ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 6
1.1. Особенности избирательных взаимоотношений в коллективе детей
старшего дошкольного возраста 6
1.2. Портрет ребенка-лидера старшего дошкольного возраста 12
1.3. Характеристика игры как ведущего вида деятельности
дошкольников 21
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Изучение начального уровня развития лидерских качеств старших
дошкольников 33
2.2. Описание деятельности педагога по организации игровой
деятельности детей, направленной на развитие лидерских качеств
дошкольника 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 88
Сегодня в современном мире невозможно добиться успеха, если не развивать в себе лидерские качества, но проблема состоит в том, что взрослый человек уже сформировался как личность, а значит, он действует в соответствии с уже сложившимися поведенческими шаблонами, которые проходят через фильтр жизненных ценностей. Взрослому человеку практически невозможно кардинально изменить свой характер, стиль мышления, жизненные ценности, поэтому, все самое необходимое нужно закладывать с детства, так сказать, развивать лидерские качества еще с пеленок.
Для родителей и педагогов дети - это «чистые листы и их задача вписать в них черты, качества, особенности характера путем воспитания. Развитие лидерских качеств у детей - это, прежде всего создание личности - независимой, самодостаточной, авторитетной, способной много достичь, в какой - то степени харизматичной» [12, с. 78]. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка именно таким. Однако невозможно себе представить младенца, в котором можно увидеть все лидерские качества. Так, например, общительность и быстрота реакции могут быть заложены свойствами нервной деятельности младенца, но отсутствие правильного воспитания может не дать им развиться в правильном направлении.
В современной психолого-педагогической литературе существует множество научных работ, в которых рассматриваются вопросы воспитания дошкольников. Это связано с тем, что в современном мире высоких технологий, а также изменения социальной и экономической обстановки в стране, необходимо воспитывать детей совсем в других направлениях. А также стоит развивать столько новых качеств, которые ребенку, воспитывающемуся в конце прошлого века, совсем не нужны были.
Возникает закономерный вопрос: почему сегодня необходимо
повышать лидерский потенциал детей и развивать его лидерские качества еще в детстве? А связано это с тем, что дошкольный возраст - это период активного развития детей, в этот период формируется волевые и лидерские качества, необходимые ребенку в дальнейшей взрослой жизни. Ребенок- лидер будет более приспособленным к взрослой современной (что очень важно) жизни.
Как же можно развивать лидерские качества детей-дошкольников во время его пребывания в детском учреждении? Помимо индивидуальных занятий лидерский потенциал могут помочь увеличить разные игры. Они заставляют детей думать, дают возможность ребенку реализовывать свои способности. Участие детей-дошкольников в разных играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Кроме того, игра влияет на развитие самостоятельности детей, их творческие способности и личностные качества детей. Таким образом, считаю выбранную тему выпускной квалификационной работы актуальной.
Объект выпускной квалификационной работы (ВКР): организация
игровой деятельности детей, направленной на повышение определенных лидерских качеств.
Предмет - развитие лидерских качеств дошкольников в процессе различных игр.
В ходе написания работы была выдвинута рабочая гипотеза: игровая деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) способствует формированию и развитию лидерских качеств, а также повышению уровня лидерского потенциала у детей группы.
Цель ВКР - изучение начального уровня лидерского потенциала испытуемой группы и организации игровой деятельности, направленной на повышение лидерского потенциала у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Для достижения данной цели, необходимо решение следующих задач:
- дать портрет ребенка-лидера старшего дошкольного возраста;
• дать характеристику игре, как ведущему виду деятельности дошкольников;
• установить начальный уровень развития лидерских качеств детей старшей группы ДОУ;
• дать рекомендации по организации игровой деятельности детей, направленной на развитие лидерских качеств дошкольников.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении материалов по проблеме развития лидерских качеств посредством игры; изучение условий организации игровой деятельности детей в ДОУ; выявление основных задач и значение использования подвижных игр для повышения лидерского потенциала детей-дошкольников.
Практическая значимость работы, заключается в том, что материалы работы можно использовать в практической деятельности воспитателя детского учреждения.
Исследование проводилось в старшей возрастной группе МАДОУ «Детский сад №28» города Первоуральска, в исследовании принимали участие 20 детей, в возрасте 5-6 лет.
ВКР состоит из введения, двух глав, которые включают в себя 6 таблиц, 11 рисунков, заключения, списка литературы и приложений.
Сегодня проблема развития лидерских качеств у детей является важной задачей, стоящих не только перед родителями, но и перед педагогами дошкольных учреждений. Многие российские, а также зарубежные авторы посвятили свои труды в исследовании данного вопроса. Однако анализ литературы показал, что требования к лидеру постоянно меняются, добавляются новые.
На сегодняшний день проблема развития лидерских качеств является одной из главных, стоящих перед работниками детского учреждения. Становление лидера и развитие группы - это один непрерывный и неразделимый процесс. Ведь лидер сам по себе - это просто статус одного человека в группе, но статус можно изменить.
С момента поступления ребенка в МАДОУ «Детский сад № 28» и формирования группы, в ходе межличностных отношений между детьми, определяется статус каждого ребенка и влияние его на эту группу. В связи с тем, что многие основы личности закладываются в детском возрасте, поэтому для развития лидерских качеств дошкольный возраст является наиболее значимым этапом.
