ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Геометрические фигуры: определение, свойства 6
1.2. Особенности формирования геометрических представлений
у дошкольников 15
1.3. Анализ программ ДОУ по формированию геометрических
представлений у дошкольников 19
1.4. Дидактические игры для формирования геометрических представлений у дошкольников и особенности их использования в детском саду 23
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Изучение начального уровня сформированности геометрических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Работа по формированию геометрических представлений у детей
старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ... 40
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 47
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
Настоящее время - это время информационных технологий. Объём знаний, который нужен человеку, все больше увеличивается. Это все обуславливает начало образования уже с дошкольного возраста. Поэтому это нововведение требует усовершенствование методик, разработку новых подходов для образования детей 4-7 лет.
Развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте нельзя переоценить. У детей развивается мышление, что важно для дальнейшего познания окружающего мира, познания пространственных отношений между предметами, установление соответствующих связей, знакомство с формой предметов, их величиной. Все это способствует развитию у детей в дальнейшем логического мышления. Для полноценного развития детей и успешного их обучения в школе нужно формировать у них геометрические представления. Первые представления о форме, размерах и положении предметов в пространстве ребенок получает еще в дошкольном возрасте. Неизвестные геометрические фигуры дошкольники сначала воспринимают как простые предметы, дают имена этим предметам: треугольник - крышей, квадрат или прямоугольник - окошком, цилиндр - стаканчиком и т.д. В процессе обучения, восприятие геометрических фигур со временем преобразуется. Основная роль в восприятии предмета и определение его формы - это обследование. Через практическую деятельность, игры, ощупывания, рассматривания и многократные соприкосновения с данным объектом - восприятие ребенка согласуется с формированием представления о предмете. Ребенок начинает учиться определять признаки и свойства предмета, его структуру, форму и размер.
Формировать представления в дошкольном возрасте о геометрических фигурах - в развитии интеллекта ребенка является сложной задачей. Многие дети правильно показывают форму предметов, которые имеют форму треугольника, квадрата, именно в старшем дошкольном возрасте. Однако у детей уровень обобщенности понятий о геометрических фигурах еще невысок: если предмет не встречался им в жизни, дети могут не назвать его форму. Ребенок может столкнуться с проблемой понимания необъяснимого соотношения углов и сторон на плоскости совершенно по-другому, чем в жизни. Это обуславливает то явление, что названия фигур дошкольники путают или заменяют.
Для полноценного формирования геометрических представлений у дошкольников важным является задействование всех анализаторов: зрительного, тактильного и слухового. Дидактические игры способствуют обобщению всех форм восприятия. У ребенка старшего дошкольного возраста в силу его возраста возрастает потребность в игровой деятельности, что обуславливает возможность применения игры в качестве решения образовательных задач. Как правило, игра выступает с воспитательной функцией, потому что в ее процессе детьми будут решаться проблемные задачи, которые специально продумываются и если она (игра) станет неотъемлемой частицей целостного педагогического процесса. Организуя игру и руководя действиями детей, педагог оказывает влияние на развитие ребенка и формирования у него качеств личности таких, как чувствительность, поведение и волю. Небезызвестно, что игра оказывает влияние на приобретение детьми знаний, умения и навыков.
Дидактическая игра включает в себя больше образовательные цели. Она связана с реализацией образовательной программы и достижением целевых ориентиров дошкольного образования. Применение в формировании геометрических представлений дидактических игр систематизирует и делает разнообразным образовательный процесс.
Поэтому, использование дидактической игры - это важнейший инструмент воспитания и обучения детей. Все это обуславливает актуальность данной проблемы в наши дни. Использование дидактических игр и окружающая предметно-пространственная среда способствуют лучшему развитию математических и иных способностей детей, поэтому работа будет посвящена изучению влияния дидактических игр на формирование геометрических представлений у дошкольников.
Объект работы - процесс формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактические игры как средство формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Цель: теоретически обосновать и практически проверить влияние дидактической игры на формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Изучить особенности формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста.
3. Выявить значение дидактических игр как средства формирования геометрических представлений у дошкольников.
4. Изучить начальный уровень сформированности геометрических представлений дошкольников.
5. Разработать и применить комплекс дидактических игр для формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста.
6. Сравнить полученные результаты исследования.
Теоретические основы исследования: труды таких ученых, как А. А Столяра, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, Ф. Фрёбеля, Е.И. Щербаковой.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, сравнение, обобщение, систематизация, тестирование.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29», г. Верхняя Пышма, Машиностроителей, 4. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6 лет.
Структура работы определяется спецификой выбранной темы и особенностями отобранного для исследования материала: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение
В работе рассмотрены особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Изучено, что геометрические фигуры делятся на плоские и объёмные. К плоским фигурам относятся прямая, отрезок, луч, угол, окружность, эллипс, треугольник, параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция. К объёмным фигурам относятся призма, параллелепипед, пирамида, шар, цилиндр, конус. Со всеми этими фигурами дошкольники знакомятся при формировании элементарных математических представлений.
Освоение формы предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста, происходит посредством сенсорного восприятия, в результате которого отмечается успешное овладение основными формами и их словесным обозначением.
