ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие о самостоятельности как личностном качестве 6
1.2. Особенности формирования самостоятельности в дошкольном
детстве 20
1.3. Конструирование как вид творческой деятельности 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯМ
2.1. Диагностика самостоятельности детей старшего дошкольного
возраста на начальном этапе исследования 36
2.2. Описание деятельности педагога по развитию самостоятельности
детей в процессе конструирования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 89
В советской педагогике и психологии самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности, тесно связанное с её активностью и коллективистической направленностью. Она проявляется в инициативности, ответственности и относительной независимости ребенка (В.И. Селиванов, М.И. Дидора). Предпосылки её развития складываются в раннем возрасте, однако, лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системное строение и может рассматриваться как особое личное качество, а не просто эпизодическое характеристика детского поведения. К концу дошкольного возраста самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью, присущей, однако, не всем детям (А.А. Люблинская, М.И. Дидора).
Развитие самостоятельности, как и личности в целом, определяется направленными и специфическими воспитательными воздействиями взрослых. В дошкольном возрасте оно может осуществляться в продуктивной деятельности и элементарных формах труда.
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике оной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.
Формирование самостоятельности у дошкольника способствует развитию его личности в целом. Чем младше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей группы является организованность. Инициатива ребенка направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, то есть вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.
Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь имеет двусторонний характер. С одной стороны, развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов является необходимой предпосылкой самостоятельных суждений и действий личности, а с другой стороны, складывающиеся в процессе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют чувства и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные решения, но и, несмотря на возможные трудности, добиваться успешного их выполнения [14].
Некоторые исследователи рассматривают вопросы самостоятельности в трудовой деятельности (Б.Н. Азаскин, К.П. Платонов и др.) младших школьников на уроках труда, чтения, литературы (Т.Н. Баркова, Э.П. Барщевская, В.В. Гурьянова, Л.А. Парамонова, А.И. Сорокина).
Применительно к детям дошкольного возраста вопросы самостоятельности затрагиваются некоторыми исследователи частично:
> в связи с изучением проблемы игры (Р.И. Жуковская, П.Г. Саморукова);
> конструктивной деятельности (З.В. Лиштван, А.Р. Лурия, В.Г. Нечаева и др.);
> изобразительной деятельности (Д.И. Воробьева, Т.Н. Доронова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.);
> труда (Р.С. Буре, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Л.А. Порембская и др.).
Но для данных исследований развитие самостоятельности в конструкторской деятельности детей дошкольного возраста не являлось
предметом специального рассматривания, лишь некоторые аспекты исследуемой проблемы находят в них свое решение.
Актуальность проблемы обусловило выбор темы исследования: «Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования».
Объект исследования: процесс развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия организации
конструирования, способствующие развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: сформулировать, теоритически обосновать и апробировать в педагогическом процессе ДОУ условия организации конструирования, способствующие развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития самостоятельности как свойства личности.
2. Дать характеристику конструирования как вида творческой деятельности.
3. Уточнить сущность понятия «самостоятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования».
4. Установить критерии и уровни сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании, учитывающие его специфику.
5. Провести диагностику самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
6. Организовать конструктивную деятельность, направленную на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие самостоятельности у дошкольников в процессе конструирования будет эффективней при следующих педагогических условиях:
• будет разработан и внедрен в педагогический процесс комплекс НОД по конструированию из различного природного материала;
• организация конструирования будет происходить поэтапно: сначала сюжетное конструирование по образцу, потом по теме или по условиям, а затем по собственному замыслу;
• организация конструкторской деятельности будет предполагать предоставление ребенку свободу в выборе материалов, замысла и способов конструкторской деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании условий организации конструирования, направленных на развитие самостоятельности как качества личности.
Методы исследования: теоритический анализ психолого¬
педагогической и методической литературы по данной проблеме; общелогические методы (сравнение, умозаключение); наблюдение, констатирующие и контрольное психолого-педагогическое исследование; обработка исследовательских данных (качественный и количественный анализ).
База исследования: МБДОУ детский сад №40/228 г. Екатеринбурга.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относится к своей деятельности, действовать при этом, сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
С развитием самостоятельности у ребенка формируется ответственность за свои действия, состояние самодостаточности, свобода в своих действиях. Основы самостоятельности закладываются у ребенка в раннем детстве, педагогу необходимо не упустить этот момент, когда у ребенка проявляется потребность к независимости, в дальнейшем это поможет развитию самостоятельности.
Педагогическая деятельность имеет возможность решать огромное количество профессиональных задач в системе образования. В таком случае, решаются такие социально-педагогические задачи, как формирование комфортной развивающей среды, организация образовательных мероприятий, развитие самостоятельной личности и т.д.
Учёными-педагогами была разработана и реализована структурно - функциональная модель организации педагогической деятельности по развитию самостоятельности у дошкольников в разных видах деятельности, а конкретно в конструктивной деятельности.
Во время проводимых экспериментов, были рассмотрены виды деятельности, исследованы разные условия реализации педагогической деятельности. Для планирования педагогической деятельности и постановки конкретных задач при реализации модели, было необходимо подобрать условия, соответствующие возрасту и возможностям детей. В процессе исследования работы по данному вопросу были разработаны конспекты занятий и определены этапы развития самостоятельности в процессе конструирования.
Основным выводом данной работы является понимание существенной роли педагога в формировании детской самостоятельности в процессе конструирования.
Огромную роль в развитии ребенка играет компетентность педагога. При оказанной вовремя поддержке можно получить максимально качественный результат в развитии самостоятельности ребёнка. Положительное влияние на конкретные компоненты поможет существенно увеличить результат в других сферах детской деятельности.
В педагогической деятельности важно определиться, на чём именно необходимо сконцентрировать внимание ребёнка и максимальное приложение сил. Важно правильно расставить приоритеты, чтобы активизировать виды детской деятельности, требующие особого внимания.
I. Атарова, А.Н., Проблема развития самостоятельности / Гогоберидзе, А.Г. СПб., 2010. - 17 - 26 с.
2. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. : ООО Издательство «Детство-пресс», 2014. - 280 с.
3. Бабаева, Т.И. Социально-эмоциональное развитие детей в детском саду //
Методические советы к программе «Детство» / Под ред.
Т.И. Бабаевой. З. А. Михайловой. - СПб.:Детство-пресс, 2001. - 21- 27с.
4. Бехтерева, Е.В. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст. //Дошкольное воспитание. 2010. № 8. 36 - 45 с.
5. Блонский, П.П. Дошкольный возраст.//Блонский П.П. Педология. - М., 2000.- 89- 119 с.
6. Богуславская, З.М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О.Смирнова. - М.: Знание, 2006. - 177 с.
7. Борисова, О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2008.- №1 - 124- 132 с.
8. Букина, Н.А.Что мешает нашим детям быть самостоятельными /Н.А. Букина // Дошкольное воспитание. 2007. № 12. С. 28- 33.
9. Буре, Р.С. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников /Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - 3-е изд., перераб. и доп.-М.-: Издательство «Ювета», - 2001.- 176 с.
10. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. 2008. № 11. С.32 -38.
II. Венгер, Л.А. Психология. М.: "ПРОСПЕКТ", 2008. 336 с.
12. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребёнка и дошкольном детстве. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса - М., 2006.-80с.
13. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - 3- е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2013. - 336 с.
14. Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде. Екатеринбург, 2000. 260 с.
15. Выготский, Л.С. Кризис трёх лет // Дошкольное образование.2005. №15. 2 - 4 с.
...