Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №97122

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность понятия «сенсорное воспитание» 6
1.2. Особенности сенсорного воспитания детей младшего
дошкольного возраста 15
1.3. Процесс ознакомления с окружающим миром как условие сенсорного развития детей младшего дошкольного
возраста 22
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 31
2.1. Изучение уровня сенсорного воспитания детей младшего
дошкольного возраста на начальном этапе исследования 31
2.2. Практика реализации методов и приемов сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с
окружающим миром 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54

Актуальность темы. В дошкольной педагогике одно из важных мест занимает сенсорное воспитание ребенка, развитие которого обеспечивается посредством осмысления ими действий, целью которых является анализ формы, величины, объема, цвета и прочих параметров, которые должны получить статус образцов, а также через формирование у ребенка способности к дифференциации ключевых вариаций характеристик, которые имеют статус образца, и формирование навыка сопоставления имеющегося образца со свойствами иных объектов.
Актуальность проблемы исследования выражена в том, что чувства, восприятие и «живое созерцание» составляют основу для познания человеком внешнего мира, создавая предпосылки для формирования еще более сложных познавательных процессов, в частности, памяти, воображения, мышления.
Совершенствование сенсорики позволяет создать условия и для совершенствования практической деятельности человека. Б.Г. Ананьев указывал на то, что возможность достижения успеха науки и развития техники обусловлена развитием не просто мыслящего человека, но и ощущающего [1,с.35].
Многие зарубежные и отечественные ученые уделяли внимание исследованиям в области сенсорного образования детей дошкольного возраста. Несмотря на то, что методисты в последнее время все более отмечают именно зарубежных авторов, наиболее весомый вклад в исследования в этом направлении был внесен отечественными авторами, в частности А.В. Запорожец, А.П. Усовой, Л.А. Венгер, А.Г. Рузской, В.П. Зинченко, Н.А. Ветлугиной и многими другими.
Однако и по сей день возникает потребность в сенсорном воспитании дошкольника.
Объектом исследования является процесс формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является педагогические условия, включающие содержание, формы и методы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста в образовательном процессе ДОУ.
Цель исследования - сформулировать педагогические условия, способствующие формированию сенсорных эталонов у детей, и апробировать их в педагогическом процессе ДОУ.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы сенсорного воспитания детей в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать диагностические методики и провести диагностику сформированности сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить педагогические условия, включающие содержание, формы и методы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста, и апробировать их в педагогическом процессе ДОУ.
Теоретическая основа исследования. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогике такие, как Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, А.В. Запорожец, справедливо полагали, что направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития сенсорное воспитание является значимым аспектом воспитания в дошкольном периоде. Само же сенсорное развитие рассматривалось как многоаспектное явление, которое, прежде всего, рассматривается как самостоятельное явление, являющееся необходимым элементом успешного обучения, а также рассматривается в составе умственного развития ребенка, закладывая его основы.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» города Каменска-Уральского.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Роль сенсорного воспитания ребенка в последующем становлении взрослого человека сложно переоценить, что ставит перед дошкольным воспитанием цель по созданию и внедрению в детские дошкольные учреждения эффективных средств и методов сенсорного воспитания.
Анализ научной литературы позволяет говорить о том, сенсорное воспитание, как и все психологические функции, наиболее эффективно развиваются посредством осуществления игровой деятельности, что, соответственно, ставит перед учебно-воспитательным процессом задачу интеграции в себя дидактических игр и упражнений для совершенствования способностей восприятия ребенка, которые направлены для оптимального развития процесса ознакомления ребенка со свойствами объектов и явлений.
Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Игра привлекательна и интересна для ребенка, помимо того, позволяет ему реализовать свои стремления. Часто в игре ребенок открывает новые возможности, новые качества, которые ранее не были видны ни ему, ни другим. С помощью игры наиболее эффективно работать над приобретенными навыками. Нет таких качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка во время игры. Благодаря игре вы можно развить познавательные особенности ребенка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои способности и возможности.
Благодаря дидактической игре дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, то есть систематическое и целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание маленьких дошкольников.
В связи с вышеуказанным было проведено исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
направлению развития детей» города Каменска-Уральского, целью которого было определить эффективность влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста.
В рамках исследования были проведены дидактические игры-занятия по изодеятельности, целью которых является закрепление у младших дошкольников представлений о форме, цвете и величине окружающих предметов. Данная система дидактических игр была составлена из системы дидактических игр Л.А.Венгера по сенсорному воспитанию младших дошкольников от одного года до шести лет.
Использовались такие методы исследования как педагогический эксперимент, показ практических действий.
Полученные в результате исследования данные об уровне восприятия детьми сенсорных образцов, позволяют охарактеризовать их уровень сенсорного развития как средний. В частность, почти десятая часть детей испытывают сложности при восприятии синего цвета. С трудностями при восприятии зеленого цвета сталкивается четверть дошкольников. При восприятии форм наибольшие сложности связаны с овалом и прямоугольником. Трудности при необходимости восприятия величины не возникают.
На основе полученных данных с детьми систематически и целенаправленно был проведен комплексный эксперимент с целью повышения уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, формы, цвета.
Результатами проведения опытно-поисковой работы с детьми стало улучшение их уровня восприятия сенсорных образцов формы, цвета и величины относительно детей, с которыми дидактические упражнения не проводились.
Полученные данные, отраженные в работе, являются подтверждением значительного влияния дидактических игр на уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в первой младшей группе в стороны повышения уровня, что позволяет говорить о важной роли дидактических игр в развитии восприятия величины, формы и цвета. Значительный диапазон анализируемых показателей свидетельствует о потребности в систематическом целенаправленном проведении дидактических игр.
Стоит также указать на обусловленность знаний детей младшего дошкольного возраста факторами постоянства проведения дидактических игр как на занятиях, так и вне них. Данные, полученные в результате опытно - поисковой работы, свидетельствуют о том, что половина (6 участников из 12) детей младшего дошкольного возраста, которые приняли участие в формирующей работе, при повторном контроле проявили лучший уровень относительно детей, с которыми не проводились занятия.
Также следует указать на то, что в ходе работы было выявлено, что дидактические игры по изодеятельности и конструированию способствуют повышению уровня сенсорной культуры младших дошкольников и развивают сенсорное восприятие цвета, формы, величины.


1. Ананьев, Б.Г. Сенсорное воспитание ребенка в процессе
ознакомления с окружающим миром [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.:
Педагогика-Пресс, 2013. - 287 с.
2. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика [Текст] : Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2015. - 304 с.
3. Венгер, Л.А. Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 3. - С. 38-42.
4. Венгер, Л.А. Воспитание способности к наглядному и пространственному моделированию [Текст] / Л.А. Венгер // Психология дошкольника. - 2014. - №12. - С. 43-47.
5. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 13. - С. 31-36
6. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана_Граф, 2015. - 240 с.
7. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Академия, 2014. - 423 с.
8. Воспитание речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Сфера, 2012. - 371 с.
9. Выгодский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С.Выгодский. - М.: ИНФРА-М, 2011 . - 442 с.
10. Выготский, Л.С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 391 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 2012. - 536 с.
12. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики [Текст] : учеб.пособие / Б.А. Голуб. - М.: Свободный доступ, 2004. - 211 с.
13. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Акцидент, 2014. - 224 с.
14. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2008. - 315 с.
15. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко / Под ред. Г.В. Бурменской. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 459 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