Педагогические условия формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования
|
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О
ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Становление и перспективы развития экологического образования в
начальной школе 6
1.2 Особенности экологического образования детей младшего школьного
возраста 11
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования 20
2 ГЛАВА. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЯ
ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46
2.1. Уровень сформированности знаний о природе у младших школьников 46
2.2. Внедрение педагогических условий формирования знаний о природе у
детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования 55
2.3. Уровень сформированности знаний у детей об окружающем мире на
заключительном этапе исследования 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Становление и перспективы развития экологического образования в
начальной школе 6
1.2 Особенности экологического образования детей младшего школьного
возраста 11
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования 20
2 ГЛАВА. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЯ
ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46
2.1. Уровень сформированности знаний о природе у младших школьников 46
2.2. Внедрение педагогических условий формирования знаний о природе у
детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования 55
2.3. Уровень сформированности знаний у детей об окружающем мире на
заключительном этапе исследования 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
Актуальность обусловлена требованиями социума в формировании экологически грамотных членов общества. Одна из главных проблем - загрязнение окружающей среды, что связано с быстрым развитием стран, с проблемами энергетики, а экологическая неграмотность населения одна из важнейших причин такого положения. Невозможно обеспечить решение экологических проблем только усилиями специалистов (экологов, юристов, инженеров) или с помощью власти общественных институтов. И в настоящее время наиболее приоритетным направлением в педагогической теории и практике является экологическое образование младших школьников.
На смену знаниевому подходу пришел системно-деятельности подход, который лежит в основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, он предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующего компонента, где развитие личности обучающегося строится на основе усвоение универсальных учебных действий. Поэтому каждому учителю нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.
Экологическое образование позволяет понять, что мир это сложная система, в которой все элементы взаимосвязаны. Сделать не только собственную жизнь безопаснее и здоровее, но и своих близких.
Степень разработанности проблемы. Проблемой экологического образования занимались такие великие педагоги как И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег. Они выступали за развитие чувства природы каждого ребёнка. К.Д. Ушинский искал ответ на вопрос, как природа влияет на формирование личностных качеств ребёнка. Оценивал природу как «вечный источник мысли» и детских добрых чувств выдающийся советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский. Н. М. Верзилин, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Ф. Реймерс и другие разработали модели организации экологического образования как особого направления педагогической науки и практики.
Американский политик К. Браунер, немецкий ученый В. Энгельхардт, С. Камерон, Дж. КеЧель, В. Янс зарубежные ученые работали над проблемами экологического образования учащихся.
Ученые: З.А. Клепинина, Л.Ф. Мельчаков, Л.В. Моисеева, А.А. Плешаков, А.Е. Тихонова, Д.И. Траитак, И.В. Цветкова, С.М. Юшков. Е.Н. Букварева, О.В. Бурской, А.А. Вахрушев, Н.Ф. Виноградов занимались над проблемой форм, методов и средств экологического образования младших школьников, ратовали за включение экологической информации в традиционные школьные дисциплины.
Экологическое образование представляет собой целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, цель которой формирование мировоззрения, основанного на представлении, о единстве с природой.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, который направлен на формирование ценностных ориентация, норм поведения и получения специальных знаний по охране окружающей среды и природопользовании, реализуемых в экологически грамотной деятельности [46].
Проблема - комплекс, каких педагогических условий будет способствовать формированию знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования.
Цель - выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект - процесс экологического образования детей младшего школьного возраста младших школьников.
Предмет - педагогические условия формирования знаний о природе в процессе экологического образования детей младшего школьного возраста.
Гипотеза - формирование знаний о природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования будет эффективным если
- применять нетрадиционные методы и приемы обучения (ТРИЗ- педагогика, метод интеллект карт);
- регулярно проводить природоведческие экскурсии.
Задачи:
- изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования;
- выявить особенности экологического образования детей младшего школьного возраста;
- теоретически обосновать педагогические условия: применение
нетрадиционных методов обучения в сочетании с нетрадиционными формами внеурочной деятельности, регулярное проведение
природоведческих экскурсий;
- опытно-поисковым путем подтвердить эффективность
педагогических условий формирования знаний об окружающем мире детей младшего школьного возраста.
На смену знаниевому подходу пришел системно-деятельности подход, который лежит в основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, он предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующего компонента, где развитие личности обучающегося строится на основе усвоение универсальных учебных действий. Поэтому каждому учителю нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.
Экологическое образование позволяет понять, что мир это сложная система, в которой все элементы взаимосвязаны. Сделать не только собственную жизнь безопаснее и здоровее, но и своих близких.
Степень разработанности проблемы. Проблемой экологического образования занимались такие великие педагоги как И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег. Они выступали за развитие чувства природы каждого ребёнка. К.Д. Ушинский искал ответ на вопрос, как природа влияет на формирование личностных качеств ребёнка. Оценивал природу как «вечный источник мысли» и детских добрых чувств выдающийся советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский. Н. М. Верзилин, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Ф. Реймерс и другие разработали модели организации экологического образования как особого направления педагогической науки и практики.
Американский политик К. Браунер, немецкий ученый В. Энгельхардт, С. Камерон, Дж. КеЧель, В. Янс зарубежные ученые работали над проблемами экологического образования учащихся.
Ученые: З.А. Клепинина, Л.Ф. Мельчаков, Л.В. Моисеева, А.А. Плешаков, А.Е. Тихонова, Д.И. Траитак, И.В. Цветкова, С.М. Юшков. Е.Н. Букварева, О.В. Бурской, А.А. Вахрушев, Н.Ф. Виноградов занимались над проблемой форм, методов и средств экологического образования младших школьников, ратовали за включение экологической информации в традиционные школьные дисциплины.
