ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы организации деятельности
педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Лингвистические основы организации деятельности педагога
по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 14
1.3. Методические основы организации деятельности педагога по
формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 19
1.3.1. Методы и приемы формирования грамматического строя речи
детей среднего дошкольного возраста 19
1.3.2. Анализ программ ДОО и пособий к ним с точки зрения
возможности формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Диагностика сформированности грамматического строя речи
детей среднего дошкольного возраста 36
2.2. Комплекс упражнений по развитию грамматического строя речи
детей среднего дошкольного возраста 44
2.3. Организация деятельности педагога по формированию
грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Дошкольный возраст является одним из самых важных периодов в жизни ребенка, связанных со становлением речи. Язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения дошкольников, именно поэтому своевременное формирование грамматического строя речи является важнейшим условием его речевого и общего психического развития. Формирование речи детей в дошкольные годы жизни - одна из важнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребёнка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.
Язык как орудие мышления играет большую роль в умственном развитии ребёнка. К.Д. Ушинский писал: «Родное слово - есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается» [42, с. 15].
Но понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребёнок не сможет, не овладев грамматическим строем речи. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Исследование данной проблемы, несомненно, важно как для общего речевого развития детей дошкольного возраста, так и для их подготовки к обучению в школе.
Проблема формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста всегда привлекала внимание теоретиков и практиков. Актуальность проблемы обусловлена приоритетными направлениями развития образования в Российской Федерации, Федерального закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) по модернизации дошкольного образования, использования современного отечественного и зарубежного опыта обучения языку с учетом ведущей роли устной речи в психическом развитии детей, необходимости безотлагательного выполнения социального заказа на формирование сознательной, активной, духовно богатой языковой личности.
Проблема формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста является достаточно сложной и многоаспектной. К ней обращались психолингвисты, лингвисты, методисты (А.Г. Арушанова, А.Н. Гвоздев, М.Р. Львов, Ф.А. Сохин, и др.). Изучению психологических закономерностей формирования грамматически правильной речи посвящен ряд исследований П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.З. Захаровой, Д.Б. Эльконина и др.
Цель исследования - теоретически обосновать и составить комплекс упражнений, направленный на формирование грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести анализ программ ДОО с точки зрения возможности формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста;
3. Провести диагностическое исследование уровней
сформированности грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста;
4. Подобрать материалы для составления комплекса упражнений, направленного на формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования. МБДОУ № 556 Центр развития ребенка
«Тропинки детства» г. Екатеринбурга.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В рамках данной работы нами была поставлена цель: теоретически обосновать и составить комплекс упражнений, направленный на формирование грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали задачи исследования:
• проанализировали психологическую, лингвистическую и методическую литературу по данной проблеме;
• проанализировали направления и методы формирования
грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста;
• провели анализ программ по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста;
• организовали и провели проектировочную работу по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
• изучили и подобрали материалы для составления комплекса упражнений, направленного на формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста .
Важным исходным положением процесса формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста является утверждение, что речевой опыт охватывает, во-первых, практическое владение родным языком, во-вторых, наблюдения над языком. Ребенок пользуется языком как средством общения по мере того, как более или менее сформированное слово становится для него сигналом действительности, начинает что-то значить, а речь приобретает соответствующую грамматическую организацию. К проблеме формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста обращались психолингвисты, лингвисты, педагоги, методисты, дефектологи.
Проведенный нами анализ грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста показал, что большинство дошкольников на момент обследования продемонстрировали несформированность грамматического строя речи; большому количеству детей потребовалась помощь; фиксировалось наличие затруднений, связанных с заменой родовых окончаний, с неправильным употреблением предложно-падежных конструкций; выявились затруднения в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.
В целом при выборе упражнений для развития речи детей следует учитывать психологические и индивидуальные особенности детей среднего дошкольного возраста, требования программы массового детского сада, результаты диагностики грамматического строя.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: «Академия», 2000. 400 с.
2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. М.: МозаикаСинтез, 2008. 278 с.
3. Березин Ф.М. Общее языкознание / Ф.М. Березин, Б.Н. Головин. М.: Просвещение, 1979. 560 с.
4. Бабайцева В.В. Современный русский язык: Анализ языковых
единиц: Учеб. для студ. высш. уч. заведений / В.В. Бабайцева,
Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др. / Под ред. Е.И. Дибровой. М.:
Издательский центр Академия, 2001. С. 520-557.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Курс лекций для студентов пединститутов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 2005. 288с.
6. Валгина. Н.С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник. М.: Высш. шк., 2003. 416 с.
7. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. РнД: Феникс, 2000. 544 с.
8. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. М.: Просвещение, 1998. 186 с.
9. Гальперин П.Я. Хрестоматия по вниманию. К проблеме воспитания. М.: Знание, 2000. 327 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Творческий центр Сфера, 2009. 470 с.
11. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Вента-Пресс, 2000. С. 260-274.
12. Гербова В.В., Программа Радуга. Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В.В Гербова, Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик. М.: Просвещение, 2002. 159 с.
13. Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1988. 320 с.
14. Гризик Т.И. Развитие речи детей: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. М.: Просвещение, 2007. 224 с.
15. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова; под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2009. 287 с.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / сост. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 321 с.
...