Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Моделирование как средство формирования временных представлений у детей дошкольного возраста

Работа №97098

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
426
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ... 7
1.1 Сущность метода моделирования и особенности его использования в
процессе обучения детей дошкольного возраста 7
1.2 Анализ программ ДОУ по разделу «Временные представления» 12
1.3 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста .... 15
1.4 Особенности формирования временных представлений у детей
дошкольного возраста средствами графического моделирования 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИЕМАМ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 35
2.1 Выявление уровня сформированности временных представлений у
детей старшего дошкольного возраста 35
2.2 Практическая работа по формированию временных представлений у
детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 8


Концепцией по дошкольному образованию, а также ориентирами и требованиями к обновлению содержания дошкольного образования был очерчен ряд достаточно серьезных задач в плане познавательного развития детей дошкольного возраста, частью которого является математическое развитие, в том числе речь идет о формировании временных представлений.
Более того, современная ситуация в дошкольном образовании характеризуется интенсивным ростом объема знаний, необходимых ребенку для дальнейшего перехода в начальную школу. Обучение в начальной школе включает в себя направление каждого ребенка во временных представлениях окружающей действительности, так и обширную педагогическую практика детского сада, которая сожалению не всегда в необходимом объеме разрешает данную цель.
Главной причиной небольшой степени развития у детей дошкольного возраста временных представлений является недооценка существующих способов и приемов обучения. Это связано с тем, что развитие временных представлений в дошкольной образовательной организации реализуется традиционно с акцентом на способы, которые предоставляют полную возможность создания у ребенка определенных знания, умения и навыки, и недостаточно используются способы, которые оказывают влияние на становление у ребенка познавательных интересов и умений, логического мышления, которые основываются на представлениях о детской психологии.
Дошкольное детство характеризуется высокой обучаемостью. Дети, как губка, впитывают в себя огромный поток информации, несущейся повсеместно. Ребенок может как познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, что предусматривается в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и может усваивать сведения о единых связях, которые находятся в центре большого количества явлений природы, овладевать способами анализа и разрешения самых различных целей [10].
Время - это очень сложный объект познания. Направление во времени нужна ребенку как будущему члену общества. Навыки ориентации во времени позволяет ребенку являться в дальнейшем собранным, сообразительным, а также позволяет овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир. У ребенка очень слабо развито чувство времени, поэтому знакомство с единицами времени должно осуществляться в определенной системе и последовательности.
Дошкольный возраст является этапом, при котором у каждого ребенка присутствуют самые различные образные формы сознания, такие как: символы, знаки, схемы, а также разнообразные наглядные модели. Одним из более перспективных способов реализации умственного воспитания является моделирование.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку создать образ особого типа - схематизированный, отражающий не все, а наиболее существенные связи и свойства объектов. Такое моделирование может быть успешно использовано в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их способностей.
Научной разработкой метода наглядного моделирования занимались многие авторы, такие как Е.Л. Агаева, Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Р.И. Говорова, О.М. Дьяченко, Л.Е. Журова, А.А. Литвинюк, Н.И. Непомнящая, Н.С. Николаева, Л.И. Цеханская и другие. Их рекомендации не только успешно используются сегодня в практике работы с детьми дошкольного возраста, но и стимулируют исследовательскую деятельность педагогов и психологов дошкольных учреждений.
Изучения мнения детей о времени было проведено как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др.), так и в российской педагогике (А.А. Кроник, Е.А. Головаха, Т.Д. Рихтерман, Д.Г. Элькин, Л.С. Метлина и др.). Но данных исследований сегодня отмечается недостаточно, а существующие отличия в существующих подходах исследователей делают на много труднее формирование одного понимания действий развития у детей такого рода представлений [3].
При работе с детьми необходимо помнить, что дети старшего дошкольного возраста - будущие школьники. Время для них является регулятором их повседневной жизни и учебной деятельности, а также важным фактором для усвоения новых знаний, умений и навыков. Много трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых не развиты временные представления. Дети должны уметь работать в едином темпе и ритме, не опаздывать на уроки, своевременно готовить домашние задания.
Актуальность темы бесспорна, так как формированность временных представлений у дошкольников оказывать непосредственное влияние на воспитание самых различных качеств, среди которых основными являются организованность, собранность, целенаправленность. Данные качества выступают в качестве основных условий, которые нужны для подготовки детей к обучению в школе. Таким образом, темой квалификационной работы стало «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».
В работах Г.А. Репиной, Т.Д. Рихтермана, Р. Чудновой, Е.В. Шаталовой, Е. Щербаковой, О. Фунтиковой и других говорится о том, что главным способом осуществления умственного воспитания выступает моделирование, это связано с тем, что мышление ребенка дошкольного возраста имеет отличия своей предметной образностью.
