. А Панько. - М.: Просвещение, 1998. - 399 с.
19. Кравцов, Г.Г.,. Кравцова, Е.Е. Шестилетки: готовность к школьному обучению [текст] / Г.Г.Кравцов, Е.Е. Кравцова. СПб: Питер, 1990. - 75 с.
20. Кузнецова, Л. В., Переслени Л. И,. Солнцева Л. И Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой.
— М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
21. Кушни, Н.Я Психолого-педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы. [текст] / Н.Я Кушнир. Учеб.- метод. пособие. 2000 -60 с.
22. Кушнир, Н.Я Содержание диагностики и коррекционной работы в детском дошкольном учреждении. Методическое пособие. [текст] /Под ред Н.Я. Кушнир. М., 2001. - 150 с.
23. Мазепина, Т. Б Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах. [текст] / Т. Б Мазепина. Феникс 2002. - 32с.
24. Малиованова, Е.Л Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости [текст] / Дошкольное воспитание. / Е.Л Малиованова. 2008.- №11. - . 67с.
25. Метлина, А.С. Математика в детском саду [текст] / А.С. Метлина Москва Просвещение 1994. - 96 с.
26. Михайловой З.А.. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». / З.А. Михайловой М. - Просвещение 1995.- 96 с.
27. Мусейибова, Т.А. Ориентация в пространстве. [текст] / Журнал Дошкольное воспитание . -1998- №8. / - 14-25с.
28. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. [текст] / Корнев А.Н. - Изд-во Речь, СП-б 1997. - 286 с
29. Носова, Е. А. Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. [текст] /- СПб.: Детстро-пресс, 2007. 36 с.
30. От рождения до школы / Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. / Детство-Пресс, 2007. -128 с.
31. Павлова, Т.А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников [текст] / Т.А Павлова. - М.Школьная пресса. 2004. -96стр
32. Пермякова, М.Е, Алмазова О.В. Применение методики «Копирование сложной фигуры Рея-Остеррица» для выявления нарушений зрительно-пространственных представлений у детей младшего школьного возраста. [текст] / М.Е Пермякова, О.В Алмазова. Екатеринбург 2012. -36с
33. Немов, Р.С. Психология. 3 т[текст]./ Р.С.Немов. - М.: Просвещение, 1995. - 519 с.
34. Соболевского, Р.Ф. «Логические математические игры». [текст] / Р.Ф. Соболевского М. Просвещение 1977. -96с
35. Радуга : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада [текст] / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. — М.: Просвещение, 2010. — 111 с .
36. Сай, М.К, Удальцова Е.И. Математика в детском саду [текст] / М.К Сай, Е.И. Удальцова Минск Народная Асвета - 2000. .- 36 с
37. Семаго М.М Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. [текст] / М.М Семаго. - Речь2014. .- 66 с
38. Семаго, Н.Я Элементарные пространственные представления. Дошкольный и младший школьный возраст. Демонстрационный материал. [текст] / Н.Я Семаго. - Школа - 2006.- 64 с
39. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. [текст] / Семенович А.В. - М 2002. .- 96 с
40. Семенович, А.В Схема нейропсихологического обследования детей. Под ред. Семенович А.В., М.: МГПУ, 1998.- 96 с
41. Семенович, А.В., Умрихин Пространственные представления при отклоняющемся развитии. [текст] / А.В. Семенович, С.О Умрихин. М., 1998.
42. Сербина Е.В. Математика для малышей [текст] / Е.В. Сербина Москва Просвещение 2000.- 86 с
43. Смоленцева, А. А., Пустовой О. В. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей [текст]./ Сост.: А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. .- 9136 с
44. Смоленцева, А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей[текст]./ СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
45. Смолякова, О. К., Смолякова, Н. В Математика для дошкольников. В помощь родителям при подготовке детей 5—6 лет к школе. [текст] /О. К. Смолякова , Смолякова Н. В М.: -Школа, 2002. .- 96 с
46. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [текст] / А.А.Столяр. - М.: «Просвещение» 1988. - 105 с.
47. Теории и технологии математического развития детей до-школьного возраста. Хрестоматия [текст] / Сост.: 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова.— М.: Центр педагогического образования, 2008.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования от 17 октября 2013г. -
49. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
50. Филиппова, Ю.В Детская психодиагностика. Практические занятия. Методические указания [текст] / Филиппова. Ю.В: Ин-т "Институт Открытое о-во"; - Ярославль, 2003. - 38 с.
51. Шевелева, К. В. Ориентация в пространстве на плоскости. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет [текст] / К. В Шевелева - Ювента - 2006. - 24 с.
52. Шевлякова,И.Н Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. [текст] / Шевлякова И.Н.2003. - М.: Генезис 96 с.
53. Шорыгина, Т.А Учимся ориентироваться в пространстве. [текст] / Т.А Шорыгина. Сфера,2004. - 80 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