Экологическое образование представляет собой целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, цель которой формирование мировоззрения, основанного на представлении, о единстве с природой.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, который направлен на формирование ценностных ориентация, норм поведения и получения специальных знаний по охране окружающей среды и природопользовании, реализуемых в экологически грамотной деятельности [46].
Проблема - комплекс, каких педагогических условий будет способствовать формированию знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования.
Цель - выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект - процесс экологического образования детей младшего школьного возраста младших школьников.
Предмет - педагогические условия формирования знаний о природе в процессе экологического образования детей младшего школьного возраста.
Гипотеза - формирование знаний о природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования будет эффективным если
- применять нетрадиционные методы и приемы обучения (ТРИЗ- педагогика, метод интеллект карт);
- регулярно проводить природоведческие экскурсии.
Задачи:
- изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования;
- выявить особенности экологического образования детей младшего школьного возраста;
- теоретически обосновать педагогические условия: применение
нетрадиционных методов обучения в сочетании с нетрадиционными формами внеурочной деятельности, регулярное проведение
природоведческих экскурсий;
- опытно-поисковым путем подтвердить эффективность
педагогических условий формирования знаний об окружающем мире детей младшего школьного возраста.
Глобальные проблемы современности несут угрозу жизни человеку, они вызвали необходимость экологического образования. Экологическое образование является приоритетным направлением практики и теории общеобразовательной школы.
Проблемой экологического образования занимались такие ученые как И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Л.П. Симонова и другие.
Мы определили экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности ребенка, которые направлены на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, которые обеспечивают ответственное отношение к окружающей среде и собственному здоровью.
Результативность экологического образования во многом зависит от уровня сформированности знаний. Знания - это качество понимания, сохранения, закрепления в памяти и воспроизведение фактов, понятий, законов, правил, теорий. Под экологическими знаниями понимается знания о разнообразии живых организмов планеты, условиях жизни, приспособлениях живых организмов к условиям среды, знания о человеке, условиях, его жизни и связях с окружающей средой. Для обоснования эффективности выделенных педагогических условий была разработана и проведена опытно - поисковая работа.
Для выявления уровня сформированности знаний о природе была проведена диагностика учащихся. Анализ результатов показал, что уровень сформированности знаний был на преимущественно на среднем уровне, учащиеся были пассивны на уроках, задания ограничивались заучиванием и пересказ параграфов учебника. Нами были выделены следующие педагогические условия формирования знаний о природе: применение нетрадиционных методов обучения в сочетании с нетрадиционными формами деятельности, регулярное проведение природоведческих экскурсий. Данные условия были реализованы через уроки окружающего мира и внеклассные мероприятия.
После реализации всех педагогических условий была определена динамика уровней сформированности знаний о природе у учащихся. По сравнению со стартом на завершающем этапе исследования учащиеся с высоким уровнем знаний повысился до пятерых. По сравнению со стартом произошло снижение процента обучающиеся со среднем уровнем знаниями. На низком уровне знаний было четверо обучающихся на завершающем этапе исследования остался всего один учащийся. То есть только 1 ученик (Федор С.) характеризуется как учащийся допускающий ошибки, невнимательный, имеющий недостаточно четкие представления о природе, процессах происходящих в ней. Он может оценить экологическую ситуацию, но не может предложить целесообразный способ решения экологической проблемы.
Для подтверждения эффективности полученных результатов был проведен анализ работ учащихся, что доказало гипотезу. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что использование уроков окружающего мира с учетом выделенных педагогических условий оказывает положительное влияние на формирование знаний о природе у учащихся младшего школьного возраста.
Проблемой экологического образования занимались такие ученые как И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Л.П. Симонова и другие.
Мы определили экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности ребенка, которые направлены на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, которые обеспечивают ответственное отношение к окружающей среде и собственному здоровью.
Результативность экологического образования во многом зависит от уровня сформированности знаний. Знания - это качество понимания, сохранения, закрепления в памяти и воспроизведение фактов, понятий, законов, правил, теорий. Под экологическими знаниями понимается знания о разнообразии живых организмов планеты, условиях жизни, приспособлениях живых организмов к условиям среды, знания о человеке, условиях, его жизни и связях с окружающей средой. Для обоснования эффективности выделенных педагогических условий была разработана и проведена опытно - поисковая работа.
Для выявления уровня сформированности знаний о природе была проведена диагностика учащихся. Анализ результатов показал, что уровень сформированности знаний был на преимущественно на среднем уровне, учащиеся были пассивны на уроках, задания ограничивались заучиванием и пересказ параграфов учебника. Нами были выделены следующие педагогические условия формирования знаний о природе: применение нетрадиционных методов обучения в сочетании с нетрадиционными формами деятельности, регулярное проведение природоведческих экскурсий. Данные условия были реализованы через уроки окружающего мира и внеклассные мероприятия.
После реализации всех педагогических условий была определена динамика уровней сформированности знаний о природе у учащихся. По сравнению со стартом на завершающем этапе исследования учащиеся с высоким уровнем знаний повысился до пятерых. По сравнению со стартом произошло снижение процента обучающиеся со среднем уровнем знаниями. На низком уровне знаний было четверо обучающихся на завершающем этапе исследования остался всего один учащийся. То есть только 1 ученик (Федор С.) характеризуется как учащийся допускающий ошибки, невнимательный, имеющий недостаточно четкие представления о природе, процессах происходящих в ней. Он может оценить экологическую ситуацию, но не может предложить целесообразный способ решения экологической проблемы.
Для подтверждения эффективности полученных результатов был проведен анализ работ учащихся, что доказало гипотезу. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что использование уроков окружающего мира с учетом выделенных педагогических условий оказывает положительное влияние на формирование знаний о природе у учащихся младшего школьного возраста.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о живой природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017





