ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие совместной деятельности в психологии и
педагогике 6
1.2. Психологические особенности совместной деятельности у
детей дошкольного возраста 20
1.3. Педагогические условия формирования совместной
деятельности со сверстниками у детей дошкольного возраста 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Педагогическая диагностика совместной деятельности у детей
старшего дошкольного возраста 36
2.2. Педагогические приёмы формирование совместной
деятельности со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Тема работы актуальна, так как совместная деятельность является необходимым условием социализации человека, средством и фактором его общего психического и личностного развития. По мнению ряда исследователей именно совместная деятельность на данном возрастном этапе развития личности составляет значительную часть содержания жизни ребёнка в социальной среде. А так же является источником познания, переживаний, социальной практики, средством самопознания и самопроявления растущей личности (Л.И. Божович, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина).
Эффективность совместной деятельности определяется множеством факторов и условий. Нужно отметить, что одним из них является коммуникативная культура, под которой В.В. Соколова понимает совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения.
Изучению общих и частных проблем совместной деятельности посвящены исследования И.А. Зимней. В них раскрываются сущность и функции общения, совместной деятельности, С.Л. Рубинштейна, исследующего в единстве общение и речь.
В целом Л.И. Божович, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина, В.В. Соколова рассматривают совместную деятельность в качестве доминантных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и учением; определяют их в качестве эффективного средства социализации, развития и образования ребёнка; связывают с феноменом коммуникативной культуры общества и личности. Таким образом, в психолого-педагогических исследованиях представлены различные аспекты проблемы совместной деятельности детей дошкольного возраста: специфика освоения детьми отдельных компонентов совместной деятельности, некоторые подходы к педагогическому сопровождению процесса развития совместной деятельности ребёнка на этапе дошкольного детства.
Обращение к прикладным вопросам развития совместной деятельности детей актуализируется требованиями ФГОС ДО. В этом документе выделена образовательная область, задачи и содержание которой связаны с
формированием у детей основ коммуникации и опыта совместной
деятельности.
Проблема исследования в том, что в то же время, в современной практике ДОУ решение задач организации совместной деятельности детей осуществляется преимущественно изолированно друг от друга, чаще его педагогическая работа в этом направлении проводится бессистемно. Это неизбежно приводит к снижению потенциала совместной деятельности в обогащении детской практики общения, умений применения знаний об общении и его способах в процессе решения детьми задач разных видов деятельности.
Объект исследования - формирование совместной деятельности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические приёмы формирования совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретическое обоснование и проверка на практике педагогических приёмов формирования совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач исследования:
1. Дать понятие совместной деятельности в психологии и педагогике.
2. Описать психологические особенности совместной деятельности у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть педагогические условия формирования совместной деятельности со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
4. Реализовать педагогические приёмы формирования совместной деятельности со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести педагогическую диагностику совместной деятельности у детей дошкольного возраста.
4. Проанализировать организацию сотрудничества воспитанников в непосредственной образовательной деятельности в ДОО.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального автономного образовательного дошкольного учреждения детский сад № 48, г. Первоуральск, Свердловская область. В нем приняло участие 24 дошкольника в возрасте 5 лет; из них 8 мальчиков и 15 девочек.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психологической, педагогической и методической литературы),
эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос).
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Совместная деятельность в социальной психологии рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в неё индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено её внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствуют о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, и о взаимодействии индивидуально - и социально-нормативных условий совместного процесса.
Так же, необходимо отметить, что объединяя детей старшего дошкольного возраста в ситуации совместной деятельности, возникает самая оптимальная зона реализации всех возможностей развития ребёнка, содержащихся в сотрудничестве детей между собой.
Результаты первичной диагностики, проведенной в ДОУ №48 по методике Е.Е. Кравцовой «Лабиринты», свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности совместной деятельности старших дошкольников со сверстниками. У воспитанников преобладает средний уровень сформированности представлений о понятии «совместная деятельность со сверстниками», взаимодействие зачастую носит ситуативный и импульсивно - непосредственный характер, дети испытывают проблемы в поисках общего способа решения задачи. В то же время дети способны воспринимать ситуацию задачи в целом и устанавливать определённые отношения с партнером, которые сохраняются на протяжении всей ситуации совместной деятельности.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки программы педагогических приёмов формирования совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в условиях дошкольной образовательной организации.
