1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ 7
1.1. Психолого-педагогическая компетентность как явление и система .. 7
1.2. Сущностная характеристика психолого-педагогической
компетентности родителей 11
1.3. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с
родителями: направления, формы 16
2. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВА¬
ТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 24
2.1. Анализ практики взаимодействия дошкольной образовательной
организации с родителями 24
2.2. Изучение уровня сформированности психолого-педагогической
компетентности родителей 31
2.3. Рекомендации по формированию психолого-педагогической компетентности родителей в условиях взаимодействия с дошкольной
образовательной организацией 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 59
Полноценное семейное воспитание, основой которого является компетентное отношение супругов к родительской роли, существенно влияет на психическое здоровье последующих поколений. Психологический климат в семье, уровень психолого-педагогической компетентности родителей влияют на эмоциональное состояние и обусловливают процесс развития ребенка на каждом возрастном этапе. На сегодня в России существует проблема, состоящая в том, что представление молодых супругов относительно психолого-педагогической компетентности отличается недостаточной наполненностью, невысокой оценкой себя как будущих родителей. Особенно неполными являются представления о функциях родителей, организации гармоничного воспитания и развития детей. Разница проявляется в понимании супругами содержания и значения отцовства и материнства, представлениях о весомости роли отца и матери в воспитательном процессе, в их оценке собственных возможностей в семейной жизни. Как отмечала М.Г. Агавелян, все больше супруги придают первостепенное значение материальным основам жизни их молодой семьи, меньшее - семейным ценностям, морально-этическим принципам воспитания и качественной подготовке к компетентному выполнению родительских функций [1].
Проблема компетентности родителей находится в поле зрения ученых различных отраслей. Анализ философской, психологической, социально-педагогической литературы свидетельствует о настойчивых поисках учеными условий и механизмов родительского воспитания и формирования навыков психолого-педагогической компетентности.
Результаты анализа научных исследований и психологической практики выявили наличие противоречий между растущими потребностями современного общества в психолого-педагогической компетентности родителей и недостаточной научной разработанностью теоретических и научно-методических основ развития родительской компетентности; высоким уровнем требований к семье в воспитании ребенка и неспособностью молодых родителей осознавать значимость их влияния на развитие личности ребенка; открывающимися в связи с появлением новых средств развития родительской компетентности и отсутствием их научно-экспериментального изучения. Проблема родительской компетентности является одной из определяющих в вопросах функционирования и развития общества. Современные условия жизни человека требуют от него сосредоточенности на четком выполнении родительских функций, особенно для молодых людей, чей жизненный опыт нуждается в усовершенствовании, целенаправленном формировании компетентности родителей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящей перед дошкольной образовательной организацией, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» [53, с. 5]. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей, создания условий для повышения психолого-педагогической компетентности родителей.
Несмотря на значительный интерес специалистов к данной проблематике, остается недостаточно разработанным вопрос формирования психолого-педагогической компетентности родителей как направления работы педагогов в условиях дошкольной образовательной организации, поскольку родители нуждаются в профессиональной помощи со стороны квалифицированных специалистов.
Объект - психолого-педагогическая компетентность как явление.
Предмет - процесс формированию психолого-педагогической компетентности родителей в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями.
Цель -разработать практические рекомендации по формированию психолого-педагогической компетентности родителей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями.
Задачи исследования:
- изучить содержание понятия психолого-педагогическая
компетентность как явление и систему;
- изучить основные направления и формы психолого - педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями
- рассмотреть особенности психолого-педагогической
компетентности родителей в специализированной литературе;
- провести анализ опыта взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями;
- изучить уровень сформированности психолого-педагогической компетентности родителей;
Теоретико-методологическая основа исследования - проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи отражается в трудах отечественных педагогов (Т.И. Бабаева [9], Т.Н. Доронова [18], А.С. Макаренко [29], О. В. Солодякина [49]). Проблема формирования психолого-педагогической компетентности родителей представлена в работах О.А. Камзевой [23], Г.Г.Саитгалиевой [47] и др. Модели взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей - трехступенчатая модель взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт[9], модель Т.Н. Доронова [18] и др.
Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, анализ документации, проектирование, количественный и качественный анализ данных.
База исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художетсвенно- эстетическому развитию воспитанников № 11 «Рябинушка» города Новая Ляля Свердловской области.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В рамках данного исследования была поставлена цель - разработать рекомендации по формированию психолого-педагогической компетентности родителей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Для достижения поставленной цели поэтапно решались задачи исследования: изучение сущности понятия «психолого-педагогическая компетентность» как явление и система, проанализирован процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями: направления, задачи, формы, рассмотрены особенности психолого-педагогической компетентности родителей, проведен анализ опыта взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями, проведена диагностика уровня сформированности психолого-педагогической компетентности родителей.
Проведенный теоретический анализ показал, что психолого-педагогическая компетентность представляет собой совокупность знаний, умений и навыков по психологии и педагогике; четкость позиции в отношении роли психологии; умение использовать психолого-педагогические знания в работе; умение видеть за поведением ребенка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребенком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения. Психолого-педагогическая компетентность как система включает в себя ряд компонентов, среди которых можно выделить целевой, содержательный, операционально-деятельностный, аналитико-результативный. При этом данная система может быть дополнена мотивационно-ценностным компонентом, контрольно¬оценочным.
Цель взаимодействия с родителями - формирование педагогической культуре, развитие психолого-педагогической компетентности. Важно понимать, что дошкольная образовательная организация не способна заменить ребенку семью. В ходе взаимодействия можно использовать разнообразные формы работы - собрания, беседы, лекции, презентации, тренинги, папки, создание сайта, мини-собрания и многое другое.
Родительская компетентность связана с системой отношений (отношение к себе как родителям, отношение к ребенку, отношения к родительству вообще), которые формируются на основе детского опыта взаимоотношений в семье, от уровня развития родительской компетентности зависит стиль родительского воспитания и воспитательная позиция родителей; личностная зрелость и родительская компетентность тесно связаны между собой.
Проведенный анализ взаимодействия воспитателей с родителями позволил сделать вывод о достаточном уровне работы в этом направлении с целью создания положительного опыта, достижения эффективности в образовательной работе с дошкольниками.
Диагностика родителей показала, что большинство родителей имеют недостаточный уровень сформированности психолого-педагогической компетентности.
В связи с выявленными проблемами были разработаны рекомендации по организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями по формированию психолого-педагогической компетентности. Основными направлениями стали - оптимизация использования наглядной информации, использование нетрадиционных и интерактивных форм работы с родителями и, конечно же, использование результатов опросов в планировании дальнейших шагов по совершенствованию взаимодействия, организация мероприятий партнерского общения с участием родителей и педагогов, предусматривающие творческое взаимодействие детей и взрослых, совершенствование индивидуальной работы с семьями.
Таким образом, задачи реализованы, цель достигнута.
1. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: Сфера, 2009. - 128 с.
2. Азизова Н. Р. Содержательная направленность этнокультурной, социально-педагогической компетентности родителей в системе дополнительного профессионального образования [1] //Aspectus. - 2015. - №.
3. - С. 14-19.
3. Азизова. Н. Семейные традиции - основа гармонизации отношений в семье и развития социума // Социальная педагогика в России. - 2013. -№5-С. 22-29.
4. Ананьев Б. Г. Очерки психологии / АН СССР, Ин-т философии. - Л.: Лениздат, 1945. - 160 с.
5. Анисимова А. В. Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения //Молодой ученый.
- 2014. - №. 17-1-1. - С. 7-8.
6. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94
7. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 2013. №6. С.66-70.
8. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2012. - № 4. - С. 66-70
9. Бабаева, Т.И., Римашевская, Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. - М.,2012.
- 224с.
10. Башинская Л. Личностное развитие детей - общее дело родителей и педагогов. //Воспитатель-методист. -20014.-№2. - С.60-61.
11. Бондарь С.В. История философии. Подручник. — К.: Академвидав, 2008. — 624 с.
12. Брушлинский А.В. Психология субъекта СПб.:Алетейя, 2003. - 272 с.
13. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М.: «Белгор. гос. ун-т», 2009. - 177 с.
14. Выготский Л.С. Психология развития человека М.: Смысл; Эксмо, 2006. - 1136 с.
15. Гамирова Э. И., Коновалов И. Е. Реализация принципа интеграции образовательных областей в дошкольных образовательных учреждениях, в рамках выполнения федерального государственного образовательного стандарта, на примере физической культуры //Историческая и социально¬образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - №. 5-2.
...