ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ 8 ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Состояние проблемы перехода ведущего вида деятельности 8
у первоклассников в психолого-педагогической литературе
1.2. Психологические особенности развития детей младшего 14
школьного возраста в период перехода из ДОУ в школу
1.3. Теоретическое обоснование психолого-педагогических 20
условий развития обучающихся в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной
ГЛАВА 2. РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО- 28 ПЕДАГОГИЧЕСКИХУСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПЕРВОГО КЛАССА
2.1. Диагностика уровня готовности обучающихся к освоению 28 учебного вида деятельности в период перехода из ДОУ
в школу
2.2. Разработка методов обучения первоклассников 37
в соответствии с психолого-педагогическими условиями
2.3. Анализ полученных результатов по реализации психолого- 45
педагогических условий в образовательном процессе
1 класса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63
Начальная школа является одним из самых важных и сложных этапов в жизни ребенка. Первый класс - связующее звено между дошкольным и школьным периодами обучения. В настоящее время проблема преемственности между ступенями образования занимает ведущую позицию.
Начало обучения в школе вносит кардинальные изменения в жизнь детей. Поступая в первый класс, ребенка ожидает новая социальная ситуация развития, его социальный статус меняется с «дошкольника» на «ученик, ответственный человек». В результате изменения социального статуса ребенок должен соблюдать требования и правила, предъявляемые школой. Перед первоклассником стоит нелегкая задача, ему предстоит освоить учебный вид деятельности. В связи с этим у учителей начальных классов возникает вопрос: как безболезненно для ребенка осуществить переход от игровой деятельности к учебной? От успешной адаптации ребенка к школьному обучению зависит процесс формирования и развития личности ребенка.
Изучением вопроса обучения детей в первом классе занимались многие отечественные педагоги-психологи такие как, В. А. Сухомлинский, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. Ф. Обухова, Д.И. Фельдштейн и др.
Процесс развития личности ребенка начинается с самого первого дня его жизни и в дальнейшем носит непрерывный характер. Все последующие этапы развития взаимосвязаны с предшествующими. Разумеется, перейти к следующему жизненному этапу невозможно до тех пор, пока предыдущий правильно не завершен.
Л. С. Выготский отмечает, что «условия для более высокого уровня развития создаются на предыдущих его этапах» [11]. Следовательно, предпосылки к овладению определенного вида деятельности формируются на предшествующих этапах. В частности, от успешного освоения 3
дошкольниками игровой деятельности зависит процесс формирования у них предпосылок к учебной деятельности. Если у детей к моменту поступления в школу в нужной степени сформированы предпосылки, то для них процесс освоения учебного вида деятельности не будет являться камнем преткновения.
В настоящее время воспитатели и родители озадачены вопросом по формированию у ребенка предпосылок учебной деятельности. Родители, традиционно, в данное понятие вкладывают - научить ребенка читать, писать, считать. Воспитатели с энтузиазмом идут на встречу родителям, и как можно раньше начинают обучение детей фактически по школьным программам, при этом, исключая игровую деятельность. Относительно данного целенаправленного способа подготовки детей к освоению учебной деятельности Н. И. Гуткина пишет: «ребенок находится в позиции ученика уже в детском саду, и при этом ему не хватает времени на свои детские занятия. Поэтому, поступая в школу, ребенок не понимает разницу между его вчерашним и сегодняшним положением и статусом и, кроме того, он не чувствует, что стал взрослее, так как не изменился основной вид его занятий: чем он занимался в детском саду, тем же он занимается и в школе» [35, с 121].
Таким образом, учебные задания вытесняют ведущую деятельность дошкольников, происходит перенасыщение ребенка. Дети могут то, чего не должны уметь, и наоборот, не умеют того, что доступно в силу их возраста. Проблема заключается в том, что большинство современных детей, владея навыками чтения, письма, элементарно не выполняют предлагаемую систему требований и условий, испытывают затруднения при самоконтроле. С учетом того, что учебную деятельность детям младшего школьного возраста еще только предстоит освоить, то, следовательно, вызванные трудности свидетельствует о наличии пробелов в игровой деятельности. «Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть», - пишет Смирнова Е. О. [16].
Взрослые не уделяют должного внимания игровой деятельности в дошкольном возрасте и тем самым замедляют процесс развития ребенка. В результате этого большинство детей в первом классе испытывают трудности при освоении учебного вида деятельности, а учителя вынуждены искать новые подходы к организации учебного пространства.
Учителя начальных классов на этапе смены ведущего вида деятельности активно используют игровые методы обучения, в частности дидактические игры. Однако, учитывая разный уровень развития учащихся, невозможно ограничиться только дидактическими играми.
В результате анализа психолого-педагогической литературы относительно организации образовательного процесса в первом классе было выявлено противоречие между разным уровнем развития первоклассников и отсутствием в практике общеобразовательных учреждений специальных условий, которые бы способствовали благоприятному переходу игровой деятельности к учебной.
Поиск педагогически верного решения данного противоречия составляет проблему исследования.
Актуальность проблемы определила выбор темы выпускной квалификационной работы: психолого-педагогические условия развития обучающихся в первом классе в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной.
Объектом исследования является процесс обучения детей на этапе перехода ведущей деятельности от игровой к учебной.
Предметом исследования выступают психолого-педагогические условия, способствующие благоприятному переходу ведущей деятельности у обучающихся первого класса.
Цель исследования -выявить, теоретически обосновать, разработать и апробировать психолого-педагогические условия обучения детей в первом классе.