В ходе работы, были выделены основные качества, необходимые для повышения уровня лидерского потенциала ребенка - самостоятельность, самооценка, инициатива и исполнительность - именно они помогут ребенку в будущем, при формировании личности, а также переходе на следующую ступень образования. Определив основные качества, было проведено исследование, для определения начального уровня лидерского потенциала группы. Для этого были проведены эксперименты в виде наблюдения, а также тестирование детей старшей группы, по следующим методикам:
• самостоятельность - наблюдение;
• самооценка - методика Пирса-Харрисона;
• адаптивное поведение - метод рисуночной фрустрации Розенцвейга;
- инициатива и исполнительность - методика Маралова В.Г. и Ситарова
В.А.;
• коммуникативные умения - тестирование по В.И. Яшиной;
• дивергентное мышление и речевое развитие - тестирование;
• сфера эмоционального развития - методика Н.Л. Белопольская «Азбука настроения».
Результаты наблюдения показали, что практически 50 % детей группы обладает средним уровнем лидерского, т.е. педагогам группы необходимо направить игровую деятельность детей на повышение определенных качеств и навыков.
Для повышения уровня лидерского потенциала в группе необходимо разработать комплекс различных мероприятий, в который нужно включить игры, направленные на повышение, развитие или приобретения того или иного качества, способствующего увеличению лидерского потенциала ребенка и группы в целом.
Для развития лидерских качеств каждого ребенка стоит подобрать такой вид игровой деятельности, который поможет ему приобрести нужные лидерские качества и повысить лидерский потенциал.
Таким образом, данная тема ВКР актуальна и по сегодняшний день, т.к. требования, знания, навыки и другие качества быстро меняются в зависимости от сегодняшнего общества, поэтому постоянно приходится подстраиваться под современный мир. Считаю, что цель, поставленная в начале работы, была достигнута, а все поставленные задачи решены.
Кроме того, стоит отметить, что деятельность педагога по организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленной на развитие лидерских качеств, включает в себя не только организацию игры, но и определение уровня развития лидерских качеств ребенка, а также рекомендации по выбору видов игровой деятельности.
1. Бабынина, Т. Интегрированный подход к непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Бабынина // Детский сад от А до Я : журнал. — 2014 .— № 1 .— С. 51-57.
2. Безматерных, Т. В. Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V международной научной конференции - М. : Буки-Веди, 2014. - С. 135-137.
3. Белехов, Ю. Н. После трех не поздно! [Текст] / Ю.Н. Белехов - М. : АСТ, 2014. - 448 с.
4. Виноградова М. А. Педагогические условия развития сюжетноролевой игры детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.А. Виноградова // Сборник материалов Ежегодной международной научнопрактической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5. - С. 245-247.
5. Володева, А. А. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.А. Володева // Педагогические науки : журнал. — 2014 .— № 6 .— С. 27-29.
6. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2005. - 475 с. Гриф: МО РФ.
7. Доронова, Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования [Текст] / Т. Доронова, С. Доронова // Дошкольное воспитание : журнал. — 2014 .— №1 .— С. 49-55.
8. Ежкова, Н. Поликультурное образование дошкольников [Текст] / Н. Ежкова // До Трофимова, Е.Д. Музыкально-театральное творчество дошкольников / Е.Д. Трофимова // Детский сад от А до Я : журнал. — 2014 .— № 6 .— С. 71-77.
9. Емченко, С. А. Компьютерные средства обучения в индивидуальной работе с дошкольниками [Текст] / С.А. Емченко // Дошкольная педагогика : журнал. — 2014 .— № 9 .— С. 37-41.
10. Зверева, А. В. Влияние дидактических игр на развитие мышления детей подготовительной к школе группы [Текст] / А.В. Зверева // Аспирант и соискатель : журнал Шлат, Н.Ю. О некоторых аспектах психологопедагогического сопровождения познавательного развития дошкольников / Н.Ю. Шлат, А.О. Орлов // Детский сад от А до Я : журнал. — 2014 .— № 5 .— С. 61-66.
11. Иванова, Е. С. Сущность и специфика профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий. Социально-экономические явления и процессы [Текст] / О. Иванова // Дошкольное воспитание : журнал. — 2015 .— № 11. - С. 177-181.
12. Иванова, О. Интерактивное дидактическое пособие как одно из средств формирования у дошкольников конструктивных умений [Текст] / О. Иванова // Дошкольное воспитание : журнал. — 2014 .— № 12 .— С. 76-81
13. Ильяшенко, М. В. Использование методов воспитания культуры речевого общения в регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.В. Ильяшенко // Детский сад от А до Я : журнал. — 2014 .— №6. .— С. 65-70.
14. Кабушко, А. Ю. Значение художественного слова в социальном развитии ребёнка дошкольного возраста [Текст] / А.Ю. Кабушко, Г.Н. Соломатина // Начальная школа плюс до и после : журнал . — 2014 .— №5. - С. 53-56.
15. Климова, Л. Е. Воспитание нравственных качеств дошкольников через формирование положительного отношения к окружающему миру средствами устного народного творчества [Текст] / Л.Е. Климова // Педагогические науки : журнал. — 2014 .— №4 .— С. 15-17...