Практика формирования совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста со сверстниками дошкольников включала три этапа.
Первый этап был назван ориентировочным, подводящим к совместной деятельности. Его целью являлось установление эмоциональноположительного отношения и интереса дошкольников к взаимодействию со сверстниками, развитие у детей отдельных умений, необходимых для осуществления сотрудничества в совместной деятельности.
Целью второго этапа было практическое освоение дошкольниками основных приёмов совместной деятельности по принципу постепенного усложнения.
Целью работы на третьем этапе было развитие способности дошкольников самостоятельно отбирать модель совместной деятельности для совместного решения образовательной задачи. Дошкольникам была предоставлена возможность применить приобретенные умения совместной деятельности.
В условиях ДОО формирование совместной деятельности со сверстниками детей старшего дошкольного возраста происходит с использованием следующих педагогических приёмов: упражнения на совместное взаимодействие (в парах, тройках, малых группах); ролевые игры; обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций. А так же:
• демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение;
• переключение внимания ребёнка со взрослого на сверстника;
• создание ситуации недостатка материала;
• создание ситуации выбора: задания, способа, материала, партнёра;
- выработка правил взаимодействия и фиксация их с помощью условных обозначений.
По завершению исследования была проведена повторная диагностика по аналогичным методикам. Её результаты показали, что все воспитанники перешли на средний и высокий уровень сформированности совместной деятельности со сверстниками, исчез низкий уровень.
В группе стал преобладать тип положительного, согласованного взаимодействия в совместной деятельности, отношение к совместной деятельности стало более осознанным. Интерес к сверстникам у дошкольников стал выражен более ярко, произошли значительные изменения в представлениях дошкольников о способах совместной деятельности.
Для большинства детей было характерно возникновение и партнерства в ситуации общей задачи, способность к совместному планированию и предвосхищению результатов действий не только своих, но и партнёра, активное сопереживание партнёру по совместной деятельности. Без сомнений и споров дети объединялись в заданные по количеству участников микро группы (по 2 человека), составы которых сохранялись до момента достижения результата совместной деятельности. Дошкольники принимали цель совместной деятельности и последовательно реализовали её в распределенных по согласованию действиях.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута.
1. Арнольдов, А. И. Культура: человек и картина мира [Текст] / А. И. Арнольдов. М.: АРКТИ, 2017. - 355 с.
2. Арушанова, А. Г. и др. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 5-6 лет [Текст]: Методическое пособие / А. Г. Арушанова, - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - 112 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Аспект- Пресс, 2015. - 368 с.
4. Антонова, Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т. Антонова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №10. - С. 88-110.
5. Бабаева, Т. И. Общение ребёнка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников [Текст] / Т. И. Бабаева // Детский сад. - 2018. - № 1. - С. 74-85.
6. Березина, Т. А. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Березина. - СПб: РГПУ им А.И. Герцена, 2008. С.54-77.
7. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст]: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений / С. С. Бычкова. — М.: АРКТИ, 2017. — 96 с.
8. Бодалёв, А. А. Психология личности [Текст] / А. А. Бодалев. - М.: Издательство МГУ, 2016. - 301 с.
9. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования [Текст] / Е. В, Бондаревская // Педагогика. - 2016. - № 4.- С.12 — 15.
10. Большая психологическая энциклопедия [Текст] / А. Б. Альмуханова. — М.: Эксмо, 2017. - 542 с.
11. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо, 2017. - 211 с.
12. Галигузова, Л. Н. Ступени общения [Текст] / Л. Н. Галигузова, - М., 2015. - 258 с.
13. Донцов, А. И. Разработка критериев анализа совместной деятельности [Текст] / А. И. Донцов. - М., 2016. - 256 с.
14. Детская психодиагностика. Практические занятия [Текст] / сост. Ю. В. Филиппова. - Ярославль, 2017. - 118 с.
15. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. Дубина // Дошкольное воспитание. -2015.- № 10. - С. 26-36...