Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия обучения дошкольников счетной деятельности

Работа №97100

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЧЕТУ И СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Теоретические аспекты обучения счету и счетной деятельности детей
дошкольного возраста 6
1.2. Психологические особенности обучения счету детей дошкольного
возраста 11
1.3. Условия обучению счету и счетной деятельности детей дошкольного
возраста 20
1.4. Анализ содержания обучения счету детей дошкольного возраста в
разделе по формированию математических представлений
образовательных программ дошкольного образования 27
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЧЕТУ И СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Изучение начального уровня сформированности счетной деятельности
у старших дошкольников 35
2.2. Реализация и проверка эффективности условий обучения счету и
счетной деятельности детей старшего дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

Дошкольная педагогика обеспечивает содействие общему развитию ребенка дошкольного возраста, как личности и индивидуальности. Поэтому, образовательный процесс в детских дошкольных организациях должен быть направлен на разностороннее развитие детей младшего возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, путем применения различных образовательных моделей и форм.
Современная ситуация в дошкольном образовании характеризуется интенсивным ростом объема знаний, необходимых ребенку для последующего успешного перехода в начальную школу, в том числе речь идет об обучении математики в рамках дошкольной образовательной организации (ДОО). Одним из направлений математического развития детей в ДОО является формирование у них математических представлений.
Без знания счета и овладения счетной деятельности невозможно сформировать математические представления, исследовать окружающий мир и подготовить ребенка к изучению математики в школе.
Изучением различных аспектов формирования счетной деятельности детей дошкольного возраста в разное время занимались такие педагоги, как Ф.И. Блехер, Л.В. Глаголева, Я.А. Коменский, А.М. Леушина, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Ф.В. Фребель и другие. Исследователям удалось обосновать, то что счетная деятельность обладает непростую психофизиологическую и психологическую структуру, обеспечивающуюся совместной работой разных анализаторных систем (оптической, пространственной, сомато- пространственной, речедвигательной и другой), представляющих собою многофункциональную концепцию, которая является базой развития и реализации функции счета.
Все выше сказанное обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Условия обучения дошкольников счетной деятельности».
Цель исследования: выделить условия эффективного обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты обучения счету и счетной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Выделить психологические особенности обучения счету детей дошкольного возраста.
3. Выделить этапы обучения счету детей дошкольного возраста.
4. Определить возможности формирования счетной деятельности и обучение счету детей дошкольного возраста посредством игр.
5. Разработать и подобрать игры, способствующие обучению счету детей дошкольного возраста.
6. Проверить эффективность выделенных условий обучения детей дошкольного возраста счетной деятельности.
Теоретической основой исследования явились: научно-методическая и педагогическая литература, в том числе работы таких ученых, как З.А. Анипченко, Э.И. Беланова, А.В. Белошистая, Е.А. Богданова, С.И. Волкова, А.Д. Герасимова, М.А. Гончаловой, В.В. Данилова, Т.И. Ерофеева, В.В. Зайцев, Л.М. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, Е. Овчинникова, Т.В. Тарунтаева, М.М. Фидлер, Л.К. Чилингирова и др., Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты квалификационной работы можно использовать в практике дошкольной образовательной организации при обучении счетной деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития у них математических представлений.
Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, беседа с воспитателями и методистами ДОО, с детьми дошкольного возраста, наблюдение за непосредственно образовательной деятельностью дошкольников, действиями детей и взрослых в процессе самостоятельной деятельности, и в режимных моментах.
База исследования: Филиал МБОУ СОШ №21, Детский сад №43 «Красная шапочка» г. Серов.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования, методическим основам обучения детей дошкольного возраста счету и счетной деятельности, были выполнены поставленные задачи и достигнута цель.
А именно, изучение теоретических аспектов обучения счету детей дошкольного возраста позволило прийти к выводу о том, что счет, это математическая деятельность, основанная на поэлементном сравнении конечных множеств. Обучение счету, должно начинаться с практических действий с множествами, дробления их на отдельные элементы. Что касается счетной деятельности, то она представляет собой указание числительных по порядку и сопоставление их каждому элементу множества с выделением итогового числа.
