ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические особенности развития активного
словарного запаса детей дошкольного возраста 7
1.2. Лингво-методические основы формирования и обогащения
активного словаря детей дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой 14
1.3. Особенности формирования эмоционально-оценочной лексики в
дошкольном возрасте 21
1.4. Методы и приемы обогащения активного словаря детей
дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой 26
1.5. Анализ ФГОС и образовательных программ по развитию словаря
детей дошкольного возраста 32
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ 43
2.1. Констатирующий этап проектировочной работы 43
2.2. Формирующий этап проектировочной работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
Тема исследования связана с проблемой формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста. Названная проблема занимает одно из главных мест в обучении и воспитании дошкольников. Вопрос содержания словаря и методики его формирования и совершенствования - это вопрос, постоянно обсуждаемый в методической науке.
Работа по развитию эмоционально-оценочной лексики помогает усвоению детьми данного пласта лексической системы, способствует повышению их нравственного и лексического уровня, что, в свою очередь, отражается на регуляции и саморегуляции их общения и поведения.
Общеизвестным является факт, что благоприятным возрастом развития абсолютно всех сторон речи служит дошкольный возраст. Во время говорения дети могут испытывать трудности. Сложности возникают из-за недостаточного объема словарного запаса, который влияет на качество и эффективность общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Форма и содержание слова, выступающие в неразрывном единстве, являются необходимым условием и средствами развития речи. В процессе формирования лексического запаса развивается познавательная деятельность ребёнка, что напрямую связано с развитием мышления.
Главной предпосылкой к овладению чтением, письмом и счётом, безусловно, является достижение ребенком определенного уровня сформированности лексической системы языка: количественный объём словаря, точность понимания и употребления слов, усвоение значения слова, умение употреблять слова в речи в точном соответствии с их лексическим значением. Богатая, точная и выразительная речь - это не только средство развития личности, но и условие полноценного общения. Доказанным является факт, что лексика как важнейший уровень в иерархическом строении языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря как коммуникативное качество речи есть признак овладения ребенком умениями «хорошей» речи. При
недостижении определенного уровня сформированности лексикона речь детей нельзя считать развитой. Следовательно, обогащение словарного запаса детей словами разных тематических групп, а также лексикой, имеющей стилистическую и эмоционально -экспрессивную окраску, - необходимое условие для развития коммуникативной личности.
Решением проблем, связанных с изучением детской речи, с методикой развития речи детей дошкольного возраста, занимались такие отечественные психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Г.А. Черемухина, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др. Современные исследователи утверждают, что до сих пор не существует достоверных данных о том, какой объём словаря должен быть у детей разных возрастов, потому что трудно измерить объём живого словаря каждого ребёнка.
Дети старшего дошкольного возраста, как доказано в теоретических и методических трудах ученых, умеют сравнивать, могут обобщать, противопоставлять, усваивать знания цвета, величины, владеть простыми эмоционально-оценочными категориями, выраженными вербально (существительные, прилагательные, наречия и др.). Лексика, употребляемая для реализации экспрессивной функции, называется эмоционально-экспрессивной, эмоционально-окрашенной.
Общение - это не только обмен информацией. Общение - это процесс эмоционального взаимовлияния. Эмоции и слова связаны между собой. Эмоции помогают словесной речи быть более осознанной и осознаваемой, что облегчает взаимопонимание. Слова же - помогают вербализовать, то есть материализовать, эмоции и переживания.
В психологических исследованиях отмечено, что именно в дошкольном возрасте эмоции и чувства развиваются особенно интенсивно (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович и др.), происходит и развитие представлений ребенка о себе и о другом (Т.А. Алексейкова, Е.А. Панько, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова). Речь - это психическая функция человека, отличающая людей от животных. Чтобы развивать речь дошкольников, педагоги и родители должны интересно организовывать их жизнь: заставлять говорить, создавать условия и благоприятную среду, говорить эмоционально с ребёнком, читать ему, вместе играть, разучивать стихи. При этом речь взрослых должна быть грамотной, интересной, артистичной, правильной.
С возрастом ребенка в ходе развития речи и мышления его лексикон систематизируется, упорядочивается, и ребёнок начинает говорить связно, полными предложениями, не испытывая дефицита лексических единиц в речи для построения высказывания.
Оговариваем особо, что наше исследование направлено не на формирование эмоциональной сферы ребенка-дошкольника, оно направлено на активизацию словаря детей словами, обозначающими эмоции и эмоциональные состояния. Поэтому основной упор в работе делается именно на лексику, которая помогает ребенку глубже осознать себя и свои переживания, назвать их словами, определить социальную коннотацию этих слов, а вместе с этим и эмоций.
Цель данной работы заключается в создании комплекса педагогических мероприятий, направленных в обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой.
Объектом исследования является процесс обогащения словарного запаса старших дошкольников эмоционально-оценочной лексикой.
Предметом исследования выступает комплекс педагогических мероприятий, направленных на обогащение эмоционально-оценочной лексикой словаря детей старшего дошкольного возраста .
