ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Сущность понятия «эстетические представления» 8
1.2. Особенности развития эстетических представлений в младшем
школьном возрасте 17
1.3. Педагогические условия развития эстетических представлений
младших школьников во внеурочной деятельности 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Диагностика уровня развития эстетических представлений младших
школьников 34
2.2. Содержание проектировочной работы по развитию эстетических
представлений младших школьников во внеурочной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 100
Социально-экономические изменения, которые происходят в обществе, в системе образования, диктуют введение новых подходов и технологий развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. В современной образовательной ситуации приоритетную позицию занимает гуманистическое образование, направленное на развитие личности обучающегося, его способностей, интересов, увлечений, восприятия и представлений об эстетическом в окружающем его мире. В настоящее время наблюдается кризис художественных и эстетических представлений и ценностей у современной молодежи, живущей в условиях активной информатизации общества, которая оказывает мощное влияние, как на область образования, так и досуга. Встает вопрос: нужны ли современному человеку в условиях доступности и избытка информации, понимание и знания о красоте, об искусстве, о культурных ценностях.
Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» одним из наиболее перспективных путей совершенствования образования является «формирование и развитие личности как субъекта творческой деятельности, способной к активному восприятию прекрасного и преобразованию окружающего мира, поиску оригинальных решений в нестандартных ситуациях» [26]. В Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС НОО), принятом 6 октября 2009 года, акцентируется внимание на «формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств» [56]. Одним из основных направлений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой в 2015 году, является: «развитие форм включения детей в художественно-эстетическую деятельность, знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры» [51].
В связи с этим на первый план выступает формирование у обучающихся, в первую очередь у младших школьников, эстетических представлений, которые являются важной и существенной частью эстетического воспитания личности. Представляя собой осмысленную образную информацию, эстетические представления содействуют формированию эстетических чувств ребенка, эстетических понятий, расширению кругозора, раскрывают важные процессы внутреннего духовного мира обучающегося. Формирование эстетических представлений обучающихся начальной школы осуществляется при помощи использования различных средств, форм, важнейшей из которых является внеурочная деятельность.
На необходимость формирования эстетических представлений указывают многие исследователи: С.П. Баранов, П.П. Блонский,
A. B. Брушлинский, А.И. Буров, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов,
А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, A.A. Мелик-Пашаев, А.Ж. Овчинников, Ю.С. Поршнев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонова, Б.М. Теплов, Б.П. Юсов, П.М. Якобсон и др.
Проанализировав сложившуюся ситуацию в области эстетических представлений младших школьников, были выявлены следующие противоречия:
- между потребностью в разработке педагогических условий развития эстетических представлений обучающихся и отсутствием глубокой разработанности данного вопроса в системе образования;
- между потенциальными возможностями внеурочной деятельности младших школьников в формировании эстетических представлений и ее недостаточным использованием в воспитательном процессе начальной школы.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования, которая заключается в поиске эффективных форм, методов и педагогических условий развития эстетических представлений детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Вышеназванные противоречия, недостаточная разработанность проблемы развития эстетических представлений на этапе младшего школьного возраста, обусловили актуальность темы нашего исследования: «Развитие эстетических представлений младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по развитию эстетических представлений обучающихся 4 класса во внеурочной деятельности .
Объект исследования - процесс развития эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию эстетических представлений обучающихся 4 класса во внеурочной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в педагогической теории и практике; раскрыть сущность понятия «эстетические представления».
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития эстетических представлений в младшем школьном возрасте .
3. Выявить психолого-педагогические условия, способствующие развитию эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
4. Подобрать диагностические методики выявления уровня развития эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
5. Провести проектировочную работу по определению уровня развития эстетических представлений младших школьников.
6. Разработать комплекс занятий по развитию эстетических представлений младших школьников во внеурочной деятельности и проверить ее эффективность.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных педагогов, посвященные:
- исследованию эстетических представлений как интегративного свойства личности (М.С. Каган, А.Ж. Овчинникова, В.А. Разумный, Е.Г. Яковлев и др.);
- изучению сущности эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в различных видах деятельности (С.П. Баранов, Л.И. Бурова, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, А.Ж. Овчинникова и др.);
- формированию эстетических представлений о природе, музыке, искусстве и литературе (С.А. Веретенникова, Т.С. Комарова, И.В. Кошмина,
B. C. Кузин, М.В. Лазарева, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский и др.);
- изучению психологических аспектов формирования эстетических представлений (A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев,
A. A. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.).
- изучению внеурочной деятельности (Н.А. Бердяев, Д. Б. Григорьев,
B. И. Казаренков, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин,
C. Т. Шацкий, Н. А. Щукина и др.)
Также научным фундаментом для изучения эстетических
представлений выступают труды Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, H.A. Бердяева, Н.Г. Чернышевского, А.И. Бурова, В.В. Бычкова, Л.П. Печко и др.
Для решения поставленных цели и задач были применены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение научных знаний о
развитии эстетических представлений детей младшего школьного возраста;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, интервьюирование,
анкетирование, тестирование.
- методы обработки результатов исследования: статистические, математические.
База исследования. Базой нашего исследования является муниципальное автономное образовательное учреждение Лицей №88 (МАОУ Лицей № 88), находящийся по адресу: 620062,г. Екатеринбург, проспект Ленина, 64а.
