АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ 6
1.1. Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее
проявления 6
1.2. Особенности протекания адаптационного периода у детей первой
младшей группы 17
1.3. Создание условий в группе ДОУ для успешной адаптации
детей 35
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО
ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ 43
2.1. Диагностика адаптации детей к ДОУ на начало учебного года.. 43
2.2. Проект деятельности педагога по организации адаптационного
периода в первой младшей группе МДОУ «Криулинский детский сад № 3» МО Красноуфимский округ 51
2.3. Анализ результатов исследования 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ 6
1.1. Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее
проявления 6
1.2. Особенности протекания адаптационного периода у детей первой
младшей группы 17
1.3. Создание условий в группе ДОУ для успешной адаптации
детей 35
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО
ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ 43
2.1. Диагностика адаптации детей к ДОУ на начало учебного года.. 43
2.2. Проект деятельности педагога по организации адаптационного
периода в первой младшей группе МДОУ «Криулинский детский сад № 3» МО Красноуфимский округ 51
2.3. Анализ результатов исследования 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как низкая сопротивляемость организма к заболеваниям и его повышенная ранимость. Каждое заболевание, перенесенное ребенком, сказывается на его общем развитии, поэтому в период адаптации к детскому саду важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду.
Поступление ребенка в детский сад - это очень ответственный и сложный период в жизни ребенка и его родителей. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). Как правило, это вызывает у взрослых серьезную тревогу. В семье ребенок привыкает к определенному режиму, к способу укладывания, кормления, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями и привязанность к ним. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, защиту, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Значимость проблемы связывается с новыми потребностями дошкольного образования по организации ранней адаптации детей к ДОУ. В этот период важно создать для малыша положительный эмоциональный климат, при этом используя психофизические средства воздействия. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей - основная причина возникающего стресса.
Недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми раннего возраста в период адаптации их к условиям детского сада обусловили актуальность темы исследования: «Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - разработать и внедрить в педагогический процесс проект деятельности педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к ДОУ.
Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Предмет исследования - деятельность педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к ДОУ .
Гипотеза исследования: процесс адаптации ребенка и ДОУ будет успешным, если:
1. Адаптационный период включает игры и упражнения, позволяющие детям взаимодействовать со сверстниками и педагогом, свободно выражать свои чувства и испытывать положительные эмоции от деятельности;
2. Осуществляется грамотная организация сотрудничества ДОУ с семьей (совместное пребывание ребенка в группе с родителем, беседы с родителями о сложности адаптационного периода и признаках легкой и тяжелой адаптации).
3. В процессе взаимодействия с ребенком педагог будет ориентироваться на его индивидуальные психические (характер, способности, интересы, настроение) и физиологические особенности (состояние здоровья).
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогических исследований по теме
ВКР.
2. Определить показатели адаптации ребенка к условиям ДОУ, подобрать диагностические методики и провести диагностику.
3. Сформулировать и обосновать условия успешной адаптации ребенка к ДОУ, а так же разработать проект деятельности педагога по их реализации.
4. Реализовать проект организации адаптационного периода детей к ДОУ и снова провести диагностику адаптации детей к ДОУ.
Теоретическую основу исследования составили:
Исследования в области психологии детей раннего возраста (А.А. Венгер, М.М. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и другие).
Исследования по проблемам адаптации детей к ДОУ (А.А. Алебастрова, Н.Д. Ватутина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт- Кольмер, И.И. Чернецкая) [16, 18, 74, 77];
Методические разработки по организации адаптационного периода (Е.П. Арнаутова, Г.Б. Монина, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко, Н.В. Соколовская) [7, 53, 54].
Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, которые представляют практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей раннего возраста.
База исследования. Исследование было организовано на базе младшей группы МДОУ «Криулинский детский сад № 3» МО Красноуфимский округ. В исследовании принимали участие 8 детей младшего дошкольного возраста (2 - 3 года) из них 3 девочки и 5 мальчиков. Все дети посещают ДОО с начала учебного года.
Поступление ребенка в детский сад - это очень ответственный и сложный период в жизни ребенка и его родителей. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). Как правило, это вызывает у взрослых серьезную тревогу. В семье ребенок привыкает к определенному режиму, к способу укладывания, кормления, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями и привязанность к ним. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, защиту, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Значимость проблемы связывается с новыми потребностями дошкольного образования по организации ранней адаптации детей к ДОУ. В этот период важно создать для малыша положительный эмоциональный климат, при этом используя психофизические средства воздействия. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей - основная причина возникающего стресса.
Недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми раннего возраста в период адаптации их к условиям детского сада обусловили актуальность темы исследования: «Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации».
Цель исследования - разработать и внедрить в педагогический процесс проект деятельности педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к ДОУ.
Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Предмет исследования - деятельность педагога по организации адаптационного периода детей раннего возраста к ДОУ .