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующую гипотезу исследования: процесс обучения первоклассников будет протекать эффективно, если при организации образовательного процесса в начальной школе:
— использовать игровые методы обучения;
— учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
Для проверки выдвинутой гипотезы можно поставить следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы перехода ведущей деятельности первоклассников в психолого-педагогической литературе;
2. Проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста в период перехода из ДОУ в школу;
3. Теоретически обосновать психолого-педагогические условия, необходимые для обучения первоклассников на этапе смены ведущей деятельности от игровой к учебной;
4. Выявить уровень готовности обучающихся к освоению учебного вида деятельности;
5. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия обучения первоклассников;
6. Провести анализ результатов реализации психолого-педагогических условий, систематизировать результаты опытно-поисковой работы.
Методологической основой исследования являются теория деятельности (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого¬
педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос, тест).
Выбранные теоретические и эмпирические методы исследования позволили выявить современное состояние проблемы исследования, сделать вывод об эффективности психолого-педагогических условий, создаваемых в период перехода от игровой к учебной деятельности, а также обосновать и проверить в ходе практической части разработанные психолого-педагогические условия.
База исследования: МАОУ - Гимназия № 47 г. Екатеринбург.
В исследовании принимали участие 28 обучающихся 1 «Е» класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.
На основе проведенного теоретического анализа исследований по проблеме обучения детей в первом классе на этапе смены ведущего вида деятельности и оценки существующих способов решения заявленной проблемы нами были решены задачи исследования и сделаны следующие выводы.
Опираясь на труды С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, понятие «ведущая деятельность» мы определили, как деятельность, в результате которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенной стадии его развития, и закладываются основы для перехода на следующую новую ступень развития[12, 21, 39]. В первом классе ведущий вид деятельности детей меняется с игрового на учебный. Данный этап обучения детей должен сопровождаться специально организованными психолого-педагогическими условиями.
В результате анализа психолого-педагогической литературы нами были выявлены следующее психолого-педагогические условия:
1) включение игровых методов обучения в образовательный процесс первого класса;
2) учет индивидуальных особенностей первоклассников.
Для выявления степени готовности первоклассников к освоению учебного вида деятельности мы применяли следующие методики:
— Методика Д. Б. Эльконина, направленная на выявление уровня сформированности игровых умений;
— Методика И. И. Аргинской «Рисование бус»;
— Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой.
На основе начального этапа исследования был выявлен уровень готовности обучающихся к освоению учебного вида деятельности в первом классе. Первичная диагностика позволила сделать следующие выводы:
— у первоклассников диагностируемого класса преобладает
средний уровень готовности к переходу на учебный вид деятельности;
— низкий уровень готовности связан с недостаточным уровнем сформированности игровых умений и учебных предпосылок, а также отсутствием учебно-познавательной мотивации;
— для того чтобы повысить уровень готовности детей к освоению учебного вида деятельности в образовательном пространстве 1 класса необходимо использовать психолого-педагогические условия, которые будут способствовать благоприятному переходу ведущей деятельности от игровой к учебной.
На формирующем этапе исследования процесс обучения первоклассников строился в соответствии с выявленными психолого-педагогическими условиями.
Итоговая диагностика, направленная на выявление уровня готовности первоклассников к освоению учебного вида деятельности, показала, что разработанные психолого-педагогические условия оказывают положительное влияние на развитие детей в период смены ведущего вида деятельности.
Следовательно, гипотеза исследования подтверждена, цель опытно-поисковой работы достигнута.
1. Асмолов, А. Г. XXI век: психология в век психологии [Текст] / А. Г. Асмолов //Вопросы психологии. - 1999. - №1. - С.3-12.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] : учеб. пособие / А. Г. Асмолов. - М. :Академия, 2007. - 528 с.
3. Басов, М. Я. Общие основы педологии [Текс]: избр. тр. по пед. психологии / М. Я. Басов ; отв. ред. Е. В. Левченко. - СПб. : Алетейя, 2007. - 776 с.
4. Бекоева, Д. Д. Практическая психология[Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Д. Д. Бекоева. - М. : Академия, 2009. - 192 с.
5. Белогурова, Е. В. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс] / Е. В. Белогурова. - URL :http://www.belogurova.ru/glossary?- letter=29&word=201 (дата обращения: 27.03.2018).
6. Блонский, П. П. Психология младшего школьника [Текст] :избр. психол. тр. / П. П. Блонский ;Моск.психол.-социал.ин-т. - М. : Моск.психол.- социал.ин-т; Воронеж:МОДЭК, 1997. - 576с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 398 с.
8. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. Я и мир вокруг. 1 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учеб. заведений : в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М. : Баласс, 2011. - Ч. 1. -96 с.
9. Возрастная психология [Текст]: сб. студен. работ / сост.
Г. Ф. Ушамирская. - М. : Студен. наука, 2012. - Ч. 1 . -1338 с.
10. Волков, Б. С. Психология младших школьников [Текст] : практикум : учеб. пособие/ Б. С. Волков. - М. : Пед. о-во России, 2002. - 128 с.
11. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. :Апрель, 2000. - 1008 с.
12. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] /
Л. С. Выготский. - М. : Экспо, 2004. - 512 с.
13. Гавриленко, Л. С. Обеспечение включенности учащихся в
учебную деятельность [Текст] / Л. С. Гавриленко // Начальная школа. - 2017. - №5. - С. 47-52.
14. Галанжина, Е. С. Дидактические и развивающие игры в
начальной школе [Текст] / Е. С. Галанжина. - М. : Планета, 2011, -218 с.
15. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»:
сущность, классификация [Электронный ресурс] / Н. В. Ипполитова //
GeneralandProfessionalEducation. - 2012. - № 1. - С. 8-14. -URL :
http://genproedu.com/paper/-2012-01/full_008-014.pdf (дата обращения: 17.01.2018).
16. Канцева, М. Н. Развитие младших школьников в теории и практики начального обучения [Текст] / М. Н. Канцева // Начальная школа. - 2006. - № 7. - С. 31-44.
...