ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО
ВОЗРАСТА 7
1.1. Самообслуживание, как составляющая часть трудового
воспитания в дошкольном детстве 7
1.2. Возрастные особенности самообслуживания детей раннего
возраста 25
1.3. Организация в образовательном процессе ДОУ условий,
способствующих формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста 31
1.3.1. Использование игровых приёмов в формировании навыков
самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста 37
1.3.2. Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей
раннего возраста навыков самообслуживания 48
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО
ВОЗРАСТА 59
2.1. Методика диагностики уровня сформированности навыков
самообслуживания у детей раннего возраста 59
2.2. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей
младшего дошкольного возраста 69
2.3. Оценка сформированности культурно-гигиенических
навыков 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 95
Проблема формирования навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста является актуальной на протяжении десятилетий. Вопросами гигиены детей передовые ученые и врачи России стали заниматься с начала создания сети дошкольных учреждений, с целью научного обоснования вопросов, связанных с воспитанием детей. Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина, Н.М. Щелованов определили, что навыки самообслуживания, привитые в раннем возрасте, напрямую связаны со здоровьем человека.
Задачи, связанные с охраной и укреплением здоровья детей, начиная с раннего возраста, занимают ведущее место в «Концепции дошкольного воспитания» и в ряде нормативно-правовых документов таких как Закон РФ «Об образовании» [22, с. 51]. Ранний возраст сензитивный период для формирования навыков самообслуживания, т. к. ведущей в раннем возрасте является предметная деятельность, возникает потребность в самостоятельности, независимости от взрослых, все это выражается в доступном для детей раннего возраста виде труда - труде по самообслуживанию по мнению Л.И. Божовича, Д.Б. Эльконина, направленном на обслуживание ребенком самого себя. По мнению Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина навыки, приобретенные в труде по самообслуживанию, являются одним из показателей нервно-психического развития детей третьего года жизни. Несмотря на длительность изучения поднятой нами проблемы, практика работы ДОУ показывает, что подавляющее большинство детей имеют низкий уровень навыков обслуживания себя, не знают последовательность осуществления бытовых процессов.
Воспитание навыков самообслуживания начинается в раннем возрасте, когда ребенок проявляет особое стремление делать все сам. Овладение навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важнейшим шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, окружающем мире, сенсорном восприятии, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
При обычном варианте развития ребенок после года жизни, уже может осуществлять отдельные действия, направленные на себя: надеть шорты и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
«Как ни важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими ещё не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всём и требуя от ребёнка выполнения определённых правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне и т.п.» Данной проблемой занимались: К.Д. Ушинский; Джон Локк; Г.И. Песталоцци; Л.Н. Толстой; Н.К. Крупская; Е.Т. Шацкий; П.П. Блонский; В.А. Сухомлинский; Д.Б. Эльконин; Л.С. Выготский.
В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья дошкольника, формирования у них ценностей здоровья и здорового образа жизни, в том числе формирование навыков самообслуживания.
На современном этапе складывается тенденция в семьях замещать действие ребенка по самообслуживанию одним из родителей или другими членами семьи. Подходя к возрасту, когда можно посещать детский сад проступает негативность малыша к самообслуживанию без помощи родителей или взрослых людей.
С первых дней пребывания детей в детском саду мы организуем их процесс самообслуживания. Так как ведущим видом деятельности детей является игра, наша задача именно через игру и игровые приёмы научить детей самообслуживанию себя, это и показывает актуальность данной темы. Исходя из выше изложенного, мы можем наблюдать противоречие: не все всегда знают, как эти навыки формировать.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность методов формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Объект: процесс формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Предмет: методы обучения детей раннего возраста приемам самообслуживания.
Гипотеза исследования: формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста будет эффективным, если:
- произведен отбор содержания знаний и умений по самообслуживанию, необходимых для ознакомления и овладения ими детьми раннего возраста;
• педагог использует совокупность педагогических (рассказ, показ действий, упражнение, помощь друг другу, дидактическая игра, соревнование) и психологических методов (поощрение, рефлексия, само - и взаимооценка действий);
• обучение всем навыкам самообслуживания (умыванию, приему пищи, одеванию-раздеванию) происходит в одной логике:
а) знание о предметах, необходимых в каждом процессе;
б) знание о последовательности действий при самообслуживании;
в) знание о способах обращения за помощью к взрослому или сверстникам;
г) знание о качестве выполнения действий самообслуживания.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
2. Подобрать диагностические методики для оценки сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
3. Определить методы, направленные на формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста, и апробировать их в работе с детьми.