Задачи исследования:
1. В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить сущность словарной работы в ДОУ, направленной на обогащение активного словаря.
2. Раскрыть особенности усвоения, активизации, и обогащения словаря детей в дошкольном возрасте.
3. Наметить основные пути обогащения активного словаря детей дошкольного возраста в ДОУ эмоционально-оценочной лексикой.
4. Определить и охарактеризовать понятие эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста, а также её способы диагностирования.
База исследования: исследование проводилось на базе филиала Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - Детский сад «Детство» - Детский сад № 40/228 «Капитошка»
г. Екатеринбурга.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и четырёх приложений.
Ребенок социализируется и адаптируется в обществе, овладевая словом. Именно овладение значением слова лежит в основе понимания окружающего мира, помогает ребенку осознавать себя как индивидуальность. Только овладев словарем, ребенок становится активным участником общественной жизни.
В силу психической организации человека совершенно закономерно и объяснимо, что между эмоциями и словом наблюдается определенная взаимосвязь: с одной стороны, именно слово помогает человеку осознать свои эмоции и переживания, с другой, эмоциональные процессы делают речь осознаваемой и оказывают влияние на её понимание другим человеком.
Эмоционально-оценочная лексика служит средством вербализации эмоций. Формирование эмоциональной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольников, так как в старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества и к окружающим людям. Вербализация эмоций необходима для осознания человеком собственных эмоциональных переживаний.
Цель данной работы, которая заключалась в разработке комплекса педагогических мероприятий, направленных на обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой, достигнута.
Решены следующие задачи:
1. В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявлена сущность словарной работы в ДОУ и её основные направления.
2. Раскрыты особенности усвоения, активизации и обогащения словаря детей в дошкольном возрасте.
3. Намечены основные пути обогащения активного словаря детей дошкольного возраста в ДОУ эмоционально-оценочной лексикой
4. Определено и охарактеризовано понятие эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста, а также её способы диагностирования.
Итак, значение эмоционально-оценочной лексики не менее велико в становлении личности. С ее помощью возможно передавать, чувства, эмоции, переживания. Безусловно, развивать словарь экспрессивной лексики необходимо с самого раннего детства. Но, как показывает анализ примерных программ обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, внимания обогащению активного словаря детей эмоционально-оценочной лексикой уделяют недостаточно.
Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, наиболее адекватно выражает личное, субъективное отношение ребенка к тому или иному предмету высказывания, а также решений коммуникативных задач.
В ходе проведения диагностики выяснилось, что многие дети затрудняются в определении своих эмоций словом, что связано с недостаточным овладением вторичных значений многозначных слов, переносного значении слова. Многие ребята не чувствуют разницу в оттенках значения таких слов, как мамочка - мамуля, братец - братик; также затрудняются в образовании и понимании прилагательных с помощью суффиксов, придающих слову оттенок значением.
На втором этапе проектировочной работы был специально подобран комплекс упражнений, способствующий лучшему пониманию и усвоению существительных и прилагательных с суффиксами эмоциональной оценки (уменьшительности, ласковости, субъективной оценки и пр.).
Развитие эмоциональной лексики связано с усвоением знаний о нормах и правилах морали, так как слово может быть усвоено только тогда, когда у ребенка есть представления о предметах и явлениях, их обозначающих. По мере развития эмоций ребенка увеличивается и уточняется его словарный запас.
Овладение эмоционально-оценочной лексикой рассматривается нами как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника. Развитие эмоциональной лексики позволяет совершенствовать социальные контакты дошкольников с окружающими, а также регулировать свое поведение.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и др. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред.: Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. М.: Академия, 2015. 223 с.
3. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. М.: Сфера, 2016. 128 с.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Академия, 1974. 150 с.
5. Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 53-59.
6. Бородич А.М. Методика развития речи у детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
7. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 6-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. 208 с.
8. Выготский Л.С. Основы педологии.М.: Просвещение 1975. 267 с.
9. Гризик Т.И. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон. М.: Просвещение, 2014. 198 с.
10. Давыдов В.В. и др. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов пед. институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; под ред. А.В. Петровского. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. 288 с.
11. Доронова Т.Н. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др. М.: Просвещение, 2007. 303 с.
12. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. М.: ТЦ Сфера, 2003. 186 с.
13. Ежкова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом
эмоционального компонента // Дошкольное воспитание. 2014. № 8. С. 65-70.
14. Ежкова Н.С. Развитие эмоций в совместной с педагогом
деятельности // Дошкольное воспитание. 2015. № 11. С. 20-27.
15. Ермолаева М.В. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. 1985. № 9. С. 21-28.
16. Запорожец А.В. Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивов его деятельности // Известия АПН РСФСР. Вып. 14: Вопросы детской психологии: дошк. возраст: тр. Ин-та психологии / Отделение психологии; отв. ред. А.Н. Леонтьев. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. С. 125-166.
...