Гипотеза исследования: процесс адаптации ребенка и ДОУ будет успешным, если:
1. Адаптационный период включает игры и упражнения, позволяющие детям взаимодействовать со сверстниками и педагогом, свободно выражать свои чувства и испытывать положительные эмоции от деятельности;
2. Осуществляется грамотная организация сотрудничества ДОУ с семьей (совместное пребывание ребенка в группе с родителем, беседы с родителями о сложности адаптационного периода и признаках легкой и тяжелой адаптации).
3. В процессе взаимодействия с ребенком педагог будет ориентироваться на его индивидуальные психические (характер, способности, интересы, настроение) и физиологические особенности (состояние здоровья).
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогических исследований по теме
ВКР.
2. Определить показатели адаптации ребенка к условиям ДОУ, подобрать диагностические методики и провести диагностику.
3. Сформулировать и обосновать условия успешной адаптации ребенка к ДОУ, а так же разработать проект деятельности педагога по их реализации.
4. Реализовать проект организации адаптационного периода детей к ДОУ и снова провести диагностику адаптации детей к ДОУ.
Теоретическую основу исследования составили:
Исследования в области психологии детей раннего возраста (А.А. Венгер, М.М. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и другие).
Исследования по проблемам адаптации детей к ДОУ (А.А. Алебастрова, Н.Д. Ватутина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт- Кольмер, И.И. Чернецкая) [16, 18, 74, 77];
Методические разработки по организации адаптационного периода (Е.П. Арнаутова, Г.Б. Монина, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко, Н.В. Соколовская) [7, 53, 54].
Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, которые представляют практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей раннего возраста.
База исследования. Исследование было организовано на базе младшей группы МДОУ «Криулинский детский сад № 3» МО Красноуфимский округ. В исследовании принимали участие 8 детей младшего дошкольного возраста (2 - 3 года) из них 3 девочки и 5 мальчиков. Все дети посещают ДОО с начала учебного года.
Поступление в дошкольное учреждение меняет практически все аспекты жизни малыша. Попав в новую для себя среду, ребёнок со временем и без помощи приспосабливается к факторам окружающей среды. Однако, процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ будет завершен успешнее и быстрее только при тесном, планомерном сотрудничестве, объединении усилий педагогов и родителей.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
В процессе исследования, мы решили ряд задач:
1. Провели анализ психолого-педагогических исследований по данной теме.
2. Определили показатели адаптации ребенка к условиям ДОУ, а также подобрали диагностические методики для их оценки. Провели диагностику детей.
3. Сформулировали и обосновать педагогические условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ, а также разработали содержание деятельности педагога ДОУ по их реализации.
И подтвердили следующую гипотезу: процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ будет успешным, если:
1 - адаптационный период включает игры и упражнения, которые
позволяют детям взаимодействовать со сверстниками и педагогом, свободно выражать возникающие чувства и испытывать положительные эмоции от деятельности;
2 - осуществляется грамотная организация сотрудничества ДОУ с семьёй (совместное пребывание ребенка в группе с родителем, беседы с родителями о сложности адаптационного периода и признаках легкой и тяжелой адаптации);
3 - в процессе взаимодействия с ребенком педагог будет ориентироваться на его индивидуальные психические (характер, способности, интересы, настроение) и физиологические особенности (состояние здоровья).
Работа по организации условий для пребывания ребёнка в ДОУ в период адаптации способствовало более легкому привыканию детей раннего возраста. Доказательством служат результаты повторной диагностики и сравнительный анализ результатов двух диагностик.
Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
В процессе исследования, мы решили ряд задач:
1. Провели анализ психолого-педагогических исследований по данной теме.
2. Определили показатели адаптации ребенка к условиям ДОУ, а также подобрали диагностические методики для их оценки. Провели диагностику детей.
3. Сформулировали и обосновать педагогические условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ, а также разработали содержание деятельности педагога ДОУ по их реализации.
И подтвердили следующую гипотезу: процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ будет успешным, если:
1 - адаптационный период включает игры и упражнения, которые
позволяют детям взаимодействовать со сверстниками и педагогом, свободно выражать возникающие чувства и испытывать положительные эмоции от деятельности;
2 - осуществляется грамотная организация сотрудничества ДОУ с семьёй (совместное пребывание ребенка в группе с родителем, беседы с родителями о сложности адаптационного периода и признаках легкой и тяжелой адаптации);
3 - в процессе взаимодействия с ребенком педагог будет ориентироваться на его индивидуальные психические (характер, способности, интересы, настроение) и физиологические особенности (состояние здоровья).
Работа по организации условий для пребывания ребёнка в ДОУ в период адаптации способствовало более легкому привыканию детей раннего возраста. Доказательством служат результаты повторной диагностики и сравнительный анализ результатов двух диагностик.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ
КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ, С УЧЕТОМ ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Организация взаимодействия педагогов с родителями
в период адаптации детей раннего возраста
в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к
дошкольной образовательной организации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022