4. Провести сравнительный анализ результатов диагностики навыков самообслуживания детей в начале и конце учебного года.
Для достижения цели исследования в работе использовались следующие методы:
• теоретический: анализ, общение;
• эмпирический: экспериментальный;
• приемы обработки данных: количественный и качественный анализ.
База исследования: Детский сад № 20, группа раннего возраста.
Сила является одним из основных и жизненно необходимых физических способностей человека, так как позволяет ему успешно осуществлять не только любую профессиональную деятельность, в том числе и связанную с защитой своего Отечества, но и решать многие бытовые проблемы [10].
В некоторых видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (жим лежа, толкание ядра и другие), в других помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.) [17].
Спортсмен проявляет силу, взаимодействуя с опорой, со спортивным снарядом, соперником или другим внешним объектом. Величина проявляемого усилия в значительной мере определяет рабочий эффект и результат движения. Сила тяги мышц вызывает перемещения звеньев тела и перемещение самого спортсмена в пространстве. Проявления силы чрезвычайно многообразны, поэтому в специальной литературе получил распространение термин "силовые способности", объединяющий все виды проявления силы [3].
Силовая подготовка необходима всем спортсменам так как от неё зависит достижение спортивных результатов. Вот почему так важен процесс развития данной физической способности.
Анализ научно-методической литературы и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
1. Юношеский возраст 17-18 лет является благоприятным для развития силовых способностей у школьников, занимающихся жимом лежа.
2. Были разработаны комплексы специально-подготовительных
упражнений, которые позволили повысить уровень развития силовых способностей у юношей экспериментальной группы.
Так, в тесте «жим лежа» прирост составил 26%;
• в тесте «сгибание и разгибание рук в висе на перекладине» результат повысился на 48,7%;
• в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» юноши улучшили результат на 45%;
• в тесте «тяга гантели одной рукой» прирост результата составил 58,6%.
3. Обобщая результаты исследования, можно сказать, что экспериментальный комплекс упражнений для развития силовых способностей у юношей 17-18 лет, занимающихся жимом лежа, эффективен и его целесообразно использовать дополнительно к программе ДЮСШ.
Постепенно повышая требования к ребенку, нужно проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть, какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что надо продолжать закреплять дома.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты исследовательской работы, проведённой на базе ДОУ.
Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков в процессе работы. При прочих равных условиях на начальном этапе исследования уровень сформированности детей был приблизительно одинаков. Анализ результатов до и после - свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Один ребенок достиг высокого уровня, также возросли показатели среднего уровня.
В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.
Исходя из анализа исследовательской работы, можно прийти к выводу, что гипотеза о том, овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков, подтвердилась.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей - первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки - это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.
1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. - М. : Просвещение, 1981.-224 с.
2. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья [Текст] / Е.П. Арнаутова. - М. : Карапуз, 2002. -264 с.
3. Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 [Текст] / Е.М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова. - М. : Просвещение, 2011. -144 с.
4. Бениаминов, М.В. Воспитание детей [Текст] / М.В. Бениаминов. - М. : Медицина, 1985. -281 с.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986. -422 с.
6. Богина, Т.Л. Режим дня: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова - М. : Просвещение, 1987. -95 с.
7. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова - М. : 2011. -233 с.
8. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Прогресс, 1968. -175 с.
9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] - М.: Просвещение, 2011. -160 с.
10. Буре, Р.С., Загик, Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде [Текст] - 3-е изд., испр., доп.- М. : 1983. - 215 с.
11. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства/ Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду [Текст] - М. : Просвещение, 1987. - 253 с.
12. Веракса, Н.Е. / Программа От рождения до школы [Текст] - М: Мозайка-Синтез 2014. - 382 с.
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] - СПб: СОЮЗ, 1999. - 366 с.
14. Гербова, В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / В.В.Гербова, Р.Г.Казакова, И.М.Кононова и др.; Под ред. Г.М.Ляминой. - М.: Просвещение, 1999. -126 с.
15. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду/ Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / [Текст] Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998. -195 с...