В нашем исследовании принимало участие 23 обучающихся.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении комплекса занятий, направленного на развитие эстетических представлений младших школьников во внеурочной деятельности, а также в возможности применения полученных результатов в педагогической практике начальной школы и внешкольных воспитательных организаций, в подготовке методических рекомендаций для педагогов начальных классов.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В данной работе проведено исследование вопроса развития эстетических представлений младших школьников во внеурочной деятельности. Именно развитие эстетических представлений у младших школьников дает возможность видеть все многообразие и красоту окружающего мира и тем самым свидетельствует о полноценности восприятия человеком окружающей действительности. В связи с этим на первый план выступает формирование у обучающихся, в первую очередь у младших школьников, эстетических представлений, которые являются важной и существенной частью эстетического воспитания личности.
В педагогике эстетические представления определяются как: «чувственно-наглядные образы действительности» (А.Г. Маклаков); «образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания» (А.М. Прохоров); «образ предмета, созданный в сознании человека с помощью воображения или впечатлений, полученных в прошлом» (П.С. Гуревич). В нашей работе мы рассматриваем эстетические представления, как чувственно-наглядные образы, на основе которых воспроизводятся и оцениваются с точки зрения эстетического идеала и выразительности объекты окружающего мира - источники эстетического переживания и субъективного отношения к ним ребенка.
Анализ педагогической литературы показал, что младший школьный возраст - это благоприятный период становления и развития эстетических представлений, основанных на чувственном освоении образов, на переживании в процессе эстетического восприятия объектов, явлений действительности и произведений искусства.
В нашей работе мы выявили и описали ряд важнейших педагогических условий развития эстетических представлений младших школьников во внеурочной деятельности: создание эстетически развитой насыщенной образовательной среды; учет возрастных особенностей младших школьников при разработке и проведении занятий; формирование и развитие психолого - педагогической компетентности педагогов; вариативность форм и методов внеурочной деятельности; применение современных способов и методов подачи материала; создание эмоционально-комфортной атмосферы; организация коллективной творческой деятельности.
В настоящее время одной из наиболее значимых задач, стоящих перед начальной школой, является обновление содержания воспитания, внедрение форм, методов и средств, опирающихся на лучшие педагогические традиции в сфере воспитания, способствующих формированию и развитию эстетических представлений. Одним из таких средств выступает внеурочная деятельность.
Теоретические основы развития эстетических представлений у детей младшего школьного возраста, представленные в научной литературе, позволили нам определить критерии и показатели, охарактеризовать уровни развитости эстетических представлений у детей младшего школьного возраста. Критериями в определении развития эстетических представлений выступили:
— наличие эстетических знаний;
— способность к эстетическому восприятию;
— способность к эмоциональной отзывчивости.
Каждый критерий характеризовался по показателям, на основе которых были разработаны и описаны уровневые характеристики .
С целью исследования уровня сформированности и дальнейшего развития эстетических представлений младших школьников во внеурочной деятельности была организована и проведена проектировочная работа.
В нашей работе приняли участие 23 обучающихся 4 «Б» класса Лицея №88 .
На первоначальном этапе нашей опытно-поисковой работы была проведена диагностика, которая позволила нам выявить необходимость организации комплекса занятий, направленных на развитие эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
Проектировочная работа осуществлялась на основе разработанного комплекса занятий, включающего три модуля: «Радуга природы»,
«Путешествие в страну «Эмоционалию», «Увидеть прекрасное - создать удивительное», в каждом из которых решались задачи, соответствующие этапам содержания педагогической работы по развитию эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
Для развития эстетических представлений у детей младшего школьного возраста нами были использованы следующие методы :
- словесные методы: (источником знания является устное или печатное слово);
- наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые объекты, явления, наглядные пособия);
- практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия);
- метод убеждения, направленный на развитие эстетического
восприятия;
- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и
практическим действиям;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на «прекрасное» в окружающем мире.
- метод первоначальной ориентировки в произведении искусства;
- метод осознания личностного смысла произведения искусства;
- метод моделирования художественно-творческого процесса.
Таким образом, разработанный в процессе проектировочной работы комплекс занятий способствует развитию эстетических представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга. 1999. - 356 с.
2. Алмазова, И.Г. Формирование эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01/ И.Г. Алмазова. - Елец, 2009. - 201 с.
3. Ананьев, Б.Г. Проблема способностей [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 1962. - 198 с.
4. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст]: пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 236с.
5. Баранов, С.П. Использование знаков и символов в понимании младшими школьниками художественного образа [Текст] / С.П. Баранов А.Ж. Овчинникова. - М.: МИГУ, 2013. - 167 с.
6. Барышева, Т.А. Творчество: теория, диагностика, технологии [Текст]: словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / под общ. ред. Т.А. Барышевой. - СПб.: ВВМ, 2014.— 380 с.
7. Беляева, А.А. Эстетика [Текст]: словарь / под общ. ред. A.A. Беляева. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Природа творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Вестник РГНФ. - 1997. - № 2. - С. 28-33.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 268 с.
10. Буров, А.И. Эстетическое воспитание школьников [Текст]/ А.И. Буров, Б.Т. Лихачев. - М.: Педагогика, 1974. - 304 с.
11. Буткевич, В.В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников [Текст]: учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл., воспитателей групп продленного дня, организаторов внекл. работы, руководителей кружков и студий народного творчества / В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова. - Минск: Пачатковая школа, 2014. - 144 с.
12. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: кн. для учителя / JI.C. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
13. Выготский, JI.C. Детская психология [Текст] / JI.C. Выготский. - М.: Просвещение, 1984. - 432 с.
14. Выготский, Л.С Педагогическая психология [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 354 с.
15. Гаджиева, Х.Р. Наглядные пособия в системе художественно - эстетического образования и воспитания учащихся [Текст] / Х.Р. Гаджиева / / Искусство в школе. - № 1. - 2013. - С. 78 - 80.
...