Нами был выполнен анализ ФГОС ДО на предмет формирования геометрических представлений дошкольников показал, что от возраста к возрасту наблюдается не только увеличение количества геометрических фигур и расширение объема знаний, но и углубление их, умение свободно использовать их в разных видах деятельности.
Дидактическая игра имеет огромное значение в формировании представлений о геометрических фигурах и позволяет расширить их представление о свойствах фигур, способствует развитию других математических представлений, развитию мышления, внимания, восприятия, воображения, памяти, то есть общему развитию ребенка - дошкольника.
В практической части дается описание проведенной опытно - поисковой работы. Во-первых, была проведена диагностика уровней развития представлений старших дошкольников о геометрических фигурах. Данная диагностика показала, что у половины детей представления о геометрических фигурах находятся на низком и среднем уровнях.
Во-вторых, была проведена работа по развитию представлений о геометрических фигурах с использование дидактических игр. Работа по формированию геометрических представлений старших дошкольников предполагала систематические занятия, содержащие дидактические игры, направленные на развитие представлений о геометрических фигурах.
Заключительный этап работы - анализ результатов опытно - поисковой работы показал, что проделанная работа была эффективной.
1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. Умственное воспитание дошкольника [Текст] / В.Н Аванесова. - М.: Просвещение, 2002. - 405c.
2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 400с.
3. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2003. - 125 с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 160с.
5. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2009. - 213с.
6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/ Л.А. Венгер, Э.Г. Тимошина. - М.: Просвещение, 2009. - 144 с.
7. Воронина, Л. В. Теоретические основы математического образования в период детства: учеб. Пособие [Текст] / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова. - Екатеринбург: УрГПУ, 2011. - 239 с.
8. Годинай, Г. Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста [Текст]/ Г.Н. Годинай, Э.Г. Пилюгиной. - М.: Просвещение, 2008. - 215c.
9. Диагностика в детском саду [Текст] / под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 115 с.
10. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2007. - 282 с.
11. Ерофеева, Т. Н. Математика для дошкольников [Текст] / Т.Н. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 232 с.
12. Кларина, Л. М. Дети и знаки: буквы, цифры, геометрические формы [Текст] /Л.М. Кларина. - М.: Новая школа, 2013. - 108с.
13. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2009. - 416с.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2010. - 416 с.
15. Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет. Сценарии учебно-практических занятий по развитию математических представлений [Текст] / Е.В. Колесникова. - М.: Том - Пресс, 1999. - 128 с.
16. Мамаева, Е. Н. Математические игры [Текст] / Е.Н. Мамаева// Педагогическое творчество - 2000. - №4. - С. 16.
17. Метлина, Л. С. Занятия по математике в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1985 - 226 с.
18. Михайлова, З. А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности [Текст] / З.А. Михайлова // Дошкольное воспитание. -1984. -№8. - С. 12-15.
19. Михайлова, З. А. Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики [Текст] / З.А. Михайлова // Дошкольное воспитание. - 1988. - №5. - С. 31.
20. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008.¬128с.
21. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада [Текст] / З.А. Михайлова. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2011. - 160с.
22. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 259 с.
23. Никитин, Б. П. Ступени творчества или развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. - М.: Юнити, 2012. - 142с.
24. Новикова, В. П. Математика для дошкольников [Текст] / В.П. Новикова, Т.И. Ерофеева. - М.: Просвещение, 1992. - 192с.
25. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: АКЦИДЕНТ, 1997 - 78 с.
26. Петерсон, Л. Г. Математика для дошкольников [Текст] / Л.Г. Петерсон, И.П. Хомина М.: Издательство Всероссийской школы математики и физики «Авангврд», 2003. - 256 с.
27. Петрова, В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста [Текст] / В.Ф. Петрова - Казань, 2013. - 203с.
28. Попова, Д. А. Лучшие игры для развития ребенка. От 3 до 6 лет [Текст] / Д.А. Попова. - СПб.: Питер, 2010. - 240с.
29. Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. — СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014. — 280 с.
30. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, ФГОС, 3-е изд. - М.: Мозаика - Синтез, 2015. - 368с.
31. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» [Текст] / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. - 383 с.
32. Пышкало, А. М. Методика обучения элементарной геометрии в начальных классах. Пособие для учителя [Текст] / А.М. Пышкало - М.: Просвещение, 1973.
33. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста / автор - составитель Т.П. Высокова [Текст] / - Волгоград: Учитель, 2010. - 104c.
34. Сербина, Е. В. Математика для малышей [Текст] / Е.В. Сербина - М.: Просвещение, 2000. - 293c.
35. Серова, З. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений [Текст] / З. Серова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №5, 6. - C. 31-40.
36. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина - М.: Педагогика, 2012. - 284 с.
37. Стойлова, Л. П. Математика: учебник для студентов отделения и факультетов начальных классов средних и высших педагогических заведений [Текст] / Л.П. Стойлова. - М.: Академия, 1997. - 442 с.
38. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - 304c.
39. Столяр, Л. А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-7 лет [Текст] / Л.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1991 - 265 с.
40. Тарунтаева, Т В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 2012. - 64 с.
41. Фантазируй и рисуй: фигуры и формы [Текст] / - М.: Феникс- Премьер, 2015. - 31с.
42. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е.А. Щербакова. - М.: Академия, 2009. - 272с.