Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование ЛЕГО-конструирования в процессе формирования у детей дошкольного возраста математических представлений

Работа №97163

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Вопросы формирования математических представлений у детей
дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования математических представлений у
дошкольников 18
1.3. Анализ программ ДОО по проблеме исследования 26
1.4. Педагогические условия математической подготовки детей
дошкольного возраста посредством ЛЕГО-конструирования 32
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 51
2.1. Изучение начального уровня сформированности математических
представлений у детей дошкольного возраста 51
2.2. Реализация педагогических условий математической подготовки
детей дошкольного возраста с помощью ЛЕГО-конструирования 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе, и значительную роль играет обучение основам математики, формирование математических представлений. Математика выступает в старше дошкольном возрасте как фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Дошкольники уже активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
В то же время, обучение математике - достаточно сложный процесс для ребенка, и поэтому важно сделать так, чтобы обучение проходило своевременно, без задержек, с высоким уровнем интереса и эффективности. Для этого непосредственная образовательная деятельность должна проходить в увлекательной игровой форме, особенно с учетом того факта, что ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая. Именно поэтому достаточно легко, благодаря играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра.
Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения - математике. Таким образом, в игровой форме подача ребенку знаний из области математики, позволяет ему более эффективно формировать элементарные математические представления - основу изучения математики. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место в системе педагогических наук. Методика формирования математических представлений опирается на разрабатываемые дошкольной психологией, педагогикой и дидактикой задачи обучения и умственного воспитания подрастающего поколения: принципы, условия, пути, содержание, средства, методы, формы организации и т.д.
Цель исследования - выявление условий использования ЛЕГО- конструирования в процессе формирования у детей дошкольного возраста математических представлений.
Объект исследования: Процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования ЛЕГО-конструирование как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) выяснить особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
2) провести теоретический анализ понятия математических представлений у детей дошкольного возраста;
3) проанализировать программы дошкольных образовательных
организаций по проблеме формирования математических представлении;
4) определить педагогические условия математической подготовки детей посредством ЛЕГО-конструирования;
5) изучить начальный уровень сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста;
6) реализовать педагогические условия атематической подготовки детей дошкольного возраста с помощью ЛЕГО-конструирования.
Методологической основой исследования явились: теории физического и психического развития в дошкольном возрасте А.В. Антоновой, Н.А. Араповой-Пискаревой, Н.Е. Веракса, исследования психических процессов Н.Г. Беляева, А. А. Радугина, Е.И. Рогова, исследования в сфере представлений и мышления Л.Р. Болотиной, З.А. Михайловой, Т.И. Бабаевой, Л.М. Клариной, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, исследования в сфере формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста А. М. Леушиной, И.А. Помораевой, В.А. Позиной, Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкиной.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; обзор нормативных документов (образовательные стандарты, учебные планы, программы и т.п.); метод экспертной оценки.
База исследования: участники образовательного процесса (дети дошкольного возраста - 14 человек) МБДОУ Приданниковкий детский сад № 5 Красноуфимского района.
Практическая значимость исследования: выводы и расчеты, сделанные в работе, могут быть применены на практике методистами и педагогами дошкольных образовательных учреждений, занимающихся математической подготовкой детей дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования было установлено, что дошкольный возраст - это время, когда с высоким темпом формируется психика ребенка, и социальное становление психики определяется доминирующей в это время психической формой — представлениями. Развитие ребенка характеризуется личностными новообразованиями: произвольностью; появлением «внутреннего мира»; способностью к обобщению переживаний; возникает наглядно-действенное мышление, переходящее в наглядно-образное; появляется опосредованное запоминание; нравственное развитие; способность к перцептивному моделированию и социализованной речи. Ведущая деятельность - это игра.
Представление рассматривается как процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Математические представления понимаются как элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка житейских и научных понятий. Математическим представлениям свойственны наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность. Математические представления развиваются как элементы системы, находящиеся друг с другом в определенных отношениях.
ЛЕГО-конструирование - это игры обучающие, они созданы взрослыми для воспитания и обучения детей. Для самих детей воспитательное значение игры не выступает явно, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Структурные компоненты ЛЕГО-конструирования
1) конструкторская задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат, заключение игры.
Математическими считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности.
Основное назначение ЛЕГО-конструирования - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. ЛЕГО- конструирование математического характера содержат возможности расширять и закреплять знания в следующих направлениях: усвоение множества, равенства и неравенства групп предметов; количества и счета по осязанию, на слух навыков счета, в усвоении величины, формы, ориентировки в пространстве и во времени.
Проведенное исследование было направлено на проверку педагогических условий о том, что применение ЛЕГО-конструирования позволит улучшить формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
После проведенной работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ЛЕГО- конструирование, было установлено, что в экспериментальной группе произошли значимые изменения в результатах. Эти результаты, при сравнении с результатами констатирующего этапа диагностики, показывают, что проведенное исследование формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ЛЕГО-конструирование, оказалась успешной.
В контрольной группе значимых изменений в показателях математических представлений не было выявлено, за исключением некоторых незначительных изменений, соответствующих возрастной динамике формированию элементарных математических представлений, которая может быть обусловлена развитием психических структур. Так как эти изменения незначительны, и затрагивают только небольшую часть показателей, то можно вести речь именно о возрастном темпе развития, естественном, так как никакой специальной работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста через ЛЕГО-конструирование не проводилось.



