ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕПЕТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ 9
1.1 Детский оркестр народных инструментов: история становления,
понятие, состав 9
1.2 Этапы становления методики организации репетиционной
деятельности в оркестре народных инструментов 24
1.3 Особенности коммуникации участников детского оркестра
народных инструментов 35
ГЛАВА 2 ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ 43
2.1 Организация и условия опытно - поисковой работы 43
2.2 Критерии и показатели результативности организации
репетиционной деятельности в детском оркестре народных инструментов 49
2.3 Формы и приемы организации репетиционной деятельности 53
2.4 Сопоставительный анализ результатов констатирующего и
итогового этапов опытно - поисковой работы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
Список источников и литературы 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Актуальность. Оркестр народных инструментов уже на ранних этапах обучения дает возможность ребенку почувствовать себя настоящим исполнителем. Именно игра в оркестре неизмеримо расширяет и обогащает музыкальный кругозор исполнителя и способствует интеллектуальному развитию музыканта. Этому, в частности, способствует широкий спектр исполнительских задач, которые приходится решать в процессе коллективной формы творчества, что в свою очередь также способствует совершенствованию музыкального вкуса. Художественным продуктом деятельности детского оркестра народных инструментов является концертное выступление, а показателем - художественный уровень этого выступления. Являясь коллективным музыкальным продуктом, выступление аккумулирует творческие усилия всех участников оркестра. Этот результат достигается в результате кропотливой и продолжительной репетиционной работы.
Тем не менее, в настоящие время наблюдается тенденция сокращения численности детских оркестров русских народных инструментов. Это связанно с рядом социальных и экономических факторов и условий, в которых осуществляют свою деятельность вышеупомянутые коллективы. За последние нескольких десятилетий остро встает проблема сохранения, и развития детских оркестров народных инструментов, функционирующих в различных условиях - при общеобразовательных и музыкальных школах, дворцах творчества учащихся и др.
Решение вопросов сохранения и развития детских оркестров народных инструментов может быть рассмотрено в различных ракурсах. Не касаясь социальных и экономических причин, обратим внимание на необходимость совершенствования методических аспектов руководства детскими оркестрами народных инструментов - музыкально-исполнительскими коллективами с достаточно подвижным составом участников; коллективами, инструментальный состав которых формируется в зависимости от того, на каких инструментах обучаются играть школьники; коллективами, объединяющими школьников с различным уровнем музыкальных способностей, техники игры на инструменте, сформированности умений ансамблевого исполнительства. Следует обратить внимание и на такой факт, как наличие или отсутствие у участников оркестра индивидуальных занятий по музыкальному инструменту. В данных условиях возрастает значимость репетиционной деятельности: ее методически грамотная организация будет способствовать сплочению участников детского оркестра и достижению искомого музыкально-исполнительского результата.
На основе сказанного можно выделить следующие противоречия:
- между необходимостью сохранения отечественных традиций детского оркестрового исполнительства на народных инструментах и наличием ряда факторов, препятствующих успешности их деятельности;
- между теоретической разработанностью вопросов о составе, музыкально-исполнительских и музыкально-выразительных возможностях оркестров народных инструментов в музыковедении и недостаточной разработанностью вопросов о педагогическом руководстве деятельностью детских оркестров народных инструментов;
- между разработанностью методических аспектов организации репетиционной деятельности оркестровых коллективов и недостаточной разработанностью методических аспектов организации репетиционной деятельности детских оркестров народных инструментов с учетом вариативности их составов и условий работы.
Данные противоречия определяют проблему исследования, связанную с поиском результативных методических путей организации деятельности детских оркестров народных инструментов, функционирующих в различных условиях.
Значимость указанной проблемы определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы «Организация репетиционной деятельности участников детского оркестра народных инструментов».
Целью работы является выявление форм, методов и приемов, обеспечивающих результативность репетиционной деятельности детского оркестра народных инструментов с учетом условий их функционирования.
Объект исследования - музыкально-образовательный процесс в детском оркестре народных инструментов.
Предмет исследования - формы, приемы репетиционной деятельности детского оркестра народных инструментов.
Гипотеза исследования: процесс репетиционной деятельности
детского оркестра народных инструментов будет проходить успешно, если:
- в ее организации учитывать особенности состава, наличие/отстутсвие индивидуальных занятий по инструменту;
- при наличие индивидуальных форм занятий, включать в их содержание разучивание оркестровых партий.
- мотивировать участников оркестра на достижение музыкально - исполнительского результата, который можно продемонстрировать зрителям.
- использовать все формы организации репетиционной деятельности (индивидуальную, групповую, мелкогрупповую, сводную).
- использовать приемы: зрительная опора на партитуру, включение участников оркестра в процесс дирижирования на основе несложного учебного материала, назначение концертмейстера партии из числа оркестрантов, у которых на данный момент освоение нотного текста и художественного содержания партии находится на более высоком уровне по сравнению с остальными исполнителями данной партии).