Н.Л. Ефименко и Е.В. Шаталова отмечают, что способ моделирования открывает перед каждым педагогом большое количество дополнительных возможностей в умственном воспитании, а также в создании временных представлений.
Все вышесказанное объясняет актуальность выбора данной темы «Моделирование как средство формирования временных представлений у детей дошкольного возраста».
Объект исследования - формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование моделирования как средства формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности моделирования как эффективного средства формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1. Изучить сущность средства моделирования и особенности его использования в процессе обучения дошкольников.
2. Проанализировать вариативные программы по разделу «Временные представления».
3. Рассмотреть психологическую специфику детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить степень развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести практическую работу, направленную на формирование временных представлений посредством моделирования у детей старшего дошкольного возраста.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез и обобщение научной и методической литературы по теме исследования;
• практические: педагогический эксперимент, количественный и
качественный анализ полученных результатов.
База исследования: дошкольное образовательное учреждение мбдоу «детский сад» № 18, старшая группа, город Серов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования по теме «Приемы обучения моделированию детей дошкольного возраста в процессе формирования временных представлений» удалось выполнить поставленные задачи, а именно:
1. В результате изучения сущности метода моделирования и особенности его использования в процессе обучения дошкольников было установлено, что метод моделирования заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Моделирование используется для всестороннего развития детей, в том числе и для математического развития. Ребенок дошкольного возраста идет поэтапно при использовании моделей, начиная с первичных приемов моделирования на наглядно-действенном уровне и заканчивая образно-логическим мышлением, которое позволяет оперировать реальными предметами в умственном плане в виде схем и знаков.
2. Анализ вариативных программ по разделу «Временные представления» позволил прийти к выводу о том, что вариативные программы в соответствии с ФГОС ДО предусматривают задачи по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, используя при этом различные подходы, методы и средства.
3. Ознакомившись с психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что старший дошкольный возраст отличается от более ранних этапов дошкольного детства большими физическими и психическими возможностями и в целом данный период является достаточно сензитивным для всестороннего развития.
4. В настоящее время особую актуальность приобретает решение проблемы, связанной с развитием временных представлений у детей дошкольного возраста. Одним из таких средств их развития является моделирование. Именно с помощью моделей ребенок раскрывает область особых отношений моделей и оригинала, связанного и с развитием временных представлений.
5. Опираясь на проведенный теоретический анализ литературы по проблеме формирования временных представлений посредством приемов обучения моделированию детей дошкольного возраста, а также учитывая результаты, полученные на констатирующем этапе опытно-исследовательской деятельности, нами была проведена практическая работа по формированию временных представлений посредством моделирования у детей старшего дошкольного возраста.
Для более успешного усвоения детьми понятий о времени подходит метод моделирования. Этот метод позволяет наиболее точно раскрыть возможности детей. Рассматривая особенности формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, определяя возможности метода моделирования в успешном формировании временных представлений у детей, мною был разработан комплекс занятий по формированию временных представлений.
В ходе проведенного исследования с детьми были проведены беседы, занятия, наблюдения, игры. Временные представления формировались и закреплялись не только во время проведения занятий, но и в повседневной жизни (во время прогулок, самостоятельной деятельности детей, дома). Дети с интересом использовали модели на занятиях, применяли их в своей игровой деятельности.
Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Дидактические и настольно-печатные игры имеют большое значение при формировании у детей предпосылок и навыков усвоения временных представлений. Этим объясняется необходимость иметь в группе соответствующую развивающую среду, которая стимулирует всестороннее развитие детей. Поэтому игра служит для формирования положительных личностных качеств ребенка и социализации его как члена сообщества людей.
В повседневной жизни и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности промежутков времени. На протяжении длительного времени у детей формировались навыки распознавания и умения называть единицы времени.



1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / А. С. Белкин. - М.: Изд. центр «Академия», 2015. - 192 с.
2. Белошистая, А. В. Современные программы математического образование дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2015. - 256 с.
3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие временных способностей дошкольников: Вопросы теории и практики [Текст]: курс лекций для студ. дошк. ф-тов высш. учеб. заведений /А. В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАдОС, 2013. - 399 с.
4. Белошистая, А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования: автореф. дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.02 / А.В. Белошистая. - Москва, 2004. - 32с.
5. Березка: Вариативная образовательная программа дошкольного образования [Текст]/ С. А. Трубицына, В. К. Загвоздкин, О. Ю. Вылегжанина, Т. В. Фишер, Т. А. Иконникова, К. И. Бабич. - М., 2015. - 148 с.