1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет/ Н.А. Арапова-Пискарева. - М.: Мозаика- Синтез. 2014. - 200 с.
2. Антонова А.В. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского
сада: Программа и методические рекомендации/ А.В. Антонова, Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 185 с.
3. Бантикова С. Геометрические игры. Дошкольное воспитание / 2016 - №1 -
С. - 60-66.
4. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений/ М. Беженова. - М.: Эксмо,2013. - 210с.
5. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей/ А.В. Белошистая //Дошкольное воспитание.-2002. № 2 - 140 с.
6. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей
дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений/ А.В. Белошистая. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 400с.
7. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. - М.: Академия,
2015. - 240 с.
8. Буре Р.С. Готовим детей к школе / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 2016. - С.
96.
9. Беляев Н.Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев. - Ставрополь: СГУ, 2011.
-246 с.
10. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособия для студентов высших педагогических учебных заведений/ А.С. Белкин. - М.: Академия, 2013. - 200с.
11. Бондаренко, А.К. ЛЕГО-конструирование в детском саду/ А.К. Бондаренко,. - М.: Просвещение. 2013. - 160 с.
12. Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов /Составитель С. Е. Гаврина. - Ярославль: «Академия развития», «Академия Холдинг», 2002. - 230 с.
13. Вавилов, Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных/ Ю.П. Вавилов. - Ярославль 2014. - 122 с.
14. Вербенец А.М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода/ А.М. Вербенец //Детский сад: теория и практика. -2012, № 1. - С.44-69.
15. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез,2010.- 165 с.
16. Водопьянов Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2014, № 3.
17. Воронина, Л. В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова ; под общ. ред. Л. В. Ворониной. - Екатеринбург: УрГПУ, 2017. - 289 с.
18. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2015. - 209с.
19. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 2013. - 245 с.
20. Данилова В. В. Обучение математике в детском саду/ В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. - М.: «Академия», 2014 г. - 180с.
21. ЛЕГО-конструирование и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада/. - под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2014. - 350 с.
23. Дурова Н.В. Развивающие упражнения для подготовки детей к школе/ Н.В. Дурова, В.П. Новикова. - М.: Школьная Пресса, 2015. - 300с.
24. Дурова Н.В. Ступеньки к познанию: пособие для занятий родителей с детьми 5-6 лет/ Н.В. Дурова, В.П. Новикова. - М.: Детство - Пресс, 2013. - 218 с.
25. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников/ Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 2015. - 210 с.
26. Занимательная математика: Материалы для коллективных и
индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками/ состав. Попова Г.П., Усачева В.И. - М.: 2013. - 320с.
27. Игровые технологии в ДОУ: классификация игр/ Ресурсы образования
[Электронный ресурс]. - 2013 - Режим доступа:
http://www.resobr.ru/article/59791-qqe-16-m8-igrovie-tehnologii-v-doy- klassifikaciya-igr
28. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10»/ Е.В. Колесникова. - М.: 2015. - 250 с.
29. Колесникова, Е. В. Математика для детей 6 - 7 лет: учебно - методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати» / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с.
30. Корнеева, Г.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова. - М.: 2014. - 144 с.
31. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2012. - 416 с.
32. Козлова В.А. ЛЕГО-конструирование по математике для дошкольников/ В.А. Козлова. - М.: 2015. - 130 с.
33. Коваленко, В. Г. ЛЕГО-конструирование на уроках математики/ В. Г. Коваленко. - М.: 2014. - 185 с.
34. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста/ А. М. Леушина. - М.: 2013.-120 с.
35. Михайлова З.А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике/ З.А. Михайлова. - СПб: Детство-Пресс., 2013. - 148 с.
36. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста/ З.А. Михайлова. - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013. - 384 с.
37. Мухина В.С. Психология дошкольника / под ред. ЛА. Венгер. - М.: Просвещение, 2013. - 452с.
38. Новикова В.П. Математика в детском саду: конспекты занятий с детьми 5¬6 лет/ В.П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2015. - 400 с.
39. Новикова В.П. Мои часы: Время, часы, календарь: практические занятия: для детей 5-7 лет/ В.П. Новикова. - М.: Карапуз, 2013. - 210 с.
40. Обухова Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение,
2012.- с. 240. - 350 с.
41. Основы дошкольной педагогики /под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой.
-М.: Наука, 2011. - 110с.
42. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада/ И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 170 с.
43. Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2015.-230 с.
44. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.А. Михайлова. Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина. З.А. Серова - СПб: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 160с.
45. Радугин, А. А. Психология и педагогика/ А. А. Радугин. - М.: 2014. - 110
46. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: современные направления/ Г.А. Репина. - М.: ТЦ Сфера, 2013 - 128 с.
47. Савенков А.И. Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно/ А.И. Савенков. - Ярославль: Академия развития,2013. - 160 с.
48. Фалькович Т.А. Формирование математических представлений/ Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2015. - 165 с.
49. Чилинрова, Л. А.Играя, учимся математике / Л. А. Чилинарова, Б. В. Спиридонова. - М.: 2013. - 177 с.
50. Щербакова Е.Н. Теория и методика математического развития дошкольников/ Е.Н. Щербакова. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», - 2013.- 392с.
51. Шварц, А.Ю. Роль чувственных представлений в математическом познании и понимании математики. / А.Ю. Шварц // Психологические исследования: электрон. науч. журн. [Электронный ресурс]. - 2011.- №3(17). - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/496- shvarts17 .html#r3
52. Шварц, А.Ю. Репрезентации значений математических понятий в
зависимости от уровня математической подготовки / А.Ю. Шварц // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2011. - Режим доступа: http://lomonosovmsu.
ru/archive/Lomonosov_2011/index_2.htm/structure_22.htm (0,2 п.л.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