Проблема, цель и гипотеза исследования определили следующие Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Раскрыть содержание понятия «детский оркестр народных инструментов», проследить историю становления таких оркестров и описать их состав.
2. Раскрыть содержание понятия «репетиционная деятельность» и «организация», проанализировать этапы становления методики организации репетиционной деятельности в детском оркестре народных инструментов.
3. Охарактеризовать особенности коммуникации участников
детского оркестра народных инструментов.
4. Провести сопоставительный анализ организации репетиционной деятельности в двух детских оркестрах функционирующих в двух разных условиях.
5. Обосновать целесообразность использования ряда форм и приемов организации репетиционной деятельности, участников детского оркестра народных инструментов и проверить их результативность в ходе репетиционной работы.
В работе над темой исследования использовались следующие методы:
Теоретические - изучение литературы по теме исследования, анализ, сравнение, сопоставление, систематизация;
Эмпирические - педагогическое наблюдение (включенное и не включенное), творческие задания, интервьюирование, опытно-поисковая работа.
Методологической основой послужили: теоретические положения искусствоведческих исследований о: истории становления жанра
оркестрового исполнительства на народных инструментах, развития инструментария и репертуара оркестра народных инструментов ( М.И.Имханицкий, А.С.Каргин, Е.И. Максимов, А.Д.Полынина); теоретиче положения, обосновывающие методику организации репетиционной деятельности самодеятельного русского народного оркестра (П.И.Алексеев, В.Е.Авксентьев, В.Д.Глейхман, А.В.Дорожкин, Г.И.Кушнер, В.С.Чунина); теоретические положения обосновывающие организацию детского оркестра народных инструментов (А.С. Ильин, А.С. Илюхин, А.В.Дорожкина); концепция универсальных учебных действий (А. Г.Асмолов, Г. В.Бурменская, И. А. Володарская).
База исследования:
Изучение опыта организации процесса репетиционной деятельности проводились на базе Оркестра народных инструментов МОАУ СОШ №32 620085 г. Екатеринбург, ул. Крестинского ,33 и детского оркестра баянистов ГАУДО СО «Дворец молодежи» 620014 г. Екатеринбург, ул. Ленина ,1
Элементы научной новизны исследования заключается в том, что в ходе него:
1. Сопоставлены особенности организации репетиционной деятельности в двух детских оркестрах функционирующих в разных условиях.
2. Предложены формы и приемы, обеспечивающие
результативность репетиционной деятельности оркестра народных инструментов.
Элементы теоретической значимости:
1. Уточнено понятие «детский оркестр народных инструментов» обоснованно применение данной формулировки к оркестрам являющихся объектом нашего исследования.
2. Выявлен эволюционный характер развития оркестрового исполнительства на русских народных инструментов и методики организации репетиционной деятельности.
3. Обобщена информация об особенностях коммуникации
участников детского оркестра народных инструментов.
Элементы практической значимости:
1. Разработаны дидактические материалы для организации репетиционной деятельности детского оркестра народных инструментов: карточки с нотными знаками на базе гаммы (для выполнения упражнений на внимание при разыгрывании), партитуры.
2. Написаны обработки не сложных народных песен и популярных песен для включения участников оркестра в дирижерскую деятельность.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опубликования статьи в сборнике: Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы : сб. статей / под ред. К. П. Матвеевой ; ФГБОУ ВО «Урал. Гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2018. - с. 24-30.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
На основе проанализированной литературы по проблеме исследования, и проведенной опытно-поисковой работе, можно сделать следующие выводы:
1. В результате анализа литературы по проблеме исследования было уточнено определение понятия «Детский оркестр народных инструментов», выявлена и доказана принадлежность этого явления народной музыкальной культуры к форме коллективного исполнительства на народных инструментах. Данное обстоятельство позволило конкретизировать основные принципы развития оркестра народных инструментов и обосновать возможность по организации музыкально-образовательного процесса у участников детского оркестра народных инструментов.
2. Опираясь на анализ методической литературы, представленный в параграфе 1.1 настоящей работы, мы приходим к выводу, что «детским народным оркестром» можно назвать коллектив, возраст участников которого ограничен пределами школьного возраста, и по роду деятельности относящийся к учебно - творческому объединению.
Детские оркестры, по-видимому, существовали параллельно взрослыми, однако освещение в литературе нашли, начиная с 20-х годов XX века.
3. Под репетиционной деятельностью понимается процесс осознанного предварительного исполнения (разучивания) музыкального произведения, направленный на создание творческого (художественного) продукта для последующего его исполнения на концерте. Это определение можно отнести к любому направлению и жанру музыкального исполнительства и, в том числе, - к оркестру (в нашем случае - к детскому оркестру народных инструментов).
Термин «Организация" применяется нами в следующих значениях:
процесс упорядочения структуры процесса репетиционной деятельности, представляющего собой целостную систему, состоящую из взаимодействующих компонентов; совокупность действий, обеспечивающих совершенствование взаимосвязей между различными направлениями педагогической и художественно - творческой деятельности, а так - же способствующих повышению результативности процесса репетиционной деятельности, как в целом, так и в отдельных ее компонентах.