6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 2011. - 536 с.
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗдАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
9. Егошина, С. Н. Математическое моделирование в детском саду [Текст] / С. Н. Егошина // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 19-31.
10. Ефименко, Н. Л. Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста / Н. Л. Ефименко, Е. В. Шаталова // Молодой ученый. - 2016. - №29. - С. 568¬570.
11. Ефименко, Н. Л. К вопросу формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования / Н. Л. Ефименко // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2
12. Житко, И.В. Бубик и Пики: Время. Часы. Пособие для детей старшего дошкольного возраста / И.В. Житко - Мн.: ООО «Сэр-Вит», 2000. - 32 с.
13. Житко, И.В. Математический калейдоскоп: учеб.-метод. пособие / И.В. Житко. - Минск: НИО, 2006. - 184с.
14. Житко, И.В. Нас окружает пространство, время и число / И.В. Житко - Мн.: НИО, 2003.
15. Житомирский, В. Г. Математическая азбука [Текст] / В. Г.
Житомирский, Л. Н. Шеврин. - М.: Педагогика, 1989. - 200 с.
16. Запорожец, А. В. и современная наука о детях: Тезисы
конференции, посвященной 90-летию А. В. Запорожца [Текст] - М.:
Просвещение, 2015. - 208 с.
17. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский. - Екатеринбург, 2015. - 346 с.
18. Ильясова, К. К. Использование наглядного моделирования при формировании у дошкольников временных представлений [Текст] / К. К. Ильясова // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 40-43.
19. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст]: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. - 144 с.
20. Лобынько, Л.В. Современные подходы к образовательному
процессу / Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова. - Мн: ИВЦ Минфина, 2009. - 280с.
21. Ломако, З. А. Моделирование как метод формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /
З. А. Ломако // Государственный социально-гуманитарный университет. - 2017. - № 1. - С. 69-78.
22. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду: формирование у дошкольников элементарных матем. представлений. Пособие для воспитателя дет. сада / Л.С. Метлина - М.: Просвещение, 1982. - 207с.
23. Морозова, Я. В. Формирование временных представлений дошкольников старшего возраста способом моделирования [Электронный ресурс] / Я. В. Морозова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(19).pdf(дата обращения: 20.12.2017)
24. Мухина, B. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. - М., 2016. - 456 с.
25. Немов, Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии [Текст] / Р. С. Немов. - М., 2012. - 687 с.
26. Нищеева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / Н. В. Нищеева. — СПб: детство-Пресс, 2012. - 128 с.
27. Носова, Е. Предматематика: развиваем интеллект / Е. Носова, З. Михайлова // Пралеска. - 2006. - №7. - с. 14 - 16.
28. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ,
2014. - 368 с.
29. Поддьяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Поддъяков. - М.: Наука, 2016. - 172 с.
30. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада [Текст] / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьева. — М.: Просвещение, 2010. — 111 с.
31. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Н.Н. Поддьяков [и др.]; по ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика. 1985. - 200 с.
32. Развитие: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. дьяченко, Н.С. Варенцова. - М.: Издательство НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «Развитие», 2012, - 144 с.
33. Репина, Г. А. Технологии математического моделирования с дошкольниками. Современные направления [Текст] / Г. А. Репина. - Смоленск,
2014. - 128 с.
34. Рихтерман, Т. д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Д. Рихтерман. — М.: Просвещение, 1991. - 120 с.
35. Смоленцева, А. А. Математика до школы [Текст] / А. А. Смоленцева,
O. В. Пустовойт, З. А. Михайлова. - СПб.: «Детство-пресс», 2016. - 240 с.
36. Тарунтаева, Т. В. Формирование элементарных временных представлений у дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева. — М.: Просвещение,
2015. - 64 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс] URL: https://pravobraz.ru /federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 12.07.2017)
38. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / М. Фидлер. - М.: Просвещение,1999. - 159 с.
39. Чуднова, Р. Обучение детей ориентировке во времени [Текст]/
P. Чуднова // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 1. - С. 24-29.
40. Шаталова, Е. В. Развитие временных представлений у старших дошкольников в условиях полипрограммного образования [Текст] / Е. В. Шаталова [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/(дата обращения:
22.05.2017)
41. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. - М.: Академия, 2015. - 272 с.
42. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - Воронеж: Издательство НПО «МОдЭК», 2015. - 392 с.
43. Щербакова, Е. И. Формирование временных представлений [Текст] / Е. И. Щербакова, О. Фунтикова // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 3. - С. 48-54.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