В результате выделения психологических особенностей обучения счету детей дошкольного возраста, было установлено, что развитие счетной деятельности на разных возрастных этапах осуществляется согласно психологическим особенностям этих возрастных этапов.
Также было установлено, то что в игровой форме прививаются дошкольникам познания по формированию счета и счетной деятельности. Дошкольник, сам того не подозревая обучается количественному и порядковому счету, учится считать в возрастающем, и убывающем порядке, учиться распознавать цифры подряд, и вразбивку, учиться понимать предыдущее, и последующее числа.
Были выделены условия обучения детей дошкольного возраста счету и счетной деятельности.
1. Первым условием обучения счету и счетной деятельности детей дошкольного возраста, является использование в непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию.
2. Вторым условием обучения счету и счетной деятельности детей дошкольного возраста, будет учет возрастных и психолого-педагогических особенностей дошкольников, а именно при подборе дидактических игр необходимо, как было написано выше, учитывать поэтапность развития счетной деятельности детей дошкольного возраста.
3. Третьим условием обучения счету и счетной деятельности детей
дошкольного возраста, является использование счета и счетной деятельности в различных видах деятельности детей: трудовой, изобразительной, музыкальной, коммуникативной, при восприятии художественной литературы, фольклора и так далее.
4. Четвертое условие обучения счету и счетной деятельности детей дошкольного возраста, это насыщение предметно-пространственной, развивающей среды различными средствами, играми, пособиями, способствующими обучению дошкольников счету и счетной деятельности.
Анализ раздела обучения счету в образовательных программах по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста, позволил установить, что в работе, направленной на развития счетной деятельности у детей дошкольного возраста, недостаточно внимание уделяется играм, а точнее потенциалу игры для развития счетной деятельности.
В связи с этим, была проведена опытно-поисковая работа, направленная на изучение применения выделенных в исследовании условий обучения счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. По результатам опытно-поисковой работы, был сделан вывод, об эффективности применения выделенных в исследовании условий , как средства развития счетной деятельности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, выполнены, цель достигнута.



1. Анипченко, З.А. Формирование элементарных математический представлений у дошкольников [Текст] / З.А. Анипченко. - М.: ИНФРА- М, 2014. - 235 с.
2. Беланова, Э.И. Развитие счетных навыков у дошкольников [Текст] / Э.И. Беланова. - М.: Астрель; Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 319 с.
3. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения [Текст] / Ф.Н. Блехер. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.
4. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 400 с.
5. Белошистая, А.В. К вопросу о развитии счетных навыков у дошкольников. [Текст] /А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2010. - №4. - С. 8-12.
6. Белошистая, А.В. О диагностике математического развития [Текст] /А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3. - С. 11.
7. Бобынин, В.В. Математика древних египтян [Текст] / В.В. Бобынин. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». - 2012. - 208 с.
8. Богданова, Е.А. Формирование счетной деятельности у дошкольников [Текст] / Е.А. Богданова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №10. - С. 21-26.
9. Волкова, С.И. Математика для дошкольников [Текст] /С.И. Волкова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №9-10. - С. 22-31.
10. Волкова, С.И. Изучение курса «Математика» в ДОУ [Текст] / С.И. Волкова //Дошкольное воспитание. - 2010. - №9. - С. 18-24.
11. Выготский, М.Я. Арифметика и алгебра в древнем мире [Текст] / М.Я. Выготский. - М.: «Наука», 2000. - 96 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учеб. для вузов [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика: «Пресс», 2009. - 536 с.
13. Герасимова, А.Д. Формирование счетных навыков у дошкольников [Текст] / А.Д. Герасимова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №2. - С. 13-16.
14. Гончарова, М.А. Развитие у детей математических представлений воображения и мышления [Текст] /М.А. Гончарова. - М.: Антал, 2012. - 146 с.
15. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях [Текст] / В.В. Данилова. - М.: «ИНФРА», 2004. - 154 с.
16. Дьяченко, У.В. Основные направления работы по программе «Развитие» [Текст] / У.В. Дьяченко // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 2. - С. 4-9.
17. Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику: метод: учебное пособие для воспитателей [Текст] / Т.И. Ерофеева. - М.: Астрель; Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 319 с.
18. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников [Текст] /Т.И. Ерофеева. - М.: Логос, 2009. - 223 с.
19. Зайцев, В.В. Математика для дошкольников [Текст] / В.В. Зайцев. - Волгоград: Учитель, 2014. - 54 с.
20. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А. Коменский; под ред. В.В. Давыдова - М.: Учпедиз, 2007. - 51 с.
21. Костюк, Г.С. Избранные психологические труды [Текст] / Г.С. Костюк - М.: Педагогика, 1988. - 304 с.
22. Кочеткова, Г.Г. Развитие пространственного мышления старших дошкольников [Текст] / Г.Г. Кочеткова. // Дошкольное воспитание. - 2012. - №2. - С. 8-12.
23. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного
возраста [Текст] / А.Н. Леонтьева. - М.: Международный
Образовательный и Психологический Колледж, 2015. - 144 с.
24. Леушина, Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] /Л.М. Леушина. - М.: Наука и жизнь, 2009. - 368 с.
25. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] /Л.С. Метлина. - М.: Астрель; Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 319 с.
26. Менчинская, Н.А. Психология обучения арифметике [Текст] / Н.А. Менчинская. - АПН РСФСР 1955г. - М. стр. 164-182.
27. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. - СПб: «Детство-Пресс», 2008. - 384 с.
28. Монтессори, М. Метод научной педагогики [Текст] // М. Монтессори; под ред. Н.С. Займовский. - СПб.: Астрель, М. : АСТ, 2005. - 272 с.
29. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] /В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1995. - 272 с.
30. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст] Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 368 с.
31. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» [Текст] /В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 464 с.
32. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] /Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н. и др. - М.: «Просвещение», 2014. - 232 с.
33. Столяра, А.А. Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников [Текст] /А.А. Столяра. - М.:
Просвещение, 2012. - 330 с.
34. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А.Сухомлинский; под ред. В.В. Давыдова. - Киев: Радянська школа, 2004. - 288 с.
35. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2003. - 98 с.
36. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов/ Г.А. Урунтаева. - М.: Астрель; Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 319 с.
37. Ушинский, К.Д. О первоначальном обучении счету [Текст] / К.Д. Ушинский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Высш. шк., 2005. - 394 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. - [Электронный ресурс].-
/http://www.gdoy115.ru- (дата обращения: 22.09.2018)
39. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ - (дата
обращения: 26.08.2018)
40. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] /М. Фидлер; под ред. О.А. Павлович. - М.: Высш. шк. 2003. - 239 с.
41. Формирование математических способностей: пути и формы [Текст] // Ребенок в детском саду. 2001. - №1.
42. Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математики. [Текст] - М.: Наука. - 2007.
43. Черникова, Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. [Текст] М.: «ДОМ XXI век», 2007. 185 с.
44. Чень, Ч. Математическая логика и автоматическое доказательство теорем [Текст] / Ч. Чень, Р. Ли. - М.: 2013. - 867 c.
45. Чилингирова, Л.К. Играя, учимся математике [Текст] / Л.К. Чилингирова. - М.: Просвещение, 2013. - 189 с.
46. Чудакова, А. Выше - ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет [Текст] / А. Чудакова. - М.: ГНОМ и Д, 2011. - 496 с.
47. Шаталова, Е.В. Использование математических загадок в детском саду. [Текст] / Е.В. Шаталова. - Белгород, 1997. - 157 с.
48. Шилов, Г.Е. Математический анализ (конечномерные линейные пространства) [Текст] / Г.Е. Шилов. - М.: 2015. - 871 с.
49. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] / Е.И. Щербакова. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2015. - 392 с.
50. Эдельман, С.Л. Математическая логика [Текст] / С.Л. Эдельман. - М.: 2015. - 319 с.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия, 2017. — 384 с.
52. Яковенко, В.Д. Математика для дошкольников [Текст] /В.Д. Яковенко. - Ростов на /Д: Феникс, 2014. - 123 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