В ходе исследования был установлен эволюционный характер развития методики организации репетиционной деятельности оркестра народных инструментов. Данное обстоятельство потребовало соблюдения принципа преемственности, который характеризуется как бережным отношением к устоявшимся традициям, так и необходимостью творческого их развития в соответствии с современными условиями. Анализ литературы по истории становления исполнительства показал, что методика организации репетиционной деятельности складывалась по проблемам народного оркестрового исполнительства. Последовательно разрабатывалась и совершенствовалась параллельно с развитием самого жанра коллективного музицирования на народных инструментах с учетом всех внешних и внутренних факторов, конкретного периода влияющих на деятельность оркестров народных инструментов, и условий их существования. Анализ литературы по истории становления исполнительства показал, что методика организации репетиционной деятельности складывалась по проблемам народного оркестрового исполнительства.
4. Для организации репетиционной деятельности участников оркестра народных инструментов необходимо учитывать особенности коммуникации между дирижером (руководителем коллектива) и оркестрантами, взаимодействие внутри группы инструментов (партии), и общеоркестровое взаимодействие. Коммуникативные навыки имеют большое значение не только в процессе музыкального исполнительства и репетиционной деятельности, но и в повседневной жизни. Все 86
вышесказанное применимо не только к оркестру русских народных инструментов, но и к любому другому оркестру. Таким образом, можно сделать вывод чем лучше будет развита коммуникация в коллективе как вербальная так и не вербальная, тем более продуктивным будет процесс репетиционной деятельности, а следовательно, более качественный художественный продукт.
5. Сопоставительный анализ организации репетиционной деятельности участников двух разных оркестров, функционирующих в различных условиях, позволил выявить общие позиции (Участники коллектива дети школьного возраста, освоение теоретических знаний проходит на уроках сольфеджио и музыкальной литературы, освоение навыков игры на инструменте происходит при участии профильного педагога.), различая (не для всех детей в первой поисковой группе инструмент на котором они играют в оркестре является профильным в отличие от второй группы, в первой поисковой группе используется цифровая система при обучении игре на балалайке, в количестве репетиций в неделю, в использующихся формах репетиционной деятельности, в подходах к написанию партитур, наличием подготовительного периода предшествующего оркестровым занятиям ), а так же ряд факторов осложняющих процесс организации репетиционной деятельности (Собрать всех участников в одно время, не достаточное количество индивидуальных занятий, постоянная смена состава).
6. Результативными формами организации, репетиционной деятельности участников детского оркестра народных инструментов являются индивидуальная, групповая, мелкогрупповая и сводная (обще-оркестровая), генеральная репетиция. Результативными приемами являются: назначение концертмейстера группы (партии), включение ученика в создание художественного образа произведения в качестве дирижера, на основе несложного учебного материала, применение творческих заданий и.т.д. Эти формы и приемы носят универсальный характер, но могут быть наполнены различным содержанием, в зависимости от состава оркестра, уровня музыкально - исполнительского развития его участников, наличие или отсутствие индивидуальных занятий направленных на разучивание оркестровых партий.
Результаты опытно поисковой работы потвердели гипотезу исследования и свидетельствуют о результативности выявленных форм и приемов.
1. Аверин В.А. История исполнительства на русских народных
инструментах: Курс лекций. Красноярск: КрасГУ, 2002. 296 с.
2. Авксентьев В.Е. Самодеятельный оркестр русских народных
инструментов. М.: Профиздат, 1952. 74 с.
3. Алексеев П.И. Русский народный оркестр. М. : Музгиз ,1953.
255 с.
4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л. : Музыка, 1973. 140 с.
5. Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008. 160 с.
6. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М. : Гос. респ. центр русского фольклора, 1997. 248 с.
7. Блок В.М. Оркестр русских народных инструментов. М. : Музыка, 1996, 80 с., ил.
8. Болковский, Л. З. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах // Формирование исполнителя-баяниста в классе ансамбля. Свердловск: Среднеурал. кн. изд-во, 1986. С. 124 - 151.
9. Будашкин Н.П. Народные музыкальные инструменты. М. : «Знание», 1961. 45 с.
10. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. Л. : Музыка, 1975. 280 с.
11. Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Детская психология /под ред. Д. Б. Эльконина. М. : Педагогика, 1984. 432 с.
12. Глейхман В.Д. Организация работы начинающего самодеятельного оркестра русских народных инструментов. М. : МГИК, 1976. 54 с.
13. Давыдов Н.А. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства баяниста (аккордеониста). Луцьк : Волинська обласна друкарня, 2006. 308 с.
14. Дорожкин А.В. Оркестр русских народных инструментов в сельском клубе. М. : Госкультпросветиздат, 1955. 47 с.
15. Ильин А.С. Программа работы ансамбля песни и танца во внешкольных учреждениях. Киев, 1984. 70 с.
16. Илюхин А.С. В помощь инструктору школьных оркестров народных инструментов. Л : Лен. Отд. Музгиза, 1937. 72 с.
...