Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №97106

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы сенсорного воспитания в дошкольном детстве 6
1.1. Сущность понятия сенсорного
воспитания 6
1.2. Особенности формирования сенсорных эталонов в дошкольном детстве 18
1.3 Предметно-развивающая среда ДОО, способствующая
сенсорному развитию детей 33
ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по сенсорному воспитанию детей раннего возраста 56
2.1. Диагностика показателей сенсорного воспитания детей
младшего дошкольного возраста 56
2.2. Организация развивающей предметно-пространственной
среды в ДОО, направленной на сенсорное воспитание детей раннего возраста 61
2.3. Результаты итоговой диагностики показателей сенсорного
воспитания детей младшего дошкольного возраста 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88

Дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира. Когда малыш первый раз встает на ноги, он начинает познавать мир, делать открытия. Ребенок знакомиться с предметами, которые его окружают на улице, в комнате. Действуя с разнообразными предметами, изучая и рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, познает их свойства качества. Важным компонентом воспитания и обучения раннего возраста является развитие интеллектуальных и сенсорных способностей.
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания всего мира. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную важную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем мире может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию формы, величины и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить правильно, воспринимать предметы, выделять основные свойства и признаки. Многочисленные исследования психологии и педагогики показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, нецеленаправленный и фрагментарный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (величина, форма, цвет, характеристика звуков, запахов, структура поверхности). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных методов и средств сенсорного воспитания в детском саду.
Актуальность проблемы заключается в том, что, несмотря на то, что сенсорному развитию детей уделили важное место в своих исследованиях такие педагоги как Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, А.П. Усова и многие другие, на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития детей раннего возраста через развивающую предметно- пространственную среду.
Объект исследования: процесс сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Предмет исследования: организация развивающей предметно- пространственной среды, способствующей сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: проектирование развивающей предметно­
пространственной среды, способствующей сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предположили, что сенсорное воспитание детей младшего возраста будет происходить более успешно, если:
1) включать в педагогический процесс сенсорные дидактические игры, направленные на формирование сенсорных эталонов;
2) обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе разнообразными пособиями, стимулирующими самостоятельное применение полученных сенсорных представлений;
3) сенсорный опыт ребенка обогащается во всех видах детской
деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой,
коммуникативной, игровой, изобразительной, конструировании;
4) привлечение родителей воспитанников к процессу сенсорного воспитания детей.
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы сенсорного воспитания детей в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать диагностические методики и провести диагностику сформированности сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать проект развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сенсорному воспитанию детей.
Теоретическую основу исследования составили труды А.В. Запорожец, Т.А. Куликова, Л.А. Венгер, Н.М. Щелованов, Б.Г. Ананьев, И.М. Сеченов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова и другие, в области сенсорного воспитания, а также исследования Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.В. Давыдов, И.А. Колесниковой, В.А. Сухомлинский, С.Л. Новоселовой, посвященные организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.
Методы исследования:
• теоретические: изучение, анализ и обобщение психолого­-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, сравнение, планирование;
• эмпирические: изучение педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений, педагогическое наблюдение, определение уровня сенсорного воспитания, оценка эффективности педагогической деятельности.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения № 3 г. Верхняя Пышма.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты развивающей предметно-пространственной среды ДОО как условие сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. В процессе нашей работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по сенсорному развитию детей младшего возраста.
Многие психологи и педагоги занимались проблемой сенсорного развития детей и придавали ей большое значение.
В истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева, современная отечественная система). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. Изучая литературу по сенсорному развитию детей младшего возраста, мы понимаем, что сенсорное развитие - это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Мы выявили эффективные организационно-педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста. Мы считаем, что сенсорное развитие детей будет более эффективным, если реализовать следующие педагогические условия:
• подобрать ряд дидактических игр, соответствующих по цели сенсорному развитию детей младшего возраста, с постепенным переходом от простого к сложному;
• обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОО различными пособиями, стимулирующими самостоятельное применение полученных сенсорных представлений;
• повысить компетентность педагогов в области сенсорного развития детей.
Нами были обоснованы критерии сенсорного развития детей, развивающей предметно-пространственной среды, компетентности
педагогов в области сенсорного развития. Мы подобрали диагностику по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего возраста (диагностические задания Н.И. Озерцкого, М.О. Гуревича).
Так же, вторая глава нашего исследования была направлена на проверку выдвинутых нами организационно-педагогических условий. Результаты опытно-экспериментальной работы показали положительную динамику. Значит гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель достигнута.


1. Абузяров, Л. А. Предметно - развивающая среда ДОУ. Ребенок в детском саду [Текст] / Л. А. Абузяров. - М.: 2009. - №6.
2. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко - М.: 2004. - 313 с.
3. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е. А. Аркин- М., 2006. - 177 с.
4. Артаманова О. В. Предметно - пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. В. Артаманова - М.: Дошкольное воспитание,
2005. - 4 с.
5. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Т. М. Бабунова - М.: ТЦ «Сфера», 2007. - С. 107-117.
6. Береснева З. И. Организация образовательного пространства и развивающей среды ДОУ [Текст] / З. И. Береснева. - М.: Управление ДОУ,
2006. - № 2. - С. 60-70.
7. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М.: Просвещение, 2005. - 218 с.
8. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников [Текст] / С. М. Вайнерман, А. С.Большов, Ю. Р.Силкин. - М.: Владос, 2001. - 113 с.
9. Валлон А. М. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. М. Валлон. - М.: Просвещение, 2007. - 303 с.
10. Венгер Л. А. Воспитание сенсомоторной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
11. Венгер Л. А. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. П. Усова. - М.: Академия педагогических наук, 1963. - 39 с.
12. Веракса Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] : пособие для педагогов в дошкольных учреждениях / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса; под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозайка-Синтез, 2008. - 80с.
13. Волчаникова Л. Д. Задание предметно-развивающей среды для реализации Образовательной системы «Школа 2100» в ДОУ [Текст] / Л. Д. Волчаникова, И. В. Макарова, М. Н. Терещук. - М.: Начальная школа плюс До и После, 2004. - № 2. - С.74-77.
14. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст] / В. Я. Воронова. - М.: Просвещение, 2004. - 190 с.
15. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Вопросы психологии, 2006. - 157 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